Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Полномочия и функции Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору
Полномочия Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзора) регламентированы постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2004 г., с изменениями и дополнениями. Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору является федеральным органом исполнительной власти. Она находится в ведении Министерства сельского хозяйства Российской Федерации и в пределах своей компетенции осуществляет контроль и координирует деятельность органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по вопросам государственного надзора в закрепленной сфере деятельности. Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору осуществляет свои полномочия непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации на территории Российской Федерации. Общая схема Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору представлена на рис. 1. Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору осуществляет следующие функции: • проводит учет и анализ нарушений требований технических регламентов и других нормативных правовых документов в закрепленной сфере деятельности; • вносит предложения о введении и отмене на территории Российской Федерации, субъекта РФ карантина; • выдает: ветеринарные, карантинные и иные разрешения (сертификаты) и свидетельства на поднадзорные грузы при их перевозках;
Рис. 1. Общая схема Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору разрешения (включая введение и отмену ограничений) на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации, а также на транзит по ее территории поднадзорных грузов; • организует и осуществляет надзор на государственной границе Российской Федерации, а также на транспорте в закрепленной сфере деятельности; • осуществляет надзор за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами законодательства Российской Федерации в закрепленной сфере деятельности, в том числе: надзор за выполнением ветеринарно-санитарных требований по безопасности продукции животного происхождения; надзор за соблюдением ветеринарного законодательства Российской Федерации при организации строительства (реконструкции, модернизации) объектов по производству и хранению животноводческой продукции, а также при вводе их в эксплуатацию; надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации в отношении объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты; ветеринарный и фитосанитарный надзор за производственной деятельностью в морских рыбных портах и на судах рыбопромыслового флота; надзор за безопасностью лекарственных средств для животных, кормов и кормовых добавок (в том числе изготовленных из генно-инженерно-модифицированных организмов) на всех стадиях производства и обращения; • издает индивидуальные правовые акты, касающиеся проведения обязательных диагностических исследований и вакцинации животных по противоэпизоотическим показаниям. Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору имеет право: организовывать проведение необходимых расследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований по вопросам осуществления ветеринарного надзора; дать разъяснения юридическим и физическим лицам по вопросам ветеринарного надзора; привлекать для проработки ветеринарных вопросов научные или иные организации, ученых, специалистов; применять меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и ликвидацию последствий, вызванных нарушением требований ветеринарного законодательства; осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов службы; разрабатывать и утверждать образцы форменной одежды, знаков различия и отличия, удостоверения государственных ветеринарных инспекторов и порядок ношения форменной одежды. Деятельность Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору регламентируется постановлением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2004 г., в соответствии с которым созданы ее территориальные органы в 75 субъектах Российской Федерации. 2.4. УПРАВЛЕНИЕ ВЕТЕРИНАРНОГО НАДЗОРА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ВЕТЕРИНАРНОМУ И ФИТОСАНИТАРНОМУ НАДЗОРУ Управление ветеринарного надзора является структурным подразделением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору. Его возглавляет начальник управления и три его заместителя. В состав управления входят пять отделов: государственного ветеринарного надзора на государственной границе Российской Федерации и транспорте; государственного ветеринарного надзора за обеспечением здоровья животных; регистрации и организационно-методической работы; надзора за безопасностью продукции животного происхождения и лабораторного контроля; сотрудничества с ветеринарными службами зарубежных страны международными организациями. В подчинении управления ветеринарного надзора находятся межобластные и центральные ветеринарные лаборатории, федеральный и национальный центры по ветеринарным вопросам. Структура Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (в области ветеринарии) представлена на рис. 2. Основные задачи управления ветеринарного надзора соответствуют полномочиям Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору. В соответствии с этим управление выполняет следующие функции: дает юридическим и физическим лицам обязательные для исполнения указания об убое и уничтожении животных в случае
заболевания этих животных особо опасными заразными болезнями по Перечню, утвержденному федеральным органом исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии; осуществляет государственный ветеринарный надзор за выполнением на территории Российской Федерации: законодательных актов Федерального собрания Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации «О ветеринарии», инструкций, наставлений, технических регламентов и других документов по ветеринарии; ветеринарных правил при производстве, хранении, реализации продукции животного происхождения; мероприятий по охране территории Российской Федерации от заноса из иностранных государств заразных болезней животных; правил при экспортных, импортных, транзитных перевозках (перегонах) животных, продукции животного происхождения, кормов, кормовых добавок, биологических и химико-фармацевтических препаратов, других подконтрольных грузов; осуществляет мероприятия по совершенствованию лабораторного дела; осуществляет научно-техническое и экономическое сотрудничество с зарубежными странами, представляет Российскую Федерацию в Международном эпизоотическом бюро, участвует в работе других международных организаций, конгрессов, конференций, совещаний, на переговорах, при проведении других мероприятий, относящихся к компетенции Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору. Заместитель руководителя Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору является Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации, несет персональную ответственность за выполнение возложенных на него задач, распределяет обязанности между руководящими работниками Управления ветеринарного надзора, назначает на должность и освобождает от должности главных государственных ветеринарных инспекторов субъектов Российской Федерации.
2.5. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР И КОНТРОЛЬ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА И БЕЗОПАСНОСТИ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ
В соответствии с Федеральным законом от 2 января 2000 г. «О качестве и безопасности пищевых продуктов» Правительство РФ утвердило специальное Положение о государственном надзоре и контроле в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов (постановление от 21 декабря 2001 г.). Государственный ветеринарный надзор и контроль в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов осуществляют органы государственной ветеринарной службы Российской Федерации. Они следят за соответствием ветеринарных правит и норм: безопасности пищевых продуктов животного происхождения (мяса и мясопродуктов, молока и молокопродуктов, сырых яиц и продуктов их первичной переработки, рыбы и морепродуктов, меда и продуктов пчеловодства); безопасности условий заготовки пищевых продуктов животного происхождения, подготовки их к производству, изготовления, ввоза на территорию Российской Федерации, хранения, транспортировки и поставок; безопасности условий реализации на продовольственных рынках пищевых продуктов животного и растительного происхождения непромышленного изготовления; безопасности условий утилизации некачественных, опасных пищевых продуктов животного происхождения, в том числе их использования на корм животных, или уничтожения; организации и проведения ветеринарно-санитарных и противоэпизоотических мероприятий, направленных на предотвращение болезней животных, общих для животных и человека. Государственный надзор и контроль в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов включает в себя: • контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области качества и безопасности пищевых продуктов, в том числе: за выполнением требований государственных стандартов, государственных санитарно-эпидемиологических правил, норм и гигиенических нормативов и ветеринарных правил, норм и правил ветеринарно-санитарной экспертизы (далее — нормативные документы) при разработке новой продукции, подготовке ее к производству, изготовлении, хранении, транспортировке и реализации, оказании услуг в сфере торговли и сфере общественного питания, а также при утилизации или уничтожении некачественной, опасной продукции; выполнением правил продажи отдельных видов товаров и правил оказания услуг в сфере общественного питания; выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических), ветеринарно-санитарных и противоэпизоотических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения, распространения и ликвидацию инфекционных и неинфекционных заболеваний (отравлений) людей, связанных с употреблением (использованием) продукции, а также болезней животных, общих для животных и человека (далее — болезни людей и животных); • установление причин и условий возникновения болезней людей и животных. Должностные лица и специалисты органов государственного надзора и контроля при выполнении своих служебных обязанностей имеют права и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Государственный надзор и контроль осуществляются посредством: • проверок деятельности граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц по изготовлению и обороту пишевой продукции, оказанию услуг в сферах торговли и общественного питания, при необходимости включающих в себя: обследование территорий, зданий, помещений, сооружений, транспортных средств; рассмотрение документов, необходимых для оценки качества безопасности продукции, условий ее изготовления и оборота; проведение исследований (испытаний) продукции; проведение экспертизы продукции (санитарно-эпидемиологической, токсикологической, ветеринарно-санитарной, товароведческой и др.), проектов нормативных и технических документов, по которым предполагается осуществлять изготовление новой продукции; • расследования и пресечения нарушений законодательства Российской Федерации в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов; • анализа причин и условий возникновения и распространения болезней людей и животных, а также проведения мероприятий, направленных на их ликвидацию и профилактику. Проверки и расследования осуществляются должностными лицами и специалистами органов государственного надзора и контроля по вопросам, относящимся к их компетенции, в соответствии с методическими и инструктивными документами, утвержденными в установленном порядке органами государственного надзора и контроля. Плановые проверки проводят, как правило, по комплексу вопросов обеспечения качества и безопасности продукции. При необходимости для проведения таких проверок образуют комиссии, в состав которых включают представителей заинтересованных органов государственного надзора и контроля. Внеплановые проверки проводят при получении органами государственного надзора и контроля информации об аварийных ситуациях, изменениях или нарушениях технологических процессов изготовления, хранения, транспортировки и реализации продукции, связанных с ее употреблением (использованием), в случаях заболеваний (отравлений) людей и других нарушениях законодательства Российской Федерации в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов. Должностные лица и специалисты органов государственного надзора и контроля могут посещать с целью проверки территории и помещения только во время исполнения ими служебных обязанностей и при предъявлении служебных удостоверений. Результаты проверок и расследований оформляют документами (актами, заключениями) установленного образца, оригиналы которых вручают гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, и руководителям проверяемых организаций. В случае выявления нарушений в области обеспечения качества и безопасности продукции должностные лица и специалисты органов государственного надзора и контроля в пределах своей компетенции применяют меры административного пресечения и воздействия в соответствии с законодательством Российской Федерации. Отбор образцов продукции и иных материалов, необходимых для оценки ее качества, безопасности, условий изготовления и оборота, проведение исследований (испытаний) и оформление их результатов осуществляются в соответствии с нормативными документами, устанавливающими требования к отбору, методам и методикам исследований (испытаний) продукции и оценки полученных результатов. Проведение исследований (испытаний) продукции и иных материалов осуществляется в лабораториях (испытательных центрах) органов государственного надзора и контроля, а при необходимости в других лабораториях (испытательных центрах), аккредитованных в установленном порядке. Результаты проведенных исследований (испытаний) продукции своевременно доводят до сведения граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц. Действия должностных лиц и специалистов органов государственного надзора и контроля могут быть обжалованы в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2.6. ВЫДАЧА РАЗРЕШЕНИЙ НА ВВОЗ И ВЫВОЗ ИЗ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ТРАНЗИТ ПО ЕЕ ТЕРРИТОРИИ ЖИВОТНЫХ, ПРОДУКЦИИ ЖИВОТНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ И ДРУГОЙ ПОДКОНТРОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ
Административный регламент выдачи разрешений на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из страны, а также транзит по ее территории животных, продукции животного происхождения, лекарственных средств, кормов и кормовых добавок для животных, подкарантинной продукции утвержден приказом Министерства сельского хозяйства РФ в 2008 г. Исполнение данной функции возложено на Россельхознадзор. Регламент определяет сроки и последовательность административных процедур и действий Россельхознадзора, территориальных управлений, их структурных подразделений, порядок взаимодействия системы Россельхознадзора с физическими и юридическими лицами, иными органами государственной власти и государственными ветеринарными учреждениями. При выдаче разрешений на ввоз и вывоз в Российскую Федерацию поднадзорных грузов, подкарантинной продукции руководствуются следующими нормативными и правовыми документами: Конвенцией «О биологическом разнообразии» (Рио-де-Жанейро, 1992); Соглашением «О сотрудничестве в области ветеринарии» (Москва, 1993); Едиными правилами государственного ветеринарного надзора при международных и межгосударственных перевозках животноводческих грузов (2003); Законом РФ «О ветеринарии» (1993, с изменениями и дополнениями); Федеральным законом «О лекарственных средствах» (1998, с изменениями и дополнениями); Федеральным законом «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (2000, с изменениями и дополнениями); Федеральным законом «О защите прав юридических и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» (2001, с изменениями и дополнениями); Кодексом РФ об административных правонарушениях (2001, с изменениями и дополнениями); постановлением Правительства РФ от 24.06.2006 г. «О применении ветеринарных мер при ввозе живых животных и продукции животного происхождения на таможенную территорию Российской Федерации»; постановлением Правительства РФ от 29.10.1992 г. «О государственной ветеринарной службе РФ по охране территории России от заноса заразных болезней животных из иностранных государств»; постановлением Правительства РФ от 25.12.1998 г. «О ввозе в РФ и вывозе из нее лекарственных средств и фармацевтических субстанций»; Международными ветеринарно-санитарными правилами (2005), рекомендованными Международным эпизоотическим бюро; положением «О государственном ветеринарном надзоре в Российской Федерации» (1994, с изменениями и дополнениями). При осуществлении данной функции выполняют следующие административные процедуры в области ветеринарии: рассмотрение документов на ввоз в Российскую Федерацию, вывоз из страны и транзит по ее территории поднадзорного груза и принятие решения о выдаче разрешения или об отказе в выдаче разрешения. Основанием для начала административной процедуры служит поступление в Россельхознадзор ходатайства главного государственного ветеринарного инспектора субъекта Российской Федерации о выдаче разрешения на ввоз в Россию поднадзорного груза. В ходатайстве должны быть указаны: наименование, юридический адрес, ИНН заявителя; наименование поднадзорного груза и его код; количество поднадзорного груза; страна-экспортер и место происхождения груза; виды транспорта, используемые при ввозе груза; пункты пропуска через государственную границу; цель импорта; пункт назначения на территории Российской Федерации с указанием организации; номер разрешения на импорт животных; регистрационный номер лекарственных средств и кормовых добавок; компонентный состав (для кормов, кормовых добавок); организация-производитель в стране происхождения (для кормов, кормовых добавок, лекарственных средств); порядковый номер в государственном реестре кормов, содержащих генно-инженерно-модифицированные организмы; районы вылова водных биологических ресурсов, продукции. Срок рассмотрения заявления 3 дня. Регламентом предусмотрены: регистрация ходатайства о ввозе; рассмотрение ходатайства о ввозе; принятие решения по ходатайству о ввозе; отзыв разрешения на ввоз; приостановка действия выданных разрешений на ввоз; рассмотрение документов на транзит по территории Российской Федерации поднадзорного груза и принятие решения о выдаче разрешения на транзит по территории страны поднадзорного груза или об отказе в выдаче разрешения; рассмотрение документов на вывоз из Российской Федерации поднадзорного груза и принятие решения о выдаче разрешения на вывоз. Регламентом установлен контроль за выдачей разрешений на ввоз и вывоз из страны, а также транзит по ее территории животных, продукции животного происхождения, лекарственных средств, кормов и кормовых добавок для животных, подконтрольной продукции. Контроль осуществляет Россельхознадзор путем проведения проверок, рассмотрения отчетов»и справок в плановом и внеплановом порядке. Определен порядок обжалования действий (бездействия) и решений, принятых при выдаче разрешений на ввоз и вывоз и транзит рассматриваемых грузов. Заявители имеют право обжаловать действия должностных лиц Россельхознадзора в досудебном и судебном порядке. В Административном регламенте приведены адреса и телефоны 67 территориальных управлений Россельхознадзора по федеральным округам.
2.7. ОРГАНИЗАЦИЯ ВЕТЕРИНАРНОГО НАДЗОРА ЗА ВВОЗОМ, ПЕРЕРАБОТКОЙ, ХРАНЕНИЕМ, ПЕРЕВОЗКОЙ И РЕАЛИЗАЦИЕЙ ИМПОРТНОГО МЯСА И МЯСНОГО СЫРЬЯ
Государственный ветеринарный надзор за ввозом, переработкой, хранением, перевозкой, реализацией импортного мяса и мясного сырья осуществляется в соответствии с Правилами, утвержденными приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. № 677. Указанные правила регламентируют деятельность Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальных органов по осуществлению контрольно-надзорных полномочий, направленных на обеспечение ветеринарной, биологической и пищевой безопасности Российской Федерации. Они обязательны для исполнения органами государственной власти, а также хозяйствующими субъектами, осуществляющими ввоз, переработку, хранение, перевозку и реализацию грузов, полученных от животных всех видов. Ввоз, переработка, хранение, перевозка и реализация груза могут быть разрешены только хозяйствующему субъекту, прошедшему обследование на соответствие ветеринарно-санитарным правилам. Обследование организуют территориальные управления Россельхознадзора по заявлению хозяйствующего субъекта. Указанное заявление подается на имя руководителя территориального управления Россельхознадзора, в регион деятельности которого предполагается ввоз груза. Для проведения обследования по решению руководителя территориального управления Россельхознадзора, в регион деятельности которого предполагается ввести груз, создается комиссия. В состав комиссии включаются должностные лица указанного территориального управления Россельхознадзора, должностные лица уполномоченного в области ветеринарии органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территорию которого предполагается ввести груз, а также уполномоченный представитель соответствующего хозяйствующего субъекта. На основании результатов обследований Россельхознадзор принимает решение о включении хозяйствующего субъекта в перечень хозяйствующих субъектов Российской Федерации, имеющих необходимые условия для хранения и (или) переработки грузов, либо об отказе во включении обследованного хозяйствующего субъекта в такой перечень. Ввоз груза на территорию Российской Федерации осуществляется в соответствии со ст. 9 Закона РФ «О ветеринарии» по письменному разрешению Главного государственного ветеринарного инспектора Российской Федерации. При выявлении в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации или в пунктах таможенного оформления груза с документами, не соответствующими предъявляемым к их оформлению требованиям, решение о возможности ввоза или возврата груза принимает должностное лицо, уполномоченное руководителем соответствующего территориального управления Россельхознадзора. При выявлении в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации или в пунктах таможенного оформления груза, не соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации в области ветеринарии, решение о его возврате или о пригодности для использования, в том числе о возможности изменения условий использования, указанных в разрешении на ввоз, принимается Россельхознадзором. При поступлении в пункт пропуска через государственную границу или в пункт таможенного оформления груза из стран (регионов стран), в отношении которых введены ограничения в связи с их эпизоотическим неблагополучием, или при выявлении в грузе запрещенных химических или биологических веществ решение о возврате груза либо о возможности его ввоза и условиях дальнейшего использования принимается Россельхознадзором. Ввоз мяса механической обвалки, дообвалки, мясной обрези с голов, языков и пищевода, полученных от сельскохозяйственных животных, разрешается только при условии их обязательной переработки, предусматривающей в том числе тепловую обработку при температуре не ниже 72 °С в течение не менее 30 мин.
2.8. ОТЧУЖДЕНИЕ ЖИВОТНЫХ И ИЗЪЯТИЕ ПРОДУКТОВ ЖИВОТНОВОДСТВА ПРИ ЛИКВИДАЦИИ ОСОБО ОПАСНЫХ БОЛЕЗНЕЙ ЖИВОТНЫХ
Правила отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных утверждены постановлением Правительства РФ от 26 мая 2006 г. Правила являются обязательными для граждан, юридических лиц, органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления при проведении мероприятий по предотвращению возникновения и ликвидации очагов особо опасных болезней животных.. Животные могут быть отчуждены, а продукты животноводства изъяты при предотвращении возникновения и ликвидации очагов особо опасных болезней животных согласно перечню, утверждаемому Министерством сельского хозяйства Российской Федерации. Должностные лица государственной ветеринарной службы и специалисты в области ветеринарии при выявлении животных, которые являются носителями возбудителей болезней, или животных с клиническими признаками таких болезней немедленно направляют информацию об этом в письменной форме государственному ветеринарному инспектору по закрепленной территории обслуживания, а также главному государственному ветеринарному инспектору субъекта Российской Федерации. Государственный ветеринарный инспектор по закрепленной территории обслуживания при получении указанной информации вносит в орган местного самоуправления представление о введении ограничительных мероприятий, в том числе карантина, по форме, утверждаемой Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору. Главный государственный ветеринарный инспектор субъекта Российской Федерации при получении указанной информации немедленно направляет в письменной форме информацию о выявлении очага особо опасной болезни животных в территориальный орган Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору. Руководитель территориального органа Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору или его заместитель в двухдневный срок с даты получения указанной информации принимает решение о необходимости проведения отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства при ликвидации очагов опасных болезней. Указанное решение направляется главному государственному ветеринарному инспектору субъекта Российской Федерации, государственному ветеринарному инспектор) по закрепленной территории обслуживания, а также для принятия решения об организации и проведении отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства — руководителю исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, принявший решение об организации и проведении отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства, направляет гражданам и юридическим лицам — владельцам животных, подлежащих отчуждению, и продуктов животноводства, подлежащих изъятию, копию принятого решения. Проведение отчуждения животных и изъятие продуктов животноводства в целях предотвращения возникновения и ликвидации очагов особо опасных болезней животных осуществляют в порядке, установленном субъектом Российской Федерации, и оформляют актом. Граждане и юридические лица имеют право на возмещение ущерба, понесенного ими в результате отчуждения животных или изъятия продуктов животноводства, в размере стоимости животных или изъятых продуктов в соответствии с порядком расходования средств бюджета субъекта Российской Федерации, предусмотренных на эти цели. Размер подлежащего возмещению ущерба, понесенного гражданами и юридическими лицами в результате отчуждения животных или изъятия продуктов животноводства, определяется субъектом Российской Федерации на основании государственных регулируемых цен в случае, если таковые установлены. В остальных случаях размер указанного ущерба определяют на основании рыночной стоимости животных и продуктов. Граждане и юридические лица — владельцы животных, подлежащих отчуждению, и продуктов животноводства, подлежащих изъятию, обязаны оказывать содействие при проведении этой вынужденной операции. В случае нарушения их прав они могут обжаловать действия должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
2.9. ПРАВА И ГАРАНТИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВЕТЕРИНАРНЫХ ИНСПЕКТОРОВ
Права государственных ветеринарных инспекторов: беспрепятственно посещать и обследовать предприятия и организации с целью проверки выполнения законодательства в области ветеринарии; предъявлять требования о проведении ветеринарных мероприятий, устранении нарушений законодательства в области ветеринарии; устанавливать причины и условия возникновения и распространения заразных болезней животных; вносить предложения в органы государственной власти и органы исполнительной власти муниципальных образований городов и районов: о создании ветеринарной чрезвычайной комиссии; введении карантина; приостановлении деятельности предприятий и граждан при нарушении ими законодательства в области ветеринарии; отчуждении животных и изъятии продукции; принимать решения о диагностических исследованиях и вакцинациях; приостанавливать и запрещать производство, хранение, перевозку и реализацию продукции; требовать необходимые сведения; давать указания о проведении ветеринарных мероприятий; давать заключения по проектам строительства подконтрольных объектов; давать заключение о соответствии поднадзорных объектов при вводе в эксплуатацию; давать указания об убое и уничтожении животных и условиях переработки условно годной продукции; запрещать эксплуатацию объектов до проведения мероприятий; запрещать строительство и реконструкцию объектов в случае нарушения ветеринарных правил. Гарантии деятельности государственных ветеринарных инспекторов: госветинспекторы являются представителями федеральной исполнительной власти, находятся под защитой государства; госветинспекторы независимы и руководствуются законодательством Российской Федерации в области ветеринарии; органы власти обязаны безвозмездно предоставлять в случае необходимости служебные помещения, средства связи, оборудование; воздействие на госветинспекторов со стороны органов власти, предприятий и граждан с целью воспрепятствовать их законной деятельности запрещается.
2.10. ФОРМЕННАЯ ОДЕЖДА И ЗНАКИ РАЗЛИЧИЯ ДЛЯ РАБОТНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЕТЕРИНАРНОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Форменная одежда и знаки различия для работников государственной ветеринарной службы Российской Федерации введены Министерством сельского хозяйства Российской Федерации по согласованию с Государственной геральдией при Президенте Российской Федерации (приказ от 15 октября 1997 г.). Утвержден! Правила ношения форменной одежды работниками государственной ветеринарной службы России, осуществляющими государственный ветеринарный надзор в Российской Федерации, в которых дано описание формы одежды и обуви для мужчин и женщин Форма одежды работников Государственной ветеринарное службы подразделяется на выходную (представительскую), повседневную и специальную (полевую для специалистов по досмотру поднадзорных грузов на государственной границе и транспорте). Знаки различия установлены: для Главного государственного ветеринарного инспектора Российской Федерации — три звезды; для заместителей Главного государственного ветеринарного инспектора Российской Федерации, начальника отдела государственного ветеринарного надзора Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, директора Всероссийского государственного Центра качества и стандартизации лекарственных средств для животных и кормов — две звезды; для начальников отделов управления ветеринарного надзора и территориальных органов Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, директора Центральной научно-производственной ветеринарной лаборатории, директора Центральной научно-производственной ветеринарной радиологической лаборатории, начальников органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области ветеринарии — одна звезда и т. д. Для работников государственной ветеринарной службы Российской Федерации установлен также нарукавный знак в виде контурного щита с изображением креста синего цвета, в середине которого чаша со змеей серебристого цвета. На щите надпись: «Государственная инспекция», внутри — «Ветеринарный надзор» или «Погранветнадзор». Работники государственной ветеринарной службы, осуществляющие государственный ветеринарный надзор в Российской Федерации, имеют должностные категории: высший, старший и младший состав. Установлены нормы снабжения форменной одеждой должностных лиц государственной ветеринарной службы, осуществляющих государственный ветеринарный надзор; утверждены Правила ношения форменной одежды для государственных инспекторов центрального аппарата и территориальных органов Россельхоз назора. Установлено, что выходную (представительскую) форму одежда используют при получении государственных наград; в праздники, на официальных приемах и т. п.; повседневную форму одежды — при исполнении служебных обязанностей и в свободное от службы время; специальную (полевую) — при исполнении служебных обязанностей в особых условиях. Форменная одежда включает мужской и женский комплекты. Мужской комплект одежды: пальто зимнее из шерстяной ткани темно-серого цвета на утепленной подкладке с нарукавным и наплечными знаками; плащ темно-серого цвета с нарукавным и наплечными знаками; костюм специальный утепленный темно-серого цвета с нарукавными и наплечными знаками; костюм специальный утепленный меховой темно-серого цвета с нарукавным и наплечными знаками; костюм (пиджак, брюки) из ткани темно-серого цвета с нарукавным и наплечными знаками; костюм (пиджак, брюки) для служащих высшей группы должностей из ткани светло-серого цвета с шитьем на воротнике, с нарукавным и наплечными знаками; куртка повседневная полушерстяная из ткани темно-серого цвета с нарукавным и наплечными знаками; костюм специальный летний из ткани темно-серого цвета с нарукавным и наплечными знаками; рубашка из ткани белого или серо-голубого цвета с длинным рукавом с наплечными знаками; рубашка из ткани белого или серо-голубого цвета с коротким рукавом с наплечными знаками; шапка-ушанка из меха каракуля черного цвета для служащих высшей группы должностей с кокардой; шапка-ушанка из меха цигейки темно-серого цвета для служащих ведущей и старшей групп должностей с кокардой; фуражка светло-серого цвета для служащих высшей группы должностей с шитьем на околыше и козырьке и кокардой; фуражка темно-серого цвета для служащих высшей группы должностей с шитьем на околыше и кокардой; фуражка темно-серого цвета для служащих ведущей и старшей групп должностей с кокардой; пилотка из ткани темно-серого цвета с кокардой; полуботинки черные для лета и осени; полуботинки специальные черные для лета и осени; ботинки специальные с высокими берцами черные для лета и осени; сапоги (полусапоги) мужские зимние (на меху) черного цвета; ботинки специальные с высокими берцами зимние черные; унты; галстук черного цвета; ремень кожаный (или из кожзаменителя) для брюк черного цвета; перчатки черные; перчатки специальные черные; рукавицы меховые; кашне темно-cepofo цвета; шарф темно-серого цвета. Женский комплект одежды: пальто зимнее из шерстяной ткани темно-серого цвета на утепленной подкладке с нарукавным и наплечными знаками; плащ темно-серого цвета с нарукавным и наплечными знаками; костюм специальный утепленный темно-серого цвета с нарукавным и наплечными знаками; костюм специальный утепленный меховой темно-серого цвета с нарукавным и наплечными знаками; костюм (жакет, юбка или брюки) из ткани темно-серого цвета с нарукавным и наплечными знаками; костюм (жакет, юбка или брюки) для служащих высшей группы должностей из ткани светло-серого цвета с нарукавными и наплечными знаками; куртка повседневная полушерстяная из ткани темно-серого цвета с нарукавным и наплечными знаками; костюм специальный летний из ткани темно-серого цвета с нарукавным и наплечными знаками; блузка из ткани белого или серо-голубого цвета с длинным рукавом с наплечными знаками; блузка из ткани белого или серо-голубого цвета с коротким рукавом с наплечными знаками; шапка-кубанка из меха каракуля черного цвета для служащих высшей группы должностей с кокардой; шапка-кубанка из меха цигейки темно-серого цвета для служащих ведущей и старшей групп должностей с кокардой; шляпа-таблетка фетровая светло-серого цвета для служащих высшей группы должностей с кокардой; шляпа-таблетка фетровая темно-серого цвета с кокардой; пилотка из ткани темно-серого цвета с кокардой; туфли черные для лета и осени; полуботинки специальные черные для лета и осени; ботинки специальные с высокими берцами черные для лета и осени; сапоги женские зимние (на меху) черные; ботинки специальные с высокими берцами зимние черные; унты; галстук черного цвета; ремень кожаный (или из кожзаменителя) для брюк черного цвета; перчатки черные; перчатки специальные черные; рукавицы меховые, кашне темно-серого цвета; шарф темно-серого цвета.
2.11. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВЕТЕРИНАРНЫЙ НАДЗОР В СИСТЕМЕ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственный ветеринарный надзор в системе Министерства обороны Российской Федерации осуществляют государственные ветеринарные инспекторы ветеринарно-санитарной службы Вооруженных сил Российской Федерации. Деятельность этой службы регулируется Федеральным законом «О ветеринарии», Положением о Министерстве обороны РФ и Положением о ветеринарно-санитарной службе Вооруженных сил РФ, утвержденным Министерством обороны РФ (приказ от 13 февраля 2008 г.). Ветеринарно-санитарная служба Вооруженных сил РФ при выполнении возложенных на нее задач взаимодействует со службами Министерства обороны, органами военного управления военных округов (флотов), органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями. Служба в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, в том числе издаваемыми им как Верховным Главнокомандующим Вооруженными силами Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации, приказами начальника тыла Вооруженных сил Российской Федерации — заместителя министра обороны Российской Федерации. Основные задачи ветеринарно-санитарной службы: организация и планирование развития системы ветеринарно-санитарного обеспечения Вооруженных сил РФ; организация строительства и развития ветеринарно-санитарной службы; осуществление деятельности по поддержанию боевой и мобилизационной готовности подчиненных воинских частей; обеспечение Вооруженных сил ветеринарным имуществом; техническое обеспечение ветеринарно-санитарной службы; реализация государственной политики в области ветеринарного и фитосанитарного надзора в Вооруженных силах, других войсках, воинских формированиях и органах в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Наряду с общими функциями, в выполнении которых участвует ветеринарно-санитарная служба Министерства обороны РФ, она выполняет специальные функции: подготовка предложений в государственный оборонный заказ, разработка планов закупки, ремонта, сервисного обслуживания и утилизации ветеринарного имущества, планов и программ обеспечения Вооруженных сил ветеринарным имуществом; разработка основных направлений ветеринарно-санитарного обеспечения Вооруженных сил и предложений по совершенствованию ветеринарно-санитарной службы; разработка проектов плана ветеринарно-санитарного обеспечения Вооруженных сил, плана строительства и развития ветеринарно-санитарной службы; взаимодействие с органами управления других войск, воинских формирований и органов по вопросам ветеринарно-санитарного обеспечения в рамках межведомственной (сопряженной) унифицированной системы тылового обеспечения; контроль подготовки личного состава подчиненных воинских частей; проведение мероприятий по совершенствованию учебной, методической работы, изучению, внедрению передового опыта обучения и подготовки слушателей по закрепленной военно-учетной специальности в военном образовательном учреждении профессионального образования Министерства обороны; организация учета по ветеринарно-санитарной службе; контроль представления срочных донесений по ветеринарно-санитарной службе, их обобщение и анализ; подготовка предложений по распределению средств федерального бюджета, выделяемых на капитальное строительство объектов ветеринарно-санитарной службы, организация контроля за выполнением планов капитального строительства указанных объектов; организация осуществления в Вооруженных силах ветеринарно-санитарной экспертизы; организация мероприятий по предупреждению болезней животных и их лечению, выпуску федеральными государственными унитарными сельскохозяйственными предприятиями Министерства обороны РФ полноценных и безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защите личного состава Вооруженных сил от болезней, общих для человека и животных; разработка методических рекомендаций для должностных лиц ветеринарно-санитарной службы по вопросам, отнесенным к компетенции службы; организация и проведение учебно-методических сборов, научно-практических конференций, семинаров, методических занятий, совещаний и других мероприятий; разработка норм снабжения ветеринарным имуществом, а также порядка его содержания и ремонта; осуществление мероприятий по обеспечению сохранности, а также по целевому и рациональному использованию ветеринарного имущества, денежных средств, выделяемых на ветеринарно-санитарное обеспечение Вооруженных сил; осуществление мероприятий по обеспечению Вооруженных сил качественным ветеринарным имуществом, а также услугами (работами), оказываемыми (выполняемыми) для ветеринарно-санитарной службы. Начальник ветеринарно-санитарной службы в мирное и военное время отвечает: за организацию ветеринарно-санитарного обеспечения Вооруженных сил; боевую и мобилизационную готовность службы и подчиненных воинских частей; за успешное выполнение задач, возложенных на службу; профессионально-должностную подготовку, воспитание, воинскую и трудовую дисциплину, морально-психологическое состояние подчиненного личного состава; за организацию в службе защиты сведений, составляющих государственную тайну; за состояние службы войск и безопасности военной службы, внутренний порядок, состояние и сохранность материальных средств в службе и подчиненных воинских частях; организацию всестороннего обеспечения повседневной деятельности службы. Государственный ветеринарный надзор в системе Министерства обороны РФ осуществляют: военно-ветеринарный отдел Министерства обороны РФ; ветеринарная служба Управления тыла военных округов; ветеринарные лаборатории; ветеринарные лазареты; окружные ветеринарные склады; ветеринарные эпизоотические отряды; межгарнизонные ветеринарные отделения; пограничные контрольные ветеринарные пункты; лаборатории ветсанэкспертизы. Государственному ветеринарному надзору в системе Министерства обороны РФ подлежат: районы дислокации войск Министерства обороны; базы, склады продовольствия; холодильники, организации торговли; столовые, комбинаты питания; транспортные средства; кавалерийские подразделения; подсобные хозяйства; снаряжение для животных; предметы ухода за животными; животные; пункты убоя скота; охотничьи, рыбоводческие, пчеловодческие хозяйства системы Министерства обороны; практическая ветеринарная деятельность специалистов Министерства обороны.
2.12. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВЕТЕРИНАРНЫЙ НАДЗОР В СИСТЕМЕ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственный ветеринарный надзор в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации — это деятельность органов управления и специалистов ветеринарно-санитарной службы, направленная: на предупреждение, обнаружение и пресечение нарушений федерального законодательства в области ветеринарии; сохранение здоровья сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск от болезней, общих для человека и животных; обеспечение контроля за качеством и безопасностью в ветеринарно-санитарном отношении продовольственного сырья и пищевых продуктов животного происхождения, кормов для животных; организацию ветеринарно-профилактических, противоэпизоотических и лечебных мероприятий; поддержание эпизоотического благополучия в районах дислокации подразделений МВД России. Организация государственного ветеринарного надзора в системе МВД России регулируется Положением о ветеринарно-санитарном надзоре в системе Министерства внутренних дел РФ, утвержденным приказом от 23 апреля 1999 г. Государственный ветеринарный надзор в системе Министерства внутренних дел РФ включает: обеспечение выполнения Закона РФ «О ветеринарии»; контроль за выполнением подразделениями МВД России ветеринарно-санитарных правил и норм: при заготовке, производстве, переработке, хранении, транспортировке и реализации пищевых продуктов животного происхождения, кормов для животных, а также при содержании животных и убое скота; проведение ветеринарно-санитарной экспертизы пищевых продуктов животного происхождения и кормов для животных; проведение ветеринарно-профилактических, противоэпизоотических и лечебных мероприятий в подразделениях МВД России; эпизоотологическое наблюдение и прогнозирование в районах дислокации (действий) подразделений МВД России, установление причин возникновения болезней животных. Ветёринарно-санитарному надзору подлежат: районы дислокации (действий) подразделений МВД России; подведомственные МВД России продовольственные базы, склады, холодильники, организации торговли, комбинаты питания, столовые, другие места хранения, переработки, выдачи и продажи пищевых продуктов животного происхождения и кормов для животных; средства для транспортировки (доставки) пищевых продуктов животного происхождения, кормов и животных для нужд МВД России; пищевые продукты животного происхождения, корма для животных, предназначенные для нужд МВД России, и территории их заготовок; базовые центры, питомники служебного собаководства, кавалерийские подразделения, сельскохозяйственные организации, подсобные хозяйства и другие объекты для содержания животных, снаряжение для животных и предметы ухода за ними; служебные и сельскохозяйственные животные; пункты (площадки) убоя скота; подведомственные МВД России охотничьи, рыбоводческие и пчеловодческие хозяйства. Ветеринарно-санитарный контроль в системе МВД России осуществляют: отдел (отделение) ветеринарно-санитарной службы Медицинского управления МВД России; отделение (группа) ветеринарно-санитарной службы главных управлений, управлений МВД России, МВД субъектов Российской Федерации и других структурных подразделений МВД России; ветеринарно-санитарная служба внутренних войск МВД России, округов, соединений, воинских частей и военных образовательных учреждений высшего профессионального образования внутренних войск МВД России; ветеринарно-санитарная служба базовых центров, центров служебного собаководства и кавалерийских подразделений МВД России; ветеринарно-эпизоотические отряды, ветеринарные лаборатории, лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы, ветеринарные контрольные пункты, подразделения ветеринарно-сани-тарного надзора на предприятиях по переработке и хранению пищевых продуктов животного происхождения, ветеринарные лазареты, лечебницы, пункты. Возглавляет работу главный ветеринарно-санитарный инспектор МВД России. Цели, объем и периодичность проведения мероприятий определяются в плане основных мероприятий по ветеринарно-сани-тарному надзору МВД России. Пищевые продукты животного происхождения разрешается реализовать в подразделениях МВД России только после их освидетельствования ветеринарно-санитарным специалистом и предоставления заключения о качестве, пищевой безопасности в вете-ринарно-санитарном отношении и порядке реализации. Мясная продукция, полученная в подразделениях МВД России, подвергается клеймению. Ветеринарно-санитарные и эпизоотологические обследования (проверки) проводят непосредственно на объектах ветеринарно-санитарного надзора. Ветеринарно-санитарную экспертизу пищевых продуктов животного происхождения проводят на продовольственных базах, складах, холодильниках, в организациях торговли, на комбинатах питания, в столовых и других местах их хранения, переработки, выдачи и продажи. Контроль за соблюдением ветеринарно-санитарных правил в процессе проектирования и строительства ведомственных объектов для производства, переработки, хранения и реализации пищевых продуктов животного происхождения и кормов для животных, содержания животных и убоя скота и при отводе земельных участков под них осуществляют путем согласования норм технологического проектирования, проведения ветеринарной экспертизы и предоставления заключений. Ветеринарно-профилактические и противоэпизоотические мероприятия среди служебных и сельскохозяйственных животных, содержащихся в подразделениях МВД России, проводят с учетом эпизоотической обстановки и мероприятий по предупреждению и ликвидации карантинных и особо опасных болезней животных на территории дислокации подразделения МВД России. При проверке транспортных средств и подконтрольных грузов, принадлежащих МВД России, изучают сопроводительные документы (ветеринарные свидетельство или справка), сертификаты (удостоверение) качества и соответствие указанных в документах сведений качеству подконтрольных грузов, а также наличие соответствующей маркировки или клеймения. В процессе проведения ветеринарно-санитарного надзора оформляют акт (или протокол, постановление, предписание, заключение, разрешение), выдают ветеринарные свидетельства или справки. Порядок оформления результатов ветеринарно-санитарного надзора, принятия решений, мер по пресечению нарушений Закона РФ «О ветеринарии» определяется правилами, инструкциями, указаниями и другими нормативными документами, издаваемыми Россельхознадзором. Должностные лица ветеринарно-санитарной службы МВД России в пределах своей компетенции обязаны: изучать и знать ветеринарно-санитарное и эпизоотическое состояние районов дислокации (действия) подразделений МВД России, своевременно докладывать об изменениях их ветеринарно-санитарного и эпизоотического состояния непосредственному начальнику и старшему начальнику ветеринарно-санитарной службы; организовывать проведение ветеринарно-профилактических, противоэпизоотических и лечебных мероприятий; выполнять комплекс мероприятий ветеринарно-санитарного надзора; использовать в полной мере предоставленные полномочия при осуществлении ветеринарно-санитарного надзора в целях предупреждения, обнаружения и пресечения нарушений требований Закона РФ «О ветеринарии».
Контрольные вопросы и задания
1. Изложите основные положения государственного ветеринарного надзора в Российской Федерации. 2. Кто осуществляет государственный ветеринарный надзор в Российской Федерации? 3. Перечислите объекты государственного ветеринарного надзора. 4. Расскажите о полномочиях и функциях Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору. 5. Как организуется государственный ветеринарный надзор и контроль в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов? 6. Каков порядок выдачи разрешений на ввоз в Российскую Федерацию, вывоз и транзит по территории России животных, продукции животного происхождения и другой подкарантинной продукции? 7. Как осуществляется ветеринарный надзор за ввозом, переработкой, хранением, перевозкой, реализацией импортного мяса и мясного сырья? 8. Расскажите основные положения отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства при ликвидации особо опасных болезней животных. 9. Какие документы оформляют при отчуждении животных и изъятии продуктов животноводства? 10. Перечислите права и гарантии деятельности государственных ветеринарных инспекторов. 11. Расскажите о форменной одежде и знаках различия для работников государственной ветеринарной службы Российской Федерации. 12. Расскажите об основных положениях государственного ветеринарного надзора в системе Министерства обороны Российской Федерации. 13. Что включает в себя государственный ветеринарный надзор в системе Министерства обороны РФ и какие задачи решает? 14. Расскажите об основных положениях государственного ветеринарного надзора в системе Министерства внутренних дел РФ. 15. Перечислите органы государственного ветеринарного надзора в МВД России. 16. Какие мероприятия по государственному ветеринарному надзору осуществляются в системе МВД России?
Глава 3. ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВЕТЕРИНАРНОГО НАДЗОРА В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3.1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВЕТЕРИНАРНОГО НАДЗОРА В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственный ветеринарный надзор в субъектах Российской Федерации регулируется следующими нормативными и правовыми актами: Гражданским кодексом Российской Федерации ч. 1 (30.11.1994); ч. 2 (22.12.1995); ч. 3 (01.11.2001); ч. 4 (14.11.2002); с изм. (30.12.2008); Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации (14.11.2002); Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (30.12.2001), в котором определены виды правонарушений в области ветеринарии, меры административного наказания за нарушение ветеринарного законодательства, порядок осуществления наказания; Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (24.06.2002); Законом РФ «О ветеринарии» (14.05.1993), в котором определены перечень должностных лиц, осуществляющих государственный ветеринарный надзор в субъектах Российской Федерации; основные направления деятельности государственного ветеринарного надзора на уровне субъекта РФ; права должностных лиц, уполномоченных осуществлять государственный ветеринарный надзор в субъектах РФ; Законом РФ «О защите прав потребителей» (07.02.1992); Федеральным законом «О защите прав юридических и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» (08.08.2001); Федеральным законом «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (02.01.2000); Федеральным законом «О техническом регулировании» (27.12.2002); Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (02.01.2003);
* Глава написана с участием А. И. Никитина.
Постановлением Правительства РФ «Об отчуждении животных и изъятии продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных» (26.05.2006); Законами субъектов РФ о ветеринарии; Законами субъектов РФ об административных правонарушениях; Положение «О государственном ветеринарном надзоре в Российской Федерации, в котором определены порядок организации госветнадзора в субъектах РФ. Положение «О государственном ветеринарном надзоре в Российской Федерации» (26.05.2006) на уровне субъектов Российской Федерации регламентирует: состав руководящих органов и их структуру в сфере госветнадзора в субъектах РФ; задачи госветнадзора в субъектах РФ; функции, обязанности и права госветнадзора в субъектах РФ; финансирование госветнадзора. Положение о Федеральной службе по ветеринарному и фитоса-нитарному надзору регулирует: права, обязанности и юридический статус Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору на уровне субъектов РФ; структуру Россельхознадзора в субъектах РФ. Типовое положение о территориальном органе Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (13.06.2006) регламентирует все вопросы функционирования таких управлений в субъектах РФ.
3.2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЕТЕРИНАРНАЯ ИНСПЕКЦИЯ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Объектами госветнадзора в субъектах Российской Федерации являются сельскохозяйственные организации и предприятия разных форм собственности: кооперативы, ассоциации, общества с ограниченной и дополнительной ответственностью, фермерские, крестьянские хозяйства, пасеки, ипподромы, птицефабрики, мясокомбинаты, колбасные, пельменные, коптильные цехи, убойные пункты, молокозаводы, кожевенные заводы, госплемобъеди-нения, продовольственные рынки, ветсанзаводы, цирки, зоопарки, рыбоводные водоемы, скотомогильники и т. д. В субъектах Российской Федерации созданы специальные структурные подразделения в составе органа исполнительной власти в области ветеринарии, занимающиеся государственным ветеринарным надзором (государственные ветеринарные инспекции). Например, в Республике Татарстан в системе государственного ветеринарного надзора заняты 480 ветеринарных врачей, в том числе: Главный государственный ветеринарный инспектор Республики Татарстан, два его заместителя, шесть специалистов государственной ветеринарной инспекции; 43 главных государственных ветеринарных инспектора сельских муниципальных районов; 11 государственных ветеринарных инспекторов в городах Казань, Набережные Челны, Нижнекамск; 38 директоров ветеринарных лабораторий; 279 руководителей государственных ветеринарных учреждений; 100 государственных ветеринарных инспекторов службы ветеринарного надзора на предприятиях по переработке продуктов и сырья животного происхождения и птицефабриках. Все они осуществляют государственный ветеринарный надзор и контроль в сельскохозяйственных организациях, в подсобных хозяйствах, рыбоводных хозяйствах, на фермах крупного рогатого скота, свиноводческих, овцеводческих, зверофермах и конефермах, пасеках, в пунктах искусственного осеменения, на конезаводах, птицефабриках, мясокомбинатах, мини-мясокомбинатах, кожевенных заводах, в колбасных цехах, убойных пунктах, пельменных и коптильных цехах, на молочных заводах, в сепараторных отделениях, в государственных племенных объединениях, на продовольственных рынках, в клубах собаководов, госцирке, на ветеринарно-санитарных заводах и др. В Республике Марий Эл в составе комитета ветеринарии создан отдел организации ветеринарного дела и государственного ветеринарного надзора со штатной численностью семь специалистов, 15 главных государственных ветеринарных инспекторов районов и городов, два руководителя республиканской ветеринарной лаборатории, наделенных правами государственных ветинспекторов. В Самарской области создано управление ветеринарии в составе главного государственного ветеринарного инспектора области, его заместителя, начальника государственной ветеринарной инспекции, пяти госветинспекторов, которые осуществляют свои функции в соответствии с положениями о государственном ветеринарном надзоре в Российской Федерации и Самарской области. В штате Комитета ветеринарии Калужской области установлено 20 должностей государственных ветеринарных инспекторов, 10 из которых являются главными ветеринарными инспекторами в сельских районах, осуществляют соответствующий надзор во всех 24 муниципальных районах. В системе государственного ветеринарного надзора участвуют директора областной, межрайонных и районных ветеринарных лабораторий, руководители областной, районных и городских станций по борьбе с болезнями животных, участковых ветеринарных лечебниц, ветеринарных участков, ветеринарных пунктов и государственных лабораторий ветеринарно-санитарной экспертизы на продовольственных рынках. В отдельных субъектах Российской Федерации в штате органа исполнительной власти в области ветеринарии имеются должности главного и старшего государственных ветеринарных инспекторов. Главный государственный ветеринарный инспектор субъекта Российской Федерации осуществляет: общее руководство деятельностью государственной ветеринарной службой субъекта Российской Федерации; обеспечивает соблюдение Конституции Российской Федерации, Конституции субъекта Российской Федерации, федерального и субъектового законодательства в области ветеринарии; обеспечивает соблюдение и защиту прав и законных интересов потребителей ветеринарных услуг; обеспечивает исполнение постановлений о
|