Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Занятие № 10. Социально-экономическое и политическое развитие страны в 1917 – 1930-х гг.






 

План занятия;

 

1. Революция 1917 г. в России: причины, этапы, итоги и значение:

1.1. Причины и результаты Февральской революции 1917 г.

1.2. Россия весной – летом 1917 г.

1.3. Приход к власти большевиков.

2. Политическая система страны в 1917 – 1930-х гг.

3. Изменения в социально-экономической сфере в 1917 – 1930-х гг.:

3.1. «Военный коммунизм»: причины, сущность и итоги.

3.2. Новая экономическая политика и ее итоги.

3.3. Причины, методы и результаты индустриализации.

3.4. Коллективизация сельского хозяйства и ее последствия.

4. Советская политическая элита 20-х –30-х гг.

 

Источники:

 

Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней. Учебное пособие / Авт.-сост.: А.С. Орлов, В.А. Георгиев и др. – М., 2000.

 

Литература:

 

Аверх А.Я. Царизм накануне свержения. М., 1989.

Анатомия революции. 1917 год в России: массы, партии, власть. СПб., 1994.

Бурджалов Э.Н. Вторая русская революция. М., 1967.

Гимпельсон Е.Г. Формирование советской политической системы, 1917-1923. М., 1995.

Голанд Ю.М. Кризисы, разрушившие нэп. М., 1991.

Голанд Ю.М. Власть и оппозиции. М., 1993.

Горинов М.М. Нэп: поиски путей развития. М., 1990.

Емельянов Ю.В. Заметки о Бухарине: Революция. История. Личность. М., 1989.

Ивницкий Н.А. Коллективизация и раскулачивание (начало 30-х годов). М., 1994.

Измозик В.С. Глаза и уши режима (Государственный политический контроль за населением Советской России в 1918-1928 гг.). СПб., 1995.

История советского крестьянства. Т. 1-2. М., 1986.

История социалистической экономики. Т. 2-3. М., 1976.

Китанина Т.М. Россия в Первой мировой войне. 1914-1717. Экономика и экономическая политика. СПб., 2003.

Коваленко Н.А. 1917 год: новые подходы и взгляды. М., 2001.

Коржихина Т.П., Фигатнер Ю.Ю. Советская номенклатура: становление, механизмы действия // Вопросы истории. 1993. № 7.

Мау В.А. Реформы и догмы. 1914 – 1929: Очерки истории становления хозяйственной системы советского тоталитаризма. М., 1993.

Осокина Е.А. Иерархия потребления. О жизни людей в условиях сталинского снабжения. 1928 – 1935. М., 1993.

Павлюченков С.А. Военный коммунизм в России: власть и массы. М., 1997.

Присяжный Н.С. Экономическая чума: военный коммунизм в России (Историко-экономический анализ. 1918 – 1921 гг.). Ростов-н/Д., 1994.

Реабилитация. Политические процессы 30 - 50-х гг. М., 1991.

Рогалина Н.Л. Коллективизация. Уроки пройденного пути. М., 1989.

Роговин В.З. Сталинский неонэп. М., 1995.

Соболев Г.Л. Тайна «немецкого золота». М., 2002.

Старков Б.А. Дела и люди сталинского времени. СПб., 1995.

Старцев В.И. 27 февраля 1917 г. М., 1984.

Такер Р. Сталин: Путь к власти. 1879 – 1929. История и личность. М., 1991.

Тропов И.А. «Национализация информации»: Политическая власть и ЦСУ в послереволюционной России. СПб., 2007.

Трукан Г.А. Путь к тоталитаризму: 1917 – 1929 гг. М., 1994.

Хлевнюк О.В. 1937-й: Сталин, НКВД и советское общество. М., 1992.

Хлевнюк О.В. Размышления о причинах террора // Свободная мысль. 1992. № 4.

Шишкин В.А. Власть. Политика. Экономика. Послереволюционная Россия (1917-1928 гг.). СПб., 1997.

 

Методические рекомендации:

 

При подготовке к первому вопросу занятия следует, прежде всего, выяснить причины революции 1917 года в России, начавшейся в феврале и имевшей несколько этапов. Для этого надо вспомнить основные итоги проводившихся в начале ХХ в. реформ; охарактеризовать комплекс имевшихся в России социально-экономических и политических противоречий; показать роль империалистической войны в приближении революционного взрыва. Далее необходимо осветить вопрос о движущих силах Февральской революции, о ее социально-политических итогах. Охарактеризовав сущность кризисов Временного правительства весной – летом 1917 г., надо объяснить, в чем заключались причины победы большевиков осенью 1917 г. и значение исторических событий революции 1917 года.

Характеризуя во втором вопросе занятия политическую систему Советской Республики, надо перечислить органы власти и управления, их функции и особенности процесса формирования (при этом важно обратить внимание на неудавшуюся попытку создания «однородного социалистического правительства», историю созыва и разгона Учредительного собрания, решения II и III съездов Советов). Продумайте, какая система власти и управления была с точки зрения большевиков наиболее предпочтительной, в какой мере реализовались их идеи в области государственного строительства и почему. Далее следует показать, какое влияние на политическую систему страны оказали условия гражданской войны и интервенции (1918 – 1920 гг.), а также особенности социально-экономической ситуации в стране в 20-е – 30-е гг. Характеризуя политический режим в 20-е и 30-е гг., следует выяснить место и роль РКП(б) – ВКП(б) в политической системе общества, особенности становления и способы действия номенклатуры, историю становления и основные направления деятельности чрезвычайных и карательных органов.

В третьем вопросе занятия основное внимание следует уделить вопросам о причинах и итогах мероприятий большевистской власти в социально-экономической сфере в 1917 – 1930-х гг. Главный вопрос, на который необходимо ответить – под воздействием каких факторов, в конечном счете, изменялись парадигмы экономического развития СССР на протяжении 20-х – 30-х гг.?

Четвертый вопрос занятия рассматривается в форме обсуждения подготовленных студентами кратких сообщений о наиболее крупных партийно-государственных деятелях СССР 1920-х – 30-х гг., например, о Н.И. Бухарине, А.А. Жданове, Г.Е. Зиновьеве, В.М. Молотове, А.И. Рыкове, И.В. Сталине, Л.Д. Троцком и др. В сообщении необходимо отразить основные вехи жизни исторического деятеля, охарактеризовать его общественно-политические (экономические) воззрения, показать его роль в политической жизни страны в рассматриваемый период.

 

Темы докладов и сообщений:

 

· Значение Февральской революции 1917 года в истории России.

· Причины падения Временного правительства.

· Итоги социально-экономического развития СССР к концу 1920-х гг.

· Промышленное развитие СССР в 1930-е гг.

· Причины и предпосылки коллективизации сельского хозяйства в СССР.

· Внутрипартийные дискуссии и политическая борьба в 20-е – 30-е гг.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал