Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Как жить
Во втором разделе помещены некоторые конкретные советы, правила, рекомендации, которым следуют воспитанные люди. В приличном обществе они принимается безусловно. Дать рекомендации на все случаи жизни невозможно, но каждый должен знать наиболее общие правила вежливости, чтобы самостоятельно, творчески реализовывать их в самых разных ситуациях. Если проанализировать правила с точки зрения здравого смысла и нравственности, то окажется, что они достаточно просты и запомнить их не составляет труда, однако выполнение их представляет немалую трудность, особенно на первых порах, ибо требует постоянного самоконтроля, самоанализа, самооценки, самокритики, т.е. серьезной духовно-нравственной работы. Только постепенное выполнение правил вежливости становится привычкой и человек начинает следовать им полуавтоматически. Умение общаться – наиболее важное качество воспитанного человека. Существуют виртуозы, «гении общения», умеющие с любым человеком найти общий язык, в любых условиях оставаться ненавязчивым, приятным собеседником, достигшие такого мастерства в результате длительной и упорной работы над собой. Они не только реализуют в своей деятельности правила общения, но сами становятся «живой нормой», образцом для подражания. Их опыт свидетельствует, что в беседе нужно не только хорошо говорить, но и уметь слушать. Один из секретов общения – способность выслушать внимательно человека, почувствовать настроение, эмоциональное состояние собеседника, уловить его настрой на беседу. Уважать собеседника – это значит уважать и его точку зрения, даже если вы с ним не согласны. Спорьте, но оставайтесь при этом вежливы и доброжелательны. Свою точку зрения нужно аргументировать, но не навязывать. Старайтесь определить, что больше всего интересует собеседника, выяснить круг его интересов и склонностей и вы получите ключ к приятной совместной беседе. «Никто не имеет повеся голову и потупя глаза вниз по улице ходить или на людей косо взглядывать... А на людей глядеть весело и приятно с благообразным постоянством, чтоб не сказали: он лукаво на людей смотрит», - говорилось в трактате ХVIII века «Юности честное зерцало». Этот совет следует принять к сведению. И сегодня считается неприличным во время беседы отводить взгляд в сторону, это может быть воспринято как неискренность. Однако не следует на собеседника смотреть в упор, не отрываясь, такой взгляд – свидетельство бесцеремонности или желания доминировать. В процессе общения нельзя быть ни слишком хмурым и замкнутым, ни развязным и прилипчивым. Сказать слово кстати или промолчать кстати – большое искусство. Иногда красноречивым молчанием можно сказать больше чем словами, молчанием можно выразить одобрение и несогласие, оно может быть насмешливым и почтительным, поэтому одно из требований воспитанности – учиться молчать. Очень важна в беседе интонация. Одно и то же слова или фраза у талантливого оратора приобретает множество оттенков. А.Макаренко считал, что «высший педагогический пилотаж» достигается тогда, когда учитель может произнести слово «да» с 20-30 смысловыми оттенками. Психологи и профессиональные разведчики знают, что интонация больше говорит о человеке, чем то, что он говорит. Можно так изысканно построить фразу и так любезно ее произнести, что оппонент и не догадается, что ему открытым текстом говорят знаменитое «сам дурак». Поэтому в беседе необходимо тщательно следить за интонацией и выбирать ту, которая наиболее уместна. Человек, который при разговоре кривляется, передразнивает, усиленно жестикулирует, слишком близко подходит к собеседнику, кричит, брызжет слюной, хватает других за руку или держит за пуговицу, оставляет о себе самое мрачное впечатление. При разговоре необходимо обязательно контролировать всякие рефлекторные действия, неприличен громкий зевок, от которого можно или воздержаться или прикрыть рот рукой. С кашлем и чиханием справиться труднее, поэтому воспитанный человек постарается повернуть лицо в сторону от собеседника и прикрыться ладонью или платком. Воспитанные люди не «шмыгают» носом, не «цокают зубом», не почесываются в обществе. С насморком лучше не появляться на люди. «И сия есть не малая гнусность, когда кто часто сморкает, яко бы в трубу трубит, или громко чихает, будто кричит», - поучает «Юности честное зерцало». Если появляется такая необходимость, следует или выйти в другое помещение, если разговор идет в здании, или отойти в сторону, предварительно извинившись, и тихо высморкаться. Дома, среди родных и близких можно выбирать себе любую удобную позу, в обществе же не принято сидеть или стоять небрежно, разваливаться, высоко поднимать ноги. Попытка грубо вклиниться в чью-либо беседу – грубое нарушение правил вежливости. Если необходимо договорить с человеком, занятым беседой с другими, лучше всего подождать, если же такой возможности не представляется, нужно, прежде всего, извинившись за вмешательство, вежливо попросить разрешения решить ваше дело. Признаком невоспитанности считается нетерпеливое перебивание собеседника, если даже монолог затянулся, а вы не имеете времени выслушать до конца, можно вежливо попытаться взять слово: «Извините, я вас перебью» или «Извините, но я должен заметить», или «Я прошу прощения, но я срочно должен бежать...» и объяснить коротко причину. В беседе нужно придерживаться правил радиста: поработал на передачу – поработай на прием! Даже очень содержательный разговор много теряет, если речь собеседников засорена грубыми, невыразительными, неуместными словами, когда ударения и интонации режут слух. Не следует во время беседы часто прибегать к словам «вот», «знаешь», «так сказать», «значит», не говоря уже о непристойных выражениях. Невежливо выражать свое отношение к теме разговора пренебрежительными восклицаниями «фи!», «тю!», «хм!», «угу!» и др. Следует так же избегать жаргонных слов, избитых выражений и поговорок. Подростки говорят друг другу «ты» и обращаются просто по имени. Дружеское «ты» царит среди студенчества, в молодежных коллективах. Однако, если молодые люди незнакомы, лучше говорить друг другу «вы». На «ты» обращаются к детям и подросткам взрослее, к молодежи пожилые. В старших классах школы, в техникумах, училищах, вузах воспитанный преподаватель никогда не допускает «ты» по отношению к учащимся и студентам. Исключение составляют случаи, когда между преподавателем и его воспитанниками сложились теплые, дружественные отношения, и прежние времена почтительное «вы» было обращено от низшего по происхождению и званию к высшему, презрительно «тыкали» вниз по иерархии, поэтому «тыканье» малознакомому, а тем более незнакомому человеку, может быть воспринято как высокомерие или снисходительность. «Тыканье» преподавателя студенту, начальника подчиненному также может быть воспринято как свидетельство превосходства. Плохо воспитанные люди часто воспринимают начальственное «ты» по отношению к себе как знак особого доверия и благодарны за оказанную честь, тогда как для воспитанных подобное обращение граничит с оскорблением. Верхом невоспитанности считается обращение на «ты» молодые к пожилым и особенно к женщинам. Переход от «ты» к «вы» имеет различные формы. Существует правило, что более доверительную и дружелюбную форму предлагает старший младшему. Младший может сам попросить старшего перейти на «ты», даже если сам на нее не переходит. Если разговор происходит в городском транспорте, в людном месте, в очереди, не нужно говорить слишком громко, смеяться, окружающим вовсе не нужно знать все ваши секреты, подробности похождений ваших приятелей, или слушать пошлые анекдоты.
|