![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Амританада упанишада
1. Писания — 2. Благо — brahma. 3. Недостаточность знания Писаний для познания Ис тины — постоянный мотив йогических упанишад. 4. Слог ОМ — здесь: символ внешней обрядности брах манизма. 5... .высшим Рудру... — возможно, шлока намекает на три узла (granthf) тонкого тела — брахма грантхи, вишну грантхи и рудра грантхи, которые пронзаются или рассе каются силой сосредоточения. Не случайно поэтому Руд ра здесь превосходит Вишну. 6. Беззвучное «М» — затихающий резонанс носового М символизирует конечное Освобождение.15* 7. Тарка — tarka. Этим словом обычно обозначается логическое рассуждение. Возможно, здесь имеется в виду состояние йогина, при котором еще присутствует осознава- ние происходящего размышления. 8. Порядок слов в шлоке: pratyahara-dhyana-pranayama- 9. Удержанием праны — 10. Расстройства — 11. Сиятельное — rucira («сияние», «лучение»), сино ним кумбхаки. 12. ...двух ветров привлечение... — т. е. праны и апа- ны. Привлечение 13. Задержка (дыхания) — kumbhaka. Здесь имеет как меру счета времени произнесение ведийских мантр. 14. Возглашения — Ведийские 15. Гаятри — Да помыслим о желанном блеске дивного Светила, нашу мысль да озарит он! 16. Головная (мантра) — 17. Здесь говорится о наивозможно полном опустоше нии тела от воздуха. 18. Успокоение - 19. Источник — agamasya. Агама — название тант рийских, обычно шиваистских Писаний. 20. Рассуждение — tarka. См. прим. 7. 21. Дарбха — трава, используемая в ведийских ритуа лах для изготовления подстилки или сиденья для богов или брахманов. 22. Лотосная, Счастливая, Бодрая позы — падмасана, свастикасана, бхадпасана. 23. Этот стих труден для понимания. Возможно, под разумевается, что упражняющийся воспринимает сначала телесные, плотские проявления пранайамы, а потом более тонкие. 24. ...семь или восемь мер времени 25. Неразбиваемый (слог) — 26. Возможно, в шлоке подразумеваются: врага серд ца — анахата чакра, врата воздуха — вишуддха чакра, вра та головы — аджня чакра, отверстие в макушке головы — брахма рандхра. 27. Обособленность — кайвалъя. 28. Возможно, в шлоках 31—32 намек на прием очище ния психофизических элементов личности - 29. Соединение — samdhi — или синоним, или иска женное написание слова самадхи. 30. ...30 пальцев... - в йогических текстах существу ют количественные показатели длин воздушных токов на вдохе и на выдохе. Обычная длина воздушной струи при выдохе — 12 пальцев, или 22, 5 см. 31. ...прана, пранами обусловленная... — здесь, по- видимому, говорится о том, что Прана (Жизненное ды хание) состоит из дыхания в легких (прана), дыхания, идущего вверх (удана), дыхания, идущего вниз (апана), дыхания, распространяющегося по телу (вьяна), средин ного или уравновешивающего дыхания {самана). Дыха ние воспроизводится дыханием же: прана влечет апану, а апана — прану. 32. Букв.: «193 тысячи и один лакш» (или лакх). Лакх — 100 тысяч. 33. Источники — ргатапа — технический термин ин дийской философии, обозначающий источники познания, среди которых свидетельство авторитета (традиции, Писа ния) — одно из важнейших. 34. Индрагопа — насекомое из рода божьих коровок, из которого добывают красную карминовую краску. 35. Согласно «строению» тонкого тела, если прана на правляется к теменному отверстию в голове и уходит че рез него, человек больше не перевоплощается. 36. ...где бы ни умер... — по индуистскому поверью, смерть насильственная, не в святом месте (например, не в водах Ганги в священном городе Варанаси) и пр. ведет к новым рождениям.
|