Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Амритабинду упанишада
1. Перед Амритабинду — одна из разновидностей шанти патха пространенную мантру, составленную из двух стихов гимна Ригведы «Всебогам» (1.89.6, 8). Для ознакомления с ее звучанием и содержанием приводим транскрипцию и вольный перевод, или, точнее, переложение (в тексте).
Но даже переложение, «раскрытое» переведенными именами богов, не способно передать всей совокупности логического, мифологического и психологического смыслов этой молитвы, вызывающих у включенного в индийскую традицию человека необходимое настроение. 2. Дивные — 3. ...проникающий невредимым через (звездное?) ко лесо — здесь описательно переданы два имени-эпитета Гаруды, царя птиц 4. Владыка молитвы — Брихаспати. 5. Бессмертие — 6. Ум — manas, ощущающая и рассудочная сфера со знания, низшая по сравнению с buddhi (разум, совесть, убеж дение, наитие), также мыслительный орган (мозг) и его деятельность. 9. ...по преданью — 10. Намек на остановку (nirodha) мысли в духе йоги Патанджали или растворение ума (manolaya), давшее на звание лайа йоге. 11. Сердце — местопребывание чистого сознания. В йогических упанишадах (см. Дхьянабинду уп. 93 след.) встречается такой образ: из сердца, как из лотоса, расхо дятся лепестки мысленных побуждений, которые нужно свернуть, заключить в нем (заключительным выводом). 12. То — tat. Одно из определений в целом неопреде лимого Блага (Брахмана), Высшей Действительности, Аб солюта в отличие от этого мира очевидного. 13. Следует прекращать — nirodhavyam. Производ ные от глагола nirudh также в ст. 4, 10. В Йога сутре Па танджали йога определяется как yoga citta vrtti nirodha («Йога — вихрей мыслей прекращение (или заключе ние)»). 14. Созерцание — 15. Правила — пуауа. Здесь имеется в виду не нъяя, одна из шести ортодоксальных школ индийской филосо фии, а вообще логические правила, рассуждения и доказа тельства. Здесь утверждается, что они бесполезны и что только йога может привести к Избавлению. 16. ...достигается Благо — brahma. Возможно «обер- тональное» понимание: становится «Благом». 17. Средоточие звуком — очевидно, имеется в виду звук ОМ (средоточие в данном случае — йога). 18. ...в беззвучии высшем... — уже в ведийской об рядности мысленное, т. е. беззвучное, повторение мантры считалось более действенным и мощным, нежели произне сенное во весь голос или шепотом. Высшее беззвучие так же можно истолковать как отсутствие постоянной «мыс ленной болтовни» на разные темы, что прекращается со средоточением только на слоге ОМ. 19. Возможно, в этом стихе содержится скрытое возра жение против «неистинных» или «неестественных» (nistikd) учений, особенно буддизма, отрицающих существование Атмана и объявляющих целью достижение несуществования. 20. То Благо — я сам - 21. Часто выражаемое парадоксом определение высо чайшей пользы из отрицательных характеристик, обычное для ведантистских произведений. О Брахмане можно ска зать только, что он «не то, не то» (nei, neti). 22. Сам — 23. Бдение, сны, забытье — три состояния сознания, где забытье или глубокий сон без сновидений — состояние высшее по отношению к снам, которые, в свою очередь, выше, чем бодрствование. Но все их превосходит Четвертое (turiya), свободное от всяких ощущений, образов и привя занностей. 24. ...как в воде месяц... — высшая истина лишь отра жается в мире явлений, как одна луна — во множестве водоемов и сосудов. Но эти отражения не есть она сама. 25. ...живущий... — джива непреходяща, а не просто бессмертна, так как перевоплощается в ряд тел до соедине ния навеки со Всеобщей Жизнью, Брахманом. Джива об разует формы и покрывается своими ограничениями 26. То — tat, здесь обозначение дживы. 27. Марево - 28. ...в лотосе... — есть два значения санскритского 29. Непреходящее - 30. Два ведения - 31. Проникший — 32. Одна из основ индуистской культуры — почитание божественного слова, явленного Ведами. Не останавлива ясь на том, что Благо — это слово, создатели упанишады утверждают, что в действительности Благо — не слово как таковое, а суть слова, известная по другим источникам как nada — гудение, гул, звон, слышимый в состоянии вдохно вения. 33. Образ извлечения содержащейся в существах Выс шей Сущности, чья природа — познание, что выражено одним из «великих изречений» 34. ...воспламенится высшим... — другой образ Брах мана, незримо присутствующего в каждой вещи, как огонь в дереве. В ведийской обрядности жертвенный огонь до бывается трением двух кусков дерева 35. Здесь производными от основы «кров» сделана попытка передать «объемный» смысл и звукопись шлоки, обыгрывающей разные значения санскритского vasu....сокровище дивное... — vasudeva. Как правило, концовка упанишад отмечается повторением последних слов. Здесь — слова Васудевы (патронимическое имя Кришны), с которым в итоге отождествляется йогин.
|