![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Ум — manes.
8. ...пранава в 12мер... — Пранава — слог ОМ. Мера
(по Йога чинтамани — дыхания во сне, которое равно 21 с половинойpe/fl, времени мигания глаза). 9. ...запирая все двери... — т. е. отверстия тела, через которые может выйти вдыхаемый воздух. 10. Существо — 11. Дыхания — 12. ...туда... — судя по предыдущим шлокам, по-ви димому, в сердце. 13. Следуем Ж. Варенну, считающему, что здесь гово рится о приеме пранайамы (anuloma vilonta), при котором вдох и выдох производится поочередно через одну ноздрю при зажатой второй, а после выдоха — задержка с обоими зажатыми ноздрями. 14. Тройками — Н. Субрахманьям считает, что это ус тановка: 1) глаз на «глазе знания»; 2) внутрь направлен ного ума; 3) жизненного дыхания. По Ж. Варенну, это: 1) асана; 2) установка ума на одной точке 15. Копчик — 16. ...в области пупа... — по Н. Субрахманьяму — манипура. Ср. с Йога таттвой, где область воздуха поме щается между сердцем и межбровьем. 17. Ток Тончайший — 18. По разным традициям, имеется пять или 101 ток, в ведийских текстах называемые также hita. В разных ис точниках имеются различия и относительно цвета. 19. Белый ток — цвет су шумны — белый или, чаще, прозрачный, как алмаз. 20. ...словно паук по нити — распространенный образ (ср. Брихадаранъяку уп. 2.1.20, Шветашватару уп. 6.10). Как паук испускает из себя нить паутины, по которой взби рается вверх, так осознанием посредством пранайамы со- держащейся в человеке праны занимающийся йогой поднимается к Высшему Сознанию. 21. ...кроваво-краснымлотосом... — raktotpala. Н. Суб- рахманьям указывает: 22. В ведантах (мн. ч.) — ведантой в ведийской тра диции часто называли упанишады. Здесь, вероятно, ссыл ка на какие-то упанишады йоги. 23. ...преодолев... — bhitva — букв, «пробив», «прон зив». 24. Этот ток... — сушумна. 25. ...ручным... — 26. Разум - Buddhi. 27. Верхняя часть стопы — padasyopari. В араньяках, «лесных» текстах для отшельников, считается, что на боль шом пальце ноги находится точка (магией), в которой как бы заключен Атман. 28. Форма и имя — 29. ...острием ума... — в тексте, по-видимому, описка: manodvarena вместо 30. ...ваджрой Индры... — ссылка на, пожалуй, глав ный сюжет Ригведы — рассечение змея Вритры могучим оружием Индры — ваджрой (молнией?). См. Мифы Древ ней Индии. — М., 1982. 31. Смертельное место — merman от mar — «уми рать». 32. ...посредством силы созерцания... — 33. Удержания — 34. Между бедер — urvomadhye. Возможно понима ние «в промежности». 35. См. прим. 31. 36. Освобождающее от дыхания — 37. Четыре повторения (или упражнения) — 38. Сотня — 14-952 во все (стороны) служат выходами другие» (Чхандогъя уп. 8.6.6.). 39. Чистая — 40. Воплощенное Благо - 41. Сведущий в этом — знает Веду — очень распро страненная формула брахман и упанишад. 42. Противотоки — 43. Тайтила — taitila — букв, «носорог». В словаре Моньер-Вильямса со ссылкой на Кшурику уп. дается зна чение «подушка» или «подкладка». Ж. Варенн оставляет название без перевода, а Н. Субрахманьям вообще не упо минает, видимо, считая ее эпитетом су шумны. 44. Незапятнанная — nirmala. 45. См. прим. 38. 46. Сдержанный — dhlra, также «разумный», «мудрый». 47. ...приятными и неприятными состояниями.. 48....пылом... — (ара. 49. Лебедь — 50. Текучесть — 51. Затухающий — 52. Острейшим лезвием (дхараны)... — текст допус кает разные понимания: по Варенну, лезвие — ум (манас), Н. Субрахманьям объясняет нейтрально: «практика йоги». 53. Бесстрастие — 54. Существом бессмертным... — 55. ...от желания... — в используемом нами тексте описка: 56. ...все шесть... — шесть пороков, или недостатков, человека:
|