Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Дхьянабинду упанишада
1. Eliade, M. La technique du yoga. Paris, 1975. P. 160. 2. Сравнение сосредоточенного мышления со стрель бой из лука — очень древний общеиндийский образ. Ср. напр. Дхаммапада 3.33: «Трепещущую, дрожащую мысль, легко уязвимую, трудно сдерживаемую, мудрец направляет как лучник стрелу». 3. Точка созерцания - Санскритское bindu имеет несколько значений, из которых основные — «капля» и «точка». Выбор того или иного значения опре деляется контекстом и потому весьма зависит от традиции, авторитета или понимания субъекта. Название Амрита- бинду у п. мы переводим как «Капля бессмертия», ибо значит еще и напиток бессмертия, нектар. В переводе Дхья набинду у п. предпочтительно, по нашему мнению, значе ние «точка», ибо одно из ключевых теоретических положе- нии упанишады — что точка, означающая носовой резонанс, и есть тот начальный и завершающий звук слога ОМ, то высшее состояние, которого должен достигнуть йогин. 4.Данное успокаивающее чтение (или наставление) — обращение к Всевышнему учителя и ученика. 5. Грех — papa. Ж. Варенн предполагает, что здесь речь идет не о карме, накопленной в предшествующих жизнях, а о зле, совершенном человеком в этой жизни. 6. Йоджана — мера длины около 16 км. 7. Слог (ОМ) — aksara — букв, «неиссякаемый», «не разрушимый», «целый». 8. Точка гудения — В письме деванагари слог ОМ изображается в виде гласного О, увенчанного полумесяцем и точкой, указывающей носовой Н вышеупо мянутого гласного. 9. Слово — Вероятно, имеется в виду brahman, благое слово, часто выступающее как синоним Вед. 10. То Высшее — синоним Атмана-Брахмана. 11. Подлинное — — букв, «нефальшивое», «незамазанное», т. е. лишенное всякого качества и, следо вательно, ограничения. 12. Знающий Благо — brahmavid. 13. Положение, что Атман по отношению к человеку одновременно внутренний и внешний, присущий и запре дельный, имманентный и трансцендентный. 14. Чающие Избавления — производное от moksa. 15. В брахманическом ритуале используются различ ные возглашения (ОМ — одно из них). В шлоках 8-11 речь идет о трех считающихся обозначением Земли (bhSr), Пространства , Неба и соответству ющих Огню, Воздуху, Свету, Трем Ведам и пр. 16. Пранава — звук ОМ, который в действительности состоит из трех фонем: А, У, М. Звук О образуется слия нием (samdhi) А и У. 17. Теперь звук ОМ рассматривается как совокупность трех «космических свойств» — саттва, раджас, тамас, — символизируемых тремя цветами; но обычно активность, энергия, страстность (rajas) — второе свойство, а не первое, как в этой шлоке, и считается красным, а не желтым. 18. Относительно восьми членов, стоп (или местопре бываний) и т. д. среди комментаторов нет единства. Воз- можно, восемь членов — это пять проявленных знаками-звуками частей пранава (А, У, М, полумесяц, точка-бинду) и три непроявленных — Четыре стопы, согласно Манду къе у п., это четыре стадии познания — вайшванара, тпайджаса, праджня и Четвертое (сам Атман). Три состояния — это бодрствование, сон со снами и сон без снов. Пять божеств в зависимости от принадлежности текста к вишнуистской или шиваистской ветви индуизма могут весьма различаться. 19. Перекличка с Мундака уп. 2.4: «Взяв великое ору жие — лук упанишад, наложи на него стрелу, заостренную почитанием. Натянув (тетиву) мыслью о Владыке, знай, дорогой, что цель — этот Непреходящий. Пранава — лук, Атман — стрела, Брахманом зовут эту цель». 20. Три мира — Земля, Пространство (или Атмосфе ра), Небо. 21. Краткий — несомненно, речь идет о различии меж ду составными элементами ОМ, краткими А и У и долгим дифтонгом, полученным их слиянием (О). 22. Несказанная вершина — т. е. точка над О, обозначающая носовой М, в самом прямом смысле слова «несказанная», ибо ее нельзя произнести, сказать. 23. ...мерой в большой палец... — здесь ОМ отожде ствляется с Атманом, подобным светильнику в сердце, ко торый есть не что иное как Господь в форме Пуруши, т. е. отдельной души, согласно Ведам, размером с большой палец. 24. Рудра — другое имя Шивы. 25. Здесь перечислены стадии пранайамы и их соответ ствия: наполнение т. е. вдох, задержка (kumbhaka, что примерно значит «кубок», «горшок»), опустошение (геев вместо более употребительного названия для выдоха recaka). 26. Дощечка — Речь идет о кусочках дерева для добывания огня трением, используемых в ведийском ри туале. 27. Лебедь — Этимологически ближе русское «гусь» (ср. нем. gans, лат. anser). Образ индивидуальной души (скорее джива, нежели Атман), странствующей из тела в тело в кругу перевоплощений (см. вступительную ста тью, а также Хамса у п.). 28....установление... — pada означает одновременно «стопа», «место» (положение, пребывание) и «положение уче ния» (здесь — сокровенное, тайное). После своего растворения мысль уже находится в Небе Вишну (или у его стоп). 29. Светило — Солнце. 30. Пламя — vahni — букв, «везущий», «возносящий» (имеется в виду: жертву богам — огонь). 3\.Васудева — сын Васудевы, патронимическое имя Кришны, воплощение Вишну. 32. Шриватса и Каустубха — знаки или атрибуты Вишну. Шриватса — «счастливый знак Тельца», особый завиток волос на груди Вишну-Кришны, священный сим вол вишнуизма. Каустубха — камень, некогда добытый богами и асурами среди других сокровищ при пахтании Океана. 33. ...на цветок льна похожего — насы щенно-синий цвет кожи — отличительная черта Вишну и Кришны. 34. Наполнение — 35. Задержка (дыхания) — kumbhaka. 36. Опустошение — recaka. 37. Целитель — также «добрый», «дружествен ный», «целебный». 38. Объяснения, даваемые этим трем тройкам, различ ны, но три состояния, несомненно, — бодрствование, сон со снами и забытье, три буквы — А, У, М, составляющие слог ОМ, а «три с половиной» — символическая мера Вселен ной и тела йогина. 39. Обычная формула упанишад, в которой Веда, ско рее, не собрание самхит, а Ведение, Знание. 40. Исчезающе-тихий звук точки — т. е. точки (bindu) над ОМ, отмечающей резонанс конечной согласной. На прашивающийся более простой перевод «затихающий» в данном случае исказил бы идею о неслышном, но все же всегда звучащем звуке. 41. Повторение ст. 18. 42. Область бессмертия - 43. Сдерживание дыхания — здесь используется тер мин вместо более распространенного 44. Неподпитывание (чувств) - 45. Шесть членов йоги — список членов или этапов йоги соответствует приведенному в Майтри уп. 6.18. В отличие от классической йоги Патанджали, йама и нийама здесь, ви димо, являются только подготовкой к йоге как таковой. 46. siddha, bhadra. padma. 47 .(Коренная) опора — в тексте сокращенное от 48. Свадхиштхана, судя также по шлоке 48, отожде ствляется в данной упанишаде с мужским половым органом. 49. Лонная область - Эта чакра, редко упоминаемая в йогических текстах, видимо, отождествля ется с женскими половыми органами. 50. Признак — linga. Фаллический знак Шивы, исполь зуемый во многих изображениях, служащих для сосредо точения (yantra). 51. Огонь — по-видимому, имеется в виду Основной (или Корневой) Огонь который, пробужден ный дыханием, поднимается с ним через центры (cakra) тонкого тела до макушки. 52. ...уд... — т. е. Свадхиштхана отождествляется с половыми органами. 53. Круглая чакра — в данном случае — манипура, а не мандала чакра, по представлению некото рых школ находящаяся выше аджня чакры и имеющая форму звука, nada. Манипура чаще располагается в над чревной области. 54. Полная драгоценностей — от (драгоценность) и рига (наполнение). 55....в Великом колесе... — т.е. чакре. Переводим буквально, чтобы сохранить образное сравнение. По наи более распространенной традиции, 12 спиц (или лепест ков) имеет анахата, располагающаяся в области сердца. 56. Здесь речь идет о с исходящими из него Местоположение точно не определено. Некоторые источники уточняют, что это образование находится на девять пальцев выше половых органов. 57... .упомянуто... — Намек на то, что от древнего, верного и подробного знания о всех токах тела осталось только знание об этих десяти. Также здесь можно видеть указание на принадлежность этой идеи традиции, отличной от ведийской 58. Все имена женского рода, ибо санскритское обо значающее токи или каналы тонкого тела, — женского рода. 59. Луна — soma. 60. Примерные значения пяти ветров в порядке пере числения: Змей, Черепаха, Куропатка (или Перец), Бого данный, Завоевывающий добро (или богатство). 61. (Душа) живая — jiva. 62. ...мечется... — гак как она связана дыханием, ко торое данный отрывок считает более важным, чем заслуги и прегрешения, накопленные в течение жизни (см. ст. 1). 63. Неповторяемая — игра слов вокруг другого на звания мантры Лебедя или Гуся (ХАМ-СА) — ajapa, букв, «неповторяемая», «нечитаемая», ибо она — всего лишь не отчетливый звук дыхания. 64. Молитва — 65. Обитель Блага — Одновременно Небо и затылочное отверстие. 66. Высочайшая Владычица — Одно из имен Дурги, шакти, пребывающей в человеке в виде свернутой (Кольцевитой) силы. 67. Соединение — yoga. 68. Кундалини, божественная энергия, как ключ, откры вает врата Освобождения, здесь, по-видимому, отождеств ляемые с брахмарандхрой, имеющей другое название да- самадвара — «десятая дверь». 69. Молитвенно — . Жест дара, приношения (ср. — «шкатулка»), который Ж. Варенн толкует как анджали — жест почитания или приветствия; обычно же в падмасане руки покоятся на коленях. 70. ...полного удержания... — вероятно, сколь возможно долгого. 71. Влага, рожденная усилием — т. е. пот. 72. Целомудренный — brahmacari. 73. От клубня... — См. прим. 56. 74. Корневой замок — bandha — «связ ка», которой йогин «связывает» или замыкает ту или иную часть тела, тем самым перенаправляя энергетические токи. 75. Промежность — yoni. 76. Поднимающим, или воспаряющим, этот замок назван потому, что поднимает энергию. 77. Облачная влага — nabho jalam. Вероятно, синоним амриты, истекающей из тысяче лепесткового лотоса. 78. Замок Петленосца — зна чит «сети», «силки», «тенета», поэтому эпитет джаландха- ра может относиться или к Яме, богу смерти, или к Варуне, богу вод. В некоторых древних произведениях джаланд- хара этимологизируется как «держащий влагу» (из jala — «вода»), что ближе к смыслу данного отрывка. 79. ...запиранию слуха... — так как сознание «рассеива ется» действием чувств, собирание и «запирание» их в нем позволяет овладеть сверхчувственным восприятием. Неяв ная ссылка на одну из 84 сверхъестественных сил (siddhi). 80. Молозиво — Амрита, продуцируемая в го лове (иногда считают: в анахата чакре"). Когда приоб щенный способен пить ее, он обретает бессмертие. 81. Пещера черепа — за небом, во впадине, где сообща ются носовые полости, горло и рот. 82. Печать Небесной странницы — 83.Игра слов вокруг значений kha — пространство внешнее, а также пространство Пещеры черепа. 84.Распространенное верование в брахманизме: лю бое испускание спермы сокращает жизнь, и, стало быть, удержать — или даже вернуть — свою сперму значит по бедить смерть. 85. Небесная печать — Синоним кхеча- ри мудра. 86. Лонная печать — Несмотря на свое название (yoni — «лоно», «матка»), этот прием произво дится мужчиной, а не партнершей. 87. Семя — bindu. 88. Высочайшее тело — Неразруши мая форма сверхъестественной красоты, объединяющая в себе свойство мужского и женского тел. 89. ...кровь... — всосанная из матки партнерши благо даря Лонной Печати. 90. Великая печать — 91. Отверстие в лоне — расположенное не посредственно над сочленением пениса. Вероятно, имеется в виду лонная щель. 92. ...к изгнанию (из общины)... — изгнанными из общины (т. е. потерявшими свое место в обществе) счита ются по дхармашастрам: «ворующий золото, пьющий вино, осквернитель ложа учителя и кто общается с ними» (см. также Махавакья у п.). 93. ...к правде — dharma — т. е. к соблюдению соот ветствующего Истине поведения и выполнению религиоз ных установлений. 94. Обожание (Бога) — bhakti. 95. Бандхука (или бандхура) — цветок Pentapets phoenicea. 96. Индракопа — indrakopa (букв, «гнев Индры»), на секомое желтого цвета. 97. Четвертое — состояние, запредельное трем состоя ниям, испытываемым человеком в своей жизни (бодрст вование, сон со сновидениями, глубокий сон), ибо личность растворяется в нем, и Атман соединяется с Брахманом. 98. Вероятно, потому что овладение всюду присутствую щем дыханием (прана) позволяет йогину ввести его в лю бое тело. 99. ...превзойдено... — парадокс текста: Четвертое со стояние по традиции считается наивысшим. 100. Великие врата — вход сушумны (см. шлоку 66 и прим. к ней). 101. Неколебимый — acyuta. Брахман. 102. ...семян... — у каждого дыхания есть выражаю щий его слог-семя (bija). 103. Солнце - Интересно совпадение биджи РАМ (в тексте РА) и имени бога Солнца в древнем Египте. 104. См. прим. 95. 105. Видимо, в тексте говорится о сочетании джаланд- хара бандхи, заключающейся в прижатии подбородка к груди и уничтожающей «сонм болезней слуха» (см. ст. 78), и мула бандхи. ...закрыв слух... — в тексте - «ухо». При упражнении слушания внутреннего звука (нада йоги) пальцами, в частности, закрывают уши. Признак — Можно понимать двояко: как указа- ние на то, что йогин должен делать либо мула бандху, сосредотачиваясь намуладхаре, в которой находится лингам, либо ваджроли мудру. 106. Звук - Гудение, гул, производимый подъе мом соединенного с огнем дыхания в сушумне. 107. Вина — старинный струнный музыкальный инст румент с богатыми резонансными возможностями. 108. Воздушное отверстие — vyoma-randhra. Отвер стие, расположенное вверху лотоса сердца; через него су- шумна проходит к верхней, высшей чакре. 109. ...четырех врат... — см. ст. 94. 110. Посредине двойного лука — т. е. в межбровье. 111. Отверстия Брахмана ~ мн. ч. \\2.Муж - 113. Особое — kaivalya. Состояние обособленности, являющееся высшей целью йоги Патанджали, но в тант-рийских текстах ставшее определением единства (а также союза и даже соития) Богини со своим Божественным Супругом.
|