Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Из дневника Ф.Д. Покровского – учителя школы-девятилетки
в г. Обоянь Курского округа (1930 г.)
15 января Вечером девчата (жена Аня и сестра Нюра) пекли блины. Аня жалуется на все возрастающую дороговизну на базаре. Крестьяне запрашивают цены не меньше, чем у торговцев. Говядина «вскочила» с 30 до 45 коп за фунт, сало свиное стоит 1 руб. 20 коп. – 1 руб. 30 коп. Пшеничной муки нет уже несколько лет. Крупы никакой нет, сахару, чаю, мануфактуры, ниток… В общем, и с промтоварами, и с продуктами дело очень скверное. Народ ворчит, недоволен. Везде стоят очереди. У многих упадническое настроение. Мы иной раз заводим разговор на эту тему. Положение, пожалуй, будет ухудшаться. Сейчас крестьянство не заинтересовано больше в частной собственности, перед вступлением в коллективы режут скот, уничтожают лошадей… Коллективизация воспринимается на селе болезненно. Многие крестьяне думают, что получится как бы новое крепостное право. Правительство раскалывает крестьянство на два лагеря – бедноту и кулачество. Часто на практике вместо кулака цепляют середняка (особенно это выявилось при хлебозаготовке)…
18 января К вечеру отправился на собрание граждан пригородной деревни – 1-й Моквы. Присутствовало более 60 крестьян. Повестка дня: «О коллективизации и проведении весенне-посевной кампании». Говорил около часа. Слушали внимательно, задавали много вопросов, выступали в прениях. Склонялись остаться пока на первой ступеньке, то есть в товариществе по совместной обработке земли, и не переходить на высшую ступеньку – с/х артель, которая обобществляет и скот, и инвентарь, и землю, и рабочую силу. Однако человек 30 пожелали перейти на устав артели. Решили объединить артельщиков и постепенно втягивать остальных. Постановили свезти в общий амбар семена и инвентарь. Тут же принялись за учет и обобществление. Я заметил, что большинство крестьян бояться, что их загоняют в кабалу. Но есть и передовики, смело высказывающиеся за коллективизацию…
3 февраля Приехал тесть Матвей Николаевич Егоров, рассказывает, что у них в Любимовке Фатежского уезда третьего дня был сход насчет колхоза. Все мужики безропотно согласились вступить. Часть из них боялась, что приедут и арестуют, как уже бывало…
10 февраля Вчера вечером попал на собрание бедноты здешнего Марьинского сельсовета. Обсуждали список кулаков и лишенцев. Таких набралось свыше 30 человек. «Сортировали» по категориям: 1-я – высылка и передача имущества в колхоз, 2-я – лишение всего имущества, 3-я – лишение скота и инвентаря. Обсуждали весело, с шутками. Зачисляли в кулаки даже по ничтожным признакам: пускал ночевать пассажиров с поезда, в прежние времена имел небольшую аренду земли и т.д. Было не по себе от такого подхода к делу.
Документы свидетельствуют: Из истории деревни накануне и в ходе коллективизации, 1927 – 1932 / Под ред. В.П. Данилова, Н.А. Ивницкого. М., 1989. С. 306 – 310.
|