Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Хамса упанишада
1. Subramanyam, N.S. Encyclopedia of the Upanishads. Delhi, 1985. P. 447-448. 2. Перед началом и в конце данной упанишады произно сится «успокоительная мантра» (см. прим. к Ишавасъя уп.). 3. Гаутама — родовое имя многих знаменитых муд рецов древней Индии, включая Будду. Ж. Варенн предпо лагает, что здесь это Уддалака из Шатапатха брахманы. 4. Участливый — bhagavan. Ср. — «часть», «доля». 5. Уставы — dharma. Нравственные и обрядовые пра вила поведения. 6. Благое знание — 7. Санаткумара — «вечноюный», один из четырех духовных сыновей Брахмы, бога-творца, почитаемый (иногда под именем Санатсуджата) как один из величайших ршии. 8. ...во всех Ведах... — по-видимому, это выражение не означает, что обязательно их заучить (что было обязан ностью брахманов), но узнать их тайный смысл. 9. Трезубцеоружный — — т. е. Шива, кото рого, как цель своих стремлений, должен на основе Вед узнать приступающий к йоге. 10. Парвагпи — Горная или Горняя, супруга Шивы, носящая также имена Ума, Деви, Аннапурна, Нанда и рас сматриваемая как его шакти, сила или энергия. 11. Кладезь — Иногда переводится как «чашеч ка лотоса». 12. Лебедь, Высочайший Лебедь — Парамахамса также — саньясин высшего отречения. 13. ...существует... — Атман-Брахман, с которым отож дествляется познавший йогин, присутствует во всем сущем. 14. ...устойчиво поместив задний проход... — Н. Суб- рахманьям и Ж. Варенн дают объяснительный перевод: «Нажимая левой пяткой на анус». 15. (Корневая) опора — — сокр. от 16. Три оборота слева направо — Священ ный обход чего-либо или кого-либо; «посолонь», т. е. по солнцу. 17. Манипурака — одно из названий манипура чакры. 18. Аджня (чакра) — (фонетически ближе чтение [агня]). Двух лепестковая чакра, расположенная между бровями, одна из важнейших чакр, своим названием («при каз», «власть»), по-видимому, указывающая, что она связа на с волевым началом человека. 19. Благое отверстие — brahmarandhra. Затылочное отверстие, «родничок», через которое душа (jlva) в момент кончины или Окончательного Избавления покидает тело. 20. ...три раза... — здесь разночтения между Н. Су- брахманьямом и Ж. Варенном: первый считает, что речь идет о длительности размышления в три единицы времени (matra), второй же — о триединстве (Сущее- Смысл-Отрада). 21. «Я» — ham, сокр. от aham. 22....звук... — В шиваистской традиции, к кото рой причисляет себя упанишада, первоначальный звук (надо) есть результат соединения или взаимоотношений непроявленного Шивы с его Шакти. По мере развертыва ния этот первичный звук творения, звучащий сначала как ham (сокр. от — «Я»), превращается в (Ша рада Тилака 1.7). 23. Подобный чистому кристаллу... — видимо, звук должен не только слышаться, но и видеться. 24. Высочайший Самый — 25. ...Лебедь — пророк... —hamsa fji. Здесь следую щее шастрам рассмотрение мантры как ведийского гимна, который должен иметь автора определенный размер (ckandas), божество, которому он посвящен , квинт эссенцию мантры, семя (bija), силу или энергию , стер жень (kllaka). 26. ...всего шесть... — шесть членов тела, соответству ющих шести частям мантры, — это макушка, лицо, сердце, пуп, половые органы. 27. Ваушат — Древнее ведийское священное возглашение с древнейшим и утраченным смыслом, произ носимое во время возлияния богам. Позволим предполо жить, что восклицание происходит от древнеарийского предложения жертвы богам, примерно передаваемого на русском как «ваше!». 28. Сердца и прочих членов касание — обряд hrdayanganyasa. Состоит в уподоблении и отождествлении каких-либо мест тела с определенной священной формулой. 29. Рук касание — Определенные движе ния пальцами рук с той же целью. 30. ...восьмилепестковом (лотосе)... — более распро странена традиция, приписывающая лотосу сердца 12 ле пестков, но эта упанишада, вероятно, пользуется другим, общим с Дхьянабинду у п., источником. 31. Точка — bindu. Знак носового резонанса, который ставится над словом ОМ. 32. ...главное око... — надо полагать, что этот чудес ный Лебедь имеет три глаза. 33. Рудра и Рудрани — ведийский бог Рулра вопло щает бурное, разрушительное начало. В позднейшем инду изме он слился с Шивой и богам были «даны» супруги. 34. ...руки по бокам... — в индуистской иконографии, например, божественная птица Тару да изображается в по лучеловеческом образе и имеет не только крылья, но и руки. 35. ...обитель и обучение... — т. е. представление об раза Лебедя в сердце как бы заменяет долгий процесс обу чения священному знанию в обители у учителя. 36. Оборот — 37. Здесь есть возможность сравнения с описанием, данным в Дхьянабинду уп.: ненумерованная вставка меж ду ст. 93 и 94 (см. ниже). 38. Стремление — тай — «помысел», «мысль», «цель». 39. Каждая из восьми сторон света (четырех главных и четырех промежуточных) в индуистском мировоззрении находилась под покровительством определенного бога (lokapala), поэтому часто направления назывались их име нами. Списки локапалов иногда разнятся между собой. В данной упанишаде сторона Агни, бога огня, — юго-восток; Ямы, бога смерти и справедливости, — юг; Ниррити, боги ни разрушения, — юго-запад; Вайави, жены бога ветра Ваю, — северо-запад; Сомы, бога священного напитка и вдохнове ния, — север, а Ишаны («владычество», «господство») — се веро-восток. Восточная сторона была направлением Индры. 40. Бесстрастие — одна из величайших доб родетелей индуизма. 41. Четвертое (состояние) — согласно Мандукъеуп., существуют четыре состояния сознания: бодрствование , сновидение, греза (svapna), глубокий сон без сновидений, забытье — причем каждое последующее выше предыдущего — и, наконец, Четвертое (turlya) состояние, «не имеющее частей, неизреченное, растворение проявленного мира, приносящее счастье, недвойственное» (Мая-дукья уп. 7). Однако в «сектантских» упанишадах иногда говорится даже о преодолении Четвертого состояния. 42. ...в Звуке... — см. прим. 22. 43. Неповторяемая — ajapa. Мантра 44. Умозаключение - — также «вывод». 45. ...появляется Звук... — Н. Субрахманьям вводит уточнение «в правом ухе». В Индии считался хорошей приметой звук, слышимый в правом ухе. С этим перекли кается русская примета: «Если у кого-то звенит в правом ухе, то о нем говорят друзья, если в левом — враги». 46. ...хлопка... — Ж. Варенн переводит «цимбалы». 47. Мриданг — небольшой двусторонний барабан. 48. Большой боевой барабан — bheri. Иногда в рост че ловека. Западные индологи переводят часто как «литавры». 49. Звук грома — букв, «звук тучи». Интересно срав нить этот список с описанием в Майтри уп. (6.22) звуков в пространстве сердца: реки, колокольчика, бронзового со суда, колеса, кваканья лягушки, дождя и говорящего в ук рытом месте. 50. Туловище — 51. ...туловище мешает... — может зна чить одновременно «мешающее» и «разрушающее». По контексту предпочтительнее первое значение. 52. ...нёбо сочится... — по-видимому, имеется в виду выделение особой сладкой влаги (часто называемой амри- тои) во время сосредоточения. 53. Высочайшее Благо — paramam brahma....Сам с Благом сольется... — 54. Вечный Шива ~ 55. ...Силой... ~ т. е. 56. Мудрец — buddhi, «пробужденный» или «просвет ленный» знанием всех ступеней йоги, Шива. 57'. Невозмутимый — также «незакрытый», «незапятнанный». Эпитет Шивы.
|