Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Добросовестность при исполнении работы, означает ответственное осуществление работы с учётом всех необходимых требований и регулирующих норм.
Направленность – указывает на то, к чему стремиться человек, осуществляя определённые действия. Таким образом, понятие мотивации характеризуется как совокупности сил, побуждающих человека осуществлять деятельность с затратой определённых усилий, на определённом уровне старания и добросовестности, с определённой степенью настойчивости в направлении достижения определённых целей. Мотивационный процесс Мотивация, как процесс, теоретически может быть представлена в виде шести стадий, следующих одна за другой (рис. 11).
Рис. 11. Схема процесса мотивации
Однако на практике, для того, чтобы выявить каковы логика и составные части, следующая модель будет полезна и приемлема (рис. 12.).
Первая стадия – возникновение потребности. Потребность проявляется в виде того, что человек начинает ощущать, что ему чего-то не хватает. Потребности могут быть самыми различными. Условно их можно разбить на 4 группы: - физиологические потребности: в еде, в воде, отдыхе и др.; - потребности в безопасности, уверенности в будущем; - социальные потребности: в общении с людьми, чувство поддержки; - потребность в самоутверждении и признании. Вторая стадия – поиск путей устранения потребности. Раз потребность возникает и создаёт проблемы для человека, он начинает искать возможности устранить её: удовлетворить, подавить, не замечать. Третья стадия – определение целей (направления) действия. Четвёртая фиксирует, что и какими средствами он должен сделать, чего добиваться, что получить для того, чтобы устранить потребность. Происходит увязка четырёх моментов: - что я должен получить, чтобы устранить потребности; - что я должен сделать, чтобы получить то, что желаю; - в какой мере я могу добиться того, что желаю; - насколько то, что я могу получить, может устранить потребность. Четвёртая стадия – осуществление действий. На этой стадии человек затрачивает усилия для того, чтобы осуществить действия, которые в конечном счёте должны дать возможность устранить потребность. Пятая стадия – получение вознаграждения за осуществлённые действия. Проделав определённую работу, человек либо получает то, что он может использовать для устранения потребности, либо нет. Шестая стадия – устранение потребности. В зависимости от степени снятия напряжения, вызываемого потребностью, а также от того, стимулирует ли устранение потребности ослабление или усиление мотивации к деятельности. Мотивационный процесс каждого конкретного человека уникален и не только не предсказуем, но и является также различным для отдельных людей. У одних людей стремление к достижению результата может быть очень сильным, у других же оно может быть относительно слабым. Процесс мотивации очень сложен и неоднозначен. Существует большое количество различных теорий мотивации, пытающихся дать объяснение этому явлению. Теория иерархии потребностей Маслоу принадлежит А. Маслоу (1970г.) и включает следующие идеи и предпосылки: 1. люди постоянно осуществляют какие-то потребности; 2. люди испытывают определённый набор потребностей; 3. группы потребностей находятся в иерархическом расположении по отношению друг к другу; 4. потребности побуждают человека к действиям, если они не удовлетворены; 5. если одна потребность удовлетворена, то на её место выходит другая неудовлетворённая потребность; 6. обычно человек ощущает одновременно несколько различных потребностей, находящихся между собой в комплексном взаимодействии; 7. потребности, находящиеся ближе к основанию «пирамиды», требуют первостепенного удовлетворения; 8. потребности более высокого уровня начинают активно действовать на человека после того, как в общем удовлетворены потребности более низкого уровня; 9. потребности более высокого уровня могут быть удовлетворены большим числом способов, нежели потребности нижнего уровня. В соответствии с теорией Маслоу существует 5 групп потребностей. Физиологические потребности. К данной группе относятся потребности в пище, воде, воздухе, убежище. Потребности безопасности. Потребности этой группы связаны со стремлением и желанием людей находиться в стабильном и безопасном состоянии, защищающем от страха, боли, болезней и других страданий, которые может принести человеку жизнь. Люди, испытывающие эту потребность, стремятся избегать волнений, любят порядок, чёткие правила, ясные структуры. Люди с обоснованной потребностью безопасности стремятся избегать риска, внутренне противятся изменениям и преобразованиям. Для управления такими людьми следует создавать надёжную систему социального страхования, применять справедливые правила регулирования их деятельности. Потребности принадлежности и причастности. Человек стремиться к участию в совместных действиях. Потребность признания и самоутверждения. Данная группа потребностей отражает желание людей быть компетентными, сильными, способными, уверенными в себе, а также желание того, чтобы окружающие признавали их таковыми и уважали их за это. Потребность самовыражения. Данная группа объединяет потребности, выражающиеся в стремлении человека к наиболее полному использованию своих знаний, способностей, умений и навыков. Способности человека в творчестве в широком смысле этого слова. Основная задача Теории Маслоу состоит в стремлении показать, как же иные потребности могут воздействовать на мотивацию человека к деятельности и как, зная об определённой динамике действия потребностей на мотивацию человека, воздействовать на человека, предоставляя ему возможности удовлетворить свои потребности определённым образом.
Таблица, показывающая связь отдельных средств мотивирования с пирамидой потребностей Маслоу.
|