Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Стандартизация в сестринском деле
В настоящее время в России экспертиза качества медицинской помощи базируется на оценке работы врачей, а не медсестер. Сегодня в России отсутствует система контроля качества работы среднего медицинского работника, так как управление качеством возможно только при наличии стандартов. В противном случае оценка качества работы является субъективной и не отвечает требованиям времени. Международным советом медицинских сестер провозглашена концепция универсальных стандартов, так как потребности в сестринских услугах во всех странах одинаковы. Одним из основных направлений реформы сестринского дела в России, реализации отраслевой программы является создание стандартов, их апробация и дальнейшее внедрение в практику. Опираясь на определения, принятые Международной организацией по стандартизации (ИСО) и Европейской экономической комиссией ООН (ЕЭК ООН), принципы и подходы к выработке стандартов и учитывая российский и зарубежный опыт, можно утверждать, что: Стандарт — это эталон, образец, — единый и обязательный, научно обоснованный, принимаемый за исходное для сопоставления с ним других подобных объектов, действий и т.п., это нормативно-технический документ, устанавливающий основные требования к качеству услуг. Стандартом может быть норма, модель. Например, норма поведения медицинской сестры отражена в Этическом кодексе медицинской сестры и является стандартом поведения. Модель сестринского дела — это направление на достижение цели, например, профессиональная модель, кото- 42 рая только разрабатывается для применения в сестринском деле. Для сестринского дела рекомендуется применять следующие виды стандартов: 1. Стандарты структуры (управленческие). 2. Стандарты процесса (технологии выполнения про 3. Стандарты результата (реакций пациента на дей 4. Стандарты содержания (сестринская деятельность по В России первым элементом систематизации в сфере медицинских услуг является Отраслевой классификатор «Простые медицинские услуги», который введен в действие приказом Минздрава России № 374 от 22.12.98 и актуализирован приказом Минздрава России № 113 от 10.04.01. В 2003 году принята программа развития системы стандартизации в здравоохранении на 2003—2007 годы, а в 01.01 2008 года создан'и введен национальный стандарт Российской Федерации «Технологии выполнения простых медицинских услуг». Правила построения, изложения, оформления и обозначения соответствуют ГОСТу 1.5-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные РФ». Структура данного стандарта состоит из общего положения1, описываются область применения, цели и задачи их стандартизации, структура и правила заполнения разделов стандарта, а также критерии оценки медицинских технологий и перечень условий оказания и функционального назначения медицинских услуг. Сегодня определены основные принципы стандартизации в здравоохранении. Они могут быть сведены к следующим пунктам: ■ стандарты должны быть дифференцированы с уче ■ при разработке стандартов следует учитывать суще 43 ■ утверждение стандартов следует проводить после ■ стандарты необходимо периодически обновлять. обязательных условий: 1. Выбор стандарта должен соответствовать клиниче 2. Уровень оказания помощи должен соответствовать 3. Медицинская сестра обязана знать и понимать стан 4. На основе стандартов должны составляться индиви 5. Согласно стандарту уход осуществляется в макси 6. Своевременный вызов врача, организация консуль Создаются федеральные стандарты, например, ОСТ «Протокол ведения больных. Пролежни», утвержденный после апробации в 2002 году, «Протокол ведения больных. Чесотка», 2003 год и другие. Примером региональных стандартов могут быть стандарты, утвержденные на региональном уровне, например, «Профилактика внутри-больничной инфекции» 2004 года, утвержден в Самарской области. Следует учитывать, что попытки стандартизовать лечебный процесс, сестринский процесс вызывают определенный негативизм у многих клиницистов, сестринского персонала. Слово «стандарт» подразумевает наличие стандартных ситуаций, заболеваний и пациентов, которых, как известно, не бывает. Умение применить «стандарт» является профессиональным долгом медицинской сестры. Совершенно очевидно, что «стандарты» являются инструментом управленческой деятельности, благодаря им сокращается время оказания помощи и ухода, улучшается качество оказываемой помощи, объективно оценивается труд медицинской сестры.
|