Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Генетическая классификация
11) Наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое 1. Логическое мышление. (Аристотель, Декарт, Спиноза.) Оно складывается из трех основных мыслительных форм, применение которых подчиняется достаточно жестким законам. Совместно они обеспечивают получение нового достоверного знания. Формы мышления: понятие (обобщение класса объектов по единому существенному призна-ку), суждение, умозаключение (его ключевой формой выступает силлогизм — умозаключение, составленное из трех суждений) Деление логического мышления по характеру протекания мыслительного процесса: 1. Индуктивное мышление обеспечивает общий вывод из частных суждений, то есть переход от частного к обшему. 2. В основании дедукции лежит логическая необходимость, которая делает возможным обоснованный переход от общего суждения к другому обшему или частному суждению. Таким образом, индуктивное рассуждение обеспечивает получение лишь вероятного или правдоподобного знания, а дедуктивное — логически необходимого. Пример индукции: выведение общего заключения из отдельных фактов (например, в ходе расследования преступления), а дедукции — силлогизм.
Аутистическое мышление (Блейлер) является противоположностью реалистического (логического) и подчиняется нескольким правилам: 1) каждый аффект стремится удержаться как можно дольше (потому это мышление очень склонно к повторам и навязчивостям); 2) мыслительный процесс подчиняется принципу удовольствия. Эмоциональное мышление. (Г. Майер) Этот автор утверждал, что формально-логическое понимание мышления неправомерно сужает границы названного психического процесса, оставляя за рамками его чрезвычайно важные черты и свойства. Центральное утверждение Г. Майера состояло в том, что мышление часто подчиняется аффективным и волевым побуждениям, а не познавательным потребностям. Пралогическое мышление (Леви-Брюль) В состав пралогического мышления на равных входят представление предмета (наглядное или словесное), действие с ними эмоциональное отношение к нему. Здесь могут иметь место нарушения тождества предмета в ходе решения, нечувствительность к противоречиям, свободно допускаются взаимоисключающие явления и события. Пралогическое мышление опирается на закон партиципации (сопричастия) и подчиняется принципу магической причинности. Например, индейцы бороро утверждали, что являются и индейцами, и попугаями арара.
1) Творческое и критическое мышление. Условия их успешного осуществления почти противоположны: порождение новых творческих идей должно быть полностью свободно от всякой критики, внешних и внутренних запретов; критический отбор и оценка этих идей, напротив, требуют строгости к себе и другим, не допускают переоценки собственных идей и т.п. Характерно, однако, что в практической психологии существуют попытки объединения преимуществ каждого из зтих видов. Например, в известных методиках управления мыслительным процессом и повышения его эффективности (" мозговой штурм") творческое и критическое мышление как разные режимы сознательной работы используются на разных этапах решения одних и тех же прикладных задач. (из Петухова). А. Осборн описал еще два вида мышления — генеративное (порождающее) и критическое. Критерий их противопоставления также чисто функциональный. Функцией первого в ходе решения задачи выступает порождение новых идей, второго — поиск в них изъянов и недостатков. 1) Репродуктивное и творческое Два этих вида могут быть четко противопоставлены друг другу на основании типа задач. Репродуктивное мышление приспособлено для решения репродуктивных задач, а творческое — соответственно творческих. 2) Конвергентного («сходящееся») и дивергентное («расходящееся») (Гилфорд). Как и в предыдущем случае, критерием служит тип задач. Конвергентное мышление предназначено для решения закрытых, а дивергентное — открытых задач. 3) Теоретическое и практическое мышления (Теплов) Критерием противопоставления также служат виды задач — теоретические в одном случае и практические — в другом. Теоретическое мышление направлено на объяснение фактов и событий по определенным правилам. Например, путем нахождения универсального закона, в соответствии с которым они происходят. Практическое мышление предполагает решение совсем других задач, направленных не на предсказание, а на внедрение чего-то в жизнь, реализацию какого-то намерения или плана. Интересно, что в данном случае мышление человека представляется как единое, однако стоящие перед ним задачи, условия их решения определяют качественно разные способы мыслительной работы. Так, практические задачи, в отличие от теоретических, обычно решаются в дефиците времени, полученный результат применяется сразу, что требует больших волевых усилий и т.д. 5) К. Гольдштейн выдвинул идею о существовании двух альтернативных видов мышления (он называл их «мыслительными установками») — абстрактного и конкретного. При наличии обеих установок (это случай среднестатистического взрослого) человек может вести себя «конкретно»: в соответствии с требованиями ситуации, не задумываясь, автоматически (отсюда и сам термин «установка»). А в случае неожиданных резких изменений он способен перейти к «абстрактному» способу поведения, то есть начать анализировать причины и динамику происходящего, прогнозировать развитие событий, более четко определять свои цели, перепроверять результаты своих действий.
Помимо функциональных типологий, важное значение имеют и генетические классификации видов мышления. Обычно они представляют собой выделение последовательных стадий развития мышления в онтогенезе. Наиболее фундаментальной среди классификаций является трехуровневая схема, которая включает в себя наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление. Три уровня его развития совпадают с тремя способами представления реальности (Брунер, 1977). Двойные названия информируют о двух сторонах каждого уровня развития мышления: форме представления реальности (первые части названии) и том способе, которым будет решена задача (вторые части). Таким образом, в первом случае задача должна быть представлена человеку наглядно (все предметы, ее составляющие, должны быть в буквальном смысле в поле его зрения) и она будет решена посредством реального движения. Во втором случае задача должна быть представлена наглядно (возможно предметно как в предыдущем случае, но возможно и графически — рисунком, чертежом и т.д.) и будет решена в образном плане: путем оперирования образами составных частей проблемной ситуации. А в третьем случае задача должна быть представлена с помощью какой-то знаковой системы (скажем, родного языка), а решение будет найдено посредством логических операций. Мышление образованного взрослого европейца гетерогенное. (П. Тульвисте) Это значит, что оно не едино, а состоит из различных частей (отдельных видов мышления), которые отличаются друг от друга своим назначением и происхождением. Это необходимо для жизни в сложно устроенном мире. Также типы мышления соответствуют не отдельным культурам, а отдельным видам деятельности. Ни один тип вербального мышления не применим во всех видах деятельности, при решении любых задач, а потому и не может заменить собой иные типы мышления.
VI
|