Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Йога таттва упанишада






1. Могучий — санскритское saha в данном тексте значит «вместе» (оба), но так как есть и значения «сильный»,

«могучий», то этот обертональный и неявно сопутствующий смысл здесь введен в перевод как бы в скобках, как эпитет Высшей Силы.

2. ...приобщенным... — йогинам, в данном случае тем, кто приступил к упражнениям йоги.

3. По традиционным представлениям, знание является наилучшим очистителем от самых страшных грехов.

4. Великий Йогин, Великое Бытие, Великий Пыл — Титул Великий Йогин чаще употребляется по отношению к Шиве. Слово tapas «горение», «жар», «пыл» — содержит в себе идею, что йо-гическая аскеза в полной мере доступна лишь «пламенным», а не «теплым».

5. Первейший —

6. Великий Прародитель — Обычный эпи тет бога-творца в индуизме — Брахмана.

7. Восемь членов — Одно из названий восьми- ступенной йоги Патанджали.

8. Чувств Властитель — Один из эпитетов Вишну.

9. Существа — jiva, «живое». Чаще переводится как «душа», однако такой перевод слишком «христианизиру ет» санскритское понятие, придавая ему несвойственный для индийского мировоззрения смысловой оттенок.

10. Избавление — muktika.

11.Mapeeo — «Магия» явлений, скрывающая истинную природу вещей.

12. Образ ладьи, лодки, на которой пересекают поток смерти (или даже ряда смертей), ведет свое начало от ве дийских текстов, где, например, жертва сравнивалась с чел ном, лодкой, везущей к обители бессмертия.

13. Особоеkaivalya, также «обособленное», «исклю чительное» — состояние полной отрешенности не только от внешнего, но и от внутреннего «психического» мира, являющееся высшей целью йоги Патанджали.

14. Здесь явно выражен отказ от брахманической тра диции.

Писания —

15. Одна из часто повторяемых идей упанишад: Абсо лютное Благо (Брахман) не выразимо определениями: какое бы определение Атмана-Брахмана ни предлагалось, следует отвечать «не то, не то» (neti, neti), ибо всякое оп ределение, воистину, определяет, т. е. налагает пределы на Беспредельное.

16. Озаренные — sura «бог». Более позднее произ водное от asura, в послеведийское время ставшее обозна чением демона.

17. ...ясная... объяснима... — здесь с помощью игры слов выделяется идея, что только Сам (Атман) может знать и охватить самого себя: ни боги (как бы высоки они ни были по положению), ни еще более высокие Писания — все же не Атман.

18. Утверждение, что джива может быть заключена в мире явлений, как птица в клетке, как бы противоречащее идее тождества ее с Брахманом, вызывает здесь вопрос во ображаемого собеседника (или ученика), на которое сле дует объяснение.

19. ...взволновалось, как вода... — сравнение первона чального непроявленного и невозмутимого сознания со спокойным прозрачным Океаном довольно часто встреча ется в брахманических и буддистских текстах. Ветер не ведения или кармы покрывает ее поверхность рябью, вол нением, которое не дает видеть глубину. В самом начале развертывания Вселенной Нараяна (Мировая Душа) пла вает в водах, как золотое яйцо.

20. Самоопределение — то же, что и буквально «создающее Я».

21. Пять великих элементов — Зем ля, Вода, Огонь, Воздух, Пространство.

22. ...из сгустка... — Нечто шарообразное, так же пища, еда. Ж. Варенн переводит «из яйца».

23. ...из свойств... —

24. Составляющие — dhatu. Согласно разным шко лам философии и аюрведы, существует три или семь дха- ту тела: 1) желчь, слизь, ветер; 2) жизненный сок, кровь, мясо (мышцы), жир, кости, костный мозг, сперма.

25. Представление —

26. Высочайший Самый — . Здесь мы на ходим положение, являющееся одной из основ Веданты: отдельная душа — это Вселенская душа, ограниченная ус ловиями

27.Слово bhaya, «страх», в ст. 12-13 повторяется дважды.

28. Обособленное — kaivalya.

29. Знание — здесь: понимание цели упражнения и своей истинной природы. Эти шлоки говорят о том, что без согласованности упражнений и понимания их смысла, т. е. единства средств и цели, никакая йога невозможна. Ж. Ва-

ренн предполагает, что в данном месте под словом «знание» понимается «наука».

30. Повторяет -

31. Чающий Избавления — производное от

32. Ж. Варенн усматривает здесь возможную скрытую нападку на положения буддизма, для которого источник страдания — в желании (вожделении, жажде), а не в не знании (неведении).

33. Своей природы -

34. Достижение — Более распространенная формула — единство знания, познаваемого и познающего.

35. Суть-Смысл-Блаженство —

36. По-видимому, эта шлока описывает четыре стадии (или состояния) обретения истинного знания соответствен но четырем стадиям пранаямы:

1) — начальное состояние;

2) (горшок) — состояние взаимодействия ограниченного личного «я» с Высшим Самым (определение несет идею подготовки некого вместилища для восприятия Высшей Истины);

3) paricaya обретение знания;

4) — осуществление конечной цели.

37. Здесь говорится о приеме джапа, повторении мант ры с помощью четок или без них.

38. ... «малость» и прочие (силы)... — необычные силы (сиддхи или вибхути).

39. Растворение сознания — citta laya.

40. Обзор восьмиступенчатой йоги Патанджали см. во вступительной статье.

41. Пранасамъяма — Весьма интерес ная замена более привычного определения пранайама. S ату am а имеет значения: «сдерживание», «удержание», «смирение».

42. Увлекающий — hari. Одно из имен Вишну.

43. ...ровности состояние... - Это до полняющее разъяснение позволяет уточнить содержание определения самадхи в традиции, выраженной упаниша- дой. Samata значит также «сходство», «безразличие», «рав нодушие».

44. Махаведха — Есть некоторые отличия в описании этой мудры разными источниками. Шива и Гхеранда самхиты описывают ее как продолжение маха- бандхи. В позе махабандхи следует соединить прану с

апаной и, наполнив тело воздухом, направить его вниз, пронзая брахма грантхи, препятствующий прохождению кун-далини по сушумне.

45. Названные в ст. 25—27 мудры и бандхи описыва ются ниже.

46. Легкая пища Вновь синоним более употребительного

47. Обузданиеуата.

48. Доброта — ahimsa. Негативные переводы — «не принесение вреда», «ненасилие» — не передают положи тельный и динамичный смысл термина.

49. Соблюдение — niyama.

50. Совершенная, Лотосная, Львиная и Бодрая —
51. Ворожба —

52. Миражи — Букв, «жажда оленя».

53. ...навозом или известью... — коровий навоз счи тается в индуизме очистительным средством; пережжен ным кизяком, становящимся белым, в Индии обмазывают стены домов. Sudha (известь) Ж. Варенн переводит как «сок лимона».

54. Общепринятое техническое описание сиденья для созерцания (см. напр. Бхагавадгита 6.11).

Трава куша — травянистое растение типа осоки. Шкура антилопы — один из отличительных знаков отшельника.

55. Проницательный — medhavin.

56. Избранное божество - Все индуисты (включая отшельников) поручают себя божеству, избран ному из 33 млн. богов.

57. (Оборот слева) направо — в индуизме считается благоприятным и почтительным обходом.

58. Мера -

59. Токи Данная упанишада не уточняет их число (в других источниках иногда упоминается 72 тыс.), ее интересуют только три главных — ида, питала и су- шумна.

60. Огонь пищеварения — значит «утроба», так же «плод», «зародыш».

61. ...трех путей... — tripathi. Возможно, речь идет о паломничествах.

62. Особая задержка — kevala kumbhaka.

63. ...выдоха и вдоха лишаются... — Особая задерж ка это состояние, в котором нет потребности ни в выдо хе, ни во вдохе

64. Способность — Букв, «соответствие цели», также «сила», «власть». Эти сверхъестественные силы или способности сопутствуют упражнениям йоги.

65. Шарабха ~- Мифологическое восьмино- гое животное, похожее на оленя, олицетворение мощи. Э.А. Грантовский предполагает, что источником этого об раза был лось, которого арии знали на своей прародине.

66. Бог Любви — kandarpa. Другие имена: manmatha и пр.

67. Удлиненный слог —- pranava. Слог ОМ, произноси мый протяженно и певуче.

68. Горшок — Вариант (или другое название) упражнения — kumbhaka («Кубок»).

69. ...заключается... — Игра слов с gkala «горшок».

70. ...восьмую часть суток... — мера време ни около 3 часов.

71. Удаление —

72. Т. е. в состоянии кумбхаки.

73. Текст явно утверждает, что пратьяхара произво дится сама собой, уже одним упражнением в удержании дыхания.

74. Это — Сам —

75. Удовольствие — saukhya. Шлока построена на ос троумном парадоксе: общее место аскетических текстов — что надо отрешиться от удовольствия влечения чувств к объектам чувств. Здесь же единственным удовольстви ем становится Атман и влечение чувств к нему предписы вается.

76. ...золотом станет... — в огромном разнообразии различных видов и школ йоги есть и применяющие алхи мию (например, школа натха сиддхов).

77. Во многих религиозных культурах мира есть при меры, когда святой (или посвященный), скрывая высокую степень духовного совершенства, ведет себя как безумец или простак.

78. Наставник — под чьим руководством садхака ос ваивает йогу, которая без него не может привести к цели.

79. Состояние накопленияparicaya также «знакомство». Ж. Варенн дает еще значение «вольность» (в значении привычного общения, единства и пр.).

80. ...великим путем... — Имеется в виду су шумна.

81. Сознание и дыхание — citta и svapavana.

82. Пять божеств — Имеются в виду божества-властители пяти великих элементов.

83. Удержание — dharana. Ниже описывается прием пятеричного удержания.

84. В тексте не строго соблюдается единообразность на писания бидж. Так, биджа Воды в одной шлоке пишется ВАМ и ВА, а РА имеет и другое обозначение — repha (см. ст. 91).

85. Мера времени описывается в ст. 40.

86. Семя — bija.

87. Вольная — Имя бога Варуны, бывшего в ведийские времена главным богом, а в эпосе ставшего Владыкой Вод, является одним из эпитетов Воды.

88. Венчанный — Один из устойчивых эпи тетов Вишну.

89. ...в костер... — букв, «в огненный круг».

90. ...черный шестиугольник... — в некоторых шко лах акаша (Эфир, Пространство) изображается в виде чер ного круга, тогда как Воздух — в виде пепельно-голубого шестиугольника.

91. Владыка — Олицетворенный Бог, Ишвара.

92. Макушка —

93. Пространство — В следующей шлоке сан скритское vyoma передано словом «Эфир».

94. Благодетель — Один их эпитетов Шивы.

95. Каплевидном —

96. Великий Бог — Садашива, еще одно из имен и проявлений Шивы.

97. Ума — одно из имен Богини (devi), наряду с Пар- вати, Кали и др. — супруги Шивы и его Шакти. Шива иногда изображается с телом, одна половина которого муж ская, а другая — женская.

98. Растворение Творца — Здесь имеется в виду Брахман (м. р.), Бог-творец, который, не смотря на астрономическое число лет его существования, также смертен.

99. Созерцание

100. ...с качеством... — т. е. с объектом, веще ственным или мысленным.

101. ...-«малость» и прочие достижения... — имеются в виду восемь чудесных сил. См. сиддхи в Словаре понятий.

102. При жизни свободный — jlvanmukta.

103. Высший Самый — см. ст. 20.

104. Высочайшее Благо — parabrahman.

105. Дух -

106. Великий Владыка —

107. Подошва — Ср. русское название обуви «поршни».

108. Великий замок —

109. ...два или три (раза)... — из текста неясно, под ряд или ежедневно.

110. Наполнение — - т. е. вдох.

111. Ушная печать — Видимо, синоним джаландхара бандхи.

112. Двойной загон — Возможно, имеется в виду пространство, запертое двумя печатями: маха муд рой и карна мудрой.

113. Великое пронзание

114. Небесная странница - «небо», «пространство» и

— «движущаяся», «устремленная». Khecari синоним птицы, движущейся в пространстве.

115. Замок Петленосца — джаландхара бандха.

116. Поднимающий — — «взлет».

117. Лонный — yoni-bandha. Словом yoni «матка», «лоно» — здесь обозначается область половых органов.

118. Корневой замок —

119. Гула — Изначальный, бессмертный, невы разимый звук — проявление Брахмана. В написании сло га ОМ — носовой резонанс, обозначаемый точкой.

120. Обратнодействующая — В источ никах часто является названием позы, ныне более извест ной как sirsasana. Состоит в удержании тела на голове вверх ногами. Считается, что, практикуя эту позу, можно обра тить вспять даже время (может быть, поэтому она называ ется viparita «обратная», «перевернутая»).

121. Мгновение — В ряде источников — время мигания глаза (миг).

122. ...три месяца... — букв, «половина шести» месяцев.

123. Алмазная (печать) — vajroli (вариант для жен щин — sahajoli).

124. Йогическое совершенство — yogasiddhi.

125. Бессмертная — amari эвфемизм слова «моча».

126. ...носом... — Ж. Варенн в комментарии упускает эту важную подробность приема.

127. Приемы — kriya.

128. Различение и бесстрастие ~- vivekavairagya. Одна из целей йоги (связаннной с санкхьей), а также веданты — достичь различения Зрящего (Атмана, Пуруши) и зрели ща (мира явлений или Природы, Пракрити).

129. Повтор ст. 2.

130. Влагалище — bhaga. Имеет также значения «сча стье», «любовь».

131. Текучесть — т. е. круговорот смертей и рождений.

132. Различные тройки, соответствующие здесь трем буквам слога ОМ (А+У+М), следующие: миры — земля, воздух, небо; Веды — Риг, Яджур, Сама; богослужения — утро, полдень, вечер; три вида интонирующих ударений в санскрите — высокое (udatta), невысокое (anudatta) и звуч ное (svarita); жертвенные огни — ахавания, гархапатъя, дакшина; гуны — саттва, раджас, тамас.

133. Половина слога ~ имеется в виду носовой резо нанс слога ОМ, обозначаемый в письме деванагари точкой над О.

134. Одни из любимых сравнений упанишад, обозначаю щие скрытое пребывание Атмана в мире явлений.

135. Здесь, возможно, не только образное сравнение, но и описание определенного приема сосредоточения и созер цания.

Бутон — bindu.

136. Отзвук — См. выше прим. к ст. 121.

137. Человек —

138. Распространенный образ отстранения чувств, осу ществленный пратъяхарой (ср. Бхагавадгита 2.58).

139. ...во всех дверях... — дверями

или вратами тела называются его отверстия, через которые происходит чувственное восприятие (уши, глаза, нос и пр.) и природные выделения (анус, отверстия половых органов и грудей). У мужчины насчитывали 9, а у женщины — 11 отверстий.

140. Поднимается -

141. ...в безлюдье, в безопасности... — т. е. в состоя нии ненарушимой духовной обособленности (cavalry), яв ляющейся высшей целью йоги Патанджали.

142. ...уверенный... — ибо не будет больше знать со мнений в верности учения и используемых приемов, а са мое главное — уже не будет волнуем никаким событием или чувством.

143. ...Самого величиной... Другое чтение: «только Самим Атманом».


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.024 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал