Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Махавакья упанишада






Махавакья уп. — самая короткая из переводимых здесь так называемых йоговских упанишад. Однако, вспомним, что значение текста в древней Индии совсем не обязательно соответствует его объему. Напротив, настолько ценится сжатость изложения, из коего могут быть развернуты последующие тома толкований, что относительно сутр существует даже сравнение, что их автор радуется сокращению своего труда на один слог, как рождению сына. Всего 20 слогов четырех изречений из ведийских упанишад составляют одну из трех основ (прастхана трайа) Веданты — махавакъя («великие изречения»). Адвайта веданта Шанкары считает великие изречения вершиной упанишад. Содержание Вед традиция рассматривает как состоящее из:

mantra молитвы;

viddhi предписания;

pratisedha — запреты;

пата — имена;

arthavada разъяснения, к которым Шанкара относит великие изречения:

tattvamasi — То — ты есть;

ayamatmanbrahman — Этот Сам — Благо;

aham brahmasmi Я — Благо есмь;

prajnanam brahma — Познание — Благо.

Они ничего не предписывают, не запрещают, даже не разъясняют и т. д., а проясняют, помогают направить зрение с приятных — земных и небесных — объектов внутрь, к единому Самому Главному, в котором нет различия между субъектом и объектом, знающим, знанием и познаваемым.

Изречение so'ham (Он — я) в список «великих изречений» адвайта веданты не входит, хотя оно употребляется в одной из самых почитаемых ведийских упанишад — Ишавасъе (см. выше). Наиболее же часто оно употребляется в упанишадах, принадлежащих к тант-рийской традиции, сохранившиеся тексты которой (но не идеи) относятся к более позднему времени, чем Веды.

Махавакъя уп. имеет ряд признаков, указывающих на ее близость к ведийской традиции. Так как любое учение Индии, за исключением нигилистических, «неистинных» (nastika). указывает своим источником Веды, упанишада ссылается на них, во-первых, своим названием, во-вторых, тем, что в небольшом тексте дважды цитирует откровение (srutf), и, наконец, что объявляет себя главой Атхарваведы. Кроме таких явных, есть и косвенные приметы связи с ортодоксальной традицией. Например, упоминается имя-эпитет Индры — Шакра, тогда как Шива, обычно выступающий как наставник йоги, назван здесь где-то внизу иерархии. Изложена упанишада, в основном, ритмизованной прозой, а не обычным для «поздних» упанишад двустишием (sloka), что наряду с другими признаками может указывать на древность текста.

Уже в первой строке упанишады обращает на себя внимание понятие bhagavan по отношению к Брахману, богу-творцу, хотя, как правило, оно употребляется как эпитет Вишну и Кришны, как и изречение ХАРИ ОМ в конце шанти патхи. Ближе к концу текста вишнуист-ская направленность его становится явной, и плодом упанишады объявляется слияние, союз (sayujya) с Вишну. В этом отличие ее от «ведантистских» упанишад, провозглашающих целью соединение и тождество с Абсолютным Благом (brahman или tat, «To»).

Главный технический прием, упоминаемый упаниша-дой, — «великое изречение» so 'ham, что, несомненно, связано с приемом qjapa-japa, хотя никаких физиологических и психологических подробностей упражнения в ней нет. Можно видеть намек на согласование дыхания с частями мантры (по-видимому, СО согласуется со вдохом, а ХАМ — с выдохом) и на особые приемы прана-йамы. Мантра и дыхание осознаются как в прямом, так и в обратном порядке: ХАМ — СО. Йогин формулу hamsa, обозначающую дживу, перелетающую, подобно гусю (или лебедю), из рождения в рождение, из тела в тело, преобразует в so'ham (Он — Я), означающую его отождествление с Шивой и Освобождение от сансары (ст. 10).

Процесс сосредоточения и созерцания в этом тексте весьма своеобразен: вместо обычного средства — растворения ума (manolaya, ст. 7) и самадхи как высшей цели усилий — упанишада учит достижению видения Самого (Атмана) «погружением» в свет (или отождествлением со светом) все большей ясности (ст. 11). Высшая цель йоги осуществлена, когда исполнитель возжигает внутренний свет, чтобы видеть и назвать все вещи (ст. 7—8). А в ведийской традиции знать — значит быть: знанием йогин может добиться бессмертия и стать одним из богов, как ими стали прежние совершенные (sadhya, ст. 9—10). Но конец всех достижений — слияние с Великим Господом Вишну (ст. 12).

ВЕЛИКОЕ ИЗРЕЧЕНИЕ

ОМ! Радость' да услышим ушами, дивные2! Радость да увидим очами, святые! С крепкими членами да насладимся положенным сроком той дивнопосланной жизни! Счастья дай нам, Индра, растущий славой! Счастья дайте нам, питающие Всеведы! Счастья дай нам, Преодолевающий невредимым (звездное) колесо3!

Счастья нам Господин молитвы4 пусть дарует! Хари ОМ!

1. Тогда сказал Участливый Благой5: «Учение, что я сообщаю, далеко превосходит силу восприятия. Эту тайну тайн не следует объяснять обыкновенному (человеку), (но лишь) истовому6, внутрь обращен ному, желающему слушать.

2. Вот два взгляда: знание и незнание7, связанные с путами и Избавлением. На взгляд знающего, рож денный незнанием мир — темень8.

3. Поистине, темень — плоть из пяти элементов, от Бла гого до неподвижных (предметов), мир, рожденный из

(мирового) Яйца, бесконечный, беспредельный, проявленный, как все писания гласят, желанием и делом9.

4. Этот Сам (Атман) не ослепляется; знание же — стрела10, (а) что следует воспринять — внутренний изначальный световой диск, ничего иного. «Это солн це — Благо»", завоевываемое неповторяемой12 (ман трой) Лебедя: «Он — я»13.

5. Вдохом-выдохом по направлению и против направ ления14, долгим узнаванием в Самом обретается бла гостный, тройственный, называемый Суть-Смысл- Отрада, Сам Высочайший15.

6. Исполненное ясности тысяч светил, незагрязняемое, наполняющее дальнее и ближнее — это не самад- хи, это не достижения в йоге", это не растворение ума18 — это единство с Благом.

7. Да станет темным солнечный свет в Высшем (све те)! Сдержанным19 узнаваемы все формы, имена, не когда созданные Установителем20, которые затем на звал Мощный21, знаток четырех сторон света.

8. Знающий это (уже) здесь бессмертен, иной путь, ве дущий (к Высшему), неведом.

9. «Жертву жертве пожертвовали дивные22, таковы были первые установления23, те величия небесные здесь совмещались — где прежде достигшие24 (со вершенства) существуют (как) боги».

10. Я — Он, высшее солнце! Солнечного света свет Я — Шива! Я Сам свет; Ясный25 свет вселенский! ОМ!

11. Кто эту главу Атхарва(веды)х учит на заре — но чью свершенные грехи уничтожает, вечером изуча ющий — днем свершенные грехи уничтожает, вече ром и утром — всякий грех избывает. В полдень обращенный к солнцу размышляющий — от пяти великих, лишающих касты грехов27 избавляется.

12. Святость главной цели всех Вед (он) обретает, сли яния с Великим Господом Вишну достигает28.


ОМ! Радость да услышим... и т. д.

ХАРИ ОМ ТАТ CAT!
Так окончена Шри Махавакья упанишада


Знак ОМ

Так окончена Шри Махавакъя упанишада.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал