Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Психограмма и профессиограмма
Результаты профессиографического исследования обобщаются в виде профессиограммы. Профессиограмма – это характеристика профессии, в которой описаны ее особенности, содержание и характер труда. Она является информационным источником, необходимым для ознакомления с профессией и включает в себя подробное описание психологических, производственных, технических, медицинских, гигиенических и других особенностей специальности, профессии. В профессиограмме указываются функции данной профессии и затруднения в ее освоении, связанные с определенными психофизиологическими качествами человека и с организацией производства. Поэтому, с точки зрения определения требований к субъекту труда, профессиограмма представляет собой обусловленную содержанием труда систему количественно измеримых медико-биологических, психофизиологических и социально-психологических свойств и качеств, необходимых и достаточных для успешного овладения профессией, самостоятельного профессионального труда и совершенствования в нем. Менеджеру по персоналу важно изучить и понять особенности требований конкретной профессии к психологическим качествам работника. Но личность, индивидуальность человека, являясь сложнейшим многоуровневым образованием, характеризуется множеством признаков и качеств. Те качества и свойства, которые важны для успешного выполнения работником профессиональных задач в данном виде труда, называют профессионально важными качествами (ПВК). Описание упорядоченной совокупности ПВК и называется психограммой профессионала. Термин «психограмма» был предложен немецким психологом Вильямом Штерном (1871 — 1938) в его книге «Дифференциальная психология в ее методических основах» (1911, 1921), в которой он разделял психограммы на полные (в этом случае психологическое изучение профессии составлялось по обширной программе) и частичные (программа обследования личности касалась лишь важных для обсуждаемой проблемы сторон). В начале XX в. при формировании психограммы составлялась некоторая модель наиболее важных, задействованных в изучаемой работе психических функций обобщенного субъекта труда — успешного профессионала. Такого рода модель служила основой для подбора психодиагностических методик и прогнозирования с их помощью успешности будущей профессиональной деятельности претендентов на конкретную вакансию (считалось, что успешная работа определяется, в первую очередь, наличием психических функций, способностей определенного уровня и качества). В данном случае речь шла о выявлении устойчивых, плохо поддающихся тренировке свойств личности (способностей), которые весьма существенны для достижения профессионального успеха. В качестве примера можно привести психограмму успешного вагоновожатого (составленную берлинским психологом К.Траммом), которая включала: внимание; способность быстро принимать решения; присутствие духа; хорошие зрение, слух, глазомер; хорошую память; различение скорости движения; суставное чувство; технические способности; сопротивление усталости. Таким образом в психограмме, которая является неотъемлемой составной частью профессиограммы, отражаются взаимосвязи между необходимыми для успешного профессионального труда психологическими свойствами и качествами, а также степень их устойчивости, указываются возможности формирования каждого из них, а также нормативные показатели профессиональной пригодности. Профессиографический анализ деятельности позволяет выявить требования, которые труд предъявляет к знаниям, умениям и навыкам, а также к психофизиологическим и личностным характеристикам человека — субъекта труда. Эта технология служит для анализа информации по профессиям для управленческих служб предприятий и учреждений. В частности, о должностях (трудовых постах), технологических производственных процессах, формах организации труда, психологических характеристиках труда и др. Материалы профессиографического анализа деятельности используются для оптимизации работы по подбору и расстановке кадров, определения перспектив профессионального продвижения работников, при решении вопросов классификации видов работ, профессиональных занятий, разработки квалификационных характеристик новых профессий, утверждаемых Министерством труда и социального развития РФ (Квалификационный справочник, 2001, с. 59 — 60). Профессиограммы различаются по цели, с которой они составляются, времени составления, по мере общности и по объему. Наиболее интересны, на наш взгляд, следующие классификации: · по цели составления выделяются такие профессиограммы, как: информационная, коррекционная, диагностическая, прогностическая, методологическая, формирующая; · по мере общности различаются три вида профессиограмм: общая групповая, монографическая. · по объему различаются полная профессиограмма и профессиокарта. Дадим краткую характеристику наиболее распространенных видов профессиограмм. Информационная профессиограмма, нацелена на обеспечение профориентационной работы, включает все названные характеристики, однако дает их обобщенно, кратко, описательно. Коррекционная профессиограмма направлена на повышение безопасности профессионального труда. В ней детально и аналитически описываются только те характеристики, которые являются основными источниками опасного поведения человека в данной сфере. Диагностическая профессиограмма необходима для обеспечения организации профессиональной психодиагностики.Она ориентирована на изучение технических, правовых, технологических, гигиенических, психологических, психофизиологических и социально-психологических характеристик труда на тех этапах работы, от которых в большей степени зависит конечный результат и требующих наиболее высоких показателей скорости, точности деятельности и ответственности за выполнение задания. Формирующая профессиограмма, используемая в процессе профессионального обучения, охватывает социально-экономические, исторические, правовые характеристики профессии в общих чертах, с детальной аналитической проработкой технических и технологических сторон конкретной профессиональной деятельности. Частные.профессиограммы являются результатом исследования отдельных вопросов, связанных с профессиональной деятельностью человека труда. Такие профессиограммы могут отражать задействованные в деятельности физиологические функции; психологические характеристики человека; условия и социальные факторы труда; особенности трудового поста применительно к антропометрическим, психофизиологическим и другим характеристикам человека. В зависимости от цели исследования того или иного вопроса взаимодействия человека с профессией внимание исследователя акцентируется на отдельных разделах (блоках) ориентировочной схемы системной профессиографии. Поэтому частные профессиограммы можно разделить на следующие виды: санитарно-гигиенические; физиологические; психофизиологические; психологические; социологические; эргономические и пр. Комплексные профессиограммы выполняются с целью обоснования квалификационных требований к работникам, совершенствования процесса деятельности (оптимизации условий и режима деятельности, повышения производительности труда, обеспечения требуемой работоспособности специалистов и т.д.), объекта труда (обеспечения эргономичности образцов техники, оптимизации трудового поста, средств деятельности, совершенствования используемых материалов и веществ и т.д.) и субъекта труда (обеспечения профессиональной надежности, повышения социальной активности, формирования требуемых ценностей, мотивов, установок в деятельности, повышения психологической устойчивости и т.д.). Вместе с тем, в настоящее время строгая классификация комплексных профессиограмм не разработана и нет четких и емких определений разновидностей этих профессиограмм. Целью специальных профессиограмм является выявление особенностей личности человека, которые наиболее актуальны для соответствующих этапов его профессионального становления. При этом решаются конкретные практические задачи психологического сопровождения развития личности в конкретной профессии: профессиональная ориентация; консультация; разработка методов профессионального отбора (подбора), подготовки, аттестации; профессиональная адаптация; поддержка кадровых решений; разработка нормативно-правовой основы формирования профессиональной пригодности специалистов; разработка системы контроля за процессом и результатами профессиональной деятельности. Главную часть профессиограммы составляет психограмма, представляющая собой полное описание собственно психологических характеристик деятельности, совокупность психофизиологических и личностных качеств, являющихся для неё профессионально важными. Еще раз следует отметить, что профессиограммы имеют различное содержание в зависимости от тех целей, для которых они составляются. Вместе с тем анализ профессиографической литературы позволяет выделить обобщенную схему профессиограммы на основе системного подхода к моделированию профессиональной деятельности. При определении содержания такой профессиограммы учитывается нормативно-параметрическое описание труда, морфологическое и функциональное строение деятельности, профессионально ориентированная структура деятельности, условия труда, профессиональные противопоказания и ограничения. Профессиограмма включает: общие сведения о профессии, характеристику процесса труда, санитарно-гигиенические условия труда, психологические требования профессии к человеку и пути получения профессии. Следует отметить, что недостаток опыта применения профессиографии в управлении персоналом отражает тот факт, что начинающие руководители и опытные специалисты по управлению человеческими ресурсами часто видят одну и ту же профессию по-разному. Чаще всего причиной такого явления является неполное или искаженной знание данной профессиональной деятельности и недостаточное овладение методами профессиографического исследования.
|