Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Телеологический подход
Общие характеристики телеологического подхода: • Внутренняя направленность субъекта на достижение цели • Активность мыслительного процесса придает психическому опыту осознавание, поиск существенного (а не наглядно воспринимаемого) в условиях решаемой задачи • Мыслительный акт есть выделение, осознание отношения чувственных элементов структуры задачи Вюрцбургская школа. Основателями школы были О. Кюльпе и К. Бюлер, к ее представителям относятся Н. Ах, А. Марбе, О. Зельц и др. Центральные исследовательские вопросы касались: а) введения понятий, учитывающих активность мыслящего субъекта; б) описания свойств мышления как особой психической реальности и выделения его содержания; в) объяснения психологических механизмов мыслительного процесса. - Мышление рассматривалось как решение задач (определение) - Направленность (а не хаотичность) ассоциативного потока была выражена, прежде всего, понятием «детерминирующей тенденции» (Н. Ах) - Решающим вкладом вюрцбургской школы в психологию мышления стало введение понятия «задачи» (В. Уатт). Изменило оно и основной метод классической психологии сознания — интроспекцию. Отчет субъекта о его ощущениях, представлениях, переживаниях проводился теперь в условиях поиска ответа на поставленный вопрос, решения определенной задачи (этот прием изучения мышления иногда называют методом задач). Представители вюрцбургской школы на основе своих экспериментов разделяли феномены внутреннего опыта на два класса: а) чувственные представления; б) мысли или сознанности.
- По своему содержанию мышление - это осознание (" усмотрение") отношений, не зависимое от чувственных, наглядных представлений. Безобразность мышления.
«Теорией комплексов» назвал Зельц свое объяснение психологических механизмов решения задач. Описывая решение задачи и его средства, Зельц вводит три функционально близких понятия. Первое из них — специфическая реакция, т.е. объективно необходимый ответ, адекватный поставленной цели в заданной ситуации. Второе — операция, способ выделения такого ответа. И третье — метод, т.е. операция, сознаваемая и используемая субъектом как средство решения задачи. Психологическая структура решаемой задачи представляет собой «схематически антиципирующий комплекс». Схема комплекса располагает элементы задачи в иерархию по двум уровням: чувственных представлений (s и P) и их отношений, сознанностей (m). Основа решения задачи — прошлый опыт субъекта, содержащий схемы понимания существенных отношений между предметами. В процессе решения задача выступает для субъекта как незавершенная комплексная структура. Еще не определенный (не найденный) результат Р по схеме комплекса антиципируется, предвосхищается субъектом — через осознание (усмотрение) им отношения m. Сознаваемая операция восполнения комплекса, т.е. нахождение р и становится для субъекта методом решения задачи. Объясняется же решение готовностью субъекта к актуализаций заданного отношения m — центральной части комплекса, т.е. к переходу этого отношения из прошлого опыта в актуальный.
Одним из самых известных и авторитетных современных вариантов телеологического подхода выступает так называемая теория задачного пространства (problem-spacetheory) Г. Саймона и А. Ньюэлла (Newell, Simon, 1972). Основные положения: • Задача представляет собой два отличающихся состояния — исходное и целевое, переход между которыми неизвестен решателю. Оба состояния явным образом заданы условиями. • Для всякой задачи существует некоторое количество путей решения, то есть переходов от исходного состояния к целевому. Любой из путей связывает их между собой посредством множества промежуточных состояний. Каждое из состояний — это репрезентация проблемной ситуации на каком-то этапе решения. • Вся совокупность возможных состояний, которую демонстрируют испытуемые в ходе исследования, и носит название задачного пространства. • Переход между состояниями обеспечивается специальными процедурами, именуемыми операторами. Они несут в себе как разрешенные действия, так и набор запретов, делающих какие-то определенные шаги решателя и, следовательно, часть промежуточных состояний временно невозможными. • Процесс решения заключается в поиске пути от исходного к целевому состоянию через ряд промежуточных. Правильный ответ предполагает демонстрацию последовательности шагов, переводящих первое состояние во второе и при этом не нарушающих ограничений, которые содержатся в условии задачи. • Решатели применяют самые разные способы для отыскания необходимой цепочки промежуточных состояний.
Целостный подход:
|