Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Йога кундалини упанишада
1. Свами Шивананда. Кундалини йога. — СПб., 1993. - С. 129. 2. Побуждения — Букв, «скрывающие», т. е. карма, накопленная в этой и прошлой жизнях, закрываю щая извечно чистый Разум. 3. Движущийся — 4. Пробуждение Силы — 5. Лотосная, Алмазная — Опи сание последней отличает ее от обычной, состоящей в сиде нии на коленях. Здесь она скорее схожа с сиддхасаной. 6. Кольцевитая — т. е. подобная свернувшей ся кольцами змее. 7. Продвижение Силы — Се/алей Ж. Ва ренн переводит как «укрепление», однако, судя по контек сту, а также по описаниям традиционных крий, речь идет как раз о продвижении шакти. 8. Сарасвати — другое имя сушумны, центрального тока тонкого тела. Три тока чаще всего уподобля ются: ида — Ганге, пингала — Ямуне и су шумна — Сара свати, священной реке, по преданию, текущей под землей. 9. Движение Сарасвати — то же, что и 10.Арундхати — супруга ведийского риши Васиштхи, олицетворение супружеской верности. Интересно также, что Арундхати в некоторых текстах является синонимом кундалини. Видимо, здесь мы имеем дело с распространенной в индуизме идеей божественного супружества: Бог, олицетворяющий чистое, но бездеятельное сознание, и его супруга, шакти. В тантрийских текстах очень часто изложение учения и приемов ведется от имени женской богини. 11. ...12 и 4 перстов... — т. е. 16 angula — мера дли ны, равная ширине большого пальца, или примерно 2 см. 12. ...полутора часов... — 2 мухурты , '/30 часть дня или 48 мин. 13. Дрожь (?) — tana. В имеющихся словарях этого слова нет. 14. ...следует запереть в горле... — видимо, здесь ука зание на джаландхару бандху. 15. Правый ток — т. е. пингала. 16. Первоначальный звук — 17. Желчность — pliha, букв, «селезенка». Ж. Варенн толкует как «расширение селезенки». 18. Составная, Особая — sahita, kevala. Sahita Ж. Ва ренн переводит как «сложная». 19. По порядку: 20. ...кубкам... Кумбхакой (kumbhaka) — игра слов. 21. Дхану — dhanu, букв, «лук» — мера длины, равная 4 локтям. 22. ...воды... — ср. Шветашватара уп. 2.10. 23. Правый проток — Синоним пингалы, здесь: правая ноздря. 24. Вата-расстройство — Термин аюрведы, обозначающий один из видов нарушения равновесия орга- низма, вызываемый излишком воздуха — одной из составляющих тела и, шире, характера. 25. Расстройство от червей — т. е. глистов. 26. Солнечное прободение — 27.Слизь — Флегма, мокрота, также термин аюрведы. 28. Огонь, питающий тело — пищеварительный огонь. 29. Дхату — семь основных элементов тела: жизнен ный сок (rasa), кровь (rakta), мясо , жир (medas), кости (asthi), костный мозг (majja), сперма (Sukra). 30. Победоносная — 31. Желчь — pliha. 32. Холодящая — 33. вместо 34. Воздух — «Очищающий», эпитет огня; так же свежий ветер. 35. Воздух — anila. 36. Благой ток — brahma nadl. Синоним сушумны. 37. Три узла — granthi. См. Словарь. 38. Мехи — bhastri. 39. Перечисленыи 40. Апана — одно из пяти дыханий в теле, проявляе мое выдохом. 41. Местопребывание огня — манипура чакра в сол нечном сплетении. 42. Прана — дыхание, идущее вверх, проявляемое вдохом. 43.См. прим. 35. 44. Ваджрасана — см. прим. 5. 45. Утолщение — Место, откуда исходят три тока тонкого тела. См. «Анатомия» тонкого тела (по всту пительной статье). 46. Пащчимотана — другое название позы хатха йоги, при которой, сидя с вытянутыми вперед ногами и держась за пальцы ног руками, наклоняют туловище и голову к коленям. 47.Движение Сарасвати описано в ст. 9-18. 48. Местопребывание дыхания — т. е. праны. В аюр- веде область праны соответствует грудной клетке. Ср. с Йога таттвой, где область Воздуха помещается между сердцем и межбровьем. 49.Обычно в области межбровья располагают аджня чакру. Этот и нижеследующие ст. 70-72 передают идею о постоянном стекании нектара из верхних чакр (чаще из аджня чакры) в огонь Вайшванара и испарении его там. Предотвратить этот процесс, по хатха йоге, могут бандхи и перевернутые позы. 50. В некоторых системах чакр инду чакру располага ют выше аджня чакры, в лобной области. 51. Восемь природных элементов — Земля, Вода, Огонь, Воздух, Пространство, Ум, Разум, Особость 52. Тонкое тело — в тексте ativahika, букв, «обгоняю щий ветер», синоним linga sarlra. 53. ...личность со Вселенной... — 54. Признак — также название тонкого тела. 55. Сам всепронизывающий — 56....с Неделимым... ~ т.е. с запредельным состоя нием сознания. 57. Корневой клубень — 58. Узел Брахмана — brahma granthi. 59. Царь змей — кундалини. 60. Прекращение — имеется в виду прекращение обус ловленного бытия, т. е. Освобождение 61. Соединение — melana, также «встреча», «слияние», «союз», «общение». 62. ...конца времен... — букв, «упадка юг». См. Словарь. 63. Писание — Этот отрывок обыгрывает два зна чения слова Sastra — «писание» и «орудие», «инструмент». 64. Зовется — читаем ucyate вместо acyutam. Возмож но, текст искажен. 65. Власть Индры — т. е. высшая власть. Индра в индуизме считается царем богов. 66. Семя - blja. 67. Небесные странницы — т. е. птицы. 68. Из девяти звуков составленную сому... — Сома — напиток бессмертия и вдохновения, который пьют боги. В ведийское время так назывался особо приготовленный жертвенный напиток. Сома — также луна, находящаяся в аджня чакре и производящая нектар, стекающий вниз. Девять звуков — это биджи Кхечари мантры, о которых говорилось выше. Два звука в упанишаде не названы, но возможно, это мантра so'ham. 69. Небесная странница — она же перелетная пти ца — душа. 70. ...до плеча... — букв, «до конечности». 71. Благое отверстие — brahmarandhra. 72. Ссылка на один из главных мифов Ригведы — об убийстве богом Индрой своей палицей (ваджрой) демона Вритры. 73. Семя — blja. 74. Каранъяса — индуистский обряд соотнесения бо жеств или явлений с определенными частями тела касани ем рук и произнесением соответствующих мантр (см. так же Хамса г/и.). 75. ...тринадцатью... — неясное место. Возможно, имеются в виду индуистские боги. 76. ...три года... — возможно чтение «три сезона». 77. Хорошо сосредоточенный — mathanam, букв, «хо рошо взбивающий» или «пахтающий». 78. Средоточие — mathana, букв, «взбивание», «пахта- ние». Неявная ссылка на сказание о пахтании небесного океана богами и асурами для добывания амриты. Также название процесса добывания священного огня трением. 79. Повторение мантры ~ japa. 80. Удобная поза — 81. Глубокий сон ребенка — здесь парадоксальное, но не просто некое поэтическое сравнение. Сосредоточенное состояние похоже на ненарушимый и спокойный сон ре бенка своей естественностью и ненапряженностью. Другие тексты (см. напр. Хатха йога прадипика 4.48) также указы вают, что результатом кхечари мудры является состояние йога нидры. Йога нидрой называлось состояние Вишну, спящего на кольцах мирового змея Шешу и как бы грезящего мир. 82. ...звучание... — т. е. выполнение кхечари мудры сопровождается звуком 83. Вселенная — букв, «яйцо Брахмана». 84. См. прим. 73. 85. Каждая буква бидж обозначает то или иное боже ственное проявление. Например, в бидже hrim ha означает Шиву, га — Природу та — Великую Майю , носовой резонанс — Мать вселенной, а бинду — Разрушителя скорби. 86. Благодетель — Одно из имен Шивы. 87. Утверждение — sthiri. 88. Точка — bindu. 89. Счастливый нимб — синоним сахасрары. 90. Мироздание ~ «Яйцо Брахмана», Все ленная. 91. Бинду чакру, или Точечную чакру, располагают внутри головы ближе к затылку. Считается, что эта точка является переходной между проявленным и непроявленным мирами. 92. ...кормчего... — в тексте, видимо, описка: вместо 93. Побуждения - 94. Полнозвучие — последняя из четырех ста дий рождения звука. 95. Горняя — букв, «стоящий на вершине». 96. Он я — so'ham. 97. С вдохом человек как бы произносит so (Он, выс шее божество), а с выдохом — ham, сокращенное от aham — «я». 98. Светородное — taijasa. Энергия. 99. Сиятельный, Золотой зародыш, Владыка — viraj, 100. Ограничения — Понятие, ставшее очень важным в веданте. Упадхи — это ограничения и определе ния, которые мешают познать Брахмана как единственную действительность. 101. Кит — символ скрытой в глубинах мощи. 102. Марево — Иллюзия. 103. Расстройство и текучесть — 104. ...в горшке... — намек на плотское тело, часто сравниваемое с горшком. 105. Свободный при жизни — jlvanmukta. 106. ОМ ТАТ CAT - «ОМ - То Сущее» - священ ное возглашение индуизма.
|