Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Анализ функционирования системы массового обслуживания
Полагая, что покупатели прибывают в магазин «случайно» можно считать, что вероятность прибытия покупателя за любой малый промежуток времени [t, t+t], начинающийся в произвольный момент времени t и имеющий продолжительность t с точностью до пренебрежимо малых величин пропорционально величине t c некоторым коэффициентом l [5] > 0. Вероятность того, что за этот промежуток времени в магазин не прибудет ни одного покупателя может быть приблизительно оценена как 1-lt. Исходя из этого, в теории вероятностей делаются выводы:
Ø промежутки времени t между двумя приходами покупателей подчиняются экспоненциальному распределению j(t) = l*exp(-l*t), t ³ 0 Ø вероятность того, что за любой промежуток времени Т в магазин прибудет k покупателей (клиентов, заявок…) может быть определена как
т.е входной поток покупателей является пуассоновским.
l - интенсивность входного потока, т.е. среднее число заявок, поступающих в СМО в единицу времени. l = 1/t [ чел/мин; руб/час; чеков/час; кг/час…] где t - среднее значение интервала времени между двумя соседними заявками (приходами покупателей).
Ø Случайное время ожидания в очереди начала обслуживания тоже можно считать распределенным экспоненциально. f(t) = l*exp(-ntоч) где n - интенсивность движения очереди(среднее число заявок, поступающих на обслуживание в единицу времени; n = 1/tоч . tоч - среднее значение времени ожидания в очереди.
Ø Выходной поток заявок (заявок, прошедших обслуживание) связан с потоком обслуживания в канале СМО также, в большинстве случаев, подчиняется показательному закону распределения с плотностью
F(tобсл) = m*exp(-mtобсл) (1‑ 3)
где m - интенсивность обслуживания в канале (одним продавцом…), т.е. среднее число заявок (клиентов), обслуживаемых в единицу времени. m = 1/tобсл = [ чел/мин; руб./день; кг./час; докум./день….]
Ø Одной из наиболее важных характеристик СМО, связывающей показатели l и m, является интенсивность нагрузки (r), r = l/m, (1‑ 4)
которая показывает степень согласованности входного потока заявок с интенсивностью их обслуживания. Величину r часто называют приведенной плотностью потока требования (заявок) или интенсивностью нагрузки - среднее число требований, приходящихся на среднее время обслуживания одного требования.
Важно заметить, что параметр r характеризует степень согласованности входного потока (например, покупателей в магазине) с интенсивностью потока обслуживания. Процесс обслуживания будет стабилен при r < n. Если же r ³ n, то в системе будет возрастать средняя длина очереди и среднее время ожидания покупателей начала обслуживания, и, следовательно, проектируемая СМО будет работать неустойчиво. F Рассмотрим наиболее общий случай СМО, когда n – канальная система работает в режиме с ожиданием обслуживания и с ограничением на длину очереди (в очереди не может быть более m требований). При этом, мы предполагаем, что входящий поток требований на обслуживание описывается пуассоновским законом распределения с интенсивностью l, а время обслуживания требований распределено по показательному закону с интенсивностью m.
Ø Вероятность того, что в системе отсутствуют требования (Р0) может быть определена по формуле:
(1‑ 5)
Ø Вероятность того, что в системе обслуживания находятся k требований на обслуживание (Pk) может быть определена как:
(1‑ 6)
(1‑ 7)
Отношение r/n часто обозначается через Х и называетсяуровнем загрузки системы.
Х = r/n (1‑ 8) Если Х = r/n < 1, то очередь на обслуживание не образуется и система находится в стационарном состоянии, которое характеризуется тем, что вероятность поступления определенного количества требований в течении заданного промежутка времени зависит только от его продолжительности. Ø Вероятность отказа в обслуживании требования (заявки, клиента…), если в систему поступает n+m [6] заявок на обслуживание (1‑ 9) Ø Вероятность обслуживания поступившей заявки (или относительная пропускная способность СМО)
Pобсл=1- Ротк. (1‑ 10)
Абсолютная пропускная способность системы (число фактически обслуженных требований в единицу времени)
А=l*Робсл. (1‑ 11) среднее число занятых каналов[7] обслуживания (1‑ 12)
так как А – это интенсивность потока обслуживания заявок, а каждый канал способен в единицу (в среднем) обслуживать m заявок.
Ø Коэффициент использования (занятости) каналов
Кзан = Х*Робсл = zср/n (1‑ 13)
Ø Коэффициент простоя каналов обслуживания
Кпрос=т = 1-Кзан = 1-Nср/n = 1-X*Pобсл. (1‑ 14) Ø Среднее число требований (заявок) в очереди Lср =1*Pn+1+2*Pn+2+…m*Pn+m = (1‑ 15) Ø Среднее время обслуживания требований Тср(обсл) = Робсл/m (1‑ 16)
Ø Среднее время ожидания в очереди
Tср(ож. оч)= (1/nm)Pn+(2/nm)Pn+1…+(m/nm)Pn+m+1 =
(1‑ 17)
Так как, если заявка на обслуживание поступит в тот момент, когда все каналы заняты и очереди нет, то время ожидания составит в среднем 1/nm, а если заявка поступит в тот момент, когда в очереди находится одно требование на обслуживание, 2/nm и т.д.
Ø Среднее время пребывания заявки в СМО
Т ср. СМО = Tср(ож. оч) + tср(обсл (1‑ 18)
) Образование очереди возможно только тогда, когда вновь поступившая заявка застанет на обработке в системе не менее n требований на обслуживание[8], т.е когда в СМО будет находиться n, n+1, n+2, …n+m-1 требований на обслуживание. Учитывая то, что заявки в СМО поступают независмо друг от друга, вероятность того, что все каналы обслуживания будут заняты равна сумме вероятностей Рn, Pn+1, Pn+2, …Pn+m-1. Отсюда вероятность образования очереди:
(1‑ 19)
Выше были приведены формулы для расчета основных характеристик СМО для случая, в котором допускается возникновение очереди при наличии ограничения на ее длину[9]. Если m=0, то мы имеем дело с первым частным случаем СМО – системы с отказами. Наиболее типичным примером такой СМО является работа стола заказов (или справочной службы) по телефону – если все телефоны заняты приемом заказов, то звонок нового покупателя получает отказ – сигнал занято. В том случае, когда m ® ¥ [10], то получаем СМО с ожиданием без ограничения на длину очереди
|