Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие о профессиографии
Описание профессии по всем психологическим и психофизиологическим признакам труда характеризует профессиональную деятельность достаточно многогранно и широко. Оно позволяет по существу анализировать любой вид профессионального труда, опираясь на эти психологические признаки. Большинство исследований в психофизиологии и психологии груда, инженерной психологии, эргономике начинаются с изучения конкретной деятельности. Для этого Для этих целей служит уже упомянутая в подразделе 4.1. темы 4 технология изучения и проектирования профессии называемая профессиографией. Сущность этой технологии заключается в составлении разносторонней характеристики конкретной профессии. Профессиография представляет собой технологию (метод) изучения требований, предъявляемых профессией к личностным качествам, психологическим способностям, психолого-физическим возможностям человека. Она используется в целях разработки информационных, диагностических, коррекционных и формирующих методических пособий и практических рекомендаций по обеспечению взаимосоответствия человека и профессии. Кроме того, профессиография обеспечивает постановку практической задачи и организацию ее решения в целях оптимизации и повышения эффективности профессионального труда. Профессиография охватывает разные стороны конкретной профессиональной деятельности – социальные, социально-психологические, экономические, исторические, технические, технологические, правовые, гигиенические, психологические, психофизиологические. Одним из основополагающих принципов профессиографирования стал принцип дифференцированного подхода к изучению профессиональной деятельности. Сущность этого принципа – подчинение профессиографирования решению конкретных практических задач. Например, для целей профконсультации и профотбора необходимо выделять те профессионально важные признаки, которые допускают дифференциацию испытуемых по их профессиональной пригодности. Для определения уровня квалификации большое значение приобретает характеристика трудовых функций, профессиональных знаний, умений и навыков. Для изучения профессионального утомления выделяются признаки, обнаруживающие факторы, инициирующие профессиональную усталость. Другими словами, объем, глубина и детальность изучения профессиональной деятельности зависят от цели. Цели могут быть связаны со следующими областями деятельности: аттестацией работников, проектированием новых профессий и специальностей, профконсультацией оптантов и отбором специалистов, совершенствованием профессионального образования, подготовкой и повышением квалификации, научными исследованиями профессионального развития личности.
|