![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Учет индивидуальных психофизиологических особенностей, склонностей и способностей для повышения эффективности использования возможностей и способностей персонала
Индивидуальность в ходе профессионального становления проявляется дважды: а) на ранних этапах профессионализации, когда она определяет профессиональный выбор, основное направление и содержание профессионального пути; б) на более поздних – как характеристика профессионала и форм его профессиональной активности. Практика показывает, что профессионально зрелая личность – всегда неповторимая индивидуальность, и именно это ее свойство является основным источником развития профессиональной общности, нормативно одобренных способов деятельности. Наиболее активно проблемы индивидуальности исследуются в психологии и физиологии труда на уровне самостоятельной профессиональной деятельности (индивидуальный стиль деятельности и т. д). Уровень профессиональных достижений человека определяется индивидными особенностями и личностными характеристиками. В зависимости от соотношения темпов различных видов развития А.А. Бодалев выделяет следующие сценарии развития (в том числе и профессионального) взрослого человека. Индивидное развитие значительно опережает личностное и профессиональное. Такое соотношение отражает слабовыраженное развитие человека как личности и как работника. Отсутствуют интересы, склонности и способности к какой-либо деятельности, профессиональная подготовленность не выражена, низкий уровень трудоспособности. Личностное развитие человека идет более интенсивно, чем индивидное и профессиональное. Это проявляется в бережном отношении к окружающей среде, людям, предметам материальной и духовной культуры, привязанности к семье и др. Физическое здоровье, профессиональные достижения находятся на втором плане. Профессиональное развитие доминирует над двумя другими «ипостасями» человека. Приоритет профессиональных ценностей, тотальная погруженность в работу — особенности так называемых трудоголиков. Относительное соответствие темпов индивидного, личностного и профессионального развития. Это оптимальное соотношение, обусловливающее реализацию, «выполнение» человеком себя. На индивидное развитие решающее влияние оказывают биологические факторы, на личностное – психические особенности и ведущая деятельность, на профессиональное – социально-экономические факторы и ведущая (профессиональная) деятельность. Все три вида развития личности профессионала взаимосвязаны. Само развитие идет неравномерно, следовательно у каждого человека складывается своя уникальная траектория развития. Обобщая вышеизложенные рассуждения, можно заключить, что личность профессионала развивается в трех направлениях: индивидное, личностное и профессиональное развитие. Сценарий развития человека сугубо индивидуален и порождает широкий спектр сценариев профессиональной жизни. Вершинные достижения человека располагаются на разных этапах профессионального становления личности. Этапы профессионального развития (периодизация) Профессиональное становление охватывает длительный период жизни человека (35 – 40 лет). В течение этого времени меняются жизненные и профессиональные планы, происходит смена социальной ситуации, ведущей деятельности, перестройка структуры личности. Поэтому возникает необходимость разделения данного процесса на этапы или стадии. В связи с этим встает вопрос о критериях выделения этапов в непрерывном процессе профессионального становления. В исследованиях Т.В. Кудрявцева, в качестве критериев выделения стадий профессионального становления выбраны отношение личности к профессии и уровень выполнения деятельности. Он выделил четыре стадии: 1) возникновение и формирование профессиональных намерений; 2) профессиональное обучение и подготовка к профессиональной деятельности - профориентация. 3) вхождение в профессию, активное ее освоение и нахождение себя в производственном коллективе; 4) полная реализация личности в профессиональном труде. Е.А. Климов обосновал следующую профессионально ориентированную периодизацию: 1) стадия оптации (12 – 17 лет) – подготовка к сознательному выбору профессионального пути; 2) стадия профессиональной подготовки (15 – 23 года) – овладение знаниями, умениями и навыками будущей профессиональной деятельности; 3) стадия развития профессионала (от 16 – 23 лет до пенсионного возраста) – вхождение в систему межличностных отношений в профессиональных общностях и дальнейшее развитие субъекта деятельности. А.К. Маркова в качестве критерия выделения этапов становления профессионала избрала уровни профессионализма личности. Она выделила пять уровней и девять этапов: 1) допрофессионализм включает этап первичного ознакомления с профессией; 2) профессионализм состоит из трех этапов: адаптации к профессии, самоактуализации в ней и свободного владения профессией в форме мастерства; 3) суперпрофессионализм также состоит из трех этапов: свободного владения профессией в форме творчества, овладения рядом смежных профессий, творческого самопроектирования себя как личности; 4) непрофессионализм – выполнение труда по профессионально искаженным нормам на фоне деформации личности; 5) послепрофессионализм – завершение профессиональной деятельности. За рубежом широкое признание получила периодизация Дж. Сьюпера, выделившего пять основных этапов профессиональной зрелости: 1) рост – развитие интересов, способностей (0 – 14лет); 2) исследование – апробация своих сил (14 – 25 лет); 3) утверждение – профессиональное образование и упрочение своих позиций в обществе (25 – 44 года); 4) поддерживание – создание устойчивого профессионального положения (45 – 64 года); 5) спад – уменьшение профессиональной активности (после 65 лет). Из краткого анализа периодизаций профессионального становления личности следует, что, несмотря на разные критерии и основания дифференциации этого процесса, выделяются примерно одинаковые стадии. Таким образом, можно сделать вывод, что этапы профессионального становления непосредственно соотносятся с четырьмя основными формами профессиональной социализации: общетрудовое обучение и воспитание, профориентация - поиск и выбор профессии, профессиональное обучение, самостоятельная профессиональная деятельность. Очевидной является взаимосвязь профессионализации и профориентации. Также на вызывает сомнений, что на разных этапах профессионального развития включенность человека в профессиональную деятельность будет проходить на фоне различных психологических проявлений, детерминированных объективными и субъективными факторами социальной ситуации профессионального развития.
|