Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Кризисы возраста






Свою теорию жизненного цикла Э. Эриксон назвал эпигенети­ческой (от греч. epi — после, поверх; genesis — происхождение, воз­никновение).

Указаны два возможных выхода из каждого возрастного кризиса и названа сильная сторона личнос­ти, которая укрепляется в случае успешного разрешения возраст­ной проблемы

1 стадия (до 1 года). При суровом или незаботливом отношении к себе ребенок начинает ощущать свою покинутость. Мир пред­ставляется ему джунглями, полными угроз и неприятных нео­жиданностей. Базальное недоверие формируется как реакция на необеспеченность своего бытия. Постоянно чего-то опасаю­щийся, будущий человек слишком сосредоточится на себе и своем благе, которое можно уберечь только в отражении все­возможных покушений извне. При внимательном и сочув­ственном поведении взрослых, направленном на ребенка, он укрепляется в установке, что в целом мир благостен.

2 стадия (1-3 года). Суровое или попустительское отношение к ребенку со стороны взрослых препятствует овладению ребен­ком основными навыками (речь, умение сидеть за столом, оде­ваться и т. п.), в результате чего у него слабо вырабатывается автономия и самоконтроль. Чувство неуверенности преобра­зуется в неудобство за себя, в стыд. При положительном раз­витии личность начинает воспринимать себя как активного, независимого и контролирующего свои действия субъекта.

3 стадия (3-6 лет). Ребенок все больше начинает играть, внося в стандартные действия элемент творчества, используя вооб­ражение в моделировании жизненных ситуаций. От родителей требуется поддержка, позволяющая расширить репертуар по­ведения (развитие владения словом, умения петь, рисовать, танцевать и пр.). При неблагоприятных условиях растет тре­вога по поводу своей ценности, стыд переходит в чувство вины, увеличивается пассивность.

4 стадия (6-12 лет). Ведущим типом деятельности становится учеба, которая осознается ребенком как серьезная подготовка к взрослой жизни. В благоприятном случае ребенок осваивает логическое мышление, самодисциплину, взаимодействие со сверстниками по определенным правилам, формируется стрем­ление к умственной деятельности и к успеху. При неблагопри­ятном развитии ребенок вырабатывает в себе чувство неполно­ценности, осознавая свою некомпетентность. Отношения со взрослыми принимают конфликтный характер.

5 стадия (12-19 лет). Это пора полового созревания, обретения взрослого внешнего вида. Родители и учителя лишаются мо­нополии на авторитетность. Активизируются отношения внут­ри группы сверстников, которые и задают критерии личност­ной оценки, переходящей в самооценку. Эриксон считал эту

стадию одной из важнейших. Благодаря возросшим интеллек­туальным способностям и активному взаимодействию со свер­стниками начинает формироваться ясное представление о себе («внутренняя тождественность»). Таков благоприятный исход, при котором личность научается быть верной другим и поло­жительно относится к себе. Неудачное развитие приводит к размытости представлений о себе, к несогласованности аспек­тов своей личности, к импульсивному и ситуативному поведе­нию. Часто происходит выпадение из нормальной социальной сферы, юноши попадают в сообщества с отклоняющимся пове­дением — в компании уголовников, наркоманов, бродяг. Воз­растает агрессивность поведения как форма компенсации внут­реннего конфликта (переживания неполноценности, отторгну-тости, ненужности).

6 стадия (20-25 лет). Это период получения полной социальной самостоятельности. Неподготовленный к ней прошлыми неуда­чами человек озабочен собой. Внутреннюю неустроенность он переплавляет в самоутверждение через демонстративность поведения, поверхностные контакты, использование других только как средство для своего удобства или наслаждения. У него нет сил и умения думать о других вне связи со своими интересами. Неблагоприятный исход — еще более полная изо­ляция. Счастливый выход — это овладение интимностью, спо­собностью бескорыстно переживать благо другого и ощущать себя частью другого. Помимо профессиональной компетентно­сти приходит и умение строить добрые и теплые отношения в малом кругу (в семье, с коллегами, с друзьями).

7 стадия (26-64 года). Благоприятное развитие личности выражается в том, что человек берет на себя полную ответственность за происходящее в большом мире, стремится сохранить все лучшее и способствует совершенствованию культуры и при­роды. Личность продуктивна и полна творчества. При неудач­ном развитии замкнувшаяся в себе личность начинает ощу­щать безнадежность и бессмысленность жизни. Силы тратят­ся на власть и потребление. Неспособность заботиться о других оборачивается ненасытной погоней за наслаждениями. Зачи­нателями самых серьезных конфликтов в мире, авторами раз­рушительных и человеконенавистнических идей являются не­благополучные личности именно данного возраста. Но в этом же возрасте самые влиятельные творческие люди держат на своих плечах груз ответственности за благо человечества.

8 стадия (после 65 лет). Неудачно прожитая жизнь завершается страхом смерти, непрестанными попытками изводить окружающих своими неудачами и несчастьями, сожалением об упущенных и несделанных делах, жадностью и склоннос­тью к старческому слабоумию. Достойное завершение жизни подобно подъему на высокую вершину, с которой можно обо­зреть пройденный путь. Происходит интеграция мыслей и чувств на высоком уровне самосознания. Эриксон называет его Эго-интеграцией, синонимом мудрости.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал