Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Требования к целям
Цели являются инструментом управления, когда они: 1) определены и сформулированы, 2) известны работникам и 3) приняты ими к исполнению. Формулирование целей – процесс очень сложный. Качество цели определяет судьбу организации, её успех или неудачу. Поэтому к процессу предъявляются определённые требования. Важной характеристикой цели является её достижимость и реалистичность. Недостижимые, нереалистичные цели не мотивируют исполнителей, могут отбить желание что-либо делать для их достижения. Легко достижимые цели обладают слабой мотивацией. Попытки слабого в техническом отношении предприятия производить продукцию мирового уровня качества могут закончиться уходом с него талантливых и здравомыслящих инженеров и управляющих. Цели должны быть понятны для исполнителя и недвусмысленно сформулированы. Те, от кого ожидается их выполнение, должны чётко знать, что от них ждут. Понятная цель обеспечивает видение того, что обеспечивает её выполнение. Просто увеличить эффективность производства – это не цель, которая здесь имеется в виду. Увеличить эффективность на 10% - это уже ближе, понятнее. Нет благоприятных условий для компаний, у которых нет ясных целей. С одной стороны, цель должна быть описана максимально в качественных терминах (лучше, совершеннее, эффективнее, гибче), а с другой – получить требуемое количественное оформление. Цель должна быть измеряема. Чтобы управлять, нужно уметь измерять. Цель должна иметь сроки исполнения. Цель без срока будет всё время возвращать исполнителя к начальной точке действий. Цель без срока подобна приглашению заходить в гости в любое время. Если внутри срока не определены этапы, шаги и т.п., то исполнители не будут знать, что делать дальше. В результате – растерянность, возвращение назад, повторы, невыполнение подцелей. В этой связи полезна рекомендация Овидия: «Меряй не пройденный путь, а оставшийся путь». Цель должна мотивировать действия исполнителя в правильном направлении. Улучшить качество обслуживания – это не цель для авиакомпании. Дать покупателю билетов выбор по различным рейсам для достижения конечного пункта – это то действие, которое может преследовать цель управления. Цель должна быть формулируема и формализуема. Это усиливает её воздействие и повышает обязательство по отношению к ней. Цели индивидов, групп и организации в целом должны быть совместимы. Это помогает избежать конфликтов между людьми и подразделениями. Неприемлемость цели ведёт к её невыполнению, волоките, возмущению. По этой причине формулирование цели может потребовать значительных усилий по согласованию, переговорам и убеждению сторон. Эффективные цели должны быть возможными для проверки и корректировки. Этого требуют постоянно меняющиеся внешние факторы и обстоятельства. Знание того, что цель является предметом изменения в свете новых реальностей, помогает людям преодолевать нежелание установить их и посвятить себя их выполнению. Так, жёсткая увязка оплаты труда работников на заводе с ритмичностью поставок для них сырья и материалов вряд ли вызовет у них энтузиазм в период, когда этих поставок не будет. Эффективность цели во многом определяется наличием системы обратной связи. Гораздо более эффективным является использование электронный табло и мониторов, информирующих на повседневной основе работника о его работе, о работе его группы, о работе предприятия в целом. Цели необходимо связывать с системой вознаграждения. Они должны быть ценимы. Знание того, что цель будет стоить для работника, помогает поддерживать её эффективность.
|