Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Восприятие человека окружением






Одним из самых важных с точки зрения взаимодействия человека и организационного окружения процессов восприятия являются восприятие человека. Каким мы видим человека, какие черты характера мы ему приписываем, как расцениваем его поведение, принципиально определяет то, как мы строим отношения и как мы взаимодействуем с этим человеком. Восприятие человека сильно влияет на многие важные организационные процессы, такие, как отбор и назначение людей на должности на основе интервью, проведение переговоров, оценка предложений по результатам устного сообщения, формирование рабочих групп и т.п.

Восприятие человека состоит из двух стадий. Первая стадия – это первое впечатление о человеке. Обычно оно базируется на очень небольшом количестве информации о человеке и находится под сильным влиянием привычек и представлений воспринимающего. Например, если воспринимающий сам любит шутить и улыбаться, то первое восприятие человека, обладающего такими же качествами, обычно бывает завышено. Первое впечатление, как об этом говорилось ранее, оказывает сильное воздействие на дальнейшее восприятие человека, однако оно не является на сто процентов определяющим. На второй стадии восприятия человека происходит более глубокое знакомство с его личностными характеристиками, стилем поведения, квалификацией и подходом к выполнению обязанностей. Восприятие человека в различных ситуациях и при различных обстоятельствах позволяет выяснить его устойчивые черты и характеристики. Это может привести к корректировке или даже к отказу от первого впечатления.

Восприятие человека складывается под влиянием трёх составляющих: 1) воспринимаемый человек; 2) воспринимающий человек; 3) ситуация, в которой происходит восприятие.

От того, как выглядит воспринимаемый человек, как он ведёт себя в общении, каковы его «анкетные» данные, существенно зависит его восприятие. В целом это может показаться неверным с абстрактной или идеалистической точки зрения справедливого взгляда на каждого человека. Однако это реальность, которая существует, которую нельзя устранить нравоучениями, нормативными актами и распоряжениями, которую нужно признавать и с которой нужно считаться, как бы нам не хотелось того, чтобы этого различия в восприятии человека не существовало.

Выделяется три группы характеристик воспринимаемого человека, которые влияют на его восприятие окружающими: 1) физиологические и соответствующие им характеристики; 2) социальные характеристики; 3) «анкетные» характеристики.

К числу наиболее существенных с точки зрения влияния на восприятие человека физиологических характеристик относятся его внешность, рост, телосложение, жестикуляция, мимика и цвет кожи. Проводимые психологические исследования показывают, что каждая из данных характеристик вызывает определённые ассоциации у воспринимающего. Эти ассоциации могут не соответствовать реальности, создавать неверный образ воспринимаемого, однако они сильно влияют на восприятие. В разных странах и культурах может быть различное толкование этих характеристик человека, что может приводить к ещё более существенному искажению восприятия.

В наибольшей степени данное замечание относится к трактовке жестикуляции и мимики человека, так как отдельные жесты или же определённое выражение лица могут иметь диаметрально противоположный смысл. Социальными характеристиками человека, оказывающими влияние на его восприятие окружением, являются его стиль и манера поведения разговора и стиль и манера одеваться. Очень часто люди с определённым уровнем образования, относящиеся к определённым профессиям или же принадлежащие к определённым группам, имеют определённую манеру разговора, интонацию и стиль ведения беседы. Поэтому в зависимости от того, как говорит человек, может складываться его восприятие. Аналогичная ситуация наблюдается и в случае с внешним видом, стилем и манерой одеваться. В любом обществе наблюдается стремление людей к униформизации, чаще всего окружающей их социальное положение или профессиональный статус. Поэтому по тому, как человек одет, очень часто делается вывод о нём, о его служебном статусе, профессии и положении в обществе. Не всегда эти выводы адекватны действительности, но почти всегда они оказывают существенное влияние на восприятие человека окружающими. В связи с этим очень важно обращать серьёзное внимание на эти моменты при стремлении добиться позитивного восприятия окружением.

«Анкетные» данные, такие, как пол, возраст, образование, национальность, религия, сфера деятельности и т.п., достаточно сильно влияют на наше восприятие человека. Стереотипизированные представления, соответствующие этим характеристикам, как бы подменяют реальный образ воспринимаемого человека, создавая часто при восприятии человека искажённое представление о нём. В то же время необходимо знать, что полностью устранить влияние «анкетных» данных на восприятие человека окружением невозможно. Поэтому, вступая в контакт с окружением, человек должен предвидеть то, как он будет восприниматься с учётом его «анкетных» характеристик и более успешно построить своё взаимодействие с окружающими.

Три группы характеристик воспринимаемого человека отражают то, каким человек предстаёт окружению. Однако это не значит, что все в окружении его воспринимают одинаково в соответствии с его характеристиками.

То, как воспринимающий смотрит на воспринимаемого человека, существенно зависит от двух групп характеристик воспринимающего: 1) уровня глубины видения ситуации; 2) личностных и социальных характеристик.

В одном и том же явлении одни люди способны увидеть только его отдельные, упрощённые и поверхностные характеристики, другие видят явление более глубоко, воспринимая его и описывая через более сложные характеристики. Например, при восприятии человека первые увидят его внешние данные (внешний вид, манеру говорить, отдельные жесты и т.п.), вторые же увидят отдельные черты характера (добрый, завистливый, самоуверенный и т.п.). Существует и более глубокая степень восприятия, когда формируется картина из совокупности нескольких характеристик как позитивного, так и негативного планов, находящихся между собой в определённом соотношении (добрый, но ленивый, завистливый и способный). Личностные и социальные характеристики воспринимающего в основном проявляются в терпимости к неопределённости, в готовности открыто и непредвзято воспринимать явления, в априорно доброжелательном восприятии человека. Люди, у которых больше уверенности, больше терпимости к новому и неясному, легче воспринимают новых людей. Наоборот, люди закомплексованные, с однозначным взглядом на явления воспринимают других с трудом и неадекватно реальности. Они склонны приписывать им те черты и характеристики (преимущественно отрицательные), которых у них нет, и наоборот – не видеть многих черт, которые имеют позитивный характер.

Восприятие человека в значительной мере зависит от того, в какой ситуации оно происходит. Выделяются три аспекта ситуации, которые оказывают заметное влияние на восприятие. Во-первых, это место, в котором происходит встреча. Например, неформальная обстановка и неформальные места встречи больше располагают к позитивному и дружескому восприятию. Во-вторых, восприятие человека зависит от того, по поводу какого дела или в связи с чем состоялась встреча. Если событие, в рамках которого состоялась встреча, имеет для воспринимающего большое положительное значение, то и его восприятие человека, с которым состоялась встреча, может быть соответственно более положительным, чем если бы он встретил его в обычной производственной ситуации. В-третьих, большое влияние на восприятие оказывает то, кто организовал встречу или от чьего имени она организована. Например, восприятие человека, рекомендованного для встречи уважаемым или высокопоставленным лицом, может существенно отличаться от восприятия этого же человека в том случае, если встреча состоялась по инициативе малознакомого или не уважаемого им лица.

Знание того, что восприятие человека зависит от ряда вышеперечисленных факторов, очень важно для установления хороших взаимоотношений между членами организации и организационным окружением. Особенно важно это знать и использовать тем, кто входит в организацию, так как от их умения создать первоначальное благоприятное впечатление очень сильно зависит их возможность успешно вписаться в организационное окружение.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал