Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Медиация






Медиация, в отличие от суда и арбитража, позволяет сторонам самим решать конфликт с помощью переговоров. Задача посред­ника-медиатора заключается не в том, чтобы дать им готовое ре­шение, которое они должны выполнять, а в том, чтобы помочь им договориться и прийти к согласию.

Медиация не есть что-то отличное от переговоров, она представляет собою лишь особый вид переговорно­го процесса.

.

Вопрос 40.Переговоры. Основное содержание переговоров.

В осуществлении переговорной стратегии можно выделить три основных этапа: подготовка разговора —проведение перего­воров — реализация договорного соглашения.

Этап подготовки разговора

В некоторых ситуациях времени на подготовку может не быть. Например, вам звонят по телефону и просят о чем-то неожидан­ном. В случае не будет ничего зазорного, если вы объясните ваше­му собеседнику, что вам необходимо время, для того чтобы со­браться с мыслями или собрать дополнительные факты, после чего вы свяжетесь с ним. Дайте себе достаточно времени на подготовку.

На этапе подготовки необходимо решить три основных вопроса:

1) о чем разговаривать;

2) с кем разговаривать;

3) когда разговаривать.

Определению темы разговора была посвящена вторая часть нашего практикума. Обычно одна из самых трудных задач — ре­шить, что же вы все-таки хотите.

> Спросите себя: «Какого исхода я хочу? Какие мои нужды, ценности будут удовлетворяться в таком случае?» Не за­бывайте и такие плохо поддающиеся учету факторы, как признание, безопасность, хорошие отношения.

> Наметьте диапазон результатов, связанных с желаемым исходом. У вас будет больше гибкости, если вы определите высшие и низшие пределы диапазона. Например: «Мне хо­телось бы получить шестьсот рублей, а ниже четырехсот вообще не стоит продавать».

 

> Имейте наготове факты. Подготовьте их тщательно до на­чала переговоров, хотя вам вряд ли придется упомянуть их все, равно как и возможности, продуманные вами в ходе де­тальной подготовки. Это в какой-то мере похоже на экза­мен — вы не знаете, какими будут вопросы в вашем билете.

> Проанализируйте свою сторону дела. Имейте наготове точные ответы на такие вопросы, как:

Чего я хочу? В чем суть моих предложений? Кого я спрашиваю? Имею ли я дело с человеком, наибо­лее компетентным в данном вопросе? Есть ли у это­го человека какие-то предпочтения, которые я дол­жен учесть? Какую пользу получит этот человек от переговоров? Тщательно рассмотрите нужды и интересы другой сто­роны и то, как вы можете откликнуться на них. Какого рода тактика или стратегия способна по­влиять на их позиции? Чем мы можем обменяться? С чем я могу легко расстать­ся и что представит ценность для них? Чем они мо­гут легко поступиться и что представит большую ценность для меня? > Подумайте и о ваших оппонентах. Старайтесь думать так, как думают они.

К каким доводам они прибегнут для оправдания своей позиции?

Какие у них альтернативы?

Какие трудности они испытывают в данный момент?

Какие последствия вытекают для них из их согласия?

Приемлемы ли для них эти последствия? Можете ли вы перечислить положительные последствия для другой стороны или изменить ваш план для исправ­ления негативных?

Какие шаги противная сторона должна предпринимать в случае своего согласия? Обдумайте эти шаги. Мож­но ли построить ваш план так, чтобы претворение его в жизнь было как можно более легким для ваших партнеров? Облегчите им согласие, облегчив шаги, которые последуют за ним.

После того, как вы определили свои приоритеты, сформулиро­вали свои пожелания, необходимо решить, с кем вы будете разго­варивать. Распространенная ошибка состоит в том, что разговор ведется с человеком, у которого нет полномочий для принятия не­обходимого решения. В каждой солидной фирме есть так называе­мые «key-persons» (ключевые люди), от которых зависит решение. Причем это может быть не обязательно директор или его замести­тель, а человек, занимающий совсем не престижную должность, но обладающий авторитетом и влиянием. Преодоление содержа­тельного конфликта предполагает встречу именно с «ключевой» фигурой. Когда вы решите, с кем хотите разговаривать, договори­тесь с ним о встрече.

Выберите время и место разговора. Нет смысла затевать раз­говор «на ходу», когда заведомо не хватит времени, чтобы довес­ти его до конца. Желательно, чтобы помещение не вызывало фи­зического дискомфорта у участников. Помните, что нахождение на «своей территории» усиливает позиции принимающей сторо­ны, поэтому старайтесь либо пригласить оппонента к себе, либо встретиться на нейтральной территории.

Помните, что если переговоры не удались, значит, вы разгова­ривали либо не о том, либо не с тем человеком, либо несвоевре­менно.

После того, как вы познакомились с особенностями вашего оп­понента и приняли их во внимание, выявили интересы сторон, подготовили предложения по разрешению конфликта и обдума­ли критерии принятия решения, вы готовы к встрече с оппонентом. В сущности, любые переговоры будут успешными, то есть всегда можно найти мирное решение, если ни один из оппонентов не пре­рвет их раньше времени (до тех пор, пока не достигнуто согласие) и не будет применять силу.

Правильно организованное общение может существенно ус­корить процесс переговоров. В третьей части нашего практикума вам предстоит поэкспериментировать с техниками эффективной коммуникации, позволяющими уверенно отстаивать собствен­ные интересы.

Уверенное, или ассертивное, поведение — противоположность неуверенному. Неуверенность проявляется в двух вариантах поведения: как робость и как агрессия. Часто робкий человек, желая выглядеть более решительно, ведет себя агрессивно. То есть агрес­сия в содержательном конфликте часто выполняет функцию пси­хологической защиты. Оппонент, между тем, реагирует на агрес­сию ответной агрессией. Поскольку собственная агрессивность субъектом не замечается, он считает себя объектом ничем не спро­воцированного нападения и усиливает агрессивность. Возникает замкнутый круг, ведущий к нагнетанию враждебности. Уверенное поведение позволяет отстаивать свои интересы без агрессивных проявлений.

Переговорами мы в дальнейшем будем называть любой разго­вор между конфликтующими сторонами, который направлен на мирное завершение конфликта. Анализируя разрешение содер­жательного конфликта, можно выделить два вида переговоров:

• Переговоры с позиции силы, призыв к прекращению сопро­тивления и обсуждение условий капитуляции (разновид­ность таких переговоров — просьба об уступке со стороны слабой позиции).

• Сотрудничество против конфликта, поиск решения, удов­летворяющего обе стороны.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.014 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал