Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Я половина 19 вв. (организация сельского и волостного крестьянского самоуправления после 1861 г., земская и городская реформы 1864 и 1870 г.)






- в соответствии с Манифестом от 19 февраля 1861 г. началось создание системы крестьянского сословного самоуправления, заменившей власть помещика.

Крестьянское самоуправление.

- крестьяне объединялись в сельские общества, а затем в волости. Управление в рамках сельского общества возлагалось на сход домохозяев и сельского старосту, избираемого на сходе. На уровне волости это были волостной сход (сельские и волосные должностные лица), волосной старшина (выбирался на волостном сходе) с волосным правлением (волостной старшина + сельские старосты) и волостной крестьянский суд (выбирался на волостном сходе). Волость не являлась административно-территориальной единицей Российской Империи, она была административным округом, созданным для организации крестьянского самоуправления и управления крестьянскими сообществами. Руководили крестьянскими волостями губернские присутствия – в каждом уезде учреждалась особая комиссия + были мировые посредники для снижения уровня крестьянских волнений.

Земское самоуправление.

- положением 1864 г. предусматривалось создание уездных и губернских земских собраний = гласные, избираемые на 3 года (распорядительные органы) и уездных и земских управ = председатель + члены (исполнительные органы) – они были выборными. Земские представительные органы формировались путем многоступенчатых выборов по 3 куриям. Губернские земские учреждения заведовали делами, которые относятся ко всей губернии или уездам, а уездные земские учреждения – делами, которые касаются каждого отдельного уезда.

Вопросы ведения земств: заведование имуществом, капиталами денежными сборами, устройство и содержание зданий, народное продовольствие, вопросы прекращения нищенства, устройство и содержание местных путей сообщения, земская почта, земские школы, больницы, приюты и богадельни; развитие местной торговли и промышленности, народное продовольственное дело; ветеринарная служба и агрономическая служба, взаимное страхование; постройка церквей, тюрем и сумасшедших домов.

- земство наделяется признаками юридического лица (имели права, несли обязанности, обладали имуществом, выступали в суде). Часть постановлений земских собраний подлежала утверждению губернатором или министром внутренних дел. Земства восполняли «пробелы государственных установлений»; опираясь на принципы самофинансирования.

12 июня 1890 г. было издано новое Положение, которое ухудшило положение земского самоуправления (земские учреждения преобразованы в сословные, большую часть мест занимали дворяне, урезаны права крестьянства). Компетенция губернских земских собраний обозначилась более ограниченно. Городское самоуправление. Городовое Положение 1870 г. было достаточно прогрессивным документом. Органами городского самоуправления являлись: городские избирательные собрания, городские думы = 30-70 гласных (представительные и распорядительные органы), городские управы = голова + 2 члены управы (исполнительные органы). В небольших городах управы не образовывались, а их функции исполнял голова, также он был председателем городской думы.

Избирательное право предоставлено всем городским обывателям. Городскому общественному управлению была предоставлена широкая самостоятельность в решении местных дел. На губернатора возлагался надзор.

11 июля 1892 г. было издано новое Городовое положение, которое урезало избирательные права горожан и значительно уменьшило самостоятельность городовых учреждений (городская управа стала более зависимой от городской думы, увеличился контроль со стороны Губернии).

Вывод: во 2й половине 19 века формулируются и закрепляются прогрессивные идеи и принципы организации местного самоуправления. Государство демонстрирует достаточно успешную попытку построения системы местного самоуправления, основанной на признании самостоятельности земского и городского самоуправления.

Источники:

Учебник по ММП, выданный из библиотеки (не помню автора)

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал