Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Гештальтпсихология
Для репродуктивных задач у решателя есть готовые средства или способы решения, и они ведут к успеху, для творческих – таких нет. В противовес предшественникам, представители данного направления утверждали, что роль прошлого опыта в нахождении правильного ответа совсем невелика, поэтому Дункер упрекал О. Зельца в том, что тот изучает не настоящие, а «уже решенные» задачи. Проблемная ситуация должна быть прежде всего постигнута субъектом, т.е. быть воспринята как целое, заключающее в себе определенный конфликт. Это постижение, или понимание, является основой процесса мышления. Понимание всех составляющих изучаемого явления как включенных в целостную структуру (гештальт) называется инсайтом. Собственно понятие инсайта было предложено В. Келером при исследовании интеллектуального поведения человекоподобных обезьян. Животные решали практические задачи, одна из которых — достать подвешенный к потолку банан. Пользуясь ящиками, которые находятся в вольере, животные выстраивают из них пирамиду, забираются на нее и, когда расстояние до цели становится достаточным для прыжка, совершают его и овладевают желанным лакомством. Однако правильное решение этой задачи доступно не всем. Интересующий нас субъект — «глупый шимпанзе» наблюдает действия сородичей и пытается решить задачу, подражая им. Его поведение внешне подобно интеллектуальному: по частям он точно воспроизводит движения, приводящие к успешному результату. Он так же прыгает за бананом к потолку (но не с пирамиды, а прямо с пола), так же ставит ящики друг на друга и забирается на них (правда, в стороне от цели, а не прямо под ней) и т.д. Но эти «пробы» решения разобщены, и цель остается недостижимой. Шимпанзе подражал сородичам, которые пытались достать банан, но не понимал суть решения. Частичное подражаение (прыгал с пола, но не с возвышения) не давало результата. Он не понимает проблемной ситуации, она выступает для него неорганизованной. Таким образом, инсайт и в эмпирическом смысле этого слова есть определенная (целостная) организация, или структурирование субъектом проблемной ситуации. Ситуация впервые становится здесь проблемной для субъекта. Мыслительный акт обогащает прошлый опыт субъекта и является для него продуктивным. Метод исследования самого мыслительного процесса — творческие задачи–головоломки, используемые в опытах гештальтпсихологов и получившие название " дункеровских" – наиболее адекватный объект для изучения мышления методом рассуждения вслух. Достроение до целого - так и следует назвать исследовательский метод целостного подхода, учитывая что рассуждаемый запрашивает недостающую ему информацию вслух. Анализируя частное высказывание, исследователь предполагает, что оно не могло появиться вне своей (пусть не вербализованной субъектом) объективной основы - определенной целостной организации условий и требований задачи. Эту основу и нужно достроить на материале высказанного предложения, выделив, прежде всего, его функциональное значение. Далее выделяется и сам конфликт. Их может быть и несколько. В своем окончательном виде психологическая структура задачи выступает как " родословное дерево" полученных решений, упорядоченная классификация выделенных испытуемыми конфликтов и способов их устранения.
Бихевиоризм. Это направление в психологии XX в. Его основатель Дж. Уотсон расширен трактовал мышление, сопоставлял его с внутренним вещанием или со средствами невербальной коммуникации. Он полагал, что предметом изучения психологии может являться только поведение. Уотсон ввел понятие основной структурной единицы поведения – связи стимула и реакции. Сложное поведение, на уровне человека, представляет собой целые системы таких связей. Кроме того, как уже упоминалось в лекции о мотивации, впоследствии в цепочку «стимул – реакция» были введены дополнительные факторы, влияние которых сказывалось на степени реагирования при прочих равных условиях. Понятие мышления, согласно представлениям Уотсона, толковалось очень расширенно, как один из таких факторов. Оно включало как все виды внутренней речевой деятельности, так и любых невербальных форм выражения мысли, таких как жесты и мимика. «Таким образом, – писал Уотсон, – мышление становится общим понятием, включающим все наше безгласное поведение». Дж. Уотсон выделял три основные формы мышления: 1) простое развертывание речевых навыков (воспроизведение стихов или цитат без изменения порядка слов); 2) решение задач не новых, но редко встречающихся, так что они требовали бы пробного словесного поведения (попытки вспомнить полузабытые стихи); 3) решение новых задач, требующие словесного решения до того, как будет предпринято какое-нибудь открыто выраженное действие. Теория мотивации. Согласно когнитивной теории мотивации мотивация поведения человека идет от познания, согласно ему. В рамках этой теории изучаются связь мышления с уровнем притязаний и влияние на этот процесс мотивации 'достижения. Теория мотивации достижения объясняет реально действующий мотив как продукт интеграции 'или даже конкуренции двух тенденций - субъект боится неудач и стремится пережить удовольствие от успеха. На процесс познания влияют различные мотивы, их иерархичность изучается познавательной теорией мотивации. Выбор мотива зависит от того, как субъект познает ситуацию, его чаяния, его идеалы. Особой необходимости в коррекции несоответствия между различными мотивами, установками. Эта проблема решается теорией когнитивного диссонанса (Л. Фестингер). В рамках упомянутой теории исследуется поведение субъекта с целью приведения ее в соответствие с представлениями о том, как нужно вести себя, изучается явление диссонанса между мотивами к выбору и после его осуществления. Гуманистическая психология. В рамках этого направления исследуются мотивы самоактуализации. Начал изучение этих мотивов еще К. Юнг, однако более глубоко анализировал А. Маслоу. В перечне черт личности, которая самоактуализуеться, есть немало таких, которые касаются мышления (эффективность восприятия действительности, комфортное отношение к реальности, постоянная появление нового в понимании того, что происходит, чувство юмора и т.д.). Итак, исследователи, анализируя мотивы самоактуализации, прослеживают их влияние на мышление. Теория онтогенетичного развития мышления. В 20-е - 40-е годы XX ст. Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, А. В. Запорожец, П. П. Блонская исследовали развитие мышления у детей, связывая его с такими явлениями, как интеллект и вещания. Особенно важный вклад в теорию онтогенеза мышления сделали исследования Л. С. Выготского и его последователей. Развитие мышления эти ученые рассматривают как процесс усвоения ребенком общественно-исторически выработанных умственных действий и операций. Этим процессом можно активно и планомерно управлять (П. Я. Гальперин). Теория мышления как системы обработки информации. С появлением электронно-вычислительных машин возникло понимание мышления как системы обработки информации (А. Ньюелл, Г. Саймон, М. Минский, Дж. Маккарти, Дж. Миллер, Ю. Галантер, К. Прибрам). Первоочередной задачей было проследить движение потока информации в " системе" (т.е. в мозге). Основными понятиями этого подхода являются те, что касаются когнитивной деятельности: информация, вход, переработка, кодирование и подпрограмма. Операциональная концепция интеллекта. Для Ж. Пиаже характерным является генетический подход к решению проблем интеллекта. Согласно теории Пиаже в этом процессе может быть выделено пять стадий (или пять этапов в построении операций). 1. Стадия сенсомоторного интеллекта (от 8-10 месяцев до 1, 5 года). 2. Символический, или допонятийный интеллект (от 1, 5-2 до 4 лет). 3. Стадия интуитивного (наглядного) интеллекта (от 4 до 7-8 лет). 4. Стадия конкретных операций (от 7 - 8 до 11 -1 2 лет). 5. Стадия формальных операций, или рефлексивный интеллект (от 11 -12 до 14-15 лет).
|