Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Хамса упанишада






1. Subramanyam, N.S. Encyclopedia of the Upanishads. Delhi, 1985. P. 447-448.

2. Перед началом и в конце данной упанишады произно сится «успокоительная мантра» (см. прим. к Ишавасъя уп.).

3. Гаутама — родовое имя многих знаменитых муд рецов древней Индии, включая Будду. Ж. Варенн предпо лагает, что здесь это Уддалака из Шатапатха брахманы.

4. Участливый — bhagavan. Ср. — «часть», «доля».

5. Уставы — dharma. Нравственные и обрядовые пра вила поведения.

6. Благое знание

7. Санаткумара — «вечноюный», один из четырех духовных сыновей Брахмы, бога-творца, почитаемый (иногда под именем Санатсуджата) как один из величайших ршии.

8. ...во всех Ведах... — по-видимому, это выражение не означает, что обязательно их заучить (что было обязан ностью брахманов), но узнать их тайный смысл.

9. Трезубцеоружный — — т. е. Шива, кото рого, как цель своих стремлений, должен на основе Вед узнать приступающий к йоге.

10. Парвагпи — Горная или Горняя, супруга Шивы, носящая также имена Ума, Деви, Аннапурна, Нанда и рас сматриваемая как его шакти, сила или энергия.

11. Кладезь — Иногда переводится как «чашеч ка лотоса».

12. Лебедь, Высочайший Лебедь Парамахамса также — саньясин высшего отречения.

13. ...существует... — Атман-Брахман, с которым отож дествляется познавший йогин, присутствует во всем сущем.

14. ...устойчиво поместив задний проход... — Н. Суб- рахманьям и Ж. Варенн дают объяснительный перевод: «Нажимая левой пяткой на анус».

15. (Корневая) опора — сокр. от

16. Три оборота слева направо — Священ ный обход чего-либо или кого-либо; «посолонь», т. е. по солнцу.

17. Манипурака — одно из названий манипура чакры.

18. Аджня (чакра) — (фонетически ближе чтение [агня]). Двух лепестковая чакра, расположенная между бровями, одна из важнейших чакр, своим названием («при каз», «власть»), по-видимому, указывающая, что она связа на с волевым началом человека.

19. Благое отверстиеbrahmarandhra. Затылочное отверстие, «родничок», через которое душа (jlva) в момент кончины или Окончательного Избавления покидает тело.

20. ...три раза... — здесь разночтения между Н. Су- брахманьямом и Ж. Варенном: первый считает, что речь идет о длительности размышления в три единицы времени (matra), второй же — о триединстве

(Сущее- Смысл-Отрада).

21. «Я» — ham, сокр. от aham.

22....звук... В шиваистской традиции, к кото рой причисляет себя упанишада, первоначальный звук (надо) есть результат соединения или взаимоотношений непроявленного Шивы с его Шакти. По мере развертыва ния этот первичный звук творения, звучащий сначала как ham (сокр. от — «Я»), превращается в (Ша рада Тилака 1.7).

23. Подобный чистому кристаллу... — видимо, звук должен не только слышаться, но и видеться.

24. Высочайший Самый —

25. ...Лебедь — пророк... —hamsa fji. Здесь следую щее шастрам рассмотрение мантры как ведийского гимна, который должен иметь автора определенный размер (ckandas), божество, которому он посвящен , квинт эссенцию мантры, семя (bija), силу или энергию , стер жень (kllaka).

26. ...всего шесть... — шесть членов тела, соответству ющих шести частям мантры, — это макушка, лицо, сердце, пуп, половые органы.

27. Ваушат — Древнее ведийское священное возглашение с древнейшим и утраченным смыслом, произ носимое во время возлияния богам. Позволим предполо жить, что восклицание происходит от древнеарийского предложения жертвы богам, примерно передаваемого на русском как «ваше!».

28. Сердца и прочих членов касание — обряд hrdayanganyasa. Состоит в уподоблении и отождествлении каких-либо мест тела с определенной священной формулой.

29. Рук касание — Определенные движе ния пальцами рук с той же целью.

30. ...восьмилепестковом (лотосе)... — более распро странена традиция, приписывающая лотосу сердца 12 ле пестков, но эта упанишада, вероятно, пользуется другим, общим с Дхьянабинду у п., источником.

31. Точка — bindu. Знак носового резонанса, который ставится над словом ОМ.

32. ...главное око... — надо полагать, что этот чудес ный Лебедь имеет три глаза.

33. Рудра и Рудрани — ведийский бог Рулра вопло щает бурное, разрушительное начало. В позднейшем инду изме он слился с Шивой и богам были «даны» супруги.

34. ...руки по бокам... — в индуистской иконографии, например, божественная птица Тару да изображается в по лучеловеческом образе и имеет не только крылья, но и руки.

35. ...обитель и обучение... — т. е. представление об раза Лебедя в сердце как бы заменяет долгий процесс обу чения священному знанию в обители у учителя.

36. Оборот —

37. Здесь есть возможность сравнения с описанием, данным в Дхьянабинду уп.: ненумерованная вставка меж ду ст. 93 и 94 (см. ниже).

38. Стремлениетай — «помысел», «мысль», «цель».

39. Каждая из восьми сторон света (четырех главных и четырех промежуточных) в индуистском мировоззрении находилась под покровительством определенного бога (lokapala), поэтому часто направления назывались их име нами. Списки локапалов иногда разнятся между собой. В данной упанишаде сторона Агни, бога огня, — юго-восток; Ямы, бога смерти и справедливости, — юг; Ниррити, боги ни разрушения, — юго-запад; Вайави, жены бога ветра Ваю, — северо-запад; Сомы, бога священного напитка и вдохнове ния, — север, а Ишаны («владычество», «господство») — се веро-восток. Восточная сторона была направлением Индры.

40. Бесстрастие — одна из величайших доб родетелей индуизма.

41. Четвертое (состояние) — согласно Мандукъеуп., существуют четыре состояния сознания: бодрствование

, сновидение, греза (svapna), глубокий сон без сновидений, забытье

— причем каждое последующее выше предыдущего — и, наконец, Четвертое (turlya) состояние, «не имеющее частей, неизреченное, растворение проявленного мира, приносящее счастье, недвойственное» (Мая-дукья уп. 7). Однако в «сектантских» упанишадах иногда говорится даже о преодолении Четвертого состояния.

42. ...в Звуке... — см. прим. 22.

43. Неповторяемая — ajapa. Мантра

44. Умозаключение - — также «вывод».

45. ...появляется Звук... — Н. Субрахманьям вводит уточнение «в правом ухе». В Индии считался хорошей приметой звук, слышимый в правом ухе. С этим перекли кается русская примета: «Если у кого-то звенит в правом ухе, то о нем говорят друзья, если в левом — враги».

46. ...хлопка... — Ж. Варенн переводит «цимбалы».

47. Мриданг — небольшой двусторонний барабан.

48. Большой боевой барабанbheri. Иногда в рост че ловека. Западные индологи переводят часто как «литавры».

49. Звук грома — букв, «звук тучи». Интересно срав нить этот список с описанием в Майтри уп. (6.22) звуков в пространстве сердца: реки, колокольчика, бронзового со суда, колеса, кваканья лягушки, дождя и говорящего в ук рытом месте.

50. Туловище —

51. ...туловище мешает... — может зна чить одновременно «мешающее» и «разрушающее». По контексту предпочтительнее первое значение.

52. ...нёбо сочится... — по-видимому, имеется в виду выделение особой сладкой влаги (часто называемой амри- тои) во время сосредоточения.

53. Высочайшее Благо — paramam brahma....Сам с Благом сольется... —

54. Вечный Шива ~

55. ...Силой... ~ т. е.

56. Мудрец — buddhi, «пробужденный» или «просвет ленный» знанием всех ступеней йоги, Шива.

57'. Невозмутимый также «незакрытый», «незапятнанный». Эпитет Шивы.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал