![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Теоретические основы сестринского леаа
-: Ш .; ■ '; ■ £ §■ £
Из философии мы заимствуем формы мышления (размышляя закономерно, мы находим внутреннюю связь явлений) и другие философские категории (ищем причину, сущность явлений и т.д.), без которых не может обойтись ни одна наука. Философия как наука возникла около трех тысячелетий назад. Различают политическую философию, философию семейной жизни, философию медицины и другие. Философия всегда формировалась на различных морально-этических принципах, правилах и формировала систему ценностей той или иной эпохи. Известно, что в древности многие врачи были известными философами. Это Гиппократ, Авиценна, Гален и другие. Считалось, что от философского мировоззрения врача зависит успех врачевания. Отец медицины Гиппократ считал, что врач-философ должен обладать знаниями и интуицией, тогда он сравним с Богом. «Врач-философ подобен Богу», — говорил Гиппократ. Не каждая философия, по Гиппократу, должна быть применена в медицине. Духовные ценности, мировоззрение человека должны опираться на факты, наблюдения, опыт, т.е. законы, закономерности с их причинно-следственными связями. «Медицина и философия бесполезны, если первая не излечивает тело, а вторая душу», — так говорил греческий философ Эпикур. Современная философия определяет систему духовных ценностей, позволяющую отвечать на проблемные вопросы, что такое Истина; что является Добром (высшим благом), а что Злом в человеческих отношениях; что такое Красота; и т.п. Реформирование здравоохранения в мире и в России направлено на развитие охраны здоровья населения. Условия, в которых осуществляются реформы, усложняют жизнь человека, его существование. Наш соотечественник Н.А. Бердяев утверждал, что «...философия есть наука о духе. Однако наука о духе есть прежде всего наука о человеческом существовании». По мере развития человечества удлиняется период жизни человека, усложняются 50 условия его существования, возрастает и потребность в медицинской помощи. Увеличение факторов риска заболеваний, с одной стороны, приводит к появлению все более сложных заболеваний, а с другой — расширяются и совершенствуются возможности их лечения, которое, соответственно, становится дороже. Зачастую бывает так, что пациенты не могут оплатить лечение и в итоге не получают его. Людей, нуждающихся в сестринском уходе, становится все больше, так как практически в нашей стране отсутствуют отделения сестринского ухода. Необходимость философского осмысления сестринского дела возникла потому, что в профессиональном сестринском общении все чаще появлялись и появляются новые термины, изменяются формы мышления, которые развиваются, обсуждаются, философски осмысливаются. Они обсуждаются и сейчас, когда изменяются нормы и ценности общества, нормативно-правовая база (конституция, законы, подзаконные акты), изменяется состояние национальной экономики в целом. Возникают проблемы, решение которых поможет найти гармонию, согласованные действия между медицинскими работниками, пациентом и обществом. Появляется необходимость получения не только нового качества знаний, но и соблюдения принципов, лежащих в основе системы духовных ценностей медицинских работников, накопленных за многие века. На I Всероссийской научно-практической конференции по теории сестринского дела, состоявшейся 27 июля — 14 августа 1993 года в Голицыно, вводятся новые термины и понятия. Согласно международной договоренности философия сестринского дела базируется на четырех основных понятиях: 1. Пациент. 2. Сестра, сестринское дело. 3. Окружающая среда. 4. Здоровье. Основными принципами философии сестринского дела являются: уважение к жизни, достоинству, правам человека. Реализация принципов философии сестринского дела зависит от взаимодействия сестры и общества. 5/
Эти принципы предусматривают ответственность сестры перед обществом, пациентом и ответственность общества перед медицинской сестрой. Общество обязано признавать важную роль сестринского дела в системе здравоохранения, регламентировать, поощрять его через издание законодательных актов. Еще в клятве Гиппократа этический принцип, уважение к жизни, звучит так: «Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла, точно также я не вручу никакой женщине абортивного пессария». Достоинство как этический принцип формируется в человеке тогда, когда он сам уважает высокие моральные качества личности и всю жизнь соответствует им, осознает свою ответственность перед собой как личностью, занимающей определенное место в мире. Уважая права человека, пациента, его жизненные ценности, обычаи, убеждения, возраст, национальность, медицинские работники обязаны внимательно и по-партнерски относиться к пациентам, сотрудничать с ними для достижения главной цели — здоровья. Первый кодекс прав пациента был принят в США в 1972 году. В России права пациентов закреплены в «Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан», вступивхпих в действие в 1993 году. Сущность философии сестринского дела в том, что она является фундаментом профессиональной жизни медсестры, выражением ее мировоззрения и лежит в основе ее работы, общения с пациентом. Сестра, разделяющая сестринскую философию, принимает на себя: • этические обязанности —~ это обязательные, пра • этические ценности — это, согласно теории сестрин 52 цели, к. которым стремится человек, или группа людей): профессионализм; здоровье; здоровая окружающая среда; независимость; человеческое достоинство; забота (уход, внимание, попечение); » добродетели — это личные моральные качества медицинского работника, которыми он должен обладать, определяющие, что является добром, а что злом в людях: доброта; знание; умение; сострадание; милосердие; терпение; гуманность. Идея гуманности возникла в первом тысячелетии до нашей эры и сохранилась как «золотое правило нравственности»: поступай по отношению к другим так, как бы ты хотел, чтобы они поступали по отношению к тебе. Этические принципы определяются этическим кодексом медсестры в каждой из стран, в том числе и в России, который является стандартом поведения медсестер и средством самоуправления для профессиональной медсестры. «Этический кодекс медсестры России», принятый на III Всероссийской конференции по медсестринскому делу в июне 1996 года, рассмотрен Этическим комитетом России, одобрен Минздравом РФ в апреле 1997 года и вступил в действие (см. текст в Приложении). 2.2. Сестринская деонтология Деонтология — (от греч. «деон» — должное, и «логос» — учение) учение о профессиональной этике. Этот термин введен в обиход в начале XIX века английским философом Бентамом. Сестринская деонтология — наука о долге, принципах поведения перед пациентом и обществом, профессиональном поведении среднего медицинского работника, направленном на повышение качества лечения и ухода, устранение вредных последствий от неправильных поведенческих действий, является частью сестринской этики. Медицина и врачевание во все времена были основаны на сплаве специальных знаний, умений и этических положений. Наш соотечественник А.П. Чехов писал: «Профессия медика — подвиг. Она требует самоотвержения, чистоты души и чистоты помыслов. Не всякий способен н& это».
Взаимодействие врача, медицинской сестры, фельдшера, акушерки (медицинского работника вообще) и пациента начинается с момента первого их контакта, чаще зрительного, когда еще не произнесено ни слова. Почти каждый пациент напряженно и внимательно всматривается в лицо медицинского работника, стремясь понять, что и как скажет он ему. Ведь каждый пациент болеет своей болезнью плюс страхом перед незаинтересованностью, равнодушием со стороны врача, медицинской сестры, фельдшера. Он ждет ласкового, участливого слова, поддержки. И это слово станет лекарством не только для его души и тела, но и психологического состояния. М.Я. Мудров говорил: «Зная взаимные, друг на друга действия души и тела, долгом своим почитаю сказать, что есть и душевные лекарства, которые врачуют тело. Они черпаются из науки мудрости, чаще из психологии. Сим искусством печального утешишь, сердитого умягчишь, нетерпеливого успокоишь, робкого сделаешь смелым, скрытного откровенным, отчаянного благонадежным. Сим искусством сообщается та твердость духа, которая побеждает телесные боли, тоску, метания». При любом общении с пациентом надо всегда помнить, что каждое слово должно быть направлено на благотворное психологическое воздействие, поднятие настроения пациента, укрепление" его уверенности в выздоровлении. Всегда помните, что во многих случаях слово медицинского работника действует не менее целебно, чем лекарство. Надо всегда помнить и о второй стороне воздействия слова — народная мудрость гласит: «Слово лечит, но слово и ранит». Поэтому, беседуя с коллегами, пациентом, разговаривая в кабинете, палате, да и при любом общении с больными, по- 54 мните о возможности отрицательных последствий неосторожного высказывания. Все последствия отрицательного медицинского воздей-, ствия называются ятрогениями (или болезнями, связанными с врачеванием). Подавляющее большинство ятрогений возникают не по злому умыслу, а по неосторожности. Трудно себе представить врача или медсестру, которые желали бы вреда пациенту, тяжелобольному. Обычно ятрогений возникают случайно, при неосторожном разговоре в присутствии больного, а в ряде случаев — из-за некомпетентности, неумения общаться, низкого уровня медицинских знаний и умений. Причина ятрогений чаще всего кроется в черствости, недостаточной общей культуре медицинского работника, безразличном отношении к исполнению своих обязанностей. Медицинская сестра (фельдшер, акушерка) должна обладать профессиональной наблюдательностью, позволяющей увидеть, запомнить и по-сестрински оценить мельчайшие изменения в физическом, психологическом состоянии пациента. Она должна уметь владеть собой, научиться управлять своими эмоциями, воспитывать эмоциональную устойчивость. Культуру поведения медицинского работника можно разделить на два вида: 1. Внутренняя культура. Это отношение к труду, соблю- дение дисциплины, бережное отношение к предметам обстановки, дружелюбие, чувство коллегиальности. 2. Внешняя культура. Приличие, хороший тон, куль Основными качествами медицинского работника, причем качествами именно его внутренней культуры, явля: ются: • скромность — простота, безыскусственность, кото • справедливость — самая высокая добродетель меди обществу»; 5S I
• честность — должна соответствовать всем делам ме • доброта — неотъемлемое качество внутренней куль Хорошей человек — это, прежде всего, такой человек, который относится благожелательно к окружающим его людям, понимает и горести и радости, в случае нужды с готовностью, по зову сердца, не жалея себя, помогает словом и делом. Что же такое внешняя культура медицинского работника? 1. Внешний вид. Основное требование к одежде медика — чистота и простота, отсутствие излишних украшений и косметики, белоснежный халат, шапочка и наличие сменной обуви. Одежда, выражение лица, манера держать себя отражают некоторые аспекты личности медицинского работника, степень его заботы, внимания к пациенту. «Медикам следует держать себя чисто, иметь хорошую одежду, ибо всё это приятно для больных» (Гиппократ).
Помните! Медицинская форма не нуждается в украшениях. Она сама украшает человека, символизирует чистоту помыслов, строгость в выполнении профессиональных обязанностей. Не будет доверия у пациента к медицинскому работнику, у которого взгляд хмурый, поза небрежная, а говорит он так, словно делает одолжение. Медицинский работник должен держаться просто, говорить ясно, спокойно, сдержанно. 2. Культура речи является второй составной частью внешней культуры. Речь медицинского работника должна быть четкой, негромкой, эмоциональной. Нельзя использовать уменьшительные эпитеты при обращении к пациенту: «бабулька», «голубушка» и т.д. Нередко приходится слышать» как о пациенте говорят: «диабетик», «язвенник*, «астматик» и т.д. Иногда речь медицинских работников пересыпана модными, жаргонными словами, примитивна, пациент не проникается доверием к ним. Такие издержки речевой культуры медицинских работников как бы отгораживают их от пациента, отодвигают на задний план личность паци- ента, его индивидуальность, а у пациента вызывают негативную реакцию. Принципы сестринской этики и деонтологии Основными принципами сестринской этики и деонтологии, изложенными в клятве Флоренс Найтингейл, «Этическом кодексе Международного совета медицинских сестер» и «Этическом кодексе медицинской сестры России» (см. Приложение 1), являются: 1) гуманность и милосердие, любовь и забота; 2) сострадание; 3) доброжелательность; 4) бескорыстие; 5) трудолюбие; 6) учтивость и другое. В основе морали лежат следующие основные принципы: 1. Принцип гуманности — рассматривает человека 2. Принцип милосердия — означает «делать добро». 3. Принцип исключения должностных преступлений. 4. Принцип справедливости. Включает в себя беспри 5. Принцип правдивости (сообщение правды пациен 6. Принцип информированного согласия, появился в
Известно, что во все времена практически во всем мире врач обследовал и лечил больного по собственному усмотрению (выступая как бы в качестве «отца» пациента). Считается, что в таком случае врач и больной выступают как равноправные личности. Независимость пациента основана на его свободе и праве на информацию о своем состоянии, плане лечения, информацию о том, что будет выполнено; также признается право пациента на сохранение тайны его заболевания. Под информированным согласием понимается добровольное принятие пациентом курса лечения и процедур после предоставления медицинским работником компетентной и адекватной информации и получения согласия. Под компетентностью понимается способность принимать решения. Врачу вменяется в обязанность информировать пациента: 1) о характере и целях предлагаемого ему лечения; 2) о связанном с ним существенном риске; 3) о возможности альтернативы данному виду лечения. Сегодня наше законодательство пытается ввести взаимоотношения врача и больного в правовые рамки, что отражено в «Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан». Закон требует, чтобы больному сообщалась правдивая информация о диагнозе и прогнозе, какими бы тяжелыми они ни были. Например, ст. 31 Основ «Право граждан на информацию о состоянии здоровья» гласит: «Каждый гражданин имеет право в доступной для него форме получить имеющуюся информацию о состоянии своего здоровья, включая сведения о результатах обследования, наличии заболевания, его диагнозе и прогнозе, методах лечения, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, их последствиях и результатах проведенного лечения*. Статья 32 Основ носит название «Согласие на медицинское вмешательство» и в ней написано: «Необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является информированное добровольное согласие гражданина». Одним из принципов модели информированного согласия является требование сообщать больному абсолютную правду о его болезни и возможном ближайшем трагическом исходе. Закон требует, чтобы больному сообщалась правдивая информация о диагнозе и прогнозе, какими бы тяжелыми они ни были. Согласно конвенции Совета Европы (ст. 5) и российским законам (ст. 30, § 7, ст. 31, абзац 3 Основ), больному должна предоставляться правдивая информация о диагнозе и прогнозе болезни, какой бы трагической она ни была. Контрольные вопросы для самоподготовки 1. 2. Почему возникла необходимость философского осмысления 3. Что является основой духовных ценностей медицинских ра 4. Назовите место и дату проведения I Всероссийской научно- 5. Дайте характеристику основным понятиям философии сест 6. Перечислите основные принципы философии сестринского 7. В чем заключается сущность философии сестринского дела? 8. Перечислите этические элементы сестринского дела, которые 9. Дайте определение деонтологии как науки.
10. В чем заключается народная мудрость выражения «Слово ле 11. Какими должны быть современная медицинская сестра, фельд
58 59
Понятие биоэтики Термин «биоэтика», или этика жизни, предложен В.Р. Пот-тером в 1969 году. Предметом изучения биоэтики являются моральные и нравственные аспекты взаимоотношений между людьми. Тысячелетиями существовала в нашей культуре тесная связь этики и медицины. Слово «этика» произошло от греческого ethos — обычай. Именно нормы, правила, обычаи регулируют поведение и взаимоотношения людей в обществе. Медицинская этика является составной частью этики, которая не только изучает нравственность человека, но и воздействует на его идеологическое формирование. Принципы медицинской этики должны соблюдаться медицинскими работниками в их повседневной деятельности. На основе норм, правил, обычаев сформулированы наиболее обобщенные понятия морали или этические категории: долг, честь, достоинство, совесть, счастье. Сестринская деонтология — наука о долге, принципах поведения перед пациентом и обществом, профессиональном поведении среднего медицинского работника, направленном на повышение качества лечения и ухода, устранение вредных последствий от неправильных поведенческих действий, является частью сестринской этикиЭто код человеческих отношений, запрещающий следовать злу. Нравственность должна быть глубоко усвоена человеком, «войти в его душу», стать частью внутреннего мира. Пациент, доверяющий сестре свое здоровье, должен быть уверен не только в высоком профессионализме и в порядочности, честности, доброте, милосердии, чуткости и отзывчивости. Поэтому с давних времен общество, больные, пациенты предъявляли высокие требования именно к моральным, нравственным качествам врача, медицинской сестры и подчинялись моральным законам, традициям. Каждый поступок человека является результатом взаимодействия его права («природы», «свободы») и моральных норм («долга», «обязанностей» и т.д.). Человек морален, если соответствует нормам общества. Тогда нравственное поведение становится органичным. Для 60 него и ему не нужен надсмотрщик, который проверяет и понукает. Это «внутренний голос» человека, который помогает упорядочить поступки, страсти, силы и жить нравственно. Нравственной, моральной основой поведения медицинских сестер, эталоном (стандартом) поведения является «Этический кодекс медицинской сестры России» (см. Приложение). Нравственный долг — это категория морали; его не следует отождествлять с наукой о должном — деонтологией, имеющей более узкое содержание. Врачебный долг — это комплекс исторически сложившихся норм и требований, регулирующих отношения врача и пациента, врачей между собой, врача и общества. Профессиональный долг, с одной стороны, служит проявлением главного принципа врачебной морали — гуманизма (человечности, человеколюбия), а с другой — гуманизм и врачебный долг часто могут выступать как противоположности. Врач никому не должен отказывать в медицинской помощи. Это моральное требование отражено в клятве Гиппократа, Женевской декларации и других документах, хотя некоторые врачи нарушают эти каноны (примером этому служит частная медицина, когда врач устраняется от медицинской помощи больному, если не получает за нее гонорара). На протяжении 25 веков в европейской культуре формировались, сменяли друг друга различные морально-этические принципы, правила, рекомендации. Разновидностью этики является биомедицинская этика. Она выполняет социальную функцию защиты личности медицинского работника, его права поступать не только по закону, но и по совести, выполняя свой профессиональный долг. Сегодня биомедицинская этика существует в четырех Формах или моделях: 1. Модель Гиппократа. Основной принцип этой модели — «не навреди»„ Врач завоевывает социальное доверие пациента. Принципы врачевания, заложенные отцом медицины Гиппократом (460—370 гг. до н. э.), лежат у истоков врачебной этики и отражены в знаменитой «Клятве», которая и сегодня актуальна. 61 2. 3. Деонтологическая модель, или врачебная этика, воз -является «нравственнаябезупречность», «соблюдение долга». Она базируется на строжайшем исполнении кодекса чести, устанавливаемого медицинским сообществом, а также собственным разумом врача для обязательного исполнения. 4. Биоэтика — современная форма традиционной биомедицинской этики, основным принципом которой является принцип «уважения прав и достоинства человека». Возникновение такой формы биомедицинской этики, как биоэтика, меняет основной вопрос медицинской этики — вопрос об отношении врача и пациента. Обостряется вопрос о трактовке принципа гуманизма в современной медицине. Гуманное отношение медицинского работника предполагает, в первую очередь, уважение достоинства и прав пациента. Известный американский врач Роберт Бич выделил четыре модели взаимоотношений медицинских работников и пациентов. Это патерналистическая, инженерная, коллегиальная и контактная (информационная) модели, в основе которых лежит оценка степени активности пациента при оказании помощи и ухода. Патерналистическая модель предполагает относиться к пациентам так, как родители относятся к детям, самим определять, в чем заключается благо пациента. Инженерная модель отрицает межличностный аспект и применима при определенных исследованиях к пациентам, находящимся в бессознательном состоянии. Коллегиальная модель взаимоотношений пациента и медицинских работников предполагает партнерские отношения. Контактная (информационная) модель характеризуется тем, что врач обязан адекватно информировать пациента о состоянии здоровья, строить свои взаимоотношения на основе знаний, умений, выполнения профессиональных обязанностей и уважения прав друг друга. В этой 62 модели пациент решает, что являете*1 благом для него, например, отказ от операции. Задача врача — решить эту морально-этическую дилемму для достижения главной цели — здоровья пациента. Биоэтика представляет собой важную точку философского знания, связанного с грандиозными изменениями в технологическом оснащении современной медицины; возникновением науки генной инженерии* трансплантологии; появлением оборудования для сохранения и поддержания жизни пациента и накопления соответствующих практических и теоретических знаний. Сегодня существуют этические проблемы аборта, зачатия, Ис^Усственного оплодотворения, клонирования, сексологии^ эвтаназии. Все эти процессы обострили моральные пробл^мы» встающие перед врачом, родственниками пациента^ перед средним медицинским персоналом. В отличие от деонтологическои этики, где речь идет об осторожных В)ь1Сказь1ваниях ПРИ пациенте «о завоевании доверия», «о равном, спокойном, разумном поведении врача, заботливой' внимательном к пациенту», в биоэтике основным станови! тся конфликт прав, например, «право плода на жизнь» и г№аво женщины на аборт (прерывание беременности), право'на эвтаназию (буквально «добрая, хорошая смерть»). Зд#сь правовое сознание пациента — «право на доступную (Смерть» вступает в противоречие с правом личности врача ^исполнить не только профессиональное правило — «не #*авреди», но и заповедь — «неубий». В современной медицине речь идет yj^e не только о «помощи больному», но и возможностях управления процессами патологии, зачатия и умирания в- весьма проблематичными нравственными последствиям! *1 этого Для человеческой популяции в целом. Сегодня медицина стремится сделат*1*1 жизнь человека долгой, счастливой и лишенной болез*ней> н0 всегда на пути стоят люди, движимые жаждой вл& СТИ и зараженные тоталитарной идеологией. Поэтому и во'зникла такая Ф°Р-ма медицинской этики, как биоэтика, к^0Т0Рая Рассматри-вает медицину в контексте прав челове? ка- ^т0 меняет ос" новной вопрос медицинской этики — boj^P00 об отношении i'i'i
врача и пациента. Неоспоримый приоритет врача в решении проблем пациента сегодня во многих странах не существует. Контрольные вопросы для самоподготовки 1. 2. Что является предметом изучения этики как науки? 3. В чем сходство и различие понятий этики и биоэтики? 4. Что является нравственной, моральной основой поведения 5. В какой последовательности формировались и сменяли 6. Перечислите модели (формы) биомедицинской этики. 7. Дайте характеристику каждой модели. 8. Какая наука рассматривает медицину в контексте прав чело
|