![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Алгоритмическое описание трудовой деятельности
В обыденном понимании алгоритм — это некоторое правило, задающее последовательность действий. Метод алгоритмического описания труда предназначен для выявления и описания вариантов выполнения трудовой задачи, связей между компонентами. Составленные схемы могут служить для определения времени выполнения отдельных действий, для изучения содержания и функций по отношению к каждому действию. Другие названия метода — «операционно-структурное», «логико-вероятностное» описание деятельности. Теория алгоритмов начала использоваться для описания трудового поведения человека с конца 1950-х гг., когда шел процесс поиска единого языка описания операций, выполняемых машиной, и трудовых действий людей. Алгоритм может быть представлен в виде текста, символической записи или граф-схемы. В простых случаях проверка логических условий требует принятия решения при выборе из двух вариантов (альтернатив). В трудовой деятельности работнику иногда приходится выбирать из большего количества вариантов, учитывать вероятность последующих событий. При составлении алгоритма психологу важно выяснить типичное протекание деятельности и возможные отклонения от нормы, узнать их наиболее частые причины. Составленный алгоритм помогает в исследовании индивидуальных стилей работы. На схеме алгоритма могут быть отмечены особенно сложные участки, вызывающие трудности, связанные, например, с частым браком. В. Н. Пушкин посредством алгоритмического описания деятельности дежурного по железнодорожной станции выделил нормативные, типичные проблемные ситуации и редкие, но очень трудные для работника, например, когда поезд не укладывается по длине в станционный путь. Оказалось, что самое сложное в работе дежурного состоит в оценке ситуации на станционных путях в целом. В.Н.Пушкин применял алгоритмическое описание для изучения и оценки оперативного мышления дежурных по станции на железнодорожном транспорте. Составленные им описания использовались затем в нормировании труда дежурных на станциях с разным количеством транспортных магистралей, а также для обучения начинающих работников профессиональному мастерству — решению оперативных мыслительных задач (Пушкин В.Н., 1965). Г. М.Зараковский (1966) разработал количественные оценки показателей динамической интенсивности, стереотипности, логической (интеллектуальной) сложности различных видов труда, построенные на основе составления логико-вероятностных (алгоритмических) описаний их деятельности. Метод критических инцидентов. Основан на изучении результатов труда работников, причем не только нормативно заданных, но и в виде затруднений, ошибок, браков в работе. Реализация такого подхода базируется на самоотчетах профессионалов (метод критических инцидентов) и анализе ошибочных действий. Метод критических инцидентов разработан американским психологом Джоном Фланаганом в начале 1950-х гг. Его суть состоит в том, что психологи проводят опрос работников изучаемой профессии, просят их описать критическую ситуацию в работе и ее исход. Инцидентом может стать любая, поддающаяся наблюдению и анализу человеческая деятельность, позволяющая по особенностям ее осуществления сделать определенные выводы о работнике. Критическим инцидент становится в том случае, если цель деятельности четко представлена наблюдателю и определены последствия трудового поведения (успешные, неуспешные). Сами описания не должны содержать истолкований с использованием научно-психологической терминологии, допускается обычный житейский язык. Особо обращается внимание на то, чтобы как можно более точно и полно была описана сама ситуация. Каждое описание должно содержать изложение профессиональной ситуации и предпосылки поведения работника, конкретизированные во времени и в пространстве; точное описание действий работника, которые считаются эффективными или неэффективными для данной ситуации; последствия поведения работника; зависимость результатов действий от работника или от внешних причин. Накапливается банк такого рода описаний. Критерий достаточности — появление не более двух-трех новых, по сути, сюжетов на каждые 100 разных ситуаций. Далее карточки с описанием ситуаций предлагают экспертам для группировки по критерию причин проблем и субъектным факторам успеха в их разрешении. Метод получил признание в работах по профотбору, обучению, в составлении программ профессиональных тренингов, в работах по аттестации персонала и других направлениях. В исследованиях военных летчиков в 1940-е гг., к примеру, было собрано свыше 700 критических инцидентов, далее они были разбиты на 24 группы индивидуально-личностных свойств, составивших основу профессиональных требований к специалисту, а также базу подбора психодиагностических методик для профотбора летчиков. Анализ ошибочных действий. Этот метод позволяет выявить наиболее слабые, уязвимые места в деятельности работников данной профессии, уточнить этапы, условия, механизмы совершения ошибочных действий и на основе этой информации определить ПВК, «ответственные» за совершение ошибочных действий (их иногда называют «уязвимыми» ПВК). В нашей работе были проанализированы материалы 518 случаев предпосылок к летным происшествиям (по современной терминологии — инцидентам), допущенных специалистами управления полетами (СУП). Сводные результаты анализа (проведенного с привлечением высококвалифицированных профессионалов в данной области) представлены в табл. 5. Проведенный анализ позволил усовершенствовать систему профессионального психофизиологического отбора специалистов при поступлении на обучение. Были внедрены методы оценки способности к пространственным преобразованиям, усовершенствован процесс обучения. Экспериментальный метод. Он реализуется в ходе естественного, производственного или лабораторного эксперимента. Принципы организации е стественного эксперимента разработал Л.Ф.Лазурский (1911). Его суть состоит в том, что испытуемым предлагают для оценки их способностей, качеств, компетенции привычные виды задач, а не новые специально созданные для них гесты. С.М.Василейский (1888—1961) реализовал идею Лазур-ского и предложил метод естественного профессиографического эксперимента (1927). В ходе эксперимента наблюдались группы успешных и неуспешных работников при их обычной работе, зачем проводился сравнительный анализ индивидуальных профессиональных характеристик. При этом исследователь мог выявить типы профессиональной одаренности, которые могут достигать одинакового уровня успешности в профессии. Это позволило реализовать индивидуальный подход в изучении профессионалов, противопоставлявшийся идее существования некоего единого типа успешного, первоклассного работника, отраженного в идеальной психограмме. То есть предполагалось, что за счет выработки индивидуального стиля деятельности (см. гл. 6) работники с разным набором ПВК будут успешно справляться с работой. В настоящее время идея метода естественного эксперимента используется в центрах оценки персонала, которые признаются самыми эффективными в прогнозировании профпригодности. Имеющийся арсенал методов анализа профессиональной деятельности достаточно многообразен. Перечислим те методы, с которыми необходимо слушетелям ознакомиться самостоятельно: метод составления индивидуальной характеристики (метод полярных групп); анализ проблемностей в операторской деятельности, психосемантические методы: метод «клайк-анализа», метод качественного содержательного анализа текста (контент-анализ). Еще раз отметим, что в психологии и психофизиологии труда накоплен значительный арсенал методов, используемых для изучения профессиональной деятельности. Их многообразие определяется теми задачами (составление психограммы, нормирование труда, эргономическая экспертиза и оптимизация техники и др.), которые решаются исследователем при проведении анализа труда, спецификой самой профессиональной деятельности и контингента работников.
|