Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основа конфликта во взаимодействии индивида и организации
Свести, сделать соответствующими друг другу ожидания человека и ожидания организации очень трудно, так как они складываются из множества ожиданий, для стыковки которых нужно обладать высоким искусством управления. Группу основных ожиданий индивида составляют ожидания по поводу: - содержания, смысла и значимости работы; - оригинальности и творческого характера работы; - увлекательности и интенсивности работы; - степени независимости, прав и власти на данной работе; - престижности и статуса работы; - степени включённости работы в более широкий трудовой процесс; - безопасности и комфортности условий на работе; - признания и поощрения хорошей работы; - заработной платы и премий; - социальной защищённости и других социальных благ, предоставляемых организацией; - гарантий роста и развития; - дисциплины и других нормативных аспектов, регламентирующих поведение на работе; - отношений между членами организации; - конкретных лиц, работающих в организации. Организация ожидает от человека, что он проявит себя: - как специалист в определённой области, обладающий необходимыми знаниями и квалификацией; - как член организации, способствующий успешному функционированию и развитию организации; - как человек, обладающий определёнными личностными и моральными качествами; - как член коллектива, способный коммуницировать и поддерживать хорошие отношения с коллегами; - как член организации, разделяющий её ценности; - как работник, стремящийся к развитию своих способностей; - как человек, преданный организации и готовый отстаивать её интересы; - как исполнитель определённой работы, готовый осуществлять с должной отдачей и на требуемом качественном уровне; - как член организации, способный занять определённое место внутри организации и готовый взять на себя соответствующие обязательства и ответственность; - как сотрудник, следующий принятым в организации нормам поведения, распорядку и распоряжениям руководства. Комбинация ожиданий организации по отношению к человеку, а также степень значимости для организации каждого отдельного ожидания могут различаться у каждой организации. Более того, и в рамках одной и той же организации по отношению к различным индивидам могут складываться различные комбинации ожиданий. Поэтому нельзя предложить единой универсальной модели ожидания организации по отношению к человеку, так же как нельзя предложить аналогичной модели ожидания человека по отношению к организации. Для того чтобы стыковать ожидания человека и организации по отношению друг к другу и тем самым устранить или минимизировать проблемы и коллизии, возникающие между человеком и организационным окружением, важно чётко представлять то, на какое место в организации претендует человек, какие роли он может и готов играть и какую роль ему предполагает дать организация. Возможны два подхода к установлению соответствия роли и места. Первый подход состоит в том, что роль является основополагающей в установлении этого соответствия, при втором подходе исходной точкой является место, на которое претендует человек, и его потенциал исполнения ролей. При первом подходе человек подбирается для выполнения определённой работы, осуществления определённой функции, т.е. для исполнения определённой роли в организации. При втором подходе работа подбирается человеку таким образом, чтобы она лучше всего соответствовала его возможностям и его претензиям на определённое место в организации. Первый подход является традиционным и наиболее распространённым в современной практике менеджмента. Второй имеет практическую реализацию преимущественно в рамках японского типа управления.
|