![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Динамика личности в процессе профессиональной деятельности
Для успешного освоения профессии, как правило, работник должен обладать некоторым набором способностей, что определяет профессиональную пригодность человека (см. гл. 5). Вместе с тем индивидуально-психологические качества в течение жизни претерпевают определенные изменения, во многом обусловленные спецификой профессиональной деятельности. Профессия зачастую накладывает на человека свой особый отпечаток. Формирование профессионала — это динамичный процесс, предполагающий не только достижение необходимого уровня профессионального мастерства (определяемого наличием знаний, умений и навыков), но и развитие, изменение личности, которые касаются всех ее сторон. Анализ многочисленных исследований, проведенных в этой области, свидетельствует о многообразии изменений свойств личности. Все эти изменения затрагивают, главным образом, следующие образования: 1) мотивационно-ценностное ядро; 2) особенности характера; 3) профессиональное самосознание (Н. С. Пряжников, А.К.Маркова, А.А.Деркач). Особого внимания заслуживает изучение механизмов формирования личности профессионала. Ряд исследований детализировали теорию Сьюпера об идентификации как основном механизме становления профессионала. В любой профессиональной среде есть «герои» и «антигерои». «Герои» — работники, пользующиеся всеобщим уважением, преимуществом в получении материальных благ, карьерных преференций и т.д. Это люди, на которых хотят быть похожими начинающие работники. С другой стороны, поступки «антигероев» говорят всем о том, какими не надо быть. Стремление быть как лучшие (через механизм идентификации с ними) является мощным фактором формирования личности. Идентификация — это эмоционально-когнитивный процесс неосознаваемого отождествления субъектом себя с другим объектом, группой, образом. Впервые понятие «идентификация» было введено 3. Фрейдом, причем механизмы идентификации, по его мнению, обеспечивают взаимную связь индивида и социальной группы. В классическом психоанализе идентификация выступает в качестве центрального механизма формирования способности «Я-субъекта» к саморазвитию, при этом между субъектом и отражаемым объектом происходит установление определенной эмоциональной связи, содержанием которой является переживание своей тождественности с объектом. В современной психологии понятие «идентификация» имеет три различных значения: 1) процесс объединения субъектом себя с другим индивидуумом или группой на основании установившейся эмоциональной связи или включение в свой внутренний мир и принятие как собственных групповых норм, ценностей, образов; 2) представление, видение субъектом другого человека как продолжение самого себя, наделение его своими чертами, чувствами, желаниями; 3) механизм постановки субъектом самого себя на место другого, что проявляется в виде погружения, перенесения индивидом себя в поле, пространство, обстоятельства другого человека, что приводит к усвоению его личностных смыслов. Такой тип идентификации позволяет моделировать смысловое поле партнера по общению, обеспечивает процесс взаимопонимания и вызывает соответствующее поведение. Идентификация себя с другим (или группой) может свидетельствовать о стремлении принадлежать или не принадлежать к определенной социальной группе.
|