Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Внутренняя политика. Бури, бушевавшие в Европе, не обошли стороной и Россию






Бури, бушевавшие в Европе, не обошли стороной и Россию. Она вступила в полосу острейшего экономического и политического кризиса, вызванного господством феодально-крепостничесткой системы.

Сословный строй, утверждавший явное экономическое и политическое господство землевладельцев, требовал реформирования. Экономическое отставание России от передовых буржуазных стран увеличивалось, несмотря на то, что, например, в первой четверти XIX века в стране выросло количество мануфактур с 2094 до 5261, увеличилась численность занятых на них вольнонаемных рабочих до 114, 5 тысяч. Довольно успешно развивалась суконная промышленность, особенно когда была разрешена свободная продажа сырья частникам. На массовый внутренний рынок работала молодая отечественная хлопчатобумажная промышленность.

Промышленность в России держалась трудом крепостных и ориентировалась преимущественно на военные нужды. Отрицательно сказывалась на состоянии экономики и слаборазвитая система путей сообщения. В этом Россия существенно отставала от Запада. В условиях бездорожья основными оставались гужевой и водный транспорт.

Однако главным тормозом экономического развития по-прежнему была непродуктивность сельского хозяйства, основанного на помещичьем землевладении и крепостном крестьянском труде. Прирост сельскохозяйственной продукции достигался в основном за счет расширения посевных площадей. Использование новых агротехнических технологий и вольнонаемного труда было исключением, нежели правилом, чаще всего из-за нежелания помещиков. В таких условиях на рынок поступало не более 20% ежегодного урожая. Кризис сельского хозяйства сопровождался усилением эксплуатации крестьян за счет увеличения барщины и оброка, что вело к массовым волнениям.

Нарастание кризисных явлений в экономике и социальной сфере, растущая зависимость России от иностранного капитала привели к осознанию в высших слоях общества необходимости радикальных преобразований в стране.

Александр I понимал несоответствие неограниченной монархии " духу времени" и не раз щеголял в среде единомышленников в клубе " молодых друзей" радикализмом политических убеждений. " Молодые друзья", которых в аристократических кругах окрестили " якобинской шайкой", были шокированы революционными событиями во Франции и постоянно апеллировали к опыту развития европейских стран, перешедших от феодального к республиканскому правлению. В их среде возникла идея о своеобразном конституционном манифесте Александра I.

" Молодые друзья" императора воспринимали конституцию не как политический акт, отражающий социально-классовые отношения, а как кодекс чести монарха, который бы согласовывался с самодержавием в его " просвещенном варианте". Молодой царь создал Негласный комитет и поручил графу Воронцову подготовить проект " Жалованной грамоты народу". Однако этот документ не увидел свет. Александр и его сподвижники посчитали его преждевременным.

Позже главное содержание российских реформ члены Негласного комитета видели в реорганизации управления в стране. Разделяя эту точку зрения, император поручил в начале 1802 года А.А. Чарторыйскому составить проект документа. В представленном проекте указывалось на необходимость разделения компетенции высших органов управления, надзора, суда и законодательства. Так появился указ от 8 сентября 1802 года о реформах высших государственных учреждений. Петровские коллегии уступали место министерствам. Создание министерств было нацелено на укрепление единоначалия в государственном управлении. Министры образовали Комитет министров со статусом совещательного органа при императоре. Сенат остался по существу высшей судебной инстанцией.

Особую осторожность Александр I проявлял при решении крестьянского вопроса. Он был убежден в преимуществах вольнонаемного труда. И тем не менее оставался сторонником принципа постепенности в решении проблемы во избежание неудовольствия дворянства и возбуждения слишком больших надежд в крестьянах. 12 декабря 1801 года вышел указ, предоставлявший купцам и мещанам право владеть землей без крестьян. Прекращалась раздача государственных земель в частные руки,. 20 февраля 1803 года появился указ " О вольных хлебопашцах", в котором, как заметил В.О. Ключевский, впервые выразилось намерение правительства отменить крепостное право. Указ разрешал помещикам по доброй воле освобождать крестьян с землей за выкуп. Этим сумели воспользоваться менее 0, 5% крепостных.

В начале века проводились реформы в области образования и печати. 24 января 1804 года появилось положение об устройстве учебных заведений. Европейская часть страны была разделена на 6 учебных округов с четырьмя разрядами учебных заведений: церковно-приходские училища, уездные училища, гимназии и университеты. Предполагалось установить преемственность в системе образования. Однако это положение не распространялось на детей крепостных. В 1802 году был восстановлен Дерптский университет, в 1804 году появились университеты в Казани, Харькове и Вильно, Педагогический институт в Петербурге, который в 1819 году был преобразован в университет. Устав 1804 года предоставлял университетам автономию в вопросах подбора кадров преподавателей, в разработке учебных программ и методах преподавания. В 1811 году открылся Царскосельский лицей, давший России А.С. Пушкина, И.И. Пущина, А.А. Дельвига, A.M. Горчакова и др. Лицеи открывались и в других городах.

Но в целом реформы Александра I носили весьма ограниченный характер Они выявляли противоречия между либеральными юношескими мечтами наследника престола и намерениями зрелого монарха, у которого идеи необходимости ограничения самодержавия и крепостничества уживались с ярым противодействием им на практике.

А.А. Чарторыйский заметил: "...Император любил лишь формы свободы, как любят зрелища. Ему нравилась внешняя сторона народного представительства, и это составляло предмет его тщеславия, но он желал только формы и внешнего вида, а не действительно его осуществления. Одним словом, он охотно согласился бы на то, чтобы весь мир был свободен при том условии, чтобы все добровольно подчинялись исключительно его вoлe".

Сосени 1803 г. Александр I практически. перестал пользоваться советами Негласного комитета. Рассмотрение важнейших вопросов перенес в Комитет министров. К тому же среди его помощников появился А.А. Аракчеев, наделенный правом издавать указы от имени императора. Основным направлением деятельности Аракчеева было военно-полицейское. Для разработки же плана дальнейших реформ государь привлек М.М. Сперанского. Получив чин действительного статского советника, он составил " Записку об устройстве судебных и правительственных учреждений", где показал себя сторонником постепенных преобразований абсолютной монархии в конституционную. Главное препятствие этому видел в крепостном праве, поэтому, прежде чем вводить конституцию, предлагал заняться упорядочением существующего государственного строя. Однако в 1809 году, вернувшись с царем из поездки за границу и находясь под впечатлением европейского республиканского опыта, вопреки сказанному ранее, доказывает, что в России созрели условиядля введения конституционной формы правления.

В основу реформы государственного устройства и управления M.М. Сперанский предлагал положить традиционный принцип разделения властей. Сосредоточить законодательную власть в новом органе - Государственной думе, исполнительную передать министрам, а судебную - сенату.

В основе плана преобразований 1809 года было привлечение населения к участию в исполнительной, законодательной и судебной власти посредствам системы четырехстепенных выборов на основе имущественного ценза.

Работа думы должна была осуществляться по комиссиям. Право законодательной инициативы, по Сперанскому, оставалось за верховной властью, за исключением представлений о государственных нуждах и ответственности должностных лиц. Кроме того, без одобрения думы ни один законопроект не мог поступить на утверждение и получить силу закона.

План Сперанского предполагал учреждение Государственного совета как совещательного органа при монархе. Судей предполагалось избирать губернскими думами пожизненно и утверждать царем.

Несомненно, разделение властей воспринималось автором проекта не столько как основа для перехода к правовому государству, сколько как попытка противостоять абсолютизму в России.

Александр I и на этот раз оказался не готовым поделиться властью. Из плана Сперанского была реализована только идея об учреждении Государственного совета и Комитета министров. 1 января 1810 г. появился указ о создании Госсовета, в который вошли 3 высших сановника империи. Сперанский занял в нем должность госсекретаря. Госсовет стал законосовещательным органом.

Проекты Сперанского вызывали протесты со стороны высшей знати. Не были они приняты членами Сената и Госсовета. Идейно-теоретическим обоснованием дворянской оппозиции Сперанскому стала " Записка о древней и новой России", составленная историком и государственным деятелем Н.М. Карамзиным, в которой содержалось утверждение о том, что " всякая новость в государственном порядке есть зло", что стране нужны не реформы, а " патриархальная власть! "

В марте 1812 г. Сперанский был отправлен в отставку, а затем в ссылку. О реформах в стране вновь заговорили после заграничного похода русских войск и разгрома Наполеона.

В 1815 г. царь в очередной раз сделал заявку на возможность преобразований империи, когда " даровал" конституцию Польше. В обращении к Сейму он заявил, что традиционное устройство Польши должно показать пример России, подчеркнув тем самым свою приверженность к конституционным формам правления. Однако эта приверженность никак не согласовывалась с реальной деятельностью монарха. И это, несмотря на то, что в центре внимания сторонников конституционного развития страны находились вопросы главной крестьянской реформы.

С 1815 по 1820 годы царь получил 11 проектов, в том числе П.Д. Киселева, Д.А. Гурьева, Е.Ф. Канкрина, об условии освобождения крестьян. Общим для всех проектов был принцип постепенности отмены крепостного права и сохранения привилегий дворянства.

Однако с этого времени реформаторские намерения Александра I сменяются откровенно реакционным курсом. Царь, занятый делами Священного союза, передал фактическое управление страной Аракчееву, который внедрил карательно-охранительные начала во все сферы жизни общества. С осени 1817 года, после создания министерства духовных дел и народного просвещения, начались гонения на высшую школу. В 1820 году он создал военную полицию. В стране усилилась цензура. В 1822 году была запрещена деятельность тайных обществ. В этом же году помещикам разрешили ссылать " за дурные поступки" крепостных крестьян в Сибирь на поселение. И, наконец, Аракчеев реализовал свою идею военных поселений. Крестьяне, переводимые в разряд " военных поселян" должны были соединять военную службу с крестьянским трудом. Этим правительство надеялось снизить расходы на содержание армии.

В разряд поселенцев переводились целые уезды государственных крестьян. К 1825 году в нем состояло 375 тысяч человек. Жизнь их строго регламентировалась: первую половину дня они постигали азы военной службы, затем занимались сельхозработами. Мальчики с 7 лет обучались военному делу, а с 18 - числились на действительной службе. Обычным делом в поселениях были муштра и телесные наказания. Поселенцы освобождались от крепостной зависимости, но попадали в еще большее рабство. Система военных поселений, разрушившая крестьянский уклад, отрицательно сказывалась на экономике страны в целом.

Таким образом, к концу царствования Александра I в России были утрачены последние надежды на реформирование режима как возможности вывести страну из экономического и политического кризиса.

Вместе с тем получившая достаточно широкую огласку работа по подготовке проектов крестьянской реформы, как и попытки правительства реформировать институты власти, заметно оживили политическую мысль России, способствовали появлению конституционных настроений. Наиболее ярко они проявились в среде части дворянства, положившей начало революционному движению в стране.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал