![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Организация государственного ветеринарного надзора на водном транспорте
Перевозки грузов животного происхождения и животных водным транспортом осуществляют при завозе по импорту, вывозе на: экспорт и внутрироссийских перемещениях. Государственный ветеринарный надзор возложен на территориальные управления Россельхознадзора, которые решают следующие основные задачи: охрана рек и береговой территории от загрязнения возбудителями особо опасных заразных болезней животных; контроль за ветеринарно-санитарным состоянием пристаней, речных портов, судов; контроль за выполнением правил приема и перевозки животных, продуктов и сырья. Государственный ветеринарный надзор при перевозках животных водным транспортом возложен на специалистов Россельхознадзора и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области ветеринарии. На водном транспорте указанные грузы делятся на три категории: живой груз, сырье животного происхождения и скоропортящийся груз. Животные транспортируют на судах специального назначения, на палубе и в трюмах грузопассажирских судов, а также на судах-скотовозах на судоходных реках страны. Государственный ветеринарный надзор на водном транспорте обращает внимание: на состояние здоровья перевозимых животных; правильность их размещения; наличие запасов кормов и воды и организацию разового кормления и поения; готовность судов к погрузке животных, продуктов и сырья (устройство изолированных помещений, загонов, обшивку металлических частей и палубы досками; оборудование стока для жидких нечистот, установление вентиляционных устройств); наличие необходимого оборудования для перевозки продуктов и сырья; наличие рефрижераторных помещений или изотермических и рефрижераторных контейнеров; оформление транспортных документов, сертификатов качества, ветеринарных сопроводительных документов (свидетельств, сертификатов); чистоту, герметичность помещений, температурный режим транспортного средства, качество и термическое состояние продукции; целостность упаковки; наличие маркировки.
6.6. ВЕТЕРИНАРНО-САНИТАРНАЯ ОБРАБОТКА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ПОСЛЕ ПЕРЕВОЗКИ ПОДНАДЗОРНЫХ ГРУЗОВ
В соответствии с Инструкцией по ветеринарно-санитарной обработке вагонов после перевозки животных, продуктов и сырья животного происхождения, утвержденной Министерством путей сообщения РФ 9 октября 2000 г. и Министерством сельского хозяйства РФ 4 октября 2000 г., государственный ветеринарный надзор за проведением мероприятий по ветеринарно-санитарной обработке вагонов после перевозки животных, грузов животного происхождения и других подконтрольных госветнадзору грузов осуществляют специалисты органа госветнадзора в соответствии с Законом РФ «О ветеринарии», другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, ведомственными нормативными актами в области ветеринарии, а также с требованиями, предусмотренными данной инструкцией. Ветеринарно-санитарную обработку вагонов проводят средствами железной дороги за счет грузополучателей на дезинфекционно-промывочных станциях (ДПС), дезинфекционно-промывочных пунктах (ДПП) и пунктах промывки (ПП), где есть специалисты органа госветнадзора, основная задача которых — обеспечение надлежащего ветеринарно-санитарного состояния вагонов для перевозки подконтрольных грузов. Категорию ветеринарно-санитарной обработки вагонов и метод ее проведения на ДПС, ДПП и ПП определяет специалист органа госветнадзора, который выдает ветеринарное назначение на каждый вагон или рефрижераторную секцию после разгрузки подконтрольного груза. Обработке по категории /подлежат вагоны, в которых перевозили: здоровых животных всех видов из пунктов, благополучных по заразным болезням; мясо и мясопродукты от здоровых животных; сырье животного происхождения от здоровых животных, полученное на мясокомбинате; отечественное кожевенное сырье, исследованное на сибирскую язву с отрицательным результатом, а также другое животноводческое сырье небоенского происхождения (кроме сборной и полевой кости), заготовленное в пунктах, благополучных по заразным болезням животных; импортное сырье животного происхождения от здоровых животных, подвергнутое технологической обработке (полуфабрикаты); шерсть от здоровых животных, в том числе импортную, подвергнутую горячей мойке на отечественных фабриках первичной обработки шерсти; кость пищевую, в том числе вываренную сухую. Обработке по категории I подлежат также вагоны, подаваемые для погрузки убойных животных, мяса, мясопродуктов, фуражного зерна и концентрированных кормов, перевозимых насыпью, если ранее вагоны не использовались под перевозку грузов животного происхождения, а также вагоны, направляемые для погрузки мяса и мясопродуктов на железнодорожные станции иностранных железных дорог. Обработке по категории // подлежат вагоны, в которых перевозили: животных больных, подозреваемых в заболевании (или заражении) заразными болезнями; мясо, яйцо, сырье животного происхождения, полученные от животных из пунктов, неблагополучных по заразным болезням; импортных животных и импортное кожевенное сырье боенского происхождения; живую товарную рыбу, а также вагоны, подаваемые под погрузку живой рыбы, оплодотворенной икры, раков, предназначенных для целей разведения и акклиматизации; импортное мясо на особых ветеринарно-санитарных условиях поставки; отечественную шерсть, не подвергнутую горячей мойке; импортную шерсть, подвергнутую горячей мойке в стране-экспортере; импортное мясо и кишечное сырье, направляемые на промышленную переработку. Обработке по категории II также подлежат вагоны, подаваемые для погрузки племенных, цирковых, зоопарковых животных и животных, отправляемых на соревнования, выставки, а также для погрузки животных, мяса, мясопродуктов и сырья животного происхождения на экспорт. Обработке по категории ///подлежат вагоны, в которых в пути следования или при выгрузке обнаружены: животные больные или подозреваемые в заболевании (или заражении) заразными болезнями: ящуром, везикулярным стоматитом, везикулярной болезнью свиней, чумой крупного рогатого скота и мелких жвачных, контагиозной плевропневмонией и заразным узелковым дерматитом крупного рогатого скота, лихорадкой долины Рифт, катаральной лихорадкой овец, оспой овец и коз, африканской чумой лошадей и свиней, классической чумой свиней, высокопатогенным гриппом птиц, болезнью Ньюкасла, а также сибирской язвой, эмфизематозным карбункулом, сапом, столбняком, эпизоотическим лимфангоитом, брадзотом овец, ор-нитозом, губкообразной энцефалопатией крупного рогатого скота, эпизоотическим лимфангитом; трупы животных. Обработке по категории III также подлежат вагоны, в которых перевозили: кожевенное сырье небоенского происхождения и не исследованную на сибирскую язву полевую или сборную кость; импортное сырье животного происхождения, поступившее из стран Азии, Африки и Южной Америки; импортную шерсть, щетину, волос, пух, перо, очес, линьку, не прошедшие дезинфекционной обработки и горячей мойки; грузы животного происхождения, прибывшие без ветеринарных сопроводительных документов; сырье и полуфабрикаты животного происхождения, поступившие из стран, неблагополучных по заразным болезням животных, не встречающихся на территории России. Не подлежат ветеринарно-санитарной обработке вагоны после выгрузки скоропортящихся продуктов, полученных от здоровых животных и перевозившихся в твердой упаковке, топленых жиров животного происхождения, яиц, яичного меланжа, меда, воска, вощины и сот, пищевых сывороток и плазмы крови в замороженном виде. На ветеринарно-санитарную обработку вагоны отправляют со всем оборудованием, навозом и остатками кормов, с закрытыми дверями и люками, а при необходимости с запорно-пломбировоч-ными устройствами. Вагоны для ветеринарно-санитарной обработки по категории I направляют по пересылочным ведомостям с указанием «На ветсанобработку» с приложением ветеринарных назначений специалиста органа госветнадзора и с установкой на дверях «закрутки». Вагоны для ветеринарно-санитарной обработки по категории II и III направляют по полным перевозочным документам с приложением ветеринарных назначений специалиста органа госветнадзора с установкой запорно-пломбировочного устройства на дверях. В перевозочных документах в графе «Наименование груза» на вагонах, подлежащих ветеринарно-санитарной обработке по этим категориям, указывается «В дезинфекцию» и категория обработки. На обеих сторонах дверей вагона работником станции должны быть нанесены наклейки или четкие меловые надписи «В дезинфекцию». Обработка вагонов по категории I. Процесс ветеринарно-санитарной обработки вагонов начинается с очистки. Ее выполняют до полного освобождения вагонов от всевозможных остатков перевозимого груза. Очистке должны подвергаться не только вагон, но и все приспособления и оборудование вагона и инвентарь. Навоз, остатки корма, подстилку, мусор удаляют из вагонов на специально отведенные для этого бетонированные или асфальтированные площадки. На ДПС (ДПП, ПП) промывают вагоны внутри и снаружи. Вагоны и приспособления в них промывают струей горячей воды. Температура струи воды у стенки вагона должна быть 60—70 °С, давление при выходе из брандспойта не менее 2 атм. После первоначальной промывки вагон должен быть тщательно очищен от размокших частиц грязи. Затем проводят окончательную промывку до полного исчезновения в стекающей воде помутнения. Обработка вагонов по категории II. Вагоны, подлежащие ветеринарно-санитарной обработке, подвергают механической очистке, промывке и дезинфекции на специальных площадках или в депо. Очистку и промывку вагонов производят так же, как и при категории I. Перед очисткой от навоза, мусора, грязи внутренние стены и пол вагона или поверхностный слой навоза, а также все находящиеся в вагоне приспособления увлажняют водой. Навоз из вагонов, подлежащих обработке, выгружают на специальнуюую площадку. Он подлежит немедленному скучиванию для биотермического обезвреживания. Навоз после перевозки больных животных, подозреваемых в заражении инфекционной анемией, энцефаломиелитом, бешенством или другими острозаразными болезнями, сжигают под наблюдением работников транспортного госветнадзора. После промывки вагон дезинфицируют как внутри, так и снаружи. Вначале обрабатывают пол, затем стены и потолок и вторично дезинфицируют пол. Вагоны дезинфицируют осветленным раствором хлорной извести, содержащим 2—3 % активного хлора, 2%-ным раствором формальдегида или 2—4%-ным горячим (60—70 °С) раствором едкого натра. Норма расхода дезраствора не менее 0, 5 л/м2. Кормушки, корыта и прочее оборудование вагонов через 30 мин после дезинфекции тщательно промывают водой. Обработка вагонов по категории III. Вагоны, подлежащие обработке по данной категории, дезинфицируют только на ДПС, где имеются специальные сооружения для обеззараживания сточных вод, отдельные платформы или депо. Рядом с площадкой для обработки вагонов размещают навозосжигательную печь. Вагоны, обрабатываемые по категории III, очищают от загрязнений и навоза, а затем дезинфицируют, промывают и вторично дезинфицируют. Перед очисткой внутренние стены, пол или поверхностный слой навоза, а также все находящиеся в вагоне приспособления увлажняют дезинфицирующим раствором. Малоценные предметы внутреннего оборудования сжигают. Затем вагоны со всем оборудованием и постоянными приспособлениями дезинфицируют с внутренней и наружной стороны осветленным раствором хлорной извести, содержащим не менее 5 % активного хлора, или 4%-ным раствором формальдегида. Норма расхода дезраствора 0, 5 л/м2. Через 30 мин после обработки вагоны с внутренней и наружной стороны тщательно промывают струей горячей (60—70 °С) воды под давлением до полного исчезновения в стекающей воде помутнений и вновь дезинфицируют с внутренней стороны тем же раствором, расходуя 1 л/м2. После вторичной дезинфекции двери вагона закрывают и тем же. раствором обеззараживают наружные стены вагона, ПОДНОЖКИ, тормозные площадки и ходовые части при расходе раствора 0, 5 л/м2. Через 30 мин после окончания дезинфекции вагон выпускают со станции. Ветеринарно-санитарная обработка вагонов по категориям II и III производится только в присутствии и под контролем транспортного госветнадзора. Дезинфекция изотермических вагонов производится в том же порядке, что и крытых вагонов. Через 30 мин после дезинфекции изотермические вагоны вторично промывают горячей водой и проветривают. Изотермические вагоны с оставшимся после дезинфекции посторонним запахом (после перевозки рыбы и т. д.) подвергают дезодорации. В вагонах проводят специальную противоплесневую обработку. На вагоны, прошедшие ветеринарно-санитарную обработку, специалист органа госветнадзора на ДПС, ДПП или ПП выдает удостоверение. Отправка вагонов с территории ДПС, ДПП и ПП без указанных удостоверений запрещается. Авиационный транспорт после таких перевозок подвергают аэрозольной дезинфекции с применением бромистого метила (300 г на 1 м3 при экспозиции 48 ч и температуре не ниже 15 °С) или аэрозоля формальдегида (40%-й водный раствор из расчета 40 мл на 1 м3 при экспозиции 24 ч и температуре не ниже 12 °С). Автомобильный транспорт после перевозки в нем животных и сырья животного происхождения каждый раз после разгрузки должен быть очищен и продезинфицирован. При перевозках мяса и мясопродуктов ежедневно по окончании перевозок автотранспортное средство тщательно очищают, моют горячей водой и дезинфицируют. Автотранспорт для перевозки готовых пищевых продуктов, полуфабрикатов в упакованном виде моют ежедневно, а дезинфицируют не реже одного раза в 10 дней. Автотранспорт после перевозки животных или продуктов их убоя из пунктов, неблагополучных по инфекционным болезням, подвергают очистке и вынужденной дезинфекции. Очистку и дезинфекцию автотранспорта проводят в специально оборудованных местах по согласованию с государственной ветеринарной службой.
Контрольные вопросы и задания
1. Перечислите объекты государственного ветеринарного надзора на транспорте. 2. Что включает в себя система государственного ветеринарного надзора на транспорте? 3. Каковы основные задачи госветнадзора на транспорте? 4. Каков порядок проведения госветнадзора на транспорте? 5. Расскажите об организации государственного ветеринарного надзора на железнодорожном транспорте. 6. Какие требования предъявляют при перевозке животных на железнодорожном транспорте? 7. Расскажите о перевозке скоропортящихся продуктов на железнодорожном транспорте. 8. Расскажите о государственном ветеринарном надзоре на шоссейных и грунтовых дорогах. 9. Каковы особенности госветнадзора на воздушном транспорте? 10. Как организован госветнадзор на водном транспорте? 11. Расскажите об организации ветеринарно-санитарной обработки транспортных средств. 12. Как осуществляется обработка вагонов по категории I? 13. Расскажите о порядке обработки вагонов по категории II. 14. В каких случаях и как обрабатывают вагоны по категории III?
Глава 7. ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВЕТЕРИНАРНОГО НАДЗОРА НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ*
7.1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЕТЕРИНАРНАЯ СЛУЖБА НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Наша страна имеет обширные внешнеторговые связи, завозит из-за границы племенных, пользовательных, зоопарковых, спортивных, убойных животных, различные продукты животного происхождения. Эти обстоятельства требуют осуществления строгого государственного ветеринарного надзора. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 1992 г. ответственность за организацию государственной ветеринарной службы по охране территории Российской Федерации от заноса заразных болезней животных из иностранных государств возложена на Министерство сельского хозяйства РФ; утверждено соответствующее Положение. Государственный ветеринарный контроль в пунктах пропуска через границу и охрану территории России от заноса заразных болезней животных осуществляют: федеральный орган исполнительной власти в области ветеринарного надзора — Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор); территориальные органы Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору; пограничные контрольные ветеринарные пункты в морских и речных портах (на пристанях), на железнодорожных станциях, в аэропортах, на автомобильных дорогах и почтамтах; ветеринарные врачи в пунктах таможенного контроля; Республиканская ветеринарная экспедиция по борьбе с особо опасными болезнями; научно-исследовательские ветеринарные учреждения и государственные ветеринарные лаборатории в субъектах Российской Федерации; межобластные лаборатории; ветеринарные службы Министерства обороны РФ и Министерства внутренних дел РФ. Основные задачи пограничного государственного ветеринарного надзора: * Глава написана с участием М. Н. Васильева. контроль за соблюдением ветправил при международных перевозках подконтрольных грузов, за ввозом в РФ и вывозом за рубеж возбудителей особо опасных болезней животных, биологических и химико-фармацевтических средств ветназначения и испытанием образцов зарубежных ветпрепаратов; определение совместно с федеральными органами исполнительной власти пунктов пропуска через государственную границу РФ подконтрольных грузов; разработка общегосударственных программ по охране от заноса из иностранных государств и распространения на территории РФ заразных болезней животных, контроль за их выполнением на местах, а также проведением защитных ветеринарных мероприятий в пограничной зоне; разработка проектов инструкций, положений и других нормативных документов по вопросам осуществления ветконтроля в пунктах пропуска через государственную границу РФ и охране территории РФ от заноса заразных болезней животных из иностранных государств; разработка требований при закупке и ввозе из иностранных государств всех видов животноводческих грузов, условий их перевозки, переработки и использования; участие в разработке унифицированных правил отбора и лабораторных методов исследований возбудителей особо опасных болезней животных; контроль за ветеринарно-санитарным состоянием автомобильного транспорта, судов, самолетов, вагонов, контейнеров, складских помещений, карантинных баз, погрузочно-разгрузочных площадок и других специальных сооружений перед погрузкой и после выгрузки животноводческих грузов, дезинфекционных и промывочных комплексов, а также за сбором и утилизацией сепарации в международных морских и воздушных портах, на пограничных железнодорожных станциях и автотрассах. Объекты государственного ветеринарного надзора на государственной границе: все виды животных, зверей, птиц, рыб, пчелы; лекарственные средства для животных, в том числе биопрепараты; предметы ухода за животными; транспортные средства (автомашины, вагоны, суда, баржи, самолеты); корма для животных; продукция животного происхождения; карантинные базы; погрузочно-разгрузочные площадки; таможенные склады временного хранения грузов; места для обезвреживания биоотходов в международных аэропортах и на пунктах пропуска через государственную границу; ветеринарные сопроводительные документы. Должностные лица пограничного государственного ветеринарного надзора в пределах закрепленной зоны обслуживания имеют право: проводить осмотр поступающих из иностранных государств и вывозимых за границу подконтрольных грузов и принимать решение о возможностях и условиях их перевозки; беспрепятственно входить на территории морских и речных портов, аэропортов, железнодорожных станций, почтамтов, карантинных баз, погрузочно-разгрузочных площадок, хозяйств, различных предприятий и организаций, отдельных лиц, занимающихся заготовкой, хранением, переработкой и экспортно-импортными перевозками подконтрольных грузов; получать от администрации таможен, портов, аэропортов, железнодорожных станций, других предприятий и организаций все необходимые сведения о прибывающих, хранящихся и отправляемых грузах животного происхождения и соответствующие документы; задерживать подконтрольные грузы, ввозимые на территорию РФ без разрешения Главного госветинспектора РФ и соответствующих ветсертификатов, приостанавливать или запрещать выгрузку, погрузку и транзит этих грузов в случаях нарушений ветеринарных условий их поставок; давать обязательные для исполнения предписания об устранении обнаруженных нарушений ветеринарных правил при перевозках подконтрольных грузов, принимать решения о порядке реализации или уничтожения конфискованных подконтрольных грузов; отбирать образцы проб животноводческой продукции для досмотра и последующих лабораторных экспертиз; выдавать ветеринарные сертификаты и свидетельства, оформлять другие документы при импорте, экспорте и транзите через территорию РФ подконтрольных грузов. В соответствии с Положением о применении средств и методов контроля при осуществлении пропуска лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через государственную границу РФ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 2 февраля 2005 г., специалисты пограничного государственного ветеринарного надзора применяют следующие методы контроля: проверку документов в целях установления их принадлежности, достоверности содержащихся в них сведений, правильности оформления, определения соответствия ввозимой продукции требованиям международных договоров РФ; устный опрос физических лиц, в том числе представителей организаций, владельцев товаров, животных, в целях предотвращения заноса и распространения особо опасных болезней животных; наблюдение, которое включает целенаправленное, систематическое или разовое наблюдение за территорией пунктов пропуска, физическими лицами, транспортными средствами, грузами, животными; сопровождение транспортных средств, грузов, животных в целях исключения бесконтрольной погрузки и выгрузки грузов и животных; осмотр транспортных средств, грузов, животных в целях выявления возбудителей болезней животных, обнаружения недоброкачественной продукции животного происхождения; досмотр транспортных средств, грузов, животных в целях предупреждения и пресечения нарушений федерального законодательства и международных договоров РФ, обнаружения незаконно перемещаемых через границу грузов, животных, определения необходимости обеззараживания транспортных средств, грузов; осмотр помещений и территорий пунктов пропуска через границу для обнаружения незаконно перемещаемых грузов, животных; отбор проб (образцов) для исследования в целях установления их качества, соответствия требованиям технических регламентов, выявления возбудителей заразных и массовых незаразных болезней животных, недоброкачественной продукции животного происхождения. Пограничный государственный ветеринарный надзор осуществляет свои задачи и функции во взаимодействии с Министерством безопасности РФ, Государственным таможенным комитетом РФ, Министерством внутренних дел РФ, Роспотребнадзором, Министерством транспорта РФ, Министерством связи РФ, Министерством иностранных дел РФ, АО «Российские железные дороги», другими органами государственной власти.
7.2. ОХРАНА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ ЗАНОСА ЗАРАЗНЫХ БОЛЕЗНЕЙ ЖИВОТНЫХ ИЗ ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ
Комплекс мероприятий по охране территории Российской Федерации от заноса заразных болезней животных включает: разрешение Главного государственного ветеринарного инспектора РФ на экспорт, импорт и транзит грузов; выдачу ветеринарных свидетельств и сертификатов учреждениями госветнадзора; выполнение ветеринарных правил и требований гражданами и организациями при экспорте, импорте и транзите грузов; контроль пропуска через государственную границу органами исполнительной власти РФ и ее субъектов; контроль Министерством обороны РФ пропуска через государственную границу военных объектов; направление ветспециалистов в страны-импортеры для обеспечения безопасности ввозимых животных и продукции; строгий ветеринарный режим для содержания животных в зоне международных аэропортов, морских, речных портов, железнодорожных станций и т. д.; запрещение использования пищевых отходов с международных аэропортов и их утилизация. Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору определяет возможности, порядок и условия ввоза в Россию, транзита по ее территории и вывоза за рубеж всех видов животных, продуктов животного происхождения, кормов для животных, биологических препаратов, живых культур микроорганизмов, патогенных для животных, коллекций и предметов коллекционирования по зоологии, анатомии и палеонтологии животных, ветеринарных химико-фармацевтических средств и других грузов; разрабатывает инструкции и другие нормативные документы по ветеринарному контролю на государственной границе; устанавливает ветеринарные и ветеринарно-санитарные требования, нормы и правила при закупке, ввозе и использовании внутри страны подконтрольных грузов. На пограничную ветеринарную службу возложен контроль за выполнением ветеринарных правил при международных перевозках подконтрольных грузов, следующих через границу России, за ветеринарно-санитарным состоянием автомобильного транспорта, судов, самолетов, вагонов, контейнеров, складских помещений, карантинных баз, погрузочно-разгрузочных площадок. Федеральным министерствам, Федеральной таможенной службе, Роспотребнадзору поручено обеспечить право работников пограничного ветеринарного надзора осуществлять ветеринарный досмотр всех видов транспортных средств и подконтрольных портов, аэропортов, железнодорожных станций, предприятий и учреждений связи, карантинных баз и других объектов; получать от администраций перечисленных объектов необходимые сведения о прибывающих, хранящихся и отправляемых грузах животного происхождения, задерживать подконтрольные грузы, приостанавливать или задерживать выгрузку, погрузку и транзит; выдавать предписания об устранении нарушений ветеринарных правил. Министерству обороны РФ поручено обеспечить в военных аэропортах, на военно-морских базах и других пунктах пропуска через государственную границу России военных транспортных средств выполнение установленных ветеринарно-санитарных мероприятий. Роспотребнадзору, Россельхознадзору, Министерству обороны РФ, Федеральной таможенной службе поручено разрабатывать порядок досмотра и оформления транспортных средств и подконтрольных грузов загранследования. Министерству сельского хозяйства РФ, Министерству экономического развития РФ поручено заключать многосторонние и двусторонние соглашения (договоры, конвенции) о сотрудничестве в области ветеринарии в целях координации работы по охране территории от заноса заразных болезней животных при импорте, экспорте и транзите подконтрольных грузов. Заинтересованные министерства и ведомства обязаны обеспечить безопасность в ветеринарно-санитарном отношении импортируемых подконтрольных грузов путем направления в страны-экспортеры представителей Департамента ветеринарии Министерства сельского хозяйства РФ и Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору. Министерству обороны РФ и Федеральной службе безопасности поручено своевременно извещать Министерство сельского хозяйства РФ, Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обо всех случаях перехода государственной границы России животными из сопредельных государств и при обнаружении трупов животных. Министерство иностранных дел РФ обязано прекратить или временно ограничить передвижение через государственную границу России, либо установить карантин для пересекающих границу людей, животных, грузов животного происхождения в случае угрозы заноса и распространения особо опасных болезней животных. Федеральные министерства, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации должны обеспечивать строгий ветеринарный режим по содержанию животных в хозяйствах и населенных пунктах, расположенных в пограничной зоне и в радиусе не менее 20 км от международных воздушных, морских, речных портов, пограничных железнодорожных автостанций, предприятий по переработке импортируемых продуктов и сырья животного происхождения. Запрещено использовать на территории России пищевые отходы с международных авиарейсов, гостиниц, ресторанов, выставок, строек, мест проживания иностранных граждан. Пищевые отходы должны утилизироваться. В пунктах пропуска через государственную границу России должны быть оборудованы дезинфекционно-промывочные блоки для обработки автотранспорта и одежды пассажиров. Подготовка квалифицированных работников пограничного государственного ветеринарного надзора возложена на Министерство сельского хозяйства РФ.
7.3. ПРИМЕНЕНИЕ ПЕЧАТЕЙ И ШТАМПОВ ВЕТЕРИНАРНОГО НАДЗОРА НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
При осуществлении контрольно-надзорных функций органы Россельхознадзора и его территориальных управлений применяют соответствующие печати и штампы (утверждены приказом Россельхознадзора от 20 мая 2005 г. № 171). Печать 1 используют для оформления всех видов документов на пунктах пропуска через государственную границу, в пунктах таможенного оформления, а также внутри страны. Диаметр печати 40 мм. Условные обозначения: код региона; номер контрольно-надзорного пункта; номер отдела; надзор на транспорте; внутренний надзор. Печать 3 используют для заверения постановлений по делам об административных правонарушениях. Диаметр печати 40 мм. Условные обозначения: код региона; порядковый номер печати. Печать 4 используют для заверения изменений и дополнений, внесенных в разрешения на пользование объектами животного мира, отнесенными к водным биологическим ресурсам. Диаметр печати 30 мм. Штампы имеют прямоугольную форму размерами 60 мм х 30 мм и 60 мм х 35 мм. Штампы с подписью «Выпуск разрешен» применяют в местах таможенного оформления на ветеринарных сопроводительных документах при наличии разрешения на ввоз и если груз отвечает российским ветеринарно-санитарным требованиям. Штамп с надписью «Выпуск запрещен» применяется в местах таможенного оформления на ветеринарных сопроводительных документах и товаросопроводительных документах при отсутствии разрешения на ввоз или когда груз не отвечает российским ветеринарно-санитарным требованиям. Штамп с надписью «Ввоз разрешен» применяется в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации на ветеринарных сопроводительных документах и товаросопроводительных документах при наличии разрешения на ввоз и когда груз отвечает российским ветеринарно-санитарным требоваНИЯМ Штамп с надписью «Ввоз запрещен» применяют в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации на ветеринарных сопроводительных документах и товаросопроводительных документах при условии, если груз ввозится из неблагополучной по особо опасным болезням животных страны по фальсифицированным документам или груз неизвестного происхождения. Штамп с надписью «Транзит разрешен» применяют в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации на ветеринарных сопроводительных документах и товаросопроводительных документах при наличии разрешения на транзит по территории Российской Федерации. Штамп с надписью «Транзит запрещен» применяют в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации на ветеринарных сопроводительных документах и товаросопроводительных документах при отсутствии разрешения на транзит по территории Российской Федерации. Штамп с надписью «Возврат груза» применяют в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, если ввозимый груз не отвечает российским ветеринарно-санитарным требованиям по качеству и безопасности и получено согласие импортера и экспортера на возврат. Штамп с надписью «Погрузка запрещена» применяют при экспорте груза, если груз не отвечает требованиям страны-импортера или транспортные средства не подготовлены в ветеринарно-санитарном отношении для их перевозки. Штамп с надписью «Предъявить госветнадзору по месту прибытия груза» применяют в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации на ветеринарных сопроводительных документах и товаросопроводительных документах, когда в пунктах пропуска через границу не проводится ветеринарное оформление груза из-за отсутствия условий. В таких случаях груз будет досмотрен и оформлен по месту его прибытия. Штамп с надписью «Выгрузка в изолированных условиях СВХ» применяют в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, когда при оформлении груза появляются сомнения в подлинности ветеринарных сопроводительных документов или подозрения по качеству и безопасности ввозимой продукции. Штамп с надписью «Выпуск разрешен на корм животным» применяют на сопроводительных ветеринарных документах, когда по результатам лабораторных экспертиз ввезенная продукция непригодна в пишу людям, а ее использование в корм животным возможно. Штамп с надписью «Выпуск разрешен без права реализации» применяют в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, когда требуется проведение лабораторных исследований (соевый шпрот на ГМО и др.). Далее вопрос решается по результатам лабораторных экспертиз по месту прибытия груза. Контрольные вопросы и задания 1. Перечислите объекты пограничного государственного ветеринарного надзора. 2. Каковы основные задачи пограничного государственного ветеринарного надзора? 3. Дайте характеристику методам государственного ветеринарного надзора, применяемым на государственной границе Российской Федерации. 4. Что включает в себя комплекс мероприятий по охране территории Российской Федерации от заноса заразных болезней животных из иностранных государств? 5. Перечислите печати и штампы ветеринарного надзора, используемые подразделениями Россельхознадзора при выполнении контрольно-надзорных функций. Дайте их характеристику.
Глава 8. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ ВЕТЕРИНАРИИ
8.1. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ВЕТЕРИНАРНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ
Всемирная ветеринарная ассоциация. Для координации ветеринарных мероприятий, имеющих международное значение, в 1863 г. в Гамбурге состоялся Первый Международный ветеринарный конгресс, который рассматривал вопросы борьбы с эпизоотиями чумы крупного рогатого скота, повальным воспалением легких, ящуром, бешенством, оспой овец, а также проблемы организации ветеринарной службы в европейских странах и регулирования движения животных, достижения ветеринарной науки. Для периодического проведения таких конгрессов был образован Постоянный комитет, который впоследствии был преобразован во Всемирную ветеринарную ассоциацию (ВВА). Всемирная ветеринарная ассоциация — внеправительственная международная организация, объединяющая национальные ветеринарные ассоциации, специализированные ассоциации ветеринарных специалистов. Основные задачи ВВА: расширение связей между национальными ветеринарными ассоциациями; подготовка и проведение всемирных ветеринарных конгрессов; обмен печатной информацией по ветеринарии; помощь в совершенствовании ветеринарного образования; содействие укреплению социального положения работников ветеринарной профессии; установление отношений с организациями, цели которых связаны с целями ВВА. В структуре ВВА центральное место занимает Постоянный комитет, объединяющий представителей национальных ветеринарных ассоциаций, ассоциированных членов международных ассоциаций ветеринарных специалистов, членов со статусом наблюдателей (ФАО, Международный союз женщин-ветеринаров, Панамериканская ветеринарная ассоциация, Европейский союз ветеринаров, Азиатская ассоциация ветеринаров), представителей международных промышленных фирм, поддерживающих деятельность ВВА. В период между заседаниями Постоянного комитета работой ВВА руководит Бюро в составе президента, вице-президента, секретаря-казначея и его заместителя. Действует фондовый комитет, регулирующий вопросы финансирования ВВА. В составе ВВА работают комиссии, занимающиеся вопросами защиты животных, охраны дикой фауны и ветеринарного образования. В состав ассоциированных членов ВВА входят всемирные ассоциации: ветеринарных анатомов; физиологов; фармакологов и биохимиков; ветеринарных паразитологов; по гигиене продуктов животного происхождения; по животноводству; ветеринарных патологов; микробиологов, иммунологов и специалистов по инфекционным болезням; по мелким животным; по болезням крупного рогатого скота; болезням свиней; болезням птиц; истории ветеринарной медицины. Международный обмен результатами научно-практической деятельности в области ветеринарии оказал большую помощь в изыскании средств и методов борьбы с болезнями животных. Международные ветеринарные конгрессы сыграли заметную роль в координации научных исследований и практической деятельности, в разработке методов борьбы против инфекционных болезней животных, в ликвидации многих эпизоотии в мировом масштабе. Всего было проведено 24 Всемирных ветеринарных конгресса. Международное эпизоотическое бюро (МЭБ). В январе 1924 г. в Париже представители 28 государств подписали соглашение о создании ветеринарной научно-технической организации — Международного эпизоотического бюро (МЭБ). Советский Союз присоединился к Международному соглашению об учреждении МЭБ в 1927 г. МЭБ поддерживает научно-технические связи с ветеринарными учреждениями, отвечающими за организацию ветеринарной службы в различных странах. Оно функционирует под руководством и контролем Постоянного комитета, состоящего из представителей стран-участниц и административной комиссии. МЭБ возглавляет генеральный директор, который избирается из числа авторитетных ученых мировой службы эпизоотии. Первым генеральным директором был избран академик Г. Рамон. В последующие годы на этом посту работали профессора Е. Лакланш, Р. Виттоз, М. Блажан, Д. Бланку. В организационной структуре МЭБ кроме Постоянного комитета есть региональные комитеты по Европе, Азии, Африке и Америке, административная комиссия и постоянные комиссии по ящуру, сальмонеллезу, эхинококкозу, гельминтозам, болезням рыб, болезням пчел, стандартизации биопрепаратов, экспорту и импорту, анаэробной инфекции, выживаемости вирусов в мясе и др. Ежегодно в мае в Париже МЭБ проводит Генеральную сессию. В конце каждой сессии разрабатывается программа очередной сессии, которую утверждает Постоянный комитет. МЭБ поддерживает связи с ветеринарными службами государств, которые еще не являются его членами, с другими международными организациями, имеющими отношение к защите животных. МЭБ организовало Всемирную службу информации. Все страны — члены МЭБ, а также некоторые страны, не входящие в эту организацию, регулярно (один раз в месяц) направляют сведения о возникновении инфекционных болезней: ящура, чумы крупного рогатого скота, повального воспаления легких, сибирской язвы, оспы овец, случной болезни, чумы свиней, везикулярной болезни свиней, узелкового дерматита, блутанга, чумы лошадей, африканской чумы свиней, болезни Тешена, чумы птиц и болезни Ньюкасла. Один раз в квартал страны направляют информацию о болезнях списка В (40 инфекционных болезней крупного рогатого скота, лошадей, свиней, птиц, рыб, пчел, пушных зверей) и один раз в год — болезнях списка С (68 заболеваний), для борьбы с которыми необходимо международное сотрудничество. При появлении особо опасных болезней в странах, где до этого заболевание не регистрировалось, информацию немедленно направляют в МЭБ. Сведения, собранные МЭБ, сообщаются странам и заинтересованным организациям: немедленно — о вспышках особо опасных инфекционных болезней; ежемесячно — по болезням списка А и результатам идентификации типов и вариантов вируса ящура. МЭБ регулярно публикует материалы международных совещаний по ветеринарии, обзоры по эпизоотологии и профилактике инфекционных и паразитарных болезней животных, тексты международных соглашений по ветеринарии, официальные извещения. Один раз в год выпускается ежегодник, содержащий статистические данные по заболеваемости в каждой стране. В последние годы МЭБ разработаны рекомендации по борьбе с ящуром, лейкозом, бешенством, классической и африканской чумой свиней, бруцеллезом, туберкулезом животных, распространенными болезнями птиц и др. Они широко используются в ветеринарной практике на различных континентах. Ученые и руководители ветеринарной службы нашей страны принимают постоянное участие в работе Международного эпизоотического бюро. К основным задачам деятельности нашей ветеринарной службы в МЭБ относятся: изучение и обобщение новейшей научной информации по вопросам борьбы с эпизоотиями сельскохозяйственных животных, получение образцов вакцин, сывороток и других ветеринарных препаратов и материалов, используемых для предотвращения эпизоотии. Материалы МЭБ служат основным источником информации об эпизоотическом состоянии в странах мира. На их основе разрабатываются мероприятия по охране территории нашей страны от заноса инфекции при импорте скота, продуктов и сырья животного происхождения.
8.2. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВЕТЕРИНАРНЫЙ КОДЕКС
Международный ветеринарный кодекс — совокупность юридических норм, охватывающих область профессионального труда ветеринарных специалистов, связанных с международной торговлей животными и продукцией животного происхождения. Цель Международного ветеринарного кодекса — обеспечение санитарной безопасности при ведении международной торговли наземными животными (млекопитающими, птицами и пчелами) и животноводческой продукцией путем определения санитарных мер, которые должны выполнять ветеринарные власти импортирующих и экспортирующих стран в целях недопущения передачи патогенных возбудителей болезней животных и человека. Международный ветеринарный кодекс включает в себя санитарные нормы, основные направления и рекомендации, утвержденные Международным комитетом Международного эпизоотического бюро, а также санитарные и фитосанитарные меры, согласованные со Всемирной торговой организацией (ВТО). Руководствуясь положениями Международного ветеринарного кодекса, ветеринарные власти отдельных стран могут устанавливать свои санитарные требования (как правило, более строгие), которые должны быть обоснованы научной оценкой рисков. Международный ветеринарный кодекс состоит из четырех частей. Часть 1. Общие положения, включающие правовые нормы по вопросам: извещения о болезнях; обязательств и этики в международной торговле; анализа риска при импорте; процедур при импорте и экспорте; анализа риска, связанного с биологическими продуктами ветеринарного назначения. Часть 2. Рекомендации, включающие правовые нормы: по болезням списка А; общим болезням для животных разных видов списка Б; болезням крупного рогатого скота, лошадей, свиней, овец и коз, птиц, кроликов, пчел списка Б; болезням, не входящим в списки А и Б (зоонозы, передаваемые приматами, кроме человека, и сальмонеллезы). Часть 3. Приложения, включающие диагностические тесты при ведении международной торговли: сбор и обработка семени; сбор и обработка яйцеклеток/эмбрионов; санитарно-гигиенический контроль в хозяйствах; рекомендации по карантину; рекомендации по уничтожению патогенных возбудителей и насекомых-переносчиков; рекомендации по перевозке животных; системы эпидемиологического наблюдения. Часть 4. Образцы международных ветеринарных сертификатов на животных и животноводческую продукцию. Термины, принятые в Международном ветеринарном кодексе. В Международном ветеринарном кодексе представлено более 70 терминов, большинство из которых применяется специальными ветеринарными (эпизоотологией, ветсанэкспертизой, организацией и экономикой ветеринарного дела, зоогигиеной) и зоотехническими науками. Подробное описание значений терминов служит гарантией того, что пользователи смогут интерпретировать эти термины и выражения одинаково, без каких-либо разночтений. Ветеринарная администрация — правительственная ветеринарная служба, обладающая полномочиями на всей территории страны, в задачу которой входит обеспечение и надзор за выполнением ветеринарно-санитарных мер и ведением процедур международной сертификации, рекомендуемых МЭБ (Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Департамент ветеринарии Министерства сельского хозяйства РФ). Ветеринарные власти — ветеринарная служба, находящаяся под руководством ветеринарной администрации, несущая прямую ответственность за выполнение ветеринарно-санитарных мероприятий. В их задачи также могут входить выдача международных ветеринарных сертификатов и надзор за надлежащим ведением этой работы на определенной территории страны (органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области ветеринарии; территориальные управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору). Официальный ветеринарный вран — специалист, назначенный ветеринарной администрацией страны для ведения инспектирования товаров в целях защиты здоровья человека и (или) животных. Официальный ветеринарный контроль — положение, при котором ветеринарным властям известно местонахождение животных, личность их владельца или содержателя и они в любой момент могут обратиться к проведению необходимых ветеринарно-санитарных мер. Превалентность — общее количество случаев или вспышек болезни в определенной популяции восприимчивых животных в течение ограниченного времени и в определенной географической зоне. Стемпинг-аут — комплекс мероприятий, включающих убой больных и зараженных животных стада, а в случае необходимости и животных других стад, которые могли иметь прямой или непрямой контакт с животными неблагополучного стада, способный привести к передаче возбудителя. Все животные должны быть убиты, а туши уничтожены путем сжигания. Стемпинг-аут сопровождается проведением очистки и дезинфекции. Транспарентность — подробное документирование всех сведений, данных, предположений, методик, результатов, обсуждений и заключений, используемых при анализе риска. Заключения должны вытекать из объективного и логического обсуждения, а документация подкрепляется ссылками на них. Общие принципы, предусмотренные Международным ветеринарным кодексом. К таким принципам относятся: ветеринарное информирование; сертификация; оценка рисков, связанных с импортированием; процедуры экспортирования и импортирования. Ветеринарное информирование. Данный принцип предусматривает свободное циркулирование информации в мировом масштабе в целях предупреждения распространения заболеваний животных из одной страны в другую. Ветеринарное информирование предусматривает установление прямого диалога между национальными ветеринарными властями и международным эпизоотическим бюро. Информация должна предоставляться в определенные сроки и содержать все элементы, которые позволили бы составить правильную картину эпизоотического происшествия и оценить возможные санитарные и экономические последствия. Сертификация. Перед установлением требований к международной торговле животными и продукцией изучают эпизоотическую обстановку в стране-импортере, стране-экспортере и транзитной стране. Ответственность страны-импортера: условия импорта должны гарантировать благополучие по инфекционным болезням и соответствовать уровню защиты здоровья животных и населения, установленному этой страной; условия импорта должны гарантировать недопущение болезней, против которых в стране или зоне ведется официальная профилактическая программа, и не должны быть выше тех, что действуют внутри импортируемой страны; при передаче сертификатов и других сведений непредставителям ветеринарной администрации страны копии этих документов должны быть направлены в ветеринарную администрацию. Ответственность страны-экспортера: страна-экспортер передает стране-импортеру по ее запросу следующие данные: эпизоотическую обстановку в стране, национальную систему извещения о болезнях животных, информацию о законоположениях и инструкциях по поддержанию благополучия; оперативную информацию о появлении заразных болезней; информацию о возможности страны для профилактики и ликвидации болезней списков А и Б; информацию о структуре ветеринарной службы и ее полномочиях; техническую информацию о тестах, вакцинах, используемых в стране. Ветеринарная администрация экспортирующей страны должна: установить официальную процедуру назначения ветеринарных врачей-сертификаторов; обеспечить их инструкциями; убедиться в их честности и непредвзятости при выполнении своих обязанностей; устанавливать ответственность в случае возникновения нарушений. Ветеринарная администрация страны-экспортера должна уведомить страну-импортера обо всех случаях появления болезней, и, наоборот, страна-импортер должна сообщить стране-экспортеру о заболевании импортных животных. Выписка ветеринарного сертификата должна основываться на строгих этических правилах, в том числе защите и уважении профессиональной честности ветеринарного врача. Сертификаты должны быть составлены с соблюдением следующих правил: на бланке ветеринарной администрации страны; просто, ясно, без искажения истинного смысла; на языке страны-импортера и на языке, понятном ветврачу-сертификатору; содержать идентификацию животных и продукции; не должны требовать подтверждения фактов, которые неизвестны ветеринарному врачу; содержать список исследований, который требуется перед подписанием сертификата; исправления вносятся путем зачеркивания и подтверждаются подписью и печатью. Копия сертификата не заменяет его подлинник. Ветеринарные врачи-сертификаторы должны удостоверять только то, что им достоверно известно; не иметь коммерческой заинтересованности от сделки и быть независимыми от торговых партнеров. Международные ветеринарные сертификаты могут иметь и электронную форму с такими же данными, как и бумажные. Оценка рисков. Риск — вероятность возникновения в импортируемой стране неблагоприятного для ветеринарии и здравоохранения события и его масштаб.
Импорт животных и продукции несет определенный риск заноса и распространения заразных болезней животных. Страна-импортер должна иметь объективный, верный метод оценки риска. Схема анализа риска представлена на рис. 7. Идентификация опасности — это идентификация патогенных возбудителей, которые могут содержаться в товарах, подлежащих импортированию. Определение риска — этап анализа, когда пытаются оценить риск, несущий угрозу. Определение риска может быть качественным и количественным. Качественное определение риска обеспечивает получение результатов, касающихся вероятности заноса заразных болезней и размера последствий (повышенный, средний, слабый и незначительный). Количественное определение риска дает результаты, выражаемые числовыми значениями. Управление риском — определение, отбор и реализация мер, принимаемых в целях снижения риска. Анализ риска при импорте позволяет определить, оценить риск и управлять им. Определение риска включает несколько этапов. Определение эмиссии (заноса) патогенного возбудителя сводится к поочередному учету следующих факторов: биологических (вид, возраст, порода животных, места распространения возбудителя, эффективность вакцинации, диагностических тестов, лечения и карантина); факторов страны (заболеваемость, оценка ветеринарной службы); факторов товаров (количество, контаминация возбудителя, эффект технологических методов, эффект складирования и транспортировки). Определение подверженности заключается в описании биологических механизмов распространения риска, которые выражаются такими понятиями, как количество, время, частота, длительность, пути подверженности и др.
Рис. 7. Компоненты анализа риска заноса и распространения заразных болезней
|