![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Цель, средство и результат
Содержание цели включает объективное и субъективное. С одной стороны, цели отражают требования объективных законов жизни человека и общества (закон экономии времени, закон стоимости и т.п.). Академическое определение цели трактует её как один из элементов поведения и сознательной деятельности человека, характеризуемый предвосхищением в мышлении результата деятельности и пути его реализации с помощью определённых средств. В практической деятельности цель выступает как способ интеграции различных действий человека, а для организации – действий различных людей в некоторую упорядоченность или систему. Цель – это исходный пункт, определяющий отношения между субъектом и объектом управления. Взаимодействие субъекта и объекта управления в структуре организации характеризуется диалектикой цели, средства и результата (рис. 18.).
Рис. 18. Взаимоотношение между целью, средствами и результатом Цель выступает как идеальное описание результата деятельности, а сама деятельность – как процесс достижения цели. Как содержание цели определяется объективно существующими вокруг объекта управления условиями, так и реализация её осуществляется имеющими в распоряжении субъекта управления средствами. Переход от цели к результату не является непосредственным. Взаимоотношение цели и средства заключается в том, что цель не только определяет тот или иной предмет или действие как соответствующее ей средство, но и сама выступает как нечто содержательное, конкретное лишь в связи с отношением к средству, т.е. данные взаимоотношения носят характер двусторонней предопределённости. Ещё Аристотель говорил, что «не цель бывает предметом решения, а средства к цели…». Обычно в организации то, что является целью объекта управления (нижестоящего подразделения), для субъекта – это средство достижения его цели. В таблице 1. ясно видно, что уровень квалификации работника обеспечивает качество продукции, качество сокращает издержки, сокращение издержек увеличивает прибыль, большая прибыль даёт больший дивиденд на акцию.
Таблица 1. Цели и уровни структуры корпорации
Миссия, цель, задача В современной управленческой литературе можно встретить ряд терминов, ассоциируемых или отождествляемых с понятием цели. Это такие термины, как миссия, стратегия, задача, политика. Миссией обычно называют общую цель, вызывающую у членов организации состояние устремлённости к чему-то. Общий характер данной разновидности цели обусловлен двумя обстоятельствами. Первое – это дать руководству возможность широкого выбора альтернативных целей и стратегии, снять ограничения с самого управленческого творчества. Второе – это желание примирить иногда очень разные интересы всех участников процесса управления организацией (от общественности и правительства до низовых работников организации). Эффективно сформулированная миссия рождает положительные чувства и эмоции в отношении организации, мобилизует организацию в целом на конкретные действия.
Рис. 19. Концепция множественности целей предприятия (по Ф. Тейлору) Например, миссия предприятия может быть выражена следующим образом: «Добиться и поддерживать наивысшую заинтересованность потребителей, имея в виду повышение качества продукции и услуг путём постоянного обновления технологии и образцов и развития потенциала работников и организации, что позволит иметь устойчивый рост объёмов продаж и доли на рынке и обеспечивать максимальную прибыть и лидерство в отрасли». На основе миссии формулируются долгосрочные (более 1 года) цели организации или качественные результаты, которые не предполагается достичь и за пределами обычного планового периода, но к которым организация собирается приблизиться в рамках этого периода. Эти цели отвечают на вопрос: что организация хочет получить или чего достичь? В отличие от миссии здесь могут указываться временные рамки или строки. В рассматриваемом контексте стратегия – это способ или средство достижения долгосрочных целей. Стратегия отвечает на вопрос: какие есть альтернативные варианты лучшего использования имеющихся в организации ресурсов и возможностей для достижения поставленных целей? Краткосрочные цели (обычно в пределах 1 года), задания или задачи представляют собой результаты, которые предполагается получить в пределах планового периода. Они являются этапами, из которых складываются долгосрочные цели, и отвечают на вопрос: что конкретно нужно выполнить в плановый период? Заключительным в данной цепочке является термин «политика». Политика, как и стратегия, относится к категории средств, но средств достижения краткосрочных целей или поставленных задач. Политика включает правила и процедуры, устанавливаемые в организации для поддержания усилий её членов по достижению плановых целей. Политика создаёт каркас для процесса принятия решений в рутинных ситуациях. Политика отвечает на вопрос: каким образом должны выполняться задачи? Примером политики в организации может быть установление гибкого рабочего дня в целях повешения эффективности работы.
Цели индивидуальные и организационные Проблема целей начинается со взаимоотношений между личностью и организацией. Люди организуются, так как верят в то, что это самый эффективный путь достижения своих целей. Цель индивида – это единственные цели, которые существуют в объективном мире, так как они строятся на его неудовлетворённых потребностях. Все остальные цели являются организационной или общественной трансформацией целей индивида. Это преобразование целей индивида в цели организации и цели общества можно потому, что по цепочке «индивид – организация – общество» протекает процесс приспособления индивидуальных целей в качестве мотивирующей силы. Представим себе, что вы после окончания высшего учебного заведения пришли в компанию и в начале своей карьеры поставили себе цель достичь успеха. Надежда на успех является двигательной силой вашего интереса к тому, что вы хотите достичь. Это естественно, это так и должно быть. Однако организация не сможет помочь вам в достижении вашей цели, если между членами организации не будет достигнуто соглашение об общей цели организации, устраивающей каждого или большинство из участников. Вообще этот процесс является ключевым на всех этапах и уровнях развития цивилизованного общества. А для организации, учитывая её роль в реализации целей индивида, согласование целей приобретает особую важность. Придя в организацию и ассоциировав себя с чем-то большим и восприняв в себя это большее, вы начинаете вести себя так, что ваши действия могут быть лучше поняты, как если бы они были мотивированы вашим вкладом в решение более крупных и масштабных проблем, конечно, с сохранением вашего минимального интереса. Имеет ли это отношение к делу? Конечно, здесь важно то, что вы прикладываете свои усилия для достижения других целей, которые прямо с вами не связаны, т.е. вами начинает двигать не только эгоистический интерес. Выбор между индивидуальной и организационной целью играет очень важную роль при анализе управления организацией. Организация становится ареной, где люди пытаются удовлетворить свои аппетиты в успехе, достижениях и в потребностях существования. С этой точки зрения эффективность – это не то, как успешно достигнуты цели организации, а то, как члены организации достигли свои личные цели внутри организации. Более удовлетворены работники, более эффективна организация. Эффективность, прибыль и производительность остаются важными целями организациями, но целями без своих собственных прав.
Цели организации Цели организации – это цели, общие для всех её членов. Так, цели компании – это не только защита интересов её руководителей или владельцев. Её цель – служить всем участникам процесса путём увеличения их возможностей в достижении своих целей всё более и более эффективно.
|