Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Жизненный цикл товара и его разновидности
Жизненный цикл товаров – это концепция, которая рассматривает динамику конкурентно – способного пребывания товара на рынке. Говорят, что у товара есть жизненный цикл, подразумевают следующее: а) срок жизни товаров ограничен; б) жизненный цикл товаров на рынке проходит несколько этапов; в) на разных этапах жизненного цикла товара, прибыль, которую он приносит, варьируется; г) каждый этап жизненного цикла товара требует особого подхода к стратегии в области маркетинга, финансов, производства, сбыта и управления персоналом. Жизненный цикл товара характеризуется изменением объема продаж получаемой прибыли во времени и состоит из пяти этапов: исследования и разработки, внедрение, рост, зрелость, спад I –Исследование и разработка. Жизнь товара начинается задолго до его рождения как продукта — в идеях, замыслах, разработках. Роль маркетинга на этом этапе состоит в сопровождении процесса создания товара от идеи до ее воплощения в изделие. Для этого с помощью маркетинга изучается, нуждается ли потребитель в данном продукте, что собой представляет потенциальный потребитель, на какой рынок можно рассчитывать при реализации замысла. II – внедрение начинается с момента поступления товара в продажу. Объем продаж увеличивается медленно из-за задержек связанных с расширением производственных мощностей, техническими проблемы, задержками связанными с доведением товаров до потребителей и нежелание потребителей изменить привычные схемы поведения. На этом этапе компания обычно, либо несет убытки, либо получает незначительную прибыль III – на этапе роста отмечается резкое увеличение объема продаж, потребители признавшие товар с момента его появления на рынке будут продолжать покупать его и их примеру последуют другие. Цены остаются на прежнем уровне или немного снижаются по мере увеличения спроса. Прибыли от увеличения объема продаж растут на много быстрей чем издержки. IV – на этапе зрелости темпы роста объем продаж начинаются замедляться, так как товар нашел признание у большой группы покупателей. На этом этапе выделяют три фазы: а) фаза взросления, здесь темпы роста продаж начинают замедляться, бытовая сеть стабилизируется; б) фаза стабильной зрелости, объем продаж держится на постоянном уровне вследствие насыщенности рынка; в) фаза старения – абсолютный уровень объема продаж начинает снижаться, так как интересы покупателей переключаются на другие товары. V- спад – это период снижения объема продаж, что объясняется достижениями в области развития технологии, изменения вкусов потребителей, обострение конкуренции. Это приводит к затовариванию, снижению цены, уменьшению прибыли. Стареющий товар может быть оставлен в ассортименте, если он покрывает издержки производства или способствуют увеличению объема продаж других товаров фирмы. Это классический ЖЦТ. По ряду товаров имеют место отличные от типичной схемы этапы жизненного цикла товара: а) кривая «рост - резкое падение – зрелость» (для бытовых приборов) После внедрения на рынок наблюдается быстрый рост объема сбыта, затем спад и стабилизация объемов продаж из-за появления новых потребителей, которые впервые приобретают товар или тех, кто решил заменить вышедший из строя прибор. б) Кривая с повторным циклом (новые лекарства). Сначала новые лекарства усиленно рекламируются (1 этап ЖЦТ), затем объем продаж начинает падать и фирма разворачивает новую рекламную кампанию. в) гребешковая кривая, состоит из последнего ряда циклов, возникновение которых обусловлено открытием новых характеристик товаров, способов его исполнения, или появление новых потребителей.
|