Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Как жить






Во втором разделе помещены некоторые конкретные советы, пра­вила, рекомендации, которым следуют воспитанные люди. В приличном обществе они принимается безусловно. Дать рекомен­дации на все случаи жизни невозможно, но каждый должен знать наиболее общие правила вежливости, чтобы самостоятельно, творчески реализовы­вать их в самых разных ситуациях. Если проана­лизировать правила с точки зрения здравого смысла и нравствен­ности, то окажется, что они достаточно просты и запомнить их не составляет труда, од­нако выполнение их представляет немалую трудность, особенно на первых порах, ибо требует постоянного самоконтроля, самоанализа, самооценки, самокритики, т.е. серьез­ной духовно-нравственной ра­боты. Только постепенное выполнение правил вежливости становится привычкой и человек начинает сле­довать им полуавтоматически.

Умение общаться – наиболее важное качество воспитанного че­ловека. Существуют виртуозы, «гении общения», умеющие с любым че­ловеком найти общий язык, в любых условиях оставаться ненавязчи­вым, приятным собеседником, достигшие такого мастерства в ре­зультате длительной и упорной работы над собой. Они не только реализуют в своей деятельности правила общения, но сами стано­вятся «живой нормой», образцом для подражания. Их опыт свидетель­ствует, что в беседе нужно не только хорошо го­ворить, но и уметь слушать. Один из секретов общения – способ­ность выслушать внима­тельно человека, почувствовать настроение, эмоциональное состоя­ние собеседника, уловить его настрой на беседу. Уважать собесед­ника – это значит уважать и его точку зрения, даже если вы с ним не согласны. Спорьте, но оставай­тесь при этом вежливы и доброже­лательны. Свою точку зрения нужно аргументировать, но не навязы­вать. Старайтесь определить, что больше всего интересует собесед­ника, выяснить круг его ин­тересов и склонностей и вы получите ключ к приятной совместной беседе. «Никто не имеет повеся голову и потупя глаза вниз по улице ходить или на людей косо взгляды­вать... А на людей гля­деть весело и приятно с благообразным по­стоянством, чтоб не сказали: он лукаво на людей смотрит», - гово­рилось в трактате ХVIII века «Юности честное зерцало». Этот совет следует принять к сведению. И сегодня считается неприличным во время беседы отводить взгляд в сторону, это может быть воспринято как не­искренность. Однако не следует на собеседника смотреть в упор, не отрываясь, такой взгляд – свидетельство бесцеремонности или желания доминировать.

В процессе общения нельзя быть ни слишком хмурым и замкну­тым, ни развязным и прилипчивым. Сказать слово кстати или про­молчать кстати – большое искусство. Иногда красноречивым мол­ча­нием можно сказать больше чем словами, молчанием можно выра­зить одобрение и несогласие, оно может быть насмешливым и поч­титель­ным, поэтому одно из требований воспитанности – учиться молчать. Очень важна в беседе интонация. Одно и то же слова или фраза у талантливого оратора приобретает множество оттенков. А.Макаренко считал, что «высший педагогический пилотаж» дости­гается тогда, когда учитель может произнести слово «да» с 20-30 смысловыми от­тенками. Психологи и профессиональные раз­ведчики знают, что ин­тонация больше говорит о человеке, чем то, что он говорит. Можно так изысканно построить фразу и так любезно ее произнести, что оппонент и не догадается, что ему открытым текстом говорят знаме­нитое «сам дурак». Поэтому в беседе необходимо тщательно следить за интонацией и выбирать ту, которая наиболее уместна. Человек, который при разговоре кривляется, передразнивает, усиленно жести­кулирует, слишком близко подходит к собеседнику, кричит, брызжет слюной, хватает других за руку или держит за пуговицу, оставляет о себе самое мрачное впечатление. При разговоре необходимо обяза­тельно конт­ролировать всякие рефлекторные действия, неприличен громкий зевок, от которого можно или воздержаться или прикрыть рот ру­кой. С кашлем и чиханием справиться труднее, поэтому вос­питанный человек постарается повернуть лицо в сторону от собесед­ни­ка и прикрыться ладонью или платком. Воспитанные люди не «шмы­гают» носом, не «цокают зубом», не почесываются в обществе. С на­сморком лучше не появляться на люди. «И сия есть не малая гнус­ность, когда кто часто сморкает, яко бы в трубу трубит, или громко чихает, будто кричит», - поучает «Юности честное зерцало». Если появляется такая необходимость, следует или выйти в другое помещение, если разговор идет в здании, или отойти в сторону, предварительно извинившись, и тихо высмор­каться. Дома, среди родных и близких можно выбирать себе лю­бую удобную позу, в обще­стве же не принято сидеть или стоять небрежно, разваливаться, вы­соко поднимать ноги.

Попытка грубо вклиниться в чью-либо беседу – грубое наруше­ние правил вежливости. Если необходимо договорить с человеком, заня­тым беседой с другими, лучше всего подождать, если же та­кой воз­можности не представляется, нужно, прежде всего, изви­нившись за вмешательство, вежливо попросить разрешения решить ваше дело. Признаком невоспитанности считается нетерпеливое перебивание со­беседника, если даже монолог затянулся, а вы не имеете времени выслушать до конца, можно вежливо попытаться взять слово: «Изви­ните, я вас перебью» или «Извините, но я должен заметить», или «Я прошу прощения, но я срочно должен бежать...» и объяснить коротко причину. В беседе нужно при­держиваться правил радиста: поработал на передачу – поработай на прием!

Даже очень содержательный разговор много теряет, если речь собеседников засорена грубыми, невыразительными, неумест­ными словами, когда ударения и интонации режут слух. Не следу­ет во время беседы часто прибегать к словам «вот», «знаешь», «так ска­зать», «значит», не говоря уже о непристойных выраже­ниях. Невежливо выражать свое отношение к теме разговора пре­небрежительными восклицаниями «фи!», «тю!», «хм!», «угу!» и др. Следует так же избегать жаргонных слов, избитых выражений и поговорок.

Подростки говорят друг другу «ты» и обращаются просто по имени. Дружеское «ты» царит среди студенчества, в молодежных кол­лективах. Однако, если молодые люди незнакомы, лучше говорить друг другу «вы». На «ты» обращаются к детям и подросткам взрос­лее, к молодежи пожилые. В старших классах школы, в тех­никумах, училищах, вузах воспитанный преподаватель никогда не допускает «ты» по отношению к учащимся и студентам. Исключение составляют случаи, когда между преподавателем и его воспитанни­ками сложи­лись теплые, дружественные отношения, и прежние вре­мена почти­тельное «вы» было обращено от низшего по происхожде­нию и званию к высшему, презрительно «тыкали» вниз по иерархии, поэтому «тыка­нье» малознакомому, а тем более незнакомому чело­веку, может быть воспринято как высокомерие или снисходитель­ность. «Тыканье» пре­подавателя студенту, начальника подчинен­ному также может быть воспринято как свидетельство превосход­ства. Плохо воспитанные люди часто воспринимают начальственное «ты» по отношению к себе как знак особого доверия и благодарны за оказанную честь, тогда как для воспитанных подобное обраще­ние граничит с оскорблением. Верхом невоспитанности считается обращение на «ты» молодые к по­жилым и особенно к женщинам. Переход от «ты» к «вы» имеет различ­ные формы. Существует пра­вило, что более доверительную и друже­любную форму предлагает старший младшему. Младший может сам по­просить старшего перейти на «ты», даже если сам на нее не перехо­дит.

Если разговор происходит в городском транспорте, в людном месте, в очереди, не нужно говорить слишком громко, смеяться, ок­ружающим вовсе не нужно знать все ваши секреты, подробности похо­ждений ваших приятелей, или слушать пошлые анекдоты.



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал