![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сущность и процесс профессионализации труда
В лекции 1 уже отмечалось, что профессиональная деятельность как вид трудовой деятельности рассматривается как явление, прежде всего социальное и сложное. Не существует единого определения понятия профессиональный и непрофессиональный труд. Исследователи, как правило, в числе важнейших признаков профессионального труда указывают его следующие признаки: · общность людей, занятых данным видом труда; · длительно существующие трудовые обязанности; · регламентированность трудовой деятельности; · необходимая для общества и ограниченная (вследствие разделения труда) область приложения сил человека, дающая ему возможность существования и развития; · система знаний умений и навыков, присущая определенному субъекту труда; · логически связанный набор возможных видов работ. Таким образом под профессионализацией труда правомерно понимать специализацию, временное закрепление и институцонализацию труда (трудовой деятельности), включающей совокупность работ, выделенных в более или менее однородную целостность в рамках общественного и технического разделения труда, и обеспечивающей индивидов доходом. Социальный механизм дифференциации и специализации труда на видовом и внутривидовом уровнях обеспечивает содержательное изменение процесса труда и его профессионализации. Понятие «профессионализации» тесно связано с понятием «профессионал». В современной психологии и психофизиологии профессиональной деятельности особое внимание уделяется проблемам профессиональной подготовки, адаптации и профессионализации личности, становлению профессионала. Эти вопросы рассматриваются с точки зрения выявления механизмов, этапов и детерминирующих факторов становления субъекта деятельности (К. А. Абульханова, В. А. Бодров, Е. А. Климов, А. К. Маркова и др.). Практический интерес представляет определение роли задатков и способностей, интересов, мотивов и индивидуальных особенностей в формировании профессионально важных качеств (ПВК) специалиста, а также оптимизации подготовки и условий осуществления успешной профессиональной деятельности (Е.А.Климов, Б. М.Теплов). Большое значение имеет изучение процесса формирования индивидуального стиля деятельности. Профессиональное становление и развитие личности имеют цель «обеспечения достаточно надежного поведения индивида в конкретных и типичных жизненных и профессиональных условиях, что определяет формирование устойчивых черт личности, характерных, в частности, для будущего вида деятельности» (В. А. Бодров). То есть профессионализация — процесс приобретения субъектом труда таких свойств и качеств, которые позволяют ему решать весь спектр производственных задач. А. К. Маркова, называет профессиональное становление профессионализацией, подчеркивая, что «в целом профессионализация — это одна из сторон социализации». Эффективность профессионализации зависит от успешного прохождения всех ее стадий и этапов.
Сущность и содержание профессионализации личности Сущность профессионального становления (профессионализации) заключается в превращении индивида в профессионала, способного создавать потребительные стоимости, оказывать активное влияние на развитие собственной профессиональной деятельности и профессиональной общности в целом. Для общества профессионализация является средством воспроизводства " рабочей силы", обеспечивающей его существование и развитие. Для конкретного человека профессионализация – это форма включения в социально-экономические процессы общества, способ развития, самореализации и, наконец, источник средств к существованию. Результатом профессионализации должен стать оптимальный выбор и успешное развитие профессиональной деятельности. Содержание профессионального развития тесно связано с социально-экономической ситуацией, складывающейся в обществе. Современные преобразования, происходящие в нашей стране, затронули процессуальные (выбор профессии, профобучение и т.д.) и результативные характеристики становления профессионала. Этому способствовало появление новых профессий, изменение содержания старых, обострение конкуренции специалистов на рынке труда. Проблемы переходного периода изменили предъявляемые к профессионалу требования. Возникла необходимость пересмотреть вопросы: что такое профессионал? какие задачи он должен решать? какими качествами и способностями должен обладать? каковы механизмы поэтапного становления профессионала? каковы критерии его оценки? Практика и результаты исследований свидетельствуют, что человек достигает пика своего профессионального развития на стадии самостоятельной профессиональной деятельности. Наступление этого этапа зависит от особенностей профессиональной деятельности, механизмов влияющих на процесс ее развития (механизм приобщения к труду, механизм выбора профессионального пути, карьерного роста и др.), а также от индивидуальных возможностей. Стадия наивысших достижений неизбежно сменяется периодом снижения профессиональной продуктивности, которая может быть временной или постоянной, зависеть от возрастных и других факторов. Итак, профессионализация осуществляется как целостный, непрерывный процесс, в основе которого лежит комплекс развивающихся взаимодействующих между собой и последовательно сменяющих друг друга механизмов. Выявить и раскрыть эти механизмы можно только посредством целостного рассмотрения профессионального развития человека от начала до конца, от момента принятия профессии до момента завершения активной профессиональной деятельности.
|