Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Дхьянабинду упанишада
1. Eliade, M. La technique du yoga. Paris, 1975. P. 160. 2. Сравнение сосредоточенного мышления со стрель бой из лука — очень древний общеиндийский образ. Ср. напр. Дхаммапада 3.33: «Трепещущую, дрожащую мысль, легко уязвимую, трудно сдерживаемую, мудрец направляет как лучник стрелу». 3. Точка созерцания - нии упанишады — что точка, означающая носовой резонанс, и есть тот начальный и завершающий звук слога ОМ, то высшее состояние, которого должен достигнуть йогин. 4.Данное успокаивающее чтение (или наставление) 5. Грех — papa. Ж. Варенн предполагает, что здесь речь идет не о карме, накопленной в предшествующих жизнях, а о зле, совершенном человеком в этой жизни. 6. Йоджана — мера длины около 16 км. 7. Слог (ОМ) — aksara — букв, «неиссякаемый», «не разрушимый», «целый». 8. Точка гудения — 9. Слово — 10. То Высшее — синоним Атмана-Брахмана. 11. Подлинное — 12. Знающий Благо — brahmavid. 13. Положение, что Атман по отношению к человеку одновременно внутренний и внешний, присущий и запре дельный, имманентный и трансцендентный. 14. Чающие Избавления — 15. В брахманическом ритуале используются различ ные возглашения (ОМ — одно из них). В шлоках 8-11 речь идет о трех 16. Пранава — звук ОМ, который в действительности состоит из трех фонем: А, У, М. Звук О образуется слия нием (samdhi) А и У. 17. Теперь звук ОМ рассматривается как совокупность трех «космических свойств» 18. Относительно восьми членов, стоп (или местопре бываний) и т. д. среди комментаторов нет единства. Воз- можно, восемь членов — это пять проявленных знаками-звуками частей пранава (А, У, М, полумесяц, точка-бинду) и три непроявленных — 19. Перекличка с Мундака уп. 2.4: «Взяв великое ору жие — лук упанишад, наложи на него стрелу, заостренную почитанием. Натянув (тетиву) мыслью о Владыке, знай, дорогой, что цель — этот Непреходящий. Пранава — лук, Атман — стрела, Брахманом зовут эту цель». 20. Три мира — Земля, Пространство (или Атмосфе ра), Небо. 21. Краткий — несомненно, речь идет о различии меж ду составными элементами ОМ, краткими А и У и долгим дифтонгом, полученным их слиянием (О). 22. Несказанная 23. ...мерой в большой палец... — здесь ОМ отожде ствляется с Атманом, подобным светильнику в сердце, ко торый есть не что иное как Господь в форме Пуруши, т. е. отдельной души, согласно Ведам, размером с большой палец. 24. Рудра — другое имя Шивы. 25. Здесь перечислены стадии пранайамы и их соответ ствия: наполнение 26. Дощечка — 27. Лебедь — 28....установление... — pada означает одновременно «стопа», «место» (положение, пребывание) и «положение уче ния» (здесь — сокровенное, тайное). После своего растворения мысль уже находится в Небе Вишну (или у его стоп). 29. Светило — 30. Пламя — vahni — букв, «везущий», «возносящий» (имеется в виду: жертву богам — огонь). 3\.Васудева — сын Васудевы, патронимическое имя Кришны, воплощение Вишну. 32. Шриватса и Каустубха — знаки или атрибуты Вишну. Шриватса — «счастливый знак Тельца», особый завиток волос на груди Вишну-Кришны, священный сим вол вишнуизма. Каустубха — камень, некогда добытый богами и асурами среди других сокровищ при пахтании Океана. 33. ...на цветок льна 34. Наполнение — 35. Задержка (дыхания) — kumbhaka. 36. Опустошение — recaka. 37. Целитель — 38. Объяснения, даваемые этим трем тройкам, различ ны, но три состояния, несомненно, — бодрствование, сон со снами и забытье, три буквы — А, У, М, составляющие слог ОМ, а «три с половиной» — символическая мера Вселен ной и тела йогина. 39. Обычная формула упанишад, в которой Веда, ско рее, не собрание самхит, а Ведение, Знание. 40. Исчезающе-тихий звук точки — т. е. точки (bindu) над ОМ, отмечающей резонанс конечной согласной. На прашивающийся более простой перевод «затихающий» в данном случае исказил бы идею о неслышном, но все же всегда звучащем звуке. 41. Повторение ст. 18. 42. Область бессмертия - 43. Сдерживание дыхания — здесь используется тер мин 44. Неподпитывание (чувств) - 45. Шесть членов йоги — список членов или этапов йоги соответствует приведенному в Майтри уп. 6.18. В отличие от классической йоги Патанджали, йама и нийама здесь, ви димо, являются только подготовкой к йоге как таковой. 46. siddha, bhadra. 47 .(Коренная) опора — в тексте 48. Свадхиштхана, судя также по шлоке 48, отожде ствляется в данной упанишаде с мужским половым органом. 49. Лонная область - 50. Признак — linga. Фаллический знак Шивы, исполь зуемый во многих изображениях, служащих для сосредо точения (yantra). 51. Огонь — по-видимому, имеется в виду Основной (или Корневой) Огонь 52. ...уд... — т. е. Свадхиштхана отождествляется с половыми органами. 53. Круглая 54. Полная драгоценностей — от 55....в Великом колесе... — т.е. чакре. Переводим буквально, чтобы сохранить образное сравнение. По наи более распространенной традиции, 12 спиц (или лепест ков) имеет анахата, располагающаяся в области сердца. 56. Здесь речь идет о 57... .упомянуто... — 58. Все имена женского рода, ибо санскритское 59. Луна — soma. 60. Примерные значения пяти ветров в порядке пере числения: Змей, Черепаха, Куропатка (или Перец), Бого данный, Завоевывающий добро (или богатство). 61. (Душа) живая — jiva. 62. ...мечется... — гак как она связана дыханием, ко торое данный отрывок считает более важным, чем заслуги и прегрешения, накопленные в течение жизни (см. ст. 1). 63. Неповторяемая — игра слов вокруг другого на звания мантры Лебедя или Гуся (ХАМ-СА) — ajapa, букв, «неповторяемая», «нечитаемая», ибо она — всего лишь не отчетливый звук дыхания. 64. Молитва — 65. Обитель Блага — 66. Высочайшая Владычица — 67. Соединение — yoga. 68. Кундалини, божественная энергия, как ключ, откры вает врата Освобождения, здесь, по-видимому, отождеств ляемые с брахмарандхрой, имеющей другое название да- самадвара — «десятая дверь». 69. Молитвенно — 70. ...полного удержания... — вероятно, сколь возможно долгого. 71. Влага, рожденная усилием — т. е. пот. 72. Целомудренный — brahmacari. 73. От клубня... — 74. Корневой замок — 75. Промежность — yoni. 76. Поднимающим, или воспаряющим, 77. Облачная влага — nabho jalam. Вероятно, синоним амриты, истекающей из тысяче лепесткового лотоса. 78. Замок Петленосца — 79. ...запиранию слуха... — так как сознание «рассеива ется» действием чувств, собирание и «запирание» их в нем позволяет овладеть сверхчувственным восприятием. Неяв ная ссылка на одну из 84 сверхъестественных сил (siddhi). 80. Молозиво — 81. Пещера черепа — за небом, во впадине, где сообща ются носовые полости, горло и рот. 82. Печать Небесной странницы — 83.Игра слов вокруг значений kha — пространство внешнее, а также пространство Пещеры черепа. 84.Распространенное верование в брахманизме: лю бое испускание спермы сокращает жизнь, и, стало быть, удержать — или даже вернуть — свою сперму значит по бедить смерть. 85. Небесная печать — 86. Лонная печать — 87. Семя — bindu. 88. Высочайшее тело — 89. ...кровь... — всосанная из матки партнерши благо даря Лонной Печати. 90. Великая печать — 91. Отверстие 92. ...к изгнанию (из общины)... — изгнанными из общины (т. е. потерявшими свое место в обществе) счита ются по дхармашастрам: «ворующий золото, пьющий вино, осквернитель ложа учителя и кто общается с ними» (см. также Махавакья у п.). 93. ...к правде — dharma — т. е. к соблюдению соот ветствующего Истине поведения и выполнению религиоз ных установлений. 94. Обожание (Бога) — bhakti. 95. Бандхука (или бандхура) — цветок Pentapets phoenicea. 96. Индракопа — indrakopa (букв, «гнев Индры»), на секомое желтого цвета. 97. Четвертое — состояние, запредельное трем состоя ниям, испытываемым человеком в своей жизни (бодрст вование, сон со сновидениями, глубокий сон), ибо личность растворяется в нем, и Атман соединяется с Брахманом. 98. Вероятно, потому что овладение всюду присутствую щем дыханием (прана) позволяет йогину ввести его в лю бое тело. 99. ...превзойдено... — парадокс текста: Четвертое со стояние по традиции считается наивысшим. 100. Великие врата — вход сушумны (см. шлоку 66 и прим. к ней). 101. Неколебимый — acyuta. Брахман. 102. ...семян... — у каждого дыхания есть выражаю щий его слог-семя (bija). 103. Солнце - 104. См. прим. 95. 105. Видимо, в тексте говорится о сочетании джаланд- хара бандхи, заключающейся в прижатии подбородка к груди и уничтожающей «сонм болезней слуха» (см. ст. 78), и мула бандхи. ...закрыв слух... — в тексте Признак — ние на то, что йогин должен делать либо мула бандху, сосредотачиваясь намуладхаре, в которой находится лингам, либо ваджроли мудру. 106. Звук - 107. Вина — старинный струнный музыкальный инст румент с богатыми резонансными возможностями. 108. Воздушное отверстие — vyoma-randhra. Отвер стие, расположенное вверху лотоса сердца; через него су- шумна проходит к верхней, высшей чакре. 109. ...четырех врат... — см. ст. 94. 110. Посредине двойного лука — т. е. в межбровье. 111. Отверстия Брахмана ~ 113. Особое — kaivalya. Состояние обособленности, являющееся высшей целью йоги Патанджали, но в тант-рийских текстах ставшее определением единства (а также союза и даже соития) Богини
|