Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мнемотехники.







Люди уже очень долгое время изучают память и уже очень долго пытаются найти различные средства для того, чтобы ее улучшить.

В данной части работы речь будет идти об искусстве запоминания, которое имеет следующее название: мнемоника или мнемотехники.

Попытаемся разобраться что именно включают в себя эти понятия и начнем с главной задачи данного искусства. Итак, задачей мнемотехник является указание способа для запоминания некоторого материала в очень сжатые сроки. Интересно что материал, который человеку нужно запомнить, в данном случае было бы скорее всего запомнить невозможно, не используя различные вспомогательные техники. Однако, как писал Г. И. Челпанов: " Учителя мнемоники задаются гораздо более широкими задачами: по их мнению, благодаря этому искусству, можно " приобрести превосходную память" ". Этот факт будет, наверное, более всех других подвёргнут критике уже упомянутого нами русского психолога Г. И. Челпанова, но об этом несколько позже. Мы выяснили, что мнемоника или мнемотехника - это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. Теперь более подробно рассмотрим основные методы мнемоники.


Метод размещения и воображения.

Бауэром были сформулированы компоненты метода размещения, наиболее значимые из которых будут представлены далее:

1. Мы имеем некоторый список так называемых «подсказок».

2. Данными подсказками являются образы географических местоположений в памяти.
3. Для того, чтобы запомнить некоторый набор элементов, который подлежит заучиванию, эти элементы нужно ассоциировать с имеющимися подсказками.

4. " Ассоциирование должно проходить попарно, один к одному".
5. Также данный процесс должен проходить путем активации воображения, в большей степени зрительного.

6. " Образная конструкция должна быть необычной, странной, поразительной".
7. В случае, если необходимо заучить тот же список второй раз, элементы лучше всего вводить в неизменном порядке, то есть размещать на тех же местах.
8. " При воспроизведении человек должен подсказать себе воспроизводимые элементы списка".
9. Кроме того подсказки, который человек использует при воспроизведении элементов должны быть такими же как при процессе заучивания или, по крайней мере, сходными.

Сам Бауэр считал, что основным компонентом, рассматриваемого нами метода, является создание образных ассоциаций между признаками-подсказками, которые нам хорошо известны, и элементами, которые необходимо заучить. Более того, воспроизведение происходит легче, если используется хорошо нам известный опорный список, выполняющий роль некоторого «эффективного набора подсказок» воспроизведения списка заучиваемых элементов. Это что касается метода размещения и воображения.

Перейдем к рассмотрению. Метода размещения на конкретных примерах.

Одним из самых распространенных примеров работы мнемотехник в контексте метода размещения является рассказ о греческом поэте Симониде. Он получил поручение написать лирическую поэму и затем прочитать ее на банкете. После прочтения своей поэмы Симонида позвали наружу и он вышел. В это время здание, в котором происходило действие, разрушилось, забрав жизни всех присутствующих. После катастрофы никто не мог найти своих родных, по причине того, что их тела были изувечены до неузнаваемости. Симонид однако, придя на руины, смог осознать все тела по месту, на котором они сидели в банкетном зале. О достоверности данного примера говорить сложно, но, несмотря на это работа метода размещения вполне очевидна.

Квинтилиан, в свою очередь, дал объяснение метода размещения относительно запоминания речи. В нем говорится о том, что первым делом необходимо " записать в памяти ряд мест". Основным же видом системы мест является архитектурный. Для образования этого ряда мест в памяти необходимо вспомнить достаточно просторное и богатое в своем разнообразие строение. Причем представить нужно не только само здание, то также и его комнаты, холл и т. д., то есть все составляющие его элементы и все, так сказать, элементы декора. После того, как данная картинка достаточно прочно сохранилась в нашей памяти необходимо разместить в местах строения те образы, по которым будет запоминаться речь. Когда все эти действия произведены, остается только пройтись по нашему строению, когда запечатленную информацию необходимо воспроизвести.

" По мнению Йетса, метод размещения включает:

- идентификацию знакомых мест, расположенных последовательно
- создание образов элементов, подлежащих воспроизведению и ассоциированных с местами
- воспроизведение путем " посещения" этих мест, служащими признаками для подлежащих воспроизведению элементов"

Действует ли данный метод? Практика показывает, что да. В повседневной жизни его можно использовать для того чтобы, например, запомнить список продуктов, которые надо купить.

Перейдем к рассмотрению следующего метода искусства запоминания, который имеет название " система слов-вешалок " или, как его еще называют, " список вешалок".

Главная идея данного метода заключается в том, что человек учит некоторое количество слов, которые играют роль некоторых " вешалок", которые используются впоследствии для " развешивания" запоминаемых элементов. Метод слов-вешалок имеет несколько разновидностей. Приведем пример одной из них. Человек заучивает несколько рифмующихся пар, например, таких как one is a bun (один это булка), two is a shoe (два это башмак), three is a tree (три это дерево) и т. д. После того, как пары были успешно заучены, человеку необходимо " развесить" на эти вешалки слова, которые ему необходимо запомнить. Совершить это можно, например, придумав некоторую связь между словом-вешалкой и элементом, подлежащим запоминанию. Например, нам необходимо запомнить слово молоко. Мы представляем как это слово может быть связано, например, со словом-вешалкой булка. Получается так: " молоко льется на сырую булку". Важно отметить, что чем более странной будет связь между этими словами, тем проще будет процесс запоминания. То же самое мы делаем и со всеми другими словами, которые нам нужно запомнить.

Между системой " слов-вешалок" и выше описанным методом размещения существуют некоторые общие моменты. Во-первых, оба метода служат для того, чтобы закрепить последовательность подлежащих запоминанию элементов. А во-вторых, для того, чтобы процесс запоминания протекал " с наименьшим сопротивлением" используются достаточно странные и необычные образы, связывающие подлежащие запоминанию элементы с местом или словом-вешалкой.

Эффективность данного метода была показана в эксперименте, который был проведен Бугельски и другими. Эксперимент проходил следующим образом: сначала испытуемые, составляющие экспериментальную группу, заучивали слова-вешалки, часть из которых уже перечислялась нами выше, после чего они придумывали связь между подлежащими запоминанию словами и словами-вешалками, то есть делали то, что мы описывали выше. Эксперимента торы при этом изменяли количество времени, которое представлялось для заучивания. Результаты доказали, что система слов-вешалок действительно " работает", так как результаты экспериментальной группы намного превосходили результаты группы контрольной, причем чем больше времени давалось я заучивания, тем яснее было видно это превосходство.

Еще один метод, который мы рассмотрим - это метод ключевых слов.

Данный метод представляет собой несколько измененный вариант системы слов-вешалок. Аткинсон и рой использовали метод ключевых слов в обучении другому языку. Ключевым словом было слово английское, которое по звучанию напоминало какую-либо часть слова иностранного. Испытуемые с помощью ассоциации связывали звучание слова иностранного и слова ключевого и создавали мысленный образ, который связывал ключевое слово с английским переводом. Таким образом, складывается некоторая цепочка, которая находится между иностранным слово и его английским переводом и имеет такие звенья, как ключевое слово, сходное с иностранным по звучанию, и воображаемая связь между данным ключевым словом и настоящим словом английского языка.
Например, " испанское слово pato, означающее по-английски " утка". Pato по звучанию похоже на " pot-o" (pot - горшок). Используя слово " pot", в качестве ключевого, мы можем представить себе утку с горшком на голове". Нами уже рассмотрены некоторые методы мнемоники, теперь, думаю, стоит сказать несколько слов по поводу организующих схем.



Выготский о памяти и ее развитии: роль искусственных средств. Характеристика подхода, методы и результаты исследований А.Н. Леонтьева

Большое внимание Л.С. Выготский уделял изучению эйдетической памяти, как одной из стадий в развитии памяти человека. Эта память характеризуется тем, что ребенок может точно и на достаточно длительное время с мельчайшими деталями запомнить любую картинку. Эта способность и получила название «эйдетическая память». В филогенезе человека этот этап развития памяти можно соотнести с памятью примитивного человека. Туземцы, например, могут безошибочно узнать след любого известного ему животного и определить, в какую сторону оно побежало, также эти люди идеально запоминают местность (топографическая память). Индейцам, например, достаточно один раз увидеть пейзаж, чтобы запомнить его в мельчайших деталях и не заблудиться там. Так же «Левингстон отмечает выдающуюся память туземцев Африки. Он наблюдал ее у посланников вождей, которые переносят на громадные расстояния очень длинные послания и повторяют их слово в слово» (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия). Соответственно, у них нет письменности. По словам Энгельса: «человек используется памятью, но не господствует над ней», а скорее она берет над ним верх. «Она подсказывает ему нереальные вымыслы, воображаемые образы и конструкции. Она приводи его к созданию мифологии, которая часто является препятствием к развитию его опыта, заслоняя субъективными построениями объективную картину мира» (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия).

И, как только человек смог «обуздать» свою память, став ее хозяином и создав вспомогательные средства, он смог перейти на более высокую ступень развития. С возникновения письменности и, немного ранее, определенной символики, началось развитие более совершенной памяти. Изначально, опосредование происходило с помощью подручных средств: зарубках на палках или узелках на одежде, но эти нехитрые приемы впоследствии стали более изощренными и сложными, например, квипу, употреблявшиеся в древнем Перу, в Древнем Китае, Японии и некоторых других странах. Квипу – это послания, сделанные с помощью узелков, которые, завязанные в определенной последовательности и особым образом, несут сообщения. С их помощью, до изобретения письменности люди общались, делились информацией и важными новостями. Именно открытие символов как способа упрощения запоминания можно считать эволюцией памяти. «Клод считает, первой стадией в развитии письменности мнемоническую стадию. Любой знак или предмет является средством мнемонического запоминания» (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия).

Исследования, которые А.Н. Леонтьев приводит в своей статье «Развитие высших форм запоминания» направлены на доказательство развития запоминания через процесс опосредствования.

А.Н. Леонтьев описывает ряд экспериментов, которые проводились на детях от 4 до 13 лет и на студентах. Суть их была такова: испытуемым диктовали слова, после первой серии детям нужно было просто повторить прозвучавшие слова, во второй и третьей сериях им был предложен дополнительный материал – карточки-картинки, содержание которых никак не совпадало со списком продиктованных слов во время этих сессий.

Во время прослушивания ряда слов, предлагалось выбрать карточку, которая, по его мнению, помогла бы вспомнить определенное слово: «Когда я назову слово, посмотри на карточки, выбери и отложи такую карточку, которая поможет тебе припомнить слово» (А.Н. Леонтьев).

После анализа результатов стали очевидны несколько фактов:

- во-первых, третья серия у детей 4-5 лет очень слабо отличается от второй (показатели третьей чуть выше), но уже следующая возрастная группа детей (6-7 лет) показала более высокие результаты, что доказывает, что начинается быстрое развитие опосредованной, логической памяти.

-во-вторых, дети от 7 до 12 лет тоже показали хорошие результаты, но темп развития их памяти по сравнению с предыдущей возрастной группой несколько ниже. Разница между второй и третьей сериями становится менее заметной и как бы «сглаживается».

Из этого можно сделать следующий вывод: «начиная с дошкольного возраста темп развития запоминания с помощью внешних средств значительно превышает темп развития без помощи карточек» (А.Н. Леонтьев).

Если представить эти изменения в графическом виде, то, графическая форма будет похожа на параллелограмм: «Обе линии (вторая и третья серии) развития представляют собой кривые две кривые, сближающиеся в нижнем и верхнем пределах» (А.Н. Леонтьев).

В целом, этот эксперимент показывает, как в процессе взросления развивается память, как от эйдетической (рассмотренной выше) она трансформируется в логическую с помощью использования знаков-символов, которые упрощают процесс запоминая. «Прежде чем сделаться внутренними, эти стимулы-знаки являются в форме действующих извне раздражителей. Только в результате своеобразного процесса их «вращивания» они превращаются в в знаки внутренние, и таким образом из первоначально непосредственного запоминания вырастает высшая, «логическая» память» (А.Н. Леонтьев).

 

V


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал