Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Словарь терминов. Авалокитешвара (таб. - ченрези) - мужское медитативное божество, олицетворяющее сострадание полного просветления.⇐ ПредыдущаяСтр 30 из 30
Авалокитешвара (таб. - Ченрези) - мужское медитативное божество, олицетворяющее сострадание полного просветления. Бардо (тиб.) - промежуточное состояние между смертью и повторным рождением. Бинду (санскр.) - см. " капли". Блаженство - крайне приятное ощущение; в высшей йога-тантре тончайшее сознание ясного света испытывает великое блаженство, сосредоточившись на пустоте. Бодхичитта (санскр.) - альтруистическое побуждение бодхисаттвы; желание достичь просветления, для того чтобы приносить благо другим; полностью открытое и посвятившее себя другим существам сердце. Бодхисаттва (санскр.) - тот, чья духовная практика направлена на достижение просветления; тот, кто обладает сострадательным побуждением бодхичитты. Божественная гордость - сильная убежденность в достижении состояния определенного медитативного божества; ср. стадия зарождения. Будда 1) (санскр.) - полностью просветленное существо; тот, кто устранил все омрачающие ум факторы и развил в совершенстве все добродетельные качества; первая из трех драгоценностей прибежища. Будда Шакьямуни (563-483 гг. до н.э.) - четвертый из тысячи основных будц современной эпохи; по происхождению - принц из североиндийского клана Шакья, обучал пути сутры и тантры, ведущему к освобождению и полному просветлению; основатель той философской системы, которая сейчас известна как буддизм. Буддовость, или состояние будды, - см. " просветление". Ваджрное тело - система каналов, энергетических ветров (тиб. терминология, используемая для описания движения энергетических потоков) и капель, существующая внутри обычного физического тела человека и активизируемая через практику высшей йогв-тантры, в результате чего возникает крайне утонченное состояния ума, позволяющего пережить блаженство (ср. " ясный свет"), что в свою очередь ведет к зарождению всепроникающей мудрости, способной искоренить омраченность ума. Ваджрадхара (тиб. - Дордже-чанг) - мужское медитативное божество; обличье, через которое Будца Шакьямуни раскрывает ученикам учение тайной мантры. Ваджрасаттва (тиб. - Дордже-семпа) - мужское медитативное божество; основная очистительная тантрииская практика, направленная на устранение препятствий, порожденных негативной кармой и нарушением данных обетов; ср. " предварительные практики". Ветер энергии - (санскр. - прана) - составляющая ваджрного тела; энергия, служащая в качестве основы для различных " грубых" и тонких состояний сознания. Визуализация - использование творческого воображения в медитации, например при воссоздании и проявлении себя в обличье определенного медитативного божества; несмотря на этимологию этого термина, визуализация не всегда ограничивается зрительным рядом, но включает в себя весь спектр изобразительных средств (слух, осязание и т.д.). Высшая йога-тантра (санскр. - ануттара-йога тантра) - четвертая и главная часть тантрийской практики, состоящая из стадий зарождения и завершения; через практику этого класса тантр тантрик может достичь полного просветления в течение одной жизни. Гуру (санскр.; тиб. - лама) - духовный руководитель или наставник; тот, кто указывает последователю путь к осовобождению и просветлению; в тантре учитель рассматривается как единое целое с медитативным божеством и тремя драгоценностями прибежища. Дока (санскр.) - буквально " небоходец" (тиб. ка-дро); мужское божество, помогающее (опытному) тантрийскому практику активизировать энергию блаженства. Двойственное видение - характерное для непробужденного сознания невежественное видение, при котором все вещи воспринимаются в ложном свете как обладающие самостной природой; при таком видении, внешний облик объекта смешивается с ложным образом его независимости или самости, таким образом приводя к развитию последующих двойственных взглядов относительно субъекта и объекта, себя и остальных и так далее. Дхарма (санскр.) - духовные учения; буквально: " то, что удерживает от страданий"; вторая из трех драгоценностей прибежища. Дхармакайя (санскр.) - см. " тело истины". Заблуждение (санскр. - клеша; тиб. - ньен-монг) - фактор, омрачающий в своей основе чистую природу ума и таким образом приводящий к страданиям и состоянию неудовлетворенности; главное из заблуждений - невежество, поскольку оно порождает такие заблуждения, как пристрастная привязанность, ненависть, зависть и проч. Иллюзорное тело (санскр. - майякаия; таб. - гйю-лу) - тонкая телесная форма, зарождаемая через практику стадии завершения высшей йоги-тантры. Инициация - посвящение, см. " передача силы". Йидам (тиб.) -'- см. " медитативное божество". Йоги божеств - тантрийская практика " зарождения" себя в облике одного из медитативных божеств среди пречистого окружения. Йога пустоты - в буддийской тантре практика растворения, рассеивания всех внешних проявлений в пустоте, используемая как предпосылка к самовоссозданию в пречистом облике медитативного божества. Йогин - мужчина, практикующий йогу; тантрийский адепт. Йогиня - женщина, практикующая йогу; тантрийский адепт. Сострадание - (санскр. - каруна) - желание, чтобы все существа освободились от умственных и физических страданий; предпосылка для развития бодхичитты; символизируется Авалокитешварой. Калачакра (тиб. - Ду-кор) - буквально: колесо времени; мужское медитативное божество высшей йоги-тантры, в практике которого содержатся наставления по медицине, астрологии и т.д., так же как и путь к просветлению. Каналы (саскр. - нади) - составляющая ваджрного тела, по которой происходит движение энергетических ветров и капель. Капли (санскр. - бинду) - составляющая ваджрного тела, используемая при зарождении великого блажества; бывают двух видов - красные капли, получаемые при зачатии от матери, и белые - получаемые от отца. Карма (санскр.) - действие; закон причины и следствия, в котором благие поступки приносят счастье, в то время как отрицательные - страдание. Колесо энергии - см. " чакра". Колесница (санскр. - яна) - средства, указывающие практикующему путь и ведущие его к достижению желанной духовной цели; ср. " сугрвяна" и " тантраяна". Концентрация - умение сосредоточить свой ум на любом выбранном объекте медитации, мысленно удерживая этот объект. Коренной слог - в тантрийских визуализациях это возникающий из пустоты слог на санскрите, из которого в свою очеред1 возникает медитативное божество. Кундалини (санскр.) - энергия блаженства, спящая в физическом теле, активизируемая через тантрийскую практику и используемая для зарождения проницательного проникновения (инсайта) в истинную природу реальности. Лама (тиб.; саискр. - гуру) - духовный руководитель или наставник в буддийской традиции.Тибета; ср. " гуру". Мадхьямика (санскр.) - Срединный Путь; система анализа, основателем которой является Нагарджуна, основанная на Сутрах Совершенства Мудрости Будды Шакьямуни; считается превосходящим остальные изложением мудрости пустоты; ср. " Срединный Путь". Мантра (санскр.) - буквально: защита ума; слоги на санскрите, читаемые в связи с практикой определенного медитативного божества и воплощающие качества этого божества. Махасиодха (санскр.) - достигший высочайших степеней развития тантрийский практик. Медитативное божество (тиб. - йи-дам) - существо мужского или женского рода, воплощающее определенный аспект опыта полного просветления и используемое в тантре для концентрации и самоотождествления. Нади (санскр.) - см. " каналы". Наланда-университет монастырского типа на севере Ин дии; один из основных источников распространения тантрийских учений на территорию Тибета. Невежество или неведение (санскр. - авидья; тиб. - ма, риг-па) - ошибочная уверенность в независимой, самостной природе всех вещей; заблуждение, являющееся корнем сансары и источником всех страданий, уничтожаемых мудростью пустоты. Нирвана (санскр.) - состояние всецелого освобождения от сансары; цель практика, стремящегося к собственному избавлению от страданий; обычно говорят о двух уровнях достижения состояния нирваны: нирвану " низшего" уровня связывают с упомянутым выше этапом личного освобождения из пут сансары, в то время как нирвана " высшего" уровня означает несравненное достижение всецело просветленного состояния будды. Помнен Лама (1570-1662) - Панчен Лама Первый (гуру Пятого Далай-ламы), автор многочисленных учений по сутре и тантре, в том числе таких трудов, как " Подношение духовному мастеру" и текст махамудры " Основной путь покорителей". Предварительные практики (тиб. - нендро) - медитации, предназначенные для преодоления препятствий и накопления энергии заслуг, что необходимо для успешной практики тантры. Принять прибежище - обратить ум к подлинному источнику зашиты от страданий сансары; в буддизме это означает вверить себя трем драгоценностям - будде, дхарме и сангхе. Просветление (санскр. - бодхи) - полное пробуждение; состояние будды; конечная цель буддийской практики, достигается, когда устранены все ограничения ума и осуществлен положительный потенциал; состояние, характеризуемое безграничным состраданием, высокой степенью мастерства и мудростью. Пустота (санскр. - шуньята) - отсутствие ложных представлений о существовании вещей; в частности, отсутствие не' зависимой, самостной природы явлений. Равностность - одинаковое отношение ко всем, культивируемое за счет преодоления привычки разделять окружающих на друзей, врагов и посторонних; необходимая основа для развития мотивации сострадательной бодхичитты. Резидентный ум, или ум сознания - очень тонкий уровень ума, находящийся в сердечной чакре и поддерживающий непрерывное существование от жизни к жизни (вместе с питающим; его неуничтожимым энергетическим ветром). Садхана (санскр.) - метод выполнения; подробные инструкции, которые шаг за шагом описывают практику медитации, посвященную конкретному медитативному божеству. Самостоятельное существование, самобытие, самость вещей - ошибочное представление о том, что вещи существуют сами по себе, независимо от причин, условий, явлений и процесса концептуальной обусловленности; мудрость пустоты заключается в понимании того, что ни одна из вещей не обладает ни единым, атомом самости, другими словами, она " пустотна". Сангха (санскр.) - духовная община; третья из драгоценностей прибежища. Состояние пробуждения - состояние просветленного существа, пробудившегося от сна невежества. Стадия зарождения (тиб. - кйе-рим) - первая из двух стадий высшей иога-тантры, на протяжении которой культивируется ясное созерцание и божественная гврдость в отношении избранного медитативного божества. Стадия завершения (тиб. - дзог^рим) - вторая из двух стадий высшей йоги-тантры, на протяжении которой обретается контроль над ваджрным телом через такие практики, как практика внутреннего огня. Сутра (санскр.) - учение Будды Шакьямуни; раздел буддийских учений, предшествующих тантризму и делающих ак цент на культивации бодхичитты и практиках шести совершенств, а именно щедрости, дисциплины, терпения, усилия, медитативного сосредоточения и мудрости. Сутры Совершенства Мудрости (санскр. - Праджняпарамита-сутра) - учения Будды Шакьямуни, в которых изложены мудрость пустоты и путь бодхисаттвы. Тайная мантра - тантрийские учения Буддизма; см. " тантраяна". Тантра (санскр.) - буквально " нить непрерывности"; тексты буддийских учений тайной маитры; часто используется для обозначения самих учений. Тантраяна (санскр.) - колесница буддизма, последующая за сутрой; учение, с помощью которого можно достичь освобождения в течение одной жизни; называемая также " молниеносной колесницей"; а также " ваджраяной", " мантраяной". Тантрийскчй мастер - гуру, обладающий компетенцией давать посвящения и вести учеников по тантрийскому пути к просветлению. Тара (тиб. - Долма) - женское медитативное божество, олицетворяющее добродетельное поведение полностью просветленного существа; рассматривается как мать всех будд прошлого, настоящего и будущего. Тело истины (санскр. - дхармакайя) - ум полностью просветленного существа, свободный от всех омрачений и пребывающий в медитативно-сосредоточенном состоянии прямого восприятия пустоты при одновременном осознании всех явлений; см. " три тела Будды". Тотальность - состояние, в котором отсутствуют все ограничения на пути к полному развитию и выражению внутреннего потенциала; нетрадиционнь1й синоним слов " просветление" и " буддовость", используемый Ламой Йешей. Три тела Будды (санскр. - три-кая) - неограниченный ум (дхармакая) просветленного существа, его явление высокоосуществленным бодхисаттвам (самбхогакайя) и его явление обычным существам (нирманакайя); ср. " тело истины", " тело наслаждения", " тело эманации". Три драгоценности прибежища - будда, дхарма и сангха. Три основных принципа пути - основные учения пути сутры к просветлению; см. " бесповоротный выход", " бодхичитта" и " пустота". Тум-мо (тиб.) - см. " внутренний огонь". Хатха-йога (санскр.) -физические упражнения, направленные на достижение человеком телесной гибкости, что способствует устранению " блоков", препятствующих правильному движению энергетических ветров; используется в определенных практиках, связанных с ваджрным телом. Херука Чакрасамвара (тиб. - Кор-ло дем-чог) - мужское медитативное божество высшей йога-тантры. Цэонкхава(1351-14П) - основатель традиции гэлугпа тибетского буддизма; внес новые изменения во многие учения сутры и тантры, а также в монашескую традицию Тибета в целом. Чакра (санскр.) - колесо энергии; расположенные вдоль центрального канала места сосредоточения энергии, на которые устремляется внимание практикующего (особенно на стадии завершения йога-тантры). Четыре класса тантр - разделение тантр на четыре группы: крийя (действие), чарйя (исполнение), йога и ануттара-йога (высшая йога). Четыре благородные истины - содержание первой проповеди, или сутры Будды Шакьямуни, а именно: 1) страдание; 2) причина страдания; 3) прекращение страдания и 4) путь, ведущий к прекращению страданий. Чистая земля - область существования за пределами сансары, в которой присутствуют все условия, благоприятствующие достижению полного просветления. Шесть Йог Наропы - учения, в основном относящиеся к практикам стадии завершения высшей йога-тантры. Ясное созерцание - визуализация себя и своего окружения в пречистой форме медитативного божества и мандала; см. " стадия зарождения". Ясный свет (тиб. - о-зел) - крайне утонченное состояние ума, достигаемое при растворении всех энергетических ветров в центральном канале (что происходит в момент смерти или на стадии завершения высшей йога-тантры).
|