Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Восприятие человеком окружения






Восприятие может быть определено в самом общем виде как процесс получения и обработки информации. На входе – получение информации из внешней среды, далее – обработка этой информации и приведение её определённый «порядок» и, наконец, на выходе – систематизированная информация, включающая представление человека об окружающей среде и ложащаяся в основу его действий. Даже если воспринимаются совершенно одинаковые явления, на выходе каждый индивид имеет собственную информацию о них. В жизни очень часто бывает так, что люди смотрят на одно и то же явление, но видят его совершенно по-разному.

Восприятие человеком организационного окружения складывается из двух процессов: отбор информации и систематизация информации, каждый из которых осуществляется как в соответствии с общими закономерностями, так и под влиянием индивидуальных особенностей личности.

Важнейшей особенностью отбора информации является то, что он носит селективный характер. Используя доступные ему каналы получения информации, человек получает зрительную, звуковую, осязательную информацию, запах и вкус. Однако он воспринимает не всю поступающую к нему информацию, слышит или видит не все звуки и не все световые сигналы, а только те, которые имеют для него специальное значение. При этом на отбор информации влияют не только физические возможности органов чувств воспринимать информацию, но и такие составляющие личности человека, как отношение к происходящему, предыдущий опыт, его ценности, настроение и т.п., т.е. информация как бы проходит через психологический фильтр. Отбор позволяет отбросить неважную или ненужную информацию. В то же время отбор информации может привести к потере важной информации, к существенному искажению реальности. Человек получает информацию из окружения с помощью органов чувств – зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса. Наибольший объём информации идёт через органы зрения и слуха. Получаемая с помощью органов чувств информация всегда фактологична и всегда данного момента времени. Нельзя потрогать то, что было вчера, или увидеть то, что будет завтра.

Органы чувств играют очень большую роль в восприятии человеком реальности. Однако они не являются единственным источником получения информации. Не менее важную роль в получении информации играет интуиция. Используя воображение как основное средство получения информации, интуиция позволяет человеку «видеть» то, что ему недоступно с помощью органов чувств. Информация, получаемая с помощью интуиции, относится к будущему, она связана с возможными событиями, действиями и носит предсказательный характер.

Систематизация информации предполагает обработку информации с целью приведения её к определённому виду и интерпретацию информации, позволяющую индивиду определённым образом отреагировать на полученную информацию. В процессе обработки информация располагается в определённом порядке, её придают некие завершённые формы, что наполняет информацию определённым смыслом и значение. Обработка информации создаёт образы, формы, которые человек может распознать и которые понимаются им определённым образом.

Выделяется три общих правила обработки информации, позволяющих свести её до образов: 1) установление соотношения фигуры и фона; 2) завершение образов; 3) установление сходства и приблизительности.

При установлении соотношения фигуры и фона в общей «картине» информации выделяется то, что является «фигурой», т.е. смыслом «картины», её образом. Соответственно то, что не является «фигурой», превращается в «фон». Часто «фигура» выделяется однозначно. Однако бывают ситуации, когда «фон» может быть воспринят как «фигура», а «фигура» рассматривается «фоном». В этом случае обработанная информация может превратиться в совсем другой образ и обрести совсем другой смысл. Завершение образов позволяет создать цельный образ по отдельным частям, даже если для этого нет достаточной информации. Данный процесс обработки информации может приводить к созданию неверных образов и неверной интерпретации поведения других, а также порождать неверную интерпретацию индивидом воздействий, поступающих в его адрес со стороны организационного окружения. Установление сходства и приблизительности приводит к тому, что, во-первых, по отдельным элементам и характерным чертам удаётся выделить из общего объёма информации отдельные образы и формы, имеющие некие обобщающие черты.

Систематизация информации человеком проводится двумя способами. Первый способ – это логическая обработка информации. Для данного способа характерно систематическое и последовательное на основе логических операций преобразование информации. Это так называемый научный способ обработки информации. Человек не только логически обрабатывает информацию, доводя её до состояния, позволяющего осуществлять действие в ответ на полученные воздействия из среды, но и обрабатывает информацию, используя чувства, предпочтения, эмоции, убеждения. В этом случае информация обрабатывается по принципам «люблю – не люблю», «нравится – не нравится», «хорошо – плохо», «лучше – хуже», «неприемлемо – приемлемо» и т.п.

Среди внутренних по отношению к человеку факторов выделяются следующие:

- люди быстрее воспринимают знакомые им сигналы, чем незнакомые;

- люди быстрее воспринимают сигналы, по отношению к которым у них есть сильное чувство как позитивного, так и негативного характера;

- люди по-разному могут воспринимать сигнал в зависимости от того, что предшествовало этому восприятию и в каком состоянии (каковы их потребности и ожидания) они находятся во время восприятия сигнала.

Внешними факторами, влияющими на восприятие человеком действительности, являются следующие:

- интенсивность передаваемого сигнала (светлое и громкое воспринимается быстрее);

- подвижность сигнала (движущиеся сигналы воспринимаются в большей степени, чем неподвижные);

- размер (большие объекты воспринимаются проще, чем маленькие);

- состояние окружения, в котором находится человек (формы, цвета, звуки и т.п.).

Восприятие – процесс очень сложный и неоднозначный. Следует указать на несколько распространённых способов восприятия, которые затрудняют, создают барьеры и приводят к ошибкам в восприятии реальности человеком. К ним относится стереотипизация.

Стереотипизация широко распространена при восприятии человеком реальности. Путём сведения более сложного и оригинального явления к упрощённому представлению об этом явлении она помогает снять неопределённость, устранить неясность и тем самым облегчить процесс познания. Но в то же время стереотипизация зачастую приводит к искажённому восприятию явления, приписывая ему те черты, которых у него нет, и наоборот, отбрасывая некоторые существенные черты явления. Стереотипы часто не соответствуют явлению уже потому, что они отражают усреднённое восприятие этого явления в прошлом. Поэтому зачастую они не только отсекают индивидуальные черты, но даже не соответствуют усреднённому явлению. В этом случае стереотипизированное восприятие явления приводит к неверным выводам, создаёт неверные ожидания и порождает неадекватные действительности реакции и поведение человека.

Негативным проявлением стереотипизированного восприятия в жизни организации является априорная оценка и априорный взгляд на людей с позиции отнесения их к определённым стереотипизированным группам.

Часто в процессе восприятия явления происходит перенос оценок отдельных характеристик явления на другие его характеристики или же обобщение оценки отдельной характеристики до уровня аналогичной оценки явления в целом. Данное обобщение может приводить в целом как к позитивному, так и к негативному восприятию явления, что может совершенно не соответствовать реальности. Наиболее часто это проявляется при восприятии людей, когда на основе оценки отдельных черт характера или же отдельных умений и способностей человека делается обобщённый вывод о нём, как о личности в целом или же как о работнике вообще.

Перенос и обобщение оценки отдельных черт человека может играть сильную негативную роль во взаимодействии человека и организационного окружения. В частности, он может оказывать негативное влияние на выполнение работником своих ролевых обязанностей. Получив определённое представление о выполнении членом организации отдельных действий или операций, руководитель может думать, что и всю остальную работу, которую он не видит, работник выполняет точно так же. Это приводит к стремлению работника не делать явных ошибок вместо того, чтобы стремиться к очень хорошей работе, либо же стараться работать не всегда хорошо, а только тогда, когда это может заметить руководитель. Часто особенность восприятия приводит к тому, что члены организации, которые в своей деятельности ближе к руководству и чаще с ним общаются, оцениваются в целом относительно выше, чем работники, успешно справляющиеся со своей работой, но находящиеся вне поля зрения руководства.

К серьёзному искажению восприятия окружения приводит проекция человеком своих собственных чувств, настроений, переживаний, опасений, мотивов деятельности на других людей. Люди могут объяснять мотивы действия других в соответствии с тем, почему они сами осуществляют аналогичные действия, и впадать при этом в глубокое заблуждение. Отмечено, что люди склонны приписывать свои негативные черты другим, создавая тем самым некое оправдание своему поведению. Негативным проявление проекции в организационном поведении являются ложное представление человека о том, что окружающие хотят того же, чего хочет он. Это порождает неадекватные ожидания и действия, которые приходят в противоречие с организационным окружением. Работоспособный начальник может считать, что все его подчинённые тоже очень напряжённо работают, что может быть далеко от реальности, и наоборот.

Сильное влияние на восприятие человеком действительности может оказывать первое впечатление. Сильное первое впечатление может оказывать двоякое влияние на дальнейшее восприятие. Окружению, и особенно куроводству, в свою очередь следует опасаться сильно полагаться на первое впечатление, так как оно может сформировать неверный образ и породить неоправданные ожидания.

Стереотипизация, обобщение, приписывание другим черт, желаний и настроений, им не присущих, следование первому впечатлению и подобные формы восприятия могут порождать множество проблем, трудностей и ошибок в организационном поведении и вызывать предубеждения, отрицательно сказывающиеся на многих организационных процессах, в частности на найме, продвижении по службе, вознаграждении и увольнении работников. Поэтому желательно, чтоб как можно большее количество людей в организации понимало это и старалось по возможности критически расценивать своё восприятие. Особенно важно это для руководящего состава. Естественно, абсолютно верного и свободного от влияния личностных черт человека восприятия нет и быть не может. Однако это не означает, что люди не должны стремиться более объективно воспринимать реальность и пытаться понять особенности и характерные черты присущего им восприятия окружения для того, чтобы сознательно корректировать воспринятую ими информацию.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал