Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Психологическая характеристика профессионала
Термин «профессионал», в том числе и в психологическом смысле, не имеет четкого определения. Это понятие по-разному определено в социологии, психологии, физиологии, юриспруденции, педагогике и других науках. Собственно психофизиологический подход к изучению профессионала предполагает его исследование, как личности, как индивидуальности, и как субъекта профессиональной деятельности и профессионального пути. Остановимся на каждом из выделенных аспектов более подробно. Личность, является психологической и социальной категорией (С.Л. Рубинштейн). По мнению Б.Ф. Ломова определение свойств личности как системных социальных качеств позволяет сделать вывод, что личностными могут быть как психические характеристики человека, так и физиологические, соматические, антропометрические (например, цвет глаз, форма черепа, цвет кожи, форма зубов). С этой точки зрения личность представляет собой систему социально ценных и значимых качеств индивида, развитие которых стимулируется обществом и которые обеспечивают существование и индивида и общества и его воспроизводство. В психологической литературе общепринятое определение личности профессионала отсутствует. В научной литературе, посвященной различным видам профессиональной деятельности, встречаются словосочетания типа " личность учителя", " личность рабочего", " личность руководителя" и т.д. Анализ показывает, что чаще всего понятие личности в таком контексте ассоциируется с высоким уровнем эффективности профессиональной деятельности, с оригинальностью ее результатов, их качественными и количественными особенностями. Но наиболее полная характеристика профессионализма встречается в исследованиях Е.А. Климова, включившего в это понятие не просто «…высший уровень знаний, умений и результатов человека в данной области деятельности, а определенную системную организацию сознания, психики человека..." (37, С. 386 – 387). Е.А. Климов выделяет следующие основные компоненты системной организации психики и сознания: · свойства человека как целого (личности, субъекта деятельности); · праксис профессионала (коммуникативные, регулятивные, исполнительские и другие умения, навыки); · гнозис профессионала; · информированность, знания, опыт, культура профессионала; · психодинамику (интенсивность переживаний, быстрота их смены) работника, психологические трудности, нагрузки в данной профессиональной области; · осмысление вопросов своей возрастно-половой принадлежности в связи с требованиями профессии, осмысление роли физических качеств, наружности, здоровья, противопоказаний к труду в данной области. Рассмотрение личности профессионала в качестве активного участника и организатора процесса производства материальных и духовных благ позволяет обозначить систему, определяющую формирование личности профессионала и задающую его основные функции: · создание потребительских стоимостей, качество, надежность и производительность изготовления которых не ниже нормативного уровня; · производство, сохранение нормативно одобренного способа конкретной профессиональной деятельности, в ее развитии за счет индивидуального обогащения; · воспроизводство, сохранение и развитие конкретной профессиональной общности, участником которой он является. Для конкретизации функций профессионала необходимо проанализировать качества личности, обеспечивающие их реализацию. Эти качества делятся на: профессионально важные (ПВК) и профессионально значимые (ПЗК). Разделение профессионально ориентированных качеств личности на две группы не является случайным, так как ПВК и ПЗК по-разному влияют на выполнение профессиональных функций. ПЗК определяют отношение человека к профессиональным функциям и профессионализации в целом, степень их принятия. Большинство профессий требуют от человека определенной системы отношений к ее содержанию и условиям. В противном случае у него не формируется внутренняя профессиональная мотивация, а иногда он просто вынужден отказаться от избранной профессии. Например, хорошо известно, что человек может стать врачом только в том случае, если он " спокойно" переносит вид крови, препарирование трупов в анатомическом театре и т.д. ПВК в отличие от ПЗК определяют не отношение к профессиональным функциям, а процесс и результат их выполнения. Опираясь на положения комплексного подхода к профессионализму, личность профессионала можно определить как систему профессионально важных качеств, формирующихся в ходе профессионального становления личности и влияющих на эффективность осуществления отдельных форм профессиональной активности и профессионализации в целом (Е.А. Климов). «Исходным материалом» для формирования личности профессионала являются индивидуальные качества человека, включенного в процесс профессионализации. Это могут быть индивидуальные и личностные свойства человека, психологические и физиологические особенности, морфологические, соматические, биохимические признаки и т. д. Главным требованием к перечисленным свойствам человека является их парциальное или комплексное влияние на процесс профессионализации личности. Индивидуальное " наполнение" ПВК – ПЗК определяет неповторимость личности профессионала, которая позволяет ему обогащать профессионально ориентированные качества личности качествами своей индивидуальности. Поэтому анализ профессионала как индивидуальности предполагает ответ на вопрос, какие индивидуально-психологические качества человека могут выступать как ПВК и ПЗК. Эти качества и образуют индивидуальность профессионала. Большинство исследований оперирует четырьмя подструктурами индивидуальных качеств профессионала: профессиональной направленностью, профессиональным опытом, профессиональной одаренностью и профессиональным самосознанием. Все перечисленные выше подструктуры имеют непосредственное отношение к механизмам иерархического поведения.
|