Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Добросовестность при исполнении работы, означает ответственное осуществление работы с учётом всех необходимых требований и регулирующих норм.






Направленность – указывает на то, к чему стремиться человек, осуществляя определённые действия.

Таким образом, понятие мотивации характеризуется как совокупности сил, побуждающих человека осуществлять деятельность с затратой определённых усилий, на определённом уровне старания и добросовестности, с определённой степенью настойчивости в направлении достижения определённых целей.

Мотивационный процесс

Мотивация, как процесс, теоретически может быть представлена в виде шести стадий, следующих одна за другой (рис. 11).

 

 

 
 

 

 


Рис. 11. Схема процесса мотивации

 

Однако на практике, для того, чтобы выявить каковы логика и составные части, следующая модель будет полезна и приемлема (рис. 12.).

 

Первая стадия – возникновение потребности. Потребность проявляется в виде того, что человек начинает ощущать, что ему чего-то не хватает. Потребности могут быть самыми различными.

Условно их можно разбить на 4 группы:

- физиологические потребности: в еде, в воде, отдыхе и др.;

- потребности в безопасности, уверенности в будущем;

- социальные потребности: в общении с людьми, чувство поддержки;

- потребность в самоутверждении и признании.

Вторая стадияпоиск путей устранения потребности. Раз потребность возникает и создаёт проблемы для человека, он начинает искать возможности устранить её: удовлетворить, подавить, не замечать.

Третья стадия – определение целей (направления) действия.

Четвёртая фиксирует, что и какими средствами он должен сделать, чего добиваться, что получить для того, чтобы устранить потребность. Происходит увязка четырёх моментов:

- что я должен получить, чтобы устранить потребности;

- что я должен сделать, чтобы получить то, что желаю;

- в какой мере я могу добиться того, что желаю;

- насколько то, что я могу получить, может устранить потребность.

Четвёртая стадия – осуществление действий. На этой стадии человек затрачивает усилия для того, чтобы осуществить действия, которые в конечном счёте должны дать возможность устранить потребность.

Пятая стадияполучение вознаграждения за осуществлённые действия. Проделав определённую работу, человек либо получает то, что он может использовать для устранения потребности, либо нет.

Шестая стадия – устранение потребности. В зависимости от степени снятия напряжения, вызываемого потребностью, а также от того, стимулирует ли устранение потребности ослабление или усиление мотивации к деятельности.

Мотивационный процесс каждого конкретного человека уникален и не только не предсказуем, но и является также различным для отдельных людей. У одних людей стремление к достижению результата может быть очень сильным, у других же оно может быть относительно слабым.

Процесс мотивации очень сложен и неоднозначен. Существует большое количество различных теорий мотивации, пытающихся дать объяснение этому явлению.

Теория иерархии потребностей Маслоу принадлежит А. Маслоу (1970г.) и включает следующие идеи и предпосылки:

1. люди постоянно осуществляют какие-то потребности;

2. люди испытывают определённый набор потребностей;

3. группы потребностей находятся в иерархическом расположении по отношению друг к другу;

4. потребности побуждают человека к действиям, если они не удовлетворены;

5. если одна потребность удовлетворена, то на её место выходит другая неудовлетворённая потребность;

6. обычно человек ощущает одновременно несколько различных потребностей, находящихся между собой в комплексном взаимодействии;

7. потребности, находящиеся ближе к основанию «пирамиды», требуют первостепенного удовлетворения;

8. потребности более высокого уровня начинают активно действовать на человека после того, как в общем удовлетворены потребности более низкого уровня;

9. потребности более высокого уровня могут быть удовлетворены большим числом способов, нежели потребности нижнего уровня.

В соответствии с теорией Маслоу существует 5 групп потребностей.

Физиологические потребности. К данной группе относятся потребности в пище, воде, воздухе, убежище.

Потребности безопасности. Потребности этой группы связаны со стремлением и желанием людей находиться в стабильном и безопасном состоянии, защищающем от страха, боли, болезней и других страданий, которые может принести человеку жизнь. Люди, испытывающие эту потребность, стремятся избегать волнений, любят порядок, чёткие правила, ясные структуры. Люди с обоснованной потребностью безопасности стремятся избегать риска, внутренне противятся изменениям и преобразованиям. Для управления такими людьми следует создавать надёжную систему социального страхования, применять справедливые правила регулирования их деятельности.

Потребности принадлежности и причастности. Человек стремиться к участию в совместных действиях.

Потребность признания и самоутверждения. Данная группа потребностей отражает желание людей быть компетентными, сильными, способными, уверенными в себе, а также желание того, чтобы окружающие признавали их таковыми и уважали их за это.

Потребность самовыражения. Данная группа объединяет потребности, выражающиеся в стремлении человека к наиболее полному использованию своих знаний, способностей, умений и навыков. Способности человека в творчестве в широком смысле этого слова.

Основная задача Теории Маслоу состоит в стремлении показать, как же иные потребности могут воздействовать на мотивацию человека к деятельности и как, зная об определённой динамике действия потребностей на мотивацию человека, воздействовать на человека, предоставляя ему возможности удовлетворить свои потребности определённым образом.

 

Таблица, показывающая связь отдельных средств мотивирования с пирамидой потребностей Маслоу.

 

Группы потребителей Форма проявления потребностей Средства удовлетворения потребностей
Самовыражение Стремление к достижению результатов Предоставление творческой работы
Признание и самоутверждение Стремление занимать определённое положение в коллективе Присвоение рангов или званий
Принадлежность и причастность Стремление к установлению дружеских отношений Поощрение создания неформальных групп
Безопасность Стремление к предоставлению опасных изменений Создание системы страховки
Физиологические потребности Желание регулярно и качественно питаться Создание легко доступных систем питания

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.017 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал