Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Животных






Определение последствий риска заключается в описании свя­зей между подверженностью возбудителя и последствиями. По­следствия бывают: прямые (связанные с заболеванием животных; отражающиеся на здоровье человека); непрямые (затраты на на­блюдение и профилактику, компенсацию; потенциальные торго­вые потери; пагубные последствия на окружающей среде).

Оценка риска — обобщение результатов эмиссии, подвержен­ности и последствий. Количественную оценку применяют при оп­ределении количества стад, животных, лиц, которые столкнулись с проблемами здоровья; распределении вероятности и интервалов доверия; анализе чувствительности, влияющей на оценку риска; анализе способа установления взаимосвязей параметров риска.

Управление риском включает:

подсчет риска, выбор мер для снижения риска, выполнение из­бранных мер, мониторинг и проверку эффективности проводи­мых мер.

Извещение о риске — процесс разноплановый и непрерывный. Стратегия извещения о риске определяется немедленно.

Извещение о риске должно быть всеобъемлющим, взаимным, непрерывным.

Извещение направляется властям экспортирующей страны и другим заинтересованным сторонам. В извещение включаются ре­зультаты сбора мнений о риске.

Оценка ветеринарных служб, рекомендуемая МЭБ. Качество ра­боты ветеринарных служб любой страны зависит от соблюдения следующих основных принципов:

компетентность — ветспециалисты должны обладать квалифи­кацией, необходимой для исполнения профессиональных обязан­ностей;

независимость от политических, торговых, финансовых и дру­гих вышестоящих работников;

непредвзятость — беспристрастность всех партнеров;

неподкупность — недопустимы мошенничество, коррупция и т. д.;

объективность;

общая организация — наличие ветеринарного законодатель­ства, способность разрешать любые проблемы, наличие специаль­ных структур для выполнения ветеринарных мер при осуществле­нии международной торговли, ответственность ветеринарной службы всех уровней;

наличие нормативных документов по организации междуна­родной торговли, предупреждению и ликвидации вспышек болез­ней, эпизоотнаблюдению и зонированию, технике инспектирова­ния, отбору проб, диагностике болезней животных, контролю биопродуктов, дезинфекции, дезинсекции, уничтожению пато­генных возбудителей;

бесперебойная внутренняя и внешняя связь;

признание права других стран на оценку внутренних ветери­нарных служб в соответствии с основными направлениями МЭБ.

Страна, намеривающая провести оценку ветеринарной службы другой страны, обязана письменно оповестить об этом. После за­ключения договора необходимо предоставить соответствующие сведения для оценки ветеринарной службы.

Критерии оценки структуры и организации ветслужб: политика, цели и обязательства на всех уровнях; четкое разграничение пол­номочий министерств, управлений и должностных лиц; установ­ление ответственности за эпизоотологическое наблюдение, про­филактику, контроль импорта; системы идентификации болезней (сеть ветеринарных лабораторий); объективная оценка качества; полномочия представлять страну на официальных международ­ных встречах; оценка деятельности органов исполнительной влас­ти в области ветеринарии субъектов страны; перечень междуна­родных соглашений.

Критерии оценки систем контроля качества должны включать описание международной аккредитации ветеринарных учрежде­ний, соблюдение норм МЭБ.

Критерии оценки людских ресурсов: указание числа квалифици­рованных дипломированных ветеринарных врачей; функции раз­личных категорий работников ветслужбы, способность получать достоверную информацию об эпизоотическом состоянии и т. д.

Критерии оценки материального положения: реальный годовой бюджет, размер заработной платы, другие доходы ветеринарных специалистов; помещение, коммуникации (почта, факс, телефон, телекс, радиосвязь); транспортные средства; технические аспекты (холодильное оборудование, диагностические лаборатории, науч­ные исследования).

Способность к действию и регламентарная база: здоровье живот­ных и ветеринарное обеспечение здравоохранения (способность контролировать здоровье скота и профилактировать болезни че­ловека); инспектирование при экспорте/импорте.

Контроль здоровья животных: зоосанитарная ситуация, профи­лактика болезней животных, национальная система декларации болезней животных.

Программа ветеринарного обеспечения здравоохранения человека: гигиена пищевых продуктов, профилактика зоонозов, программа поиска химических остаточных веществ; контроль качества вете­ринарных препаратов; взаимная интеграция программ здоровья животных и ветеринарного обеспечения здравоохранения чело­века.

Соглашение о применении Международного ветеринарного кодек­са. Цель такого соглашения — снижение до минимума отрицательного влияния существующих ветеринарно-санитарных барье­ров на международную торговлю: максимальная координация ветеринарно-санитарных мер, принимаемых различными странами в целях охраны здоровья и жизни людей и животных.

Мировое сообщество придает большое значение работе Междуна­родного эпизоотического бюро по охране здоровья людей и животных при международной торговле животными и продуктами животного происхождения. Международному ветеринарному кодексу следуют государственные и частные ветеринарные службы многих стран, а так­же граждане, деятельность которых затрагивает международную тор­говлю животными и продукцией животноводства. Они стараются быть информированными во всех решениях МЭБ по Кодексу.

 

8.3. ВЕТЕРИНАРНАЯ СЛУЖБА В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

 

Ветеринарные службы мира не похожи одна на другую по науч­ному уровню, организации, наличию кадров, диагностических, научно-исследовательских учреждений и учебных заведений, по финансированию и поддержке со стороны государства и т. д.

Различны системы борьбы с болезнями в развивающихся и промышленно развитых странах одного и того же региона, а иног­да и внутри одной страны. По официальным данным ФАО и ООН, 59 % всего поголовья животных на Земле находится в разви­вающихся странах, а 41 % — в промышленно развитых, в то же время 81 % квалифицированных ветеринарных специалистов со­средоточен в промышленно развитых странах, а на долю развива­ющихся приходится лишь 19 %. Следовательно, нагрузка на одно­го ветеринарного врача в развитых странах в 5, 2 раза меньше, чем в развивающихся. Различия в ветеринарном обслуживании объяс­няются не только политико-экономическим укладом, характером торговых и культурных взаимосвязей, но и природно-климатичес­кими условиями.

Так, для Африканского континента характерны многообразие дикой фауны, особый уклад жизни коренного населения, преиму­щественно экстенсивное ведение животноводства, неравномер­ность размещения животных. Эпизоотическое состояние этого ре­гиона характеризуется наличием большого числа карантинных и малоизвестных болезней животных, которые представляют значи­тельную угрозу и являются причиной огромных ежегодных потерь животноводческой продукции.

В странах Азии и Латинской Америки эпизоотическая обста­новка также сложная и напряженная, поэтому страны этих регио­нов являются «горячими точками» в отношении многих инфекци­онных заболеваний животных.

Во многих азиатских и латиноамериканских странах основным фактором недостаточно эффективной борьбы с болезнями скота является дефицит квалифицированных специалистов. Крайне не­достаточное число ветеринарных школ в этих регионах не позво­ляет обеспечить подготовку необходимого числа специалистов.

В тропических странах существует проблема нехватки и высо­кой стоимости фармацевтических средств, биологических препа­ратов, акарицидов, инсектицидов и т. д. Все лекарственные веще­ства, как и аппаратуру для их введения, обычно закупают в разви­тых государствах на иностранную валюту, что странам с недостаточно здоровой экономикой сделать непросто.

Намного благополучнее эпизоотическая обстановка в странах Европы, Северной Америки и Океании. Они имеют хорошо орга­низованную ветеринарную службу и обширную сеть научно-ис­следовательских учреждений. Животноводство ведется главным образом на интенсивной и полуинтенсивной основе. Осуществля­ется надежный контроль за состоянием животных, применяются современные методы и средства диагностики, профилактики и борьбы с болезнями. Все это определяет благополучие этих стран в отношении многих инфекционных заболеваний сельскохозяй­ственных животных. Так, в развитых странах Европы и Америки потери от болезней составляют лишь 10—20 % стоимости валовой продукции животноводства.

Основные функции государственных ветеринарных служб в большинстве стран — контроль за эпизоотической обстановкой, здоровьем животных, импортно-экспортными перевозками, каче­ством биологических и других ветеринарных препаратов, мясных и других пищевых продуктов животного происхождения, а также лабораторными диагностическими исследованиями.

Штаты служб различных стран отличаются в зависимости от структуры и системы животноводства, численности населения, площади, климата, политического и экономического устройства, уровня развития экономики.

Примерно в половине стран ветеринарию финансируют из бюджетов территориальных образований и частично (25 %) — из национального бюджета.

Численность ветеринарных специалистов в отдельных странах в основном зависит от количества животных, однако строгой за­висимости не наблюдается. По общему числу ветеринарных вра­чей США занимают 1-е место, Индия — 2-е, Япония — 3-е, Брази­лия — 4-е. Нагрузка ветеринарного врача колеблется от 300 усл. гол. в Японии до 19, 4 тыс. усл. гол. в Пакистане.

Ветеринарные службы многих стран оказывают значительное влияние на эффективность производства продуктов животновод­ства. За счет проведения ветеринарных мероприятий национальный доход США возрастает на 10 млрд долл., а фермеры по­лучают в среднем 3 долл. на каждый затраченный доллар. Вложе­ние в ветеринарное образование в США (39 тыс. долл. в год на студента) приносит доход до 6 долл. на каждый затраченный доллар.

На ветеринарное обеспечение существенное влияния оказыва­ет структура ветеринарной службы. Доля ветеринарных врачей, занятых в органах государственного управления в отдельных стра­нах, колеблется: 3, 3 % в США, 5, 7 — Великобритании, 44, 8 — Бра­зилии, 33 — Японии, 35, 3 % — Испании и т. д.

Спрос на ветеринарные услуги определяет численность ветери­нарных врачей, занятых частной практикой. В США частной практикой занимается 74, 4 % общего числа ветеринарных вра­чей, в Канаде — 81, Великобритании — 82, 6, Японии — 53, Фран­ции — 80, 8, Испании — 12 % и т. д.

 

8.4. ЕДИНЫЕ ПРАВИЛА ГОСУДАРСТВЕННОГО ВЕТЕРИНАРНОГО

НАДЗОРА ПРИ МЕЖДУНАРОДНЫХ И МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ

ПЕРЕВОЗКАХ ЖИВОТНОВОДЧЕСКИХ ГРУЗОВ

 

Межправительственный совет по сотрудничеству в области ве­теринарии Содружества Независимых Государств 5 ноября 2003 г. принял решение «О единых правилах государственного ветери­нарного надзора при международных и межгосударственных пере­возках животноводческих грузов».

В процессе сотрудничества в области ветеринарии органы ис­полнительной власти государств СНГ руководствуются:

Инструкцией о порядке выдачи ветеринарных сопроводитель­ных документов на подконтрольные госветнадзору грузы, утверж­денной Межправительственным советом 22 ноября 1998 г.;

Ветеринарными требованиями при импорте подконтрольных грузов, утвержденными Межправительственным советом 4 апреля 2000 г.;

Порядком оформления ввоза в государства СНГ и вывоза из них лекарственных средств, предназначенных для использования в ветеринарии и животноводстве, утвержденным Межправитель­ственным советом 17 апреля 2002 г.;

Международным ветеринарным кодексом (2002);

Конвенцией о международной торговле видами дикой флоры и фауны, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС) (1973);

правилами перевозки живых животных;

техническими инструкциями по безопасной перевозке опасных грузов по воздуху;

товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, утвержденной Правительствами государств СНГ.

В Соглашении о сотрудничестве в области ветеринарии преду­смотрены единые меры по предотвращению распространения ин­фекционных болезней животных и предохранению территорий от эпизоотии и благоприятному развитию хозяйственных и торговых связей между государствами.

Основополагающими положениями Соглашения являются:

осуществление мер по предотвращению распространения ин­фекционных болезней животных с территории одной страны на территории других стран при перевозках всех видов подконтроль­ных ветеринарному надзору грузов всеми видами транспорта;

руководство в работе законодательством, инструкциями и дру­гими нормативными документами в области ветеринарии;

объектами взаимодействия ветеринарных служб сторон явля­ются животные всех видов, продукты животного происхождения, сырье животного происхождения, корма для животных, ветери­нарные препараты, биологические материалы и предметы коллек­ционирования животного происхождения;

информирование о ситуации по инфекционным болезням жи­вотных списка А Международного эпизоотического бюро, массо­вым заболеваниям неизвестной этиологии и ранее не регистриро­ванным болезням в государстве по запросу одной из сторон;

постоянный официальный контроль государственной ветери­нарной службы в хозяйствах, предприятиях по переработке, хра­нению, заготовке, экспортно-импортным операциям;

обеспечение благополучия по инфекционным болезням живот­ных на территориях стран, где осуществляется перевозка подконт­рольных грузов;

применение ветеринарных сопроводительных документов, за­полненных на русском языке;

немедленное информирование о случаях возникновения ин­фекционных болезней списка А МЭБ и прекращение вывоза жи­вотноводческих грузов;

обеспечение ежегодной взаимной поставки лечебно-профилак­тических средств, инструментария и ветеринарного оборудования согласно договорам;

совместная разработка научных проблем по совершенствова­нию мер борьбы с особо опасными болезнями животных и сотруд­ничеству в области контроля, апробации, стандартизации, серти­фикации новых биологических и химико-фармацевтических пре­паратов, применяемых в животноводстве и ветеринарии.

Единые правила государственного надзора при международных и межгосударственных перевозках животноводческих грузов включают в себя Общие положения о перемещении подконтрольных грузов через государственную границу; Правила перевозки подконтрольных грузов в пределах государств—участников СНГ; порядок оформления экспорта подконтрольных грузов; порядок оформления импорта подконтрольных грузов; порядок обраще­ния в государственную собственность, возврата или уничтожения задержанных или конфискованных подконтрольных грузов.

Общие положения предусматривают:

перемещение подконтрольных грузов через государственную границу допускается только в пунктах пропуска, а также на воен­но-морских базах, на военных аэродромах и в других пунктах про­пуска, где осуществляется государственный пограничный ветконтроль;

порядок осуществления государственного ветеринарного над­зора в пунктах пропуска через государственную границу определя­ется законами и иными нормативными правовыми актами госу­дарств — участников СНГ;

пограничные контрольные ветеринарные пункты (ПКВП), расположенные на внешних границах государств — участников Соглашения, осуществляют пограничный ветеринарный надзор за перевозками грузов этих государств;

главный государственный ветеринарный инспектор государ­ства может разрабатывать в соответствии с ветеринарно-санитарными требованиями и парафировать с руководителями госу­дарственных ветеринарных служб образцы ветеринарных сер­тификатов; при наличии согласованных парафированных форм сертификатов на конкретные виды грузов их вывоз и ввоз разре­шается только по указанным документам. Ввоз подконтрольных грузов из государств, с которыми не имеется согласованных вете­ринарных сертификатов, осуществляется по ветеринарным серти­фикатам, содержание которых гарантирует выполнение ветери­нарных требований в полном объеме;

международный транзит подконтрольных грузов (за исключе­нием живых животных) через территории государств—участников СНГ осуществляется без специального разрешения. При этом де­журный ветврач ПКВП проводит досмотр груза, проверяет цело­стность упаковки, соответствие маркировки транспортным доку­ментам, наличие оригинала сертификата государства-экспортера и при ввозе на территорию государства ставится штамп «Транзит разрешен», а в пункте вывоза с территории государства (заверше­ния транзита) — штамп «Выпуск разрешен». Во всех остальных случаях экспорт, импорт и транзит через территорию государства осуществляется при наличии письменного разрешения главного государственного ветеринарного инспектора государства;

ввоз и вывоз животных, находящихся под угрозой исчезнове­ния, а также их частей или дериватов, включая охотничьи трофейных грузов через государственную границу; Правила перевозки подконтрольных грузов в пределах государств—участников СНГ; порядок оформления экспорта подконтрольных грузов; порядок оформления импорта подконтрольных грузов; порядок обраще­ния в государственную собственность, возврата или уничтожения задержанных или конфискованных подконтрольных грузов.

Общие положения предусматривают:

перемещение подконтрольных грузов через государственную границу допускается только в пунктах пропуска, а также на воен­но-морских базах, на военных аэродромах и в других пунктах про­пуска, где осуществляется государственный пограничный ветконтроль;

порядок осуществления государственного ветеринарного над­зора в пунктах пропуска через государственную границу определя­ется законами и иными нормативными правовыми актами госу­дарств — участников СНГ;

пограничные контрольные ветеринарные пункты (ПКВП), расположенные на внешних границах государств — участников Соглашения, осуществляют пограничный ветеринарный надзор за перевозками грузов этих государств;

главный государственный ветеринарный инспектор государ­ства может разрабатывать в соответствии с ветеринарно-санитарными требованиями и парафировать с руководителями госу­дарственных ветеринарных служб образцы ветеринарных сер­тификатов; при наличии согласованных парафированных форм сертификатов на конкретные виды грузов их вывоз и ввоз разре­шается только по указанным документам. Ввоз подконтрольных грузов из государств, с которыми не имеется согласованных вете­ринарных сертификатов, осуществляется по ветеринарным серти­фикатам, содержание которых гарантирует выполнение ветери­нарных требований в полном объеме;

международный транзит подконтрольных грузов (за исключе­нием живых животных) через территории государств—участников СНГ осуществляется без специального разрешения. При этом де­журный ветврач ПКВП проводит досмотр груза, проверяет цело­стность упаковки, соответствие маркировки транспортным доку­ментам, наличие оригинала сертификата государства-экспортера и при ввозе на территорию государства ставится штамп «Транзит разрешен», а в пункте вывоза с территории государства (заверше­ния транзита) — штамп «Выпуск разрешен». Во всех остальных случаях экспорт, импорт и транзит через территорию государства осуществляется при наличии письменного разрешения главного государственного ветеринарного инспектора государства;

ввоз и вывоз животных, находящихся под угрозой исчезнове­ния, а также их частей или дериватов, включая охотничьи трофеи, ночных и других гидробионтов, пчел, верблюдов, приматов, спер­мы, эмбрионов, мяса и мясопродуктов, мяса птицы, конины, кон­сервов, колбас, мяса кроликов, молока и молочных продуктов, мяса диких животных, кожевенного и пушно-мехового сырья, шерсти, кормов для животных.

Действующим федеральным законодательством в области вете­ринарии предусмотрено, что «к ввозу в Российскую Федерацию допускаются здоровые животные, а также продукты животновод­ства, полученные от здоровых животных из благополучных по за­разным болезням животных иностранных государств, с соблюде­нием требований ветеринарного законодательства Российской Федерации и условий, предусмотренных международными дого­ворами с участием Российской Федерации».

Правительством РФ в 1999 г. утвержден Протокол о едином порядке применения технических, медицинских, фармацевти­ческих стандартов, норм, правил и требований в отношении това­ров, ввозимых в государства — участники соглашений о Таможен­ном союзе (Российская Федерация, Республика Беларусь, Республи­ка Казахстан, Киргизская Республика). Департаментом ветеринарии Министерства сельского хозяйства РФ в этом же году составлено указание «О порядке ввоза и использования импортной продукции животного происхождения». В Указании предусмотрено:

импорт продукции животного происхождения разрешается только при наличии оригинала ветеринарного сертификата, вы­данного представителем государственной ветеринарной службы страны ее происхождения;

запрещается ввоз всех видов животноводческой продукции че­рез третьи страны. Запрещается импорт говяжьего и рыбного фар­ша, говяжьего мяса технической обвалки, столового яйца, сырых полуфабрикатов из мяса всех видов животных;

разрешения на ввоз продукции и условия реализации оформля­ются Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному ветеринарному надзору и Департаментом ветеринарии Министер­ства сельского хозяйства РФ. Разрешения действуют в пределах календарного года.

Министерством сельского хозяйства РФ 23 декабря 1999 г. ут­верждены ветеринарно-санитарные требования при импорте в Российскую Федерацию мяса и мясопродуктов, молока и молоч­ных продуктов, кожевенного, рогокопытного, кишечного, пуш­но-мехового и мерлушкового сырья, шерсти и козьего пуха, щети­ны, конского волоса, пера, пуха кур, уток, гусей и других птиц. Предусмотрено, что к ввозу в Российскую Федерацию допускается мясо и мясопродукты, полученные от убоя здоровых животных на мясоперерабатывающих предприятиях, имеющих разрешение центральной государственной ветеринарной службы страны-экспортера о поставке продукции на экспорт и находящихся под ее постоянным контролем.

Животные подлежат предубойному ветеринарному осмотру, а туши и органы от них — послеубойной ветеринарно-санитарной экспертизе, проводимой государственной ветеринарной службой страны-экспортера. Мясо должно быть признано пригодным для употребления в пищу человеку.

Мясо и мясопродукты должны происходить от убоя здоровых животных в хозяйствах и административных территориях, офици­ально свободных от болезней животных: африканской чумы сви­ней (3 года, территория страны); ящура (12 мес, административ­ная территория), губкообразной энцефалопатии крупного рогато­го скота и скрепи овец (12 мес, территория всей страны); чумы рогатого скота, контагиозной плевропневмонии, везикулярного стоматита, чумы мелких животных (12 мес, территория страны); бруцеллеза, туберкулеза, лейкоза (6 мес), сибирской язвы и эм­физематозного карбункула (20 дней), блутанга (12 мес), аденома-тоза, висны-маеди, артрита-энцефалита (3 года), оспы овец и коз (12 мес), везикулярной болезни свиней (12 мес, территория стра­ны), классической чумы свиней, болезни Ауески, энтеровирусного энцефаломиелита свиней (12 мес, административная террито­рия), трихинеллеза (3 года), репродуктивно-респираторного синдро­ма свиней (12 мес), рожи свиней (20 дней).

К ввозу в Российскую Федерацию не допускаются мясо и мясо­продукты:

имеющие при послеубойной ветсанэкспертизе изменения, характерные для ящура, чумы, анаэробных инфекций, туберку­леза, лейкоза и других заразных болезней, поражения гельмин­тами (цистицеркоз, трихинеллез, саркоспоридиоз, онхоцеркоз, эхинококкоз и др.), а также имеющие признаки отравления раз­личными веществами;

подвергнутые дефростации во время хранения;

имеющие признаки порчи;

содержащие средства консервации;

обсемененные сальмонеллами или возбудителями других бак­териальных болезней;

обработанные красящими веществами, ионизирующим облуче­нием или ультрафиолетовыми лучами.

К ввозу в Российскую Федерацию не допускается мясо птицы:

имеющее при послеубойной ветсанэкспертизе изменения, ха­рактерные для заразных болезней, поражения гельминтозами и признаки отравления;

непотрошеной и полупотрошеной птицы;

недоброкачественное по органолептическим показателям;

содержащее средства консервации.

К ввозу в Российскую Федерацию допускаются молоко и молочные продукты из хозяйств и административных территорий, свобод­ных от заразных болезней животных: африканской чумы свиней (3 года, территория страны), яшура, чумы, контагиозной плевро­пневмонии и везикулярного стоматита крупного рогатого скота (12 мес, территория страны), бруцеллеза, лейкоза, туберкулеза и паратуберкулеза крупного рогатого скота (12 мес), бруцеллеза овец и коз (2 года), оспы овец и коз (6 мес).

К ввозу в Российскую Федерацию допускается сырье из хозяйств и административных территорий, свободных от заразных болезней: губкообразной энцефалопатии крупного рогатого скота и скрепи овец, африканской чумы свиней, лошадей; чумы верблюдов, круп­ного рогатого скота (3 года, территория страны); ящура; оспы овец и коз (12 мес, административная территория); сибирская язва (3 мес).

К ввозу в Российскую Федерацию допускается сперма:

баранов, полученная на предприятиях искусственного осеме­нения, находящихся под постоянным контролем государственной ветеринарной службы стран-экспортеров, с территорий, офици­ально свободных от заразных болезней губкообразной энцефало­патии крупного рогатого скота и скрепи овец (на территории страны), африканской чумы свиней, висны-маеди, аденоматоза, артрита-энцефалита коз, пограничной болезни (3 года, территория страны), кулихорадки, ящура и чумы мелких животных (12 мес, территория страны), блутанга (2 года, административная терри­тория), туберкулеза, паратуберкулеза, бруцеллеза и эпидидими-та (3 года), листериоза, инфекционной агалактии, инфекционно­го мастита, кампилобактериоза, инфекционной плевропневмо­нии, оспы овец и коз (12 мес), лептоспироза (3 мес), сибирской язвы (20 дней);

жеребцов, полученная из административных территорий, офи­циально свободных от инфекционных энцефаломиелитов лоша­дей, вирусного энтерита, африканской чумы лошадей (3 года, тер­ритория страны), сапа (2 года, территория страны), гриппа лоша­дей (12 мес, территория страны), случной болезни, су-ауру, пироплазмоза, нутталиоза (12 мес, административная террито­рия), инфекционного метрита лошадей (12 мес), лептоспироза, ринопневмонии, инфекционной анемии и оспы лошадей (3 мес);

быков-производителей, полученная из территорий, свободных от губкообразной энцефалопатии крупного рогатого скота и скрепи овец, африканской чумы свиней, ящура, везикулярного стоматита, чумы рогатого скота, контагиозной плевропневмонии, чумы мелких животных, бруцеллеза, туберкулеза, лейкоза, паратуберкулеза (3 года, хозяйство), инфекционного ринотрахеита, лептоспироза, безноитиоза, инфекционного кератоконьюнктивита (12 мес, хозяйство);

хряков-производителей из предприятий и административных территорий, официально свободных от африканской чумы свиней (3 года, страна), ящура, везикулярной болезни свиней (12 мес, страна), классической чумы свиней (12 мес, административная территория), туберкулеза, бруцеллеза, трихинеллеза, репродуктив­ного синдрома свиней (3 года, хозяйство), лептоспироза (3 мес).

Подготовку животных, продукции, спермы к импорту в Россий­скую Федерацию осуществляют в соответствии с Международным ветеринарным кодексом, Едиными правилами государственного ветеринарного надзора при международных и межгосударственных перевозках животноводческих грузов (2003), федеральным законо­дательством в области ветеринарии.

К ввозу в Российскую Федерацию допускается племенной крупный рогатый скот, рожденный и выращенный в стране-экс­порте, с беременностью не более 5 мес, не вакцинированный про­тив бруцеллеза, ящура, лептоспироза и происходящий из хозяйств и административных территорий, свободных от заразных болез­ней: губкообразной энцефалопатии крупного рогатого скота и скрепи овец (территория страны), африканской чумы свиней (3 года, страна), чумы рогатого скота, контагиозной плевропневмо­нии, ящура, везикулярного стоматита, чумы мелких животных (12 мес, страна), бруцеллеза, туберкулеза, лейкоза и паратуберкулеза (3 года, хозяйство), инфекционного кератоконъюнктивита, вирусной диареи, безноитиоза (12 мес, хозяйство), лептоспироза (3 мес, хозяйство).

Племенных овец и коз завозят при соблюдении таких же требо­ваний, кроме того, дополнительно хозяйства и территории долж­ны быть свободны от артрита-энцефалита, пограничной болезни, блутанга (2 года, административная территория), листериоза, ин­фекционной агалактии, инфекционного мастита, кампилобактериоза, инфекционной плевропневмонии, инфекционного эпидидимита и оспы овец и коз (12 мес, хозяйство).

Племенных свиней завозят при соблюдении общих требований и дополнительно из хозяйств и территорий, свободных от ящура и везикулярной болезни свиней (12 мес, страна), классической чумы, болезни Ауески, энтеровирусного энцефаломиелита свиней (12 мес, административная территория), трихинеллеза, репродуктивнореспираторного синдрома свиней (3 года, хозяйство).

Племенных лошадей завозят при соблюдении общих требова­ний и дополнительно из хозяйств, свободных от инфекционных энцефаломиелитов лошадей всех типов, вирусного артрита, афри­канской чумы лошадей (3 года, страна), сапа (2 года, страна), ин­фекционного метрита лошадей (12 мес, хозяйство), ринопневмонии, инфекционной анемии, чесотки и оспы лошадей (3 мес, хо­зяйство).

Департаментом ветеринарии Министерства сельского хозяй­ства РФ установлено, что ввоз в Россию подконтрольных госвет­надзору грузов из-за рубежа осуществляется на основании пись­менных разрешений Главного государственного ветеринарного инспектора Российской Федерации и его заместителей.

Подконтрольные грузы должны соответствовать ветеринарным требованиям, что подтверждается ветеринарным сертификатом обшей формы или согласованной между Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и государственной ве­теринарной службой страны-экспортера, а также соглашением, заключенным в двустороннем порядке между государственными ветеринарными службами России и иностранными государствами

 

8.6. ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ ИМПОРТА ПОДКОНТРОЛЬНЫХ ГОСВЕТНАДЗОРУ ГРУЗОВ

 

При импорте подконтрольных грузов государства — участники СНГ подчиняются Единым ветеринарно-санитарным требовани­ям, утвержденным решением Межправительственного совета по сотрудничеству в области ветеринарии государств — участников СНГ от 4 апреля 2000 г.

Для получения разрешения главного государственного ветери­нарного инспектора государства СНГ на импорт подконтрольных грузов импортер продукции животного происхождения не позднее чем за 45 дней, а в случае импорт живых животных не менее чем за 60 дней до предполагаемого ввоза направляет в соответствую­щий орган госветслужбы территории, на которую планируется осуществить импорт, заявление с просьбой о выдаче такого разре­шения.

В заявлении импортера должны быть указаны: наименование, юридический адрес и ИНН импортера; наименование подконт­рольного груза и его код; его количество; страна-экспортер и мес­то происхождения подконтрольного груза; предполагаемый срок ввоза подконтрольного груза; вид транспорта; пункты пропуска через государственную границу; цель импорта; пункт назначения на территории государства СНГ; фирма-получатель, область, го­род; ИНН получателя груза; акты проверок животноводческих ферм; торговое название препарата.

К заявлению импортера прилагаются: копия учетной карты участника внешнеэкономической деятельности; копия договора хранения (переработки) груза; гарантийное письмо о соблюдении требований ветеринарного законодательства.

Главный госветинспектор административной территории в те­чение 15 дней рассматривает заявление импортера с прилагаемыми к нему материалами и направляет в министерство сельского хозяйства государства СНГ ходатайство о выдаче импортеру разре­шения на импорт подконтрольных грузов либо направляет импор­теру обоснованный отказ.

В ходатайстве главного госветинспектора административной территории указываются те же сведения, что в заявлении импор­тера, к нему прилагаются: заявление импортера; акты ветеринарно-санитарной аттестации производства и уведомление о возмож­ности утилизации подконтрольного груза при его несоответствии ветеринарным требованиям.

Главный госветинспектор государства СНГ в течение 30 дней рассматривает ходатайство. По результатам рассмотрения прини­мается решение о выдаче разрешения на импорт подконтрольных грузов или об отказе в его выдаче.

В выдаче разрешения на импорт может быть отказано в случаях:

ухудшения эпизоотической обстановки в стране-экспортере по особо опасным болезням животных;

выявления в грузе запрещенных химических или биологичес­ких веществ;

предоставления импортером недостоверных данных;

несоответствия ветеринарно-санитарного состояния пред­приятий по хранению (переработке) подконтрольных грузов, заявленных импортером, установленным ветеринарным прави­лам;

отсутствия необходимых данных в заявлении импортера либо необходимых приложений к заявлению импортера;

несоответствия заявленного к ввозу объема подконтрольных грузов производственным мощностям заявленных предприятий;

если на одних и тех же предприятиях предполагается разме­щать однородные подконтрольные грузы для переработки и для реализации без переработки.

Решение главного госветинспектора государства СНГ о выдаче разрешения на импорт подконтрольных грузов или об отказе в его выдаче оформляется в виде телефонограммы в адрес учреждения госветнадзора и в соответствующий орган управления госветслужбы административной территории, куда планируется осуществить импорт подконтрольных грузов.

Выданное разрешение на импорт в государство СНГ подкон­трольных грузов в течение срока его действия может быть ото­звано по тем же причинам, по которым может быть отказано в его выдаче.

Импортер, получивший разрешение на импорт подконтроль­ных грузов в государство СНГ, обязан:

соблюдать требования ветеринарного законодательства при ввозе в государство СНГ подконтрольных грузов;

довести до экспортера подконтрольных грузов ветеринарно-санитарные требования при ввозе в государство СНГ подконтроль­ных грузов и образец ветеринарного сертификата;

исполнять указания должностных лиц госветслужбы; информировать соответствующий орган управления госвет­службы административной территории, на которую планируется осуществить импорт подконтрольных грузов, о намерении хра­нить (перерабатывать) подконтрольные грузы на предприятиях, не указанных в разрешении на их импорт;

хранить (перерабатывать) ввезенные подконтрольные грузы только на предприятиях, прошедших ветеринарно-санитарную ат­тестацию производства;

использовать ввезенные подконтрольные грузы на условиях, указанных в разрешении на импорт.

При импорте готовых продуктов животного происхождения (консервы, сыры, сухое молоко, яичный порошок, детское пита­ние, колбасные и рыбные изделия, молочные продукты, морепро­дукты, бульонные кубики и сухие супы быстрого приготовления, а также дегидрированные супы, сухие детские каши, сухое детское питание, готовые изделия из сырья животного происхождения, обработанные заводским способом, добавки животного происхож­дения для использования в пищевой промышленности) из госу­дарств, благополучных по карантинным болезням животных, в не­нарушенной упаковке, изготовленных в соответствии с требова­ниями стандартов и нормативов на предприятиях государств-экспортеров и при выполнении действующих ветеринарных и са­нитарных правил и требований, разрешения главного госветинспектора государства СНГ не требуется.

Не требуется разрешения главного госветинспектора государ­ства СНГ при ввозе более 2 гол. мелких домашних животных, при­надлежащих гражданам.

При импорте подконтрольные грузы досматривают дежурные ветврачи ПКВП. Оформление ветеринарного сертификата взамен ветеринарного сертификата страны-экспортера производят только при условии полного ветеринарного досмотра груза и полного его таможенного оформления. В ветеринарном свидетельстве, выдан­ном ветврачом ПКВП, должен быть указан номер разрешения главного госветинспектора государства СНГ на ввоз подконтроль­ного груза и записан предусмотренный в нем порядок его реализа­ции или использования.

После завершения контроля дежурный ветврач ПКВП на документах проставляет штамп «Выпуск разрешен», заверяет личной номерной печатью и подписью, которую расшифровы­вает именным штампом с указанием своей фамилии и инициалов

При импорте лекарственных средств в государство—участник СНГ требуется: разрешение главного госветинспектора государства СНГ; лицензия на деятельность по распространению лекарственных средств; сведение об отсутствии в составе ввозимых лекарственных средств наркотических веществ, психотропных веществ и их прекур­соров; удостоверение качества предприятия-изготовителя; сертификат соответствия государства-экспортера; регистрационное удостовере­ние, выданное центральным органом ветеринарии соответствующего государства—участника СНГ; сертификат качества. Ветеринарных свидетельств или ветеринарных сертификатов не требуется.

Порядок переадресовки импортных подконтрольных грузов, ввезенных на территорию государства СНГ для промышленной переработки, определяется главным госветинспектором государ­ства СНГ.

Перегрузка подконтрольных грузов или транзит через государ­ства СНГ, перегрузка в морских портах иностранных государств на иные виды транспорта допускаются только по разрешениям главного госветинспектора соответствующего государства СНГ, который определяет порядок транзита и согласует это с централь­ной ветеринарной службой импортирующего государства и погра­ничным ветеринарным органом этого государства.

При разделении общей партии подконтрольного груза, сопро­вождаемой одним ветеринарным сертификатом страны-экспорте­ра, на каждую партию груза дежурным ветеринарным врачом ПКВП оформляется копия сертификата государства-экспортера, в которую на обороте листа вносят следующие данные: соответствие груза и нового транспортного средства требованиям общего ветсертификата; номер транспортного средства и конкретное количе­ство перегруженного в него груза; название и адрес получателя груза в государстве—участнике СНГ и дата перегрузки. Копию ветсертификата государства перегрузки, подписанную и заверен­ную дежурным ветеринарным врачом ПКВП, прикладывают к пе­ревозочным документам.

При объединении мелких партий подконтрольного груза в иностранных портах или на станциях груз в дальнейшем сопро­вождается оригиналами всех ветеринарных сертификатов, оформ­ленных на соответствующие мелкие партии, на обороте которых дежурный ветеринарный врач ПКВП государства перегрузки вно­сит данные о номере транспортного средства, в которое произве­дена перегрузка.

На подконтрольные грузы, перегруженные в железнодорожные вагоны или универсальные контейнеры, сертификат переоформ­ляют и выдают на каждый вагон, контейнер или мелкую партию. Этот же ветеринарный врач должен оформить общий сертификат страны-транзита на всю партию.

 

8.7. ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО

ВЕТЕРИНАРНОГО НАДЗОРА ЗА ЭКСПОРТОМ ЖИВОТНЫХ

И ПРОДУКЦИИ ЖИВОТНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ

 

Перемещение подконтрольных грузов через государственную границу Российской Федерации допускается только в пунктах пропуска на железнодорожных и автомобильных станциях, в мор­ских и речных портах, аэропортах или иных специально оборудо­ванных местах, открытых для международных сообщений, где осу­ществляется государственный пограничный ветеринарный конт­роль.

В пунктах пропуска на военно-морских базах, военных аэро­дромах и в других пунктах пропуска через государственную грани­цу России военных транспортных средств Министерством оборо­ны РФ организуются ветеринарные контрольные пункты.

Перевозка подконтрольных грузов при экспорте осуществляет­ся при наличии письменных разрешений Главного государствен­ного ветеринарного инспектора Российской Федерации.

Подконтрольные грузы на протяжении всего времени транс­портирования сопровождаются ветеринарными сертификатами, оформленными Государственной ветеринарной службой.

При наличии согласованных парафированных форм ветери­нарных сертификатов на конкретные виды подконтрольных грузов их вывоз разрешается только по указанным документам. Вывоз подконтрольных грузов в государства, с которыми не со­гласованы ветеринарные сертификаты, осуществляется по вете­ринарным сертификатам, содержание которых гарантирует вы­полнение ветеринарных требований страны назначения в полном объеме.

Государственная ветеринарная служба страны-импортера мо­жет потребовать предоставить ветеринарный сертификат по спе­циальной форме.

Перевозка предметов коллекционирования по зоологии, архео­логии и палеонтологии (чучела животных, останки вымерших жи­вотных и другие предметы коллекционирования) должна сопро­вождаться ветеринарными сопроводительными документами, подтверждающими благополучие местности по болезням списка А Международного эпизоотического бюро.

Организации, граждане, в том числе индивидуальные предпри­ниматели, занимающиеся заготовкой, хранением, переработкой, экспортно-импортными поставками животноводческой продук­ции, разведением, выращиванием, содержанием животных, в том числе племенные хозяйства, карантинные базы, зообазы, зоопар­ки, цирки, ипподромы, выставочные помещения для животных, должны иметь разрешение на осуществление перечисленных видов деятельности от главных государственных ветеринарных инс­пекторов соответствующих субъектов Российской Федерации и находиться под их постоянным контролем.

Вывоз животных, находящихся под угрозой исчезновения, а также их частей или дериватов, включая охотничьи трофеи, до­пускается при наличии разрешения административного органа Российской Федерации в соответствии с Конвенцией о междуна­родной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС) — Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Расходы по оформлению всех видов ветеринарных докумен­тов, выполнению ветеринарных требований, в том числе прове­дению ветеринарных обработок и исследований, а также других видов работ и услуг, связанных с проведением ветеринарного досмотра при экспортных перевозках, несет владелец подконт­рольного груза.

Лица, виновные в нарушении ветеринарных правил при осуще­ствлении экспортных перевозок подконтрольных грузов, несут от­ветственность в соответствии с международными договорами и за­конодательством Российской Федерации.

При оформлении экспорта из Российской Федерации в страны Евросоюза домашних животных руководствуются Правилами вво­за домашних животных, унифицированными на территории ЕС с 3 июля 2004 г.

При экспорте из России в страны Евросоюза кошек, собак и домашних хорьков должны соблюдаться изложенные ниже требо­вания.

Идентификация: животное, пересекающее границу страны Ев­росоюза, должно быть идентифицировано имплантированным микрочипом (носителем уникального цифрового кода) или отчет­ливой татуировкой (с июля 2011 года в качестве идентификацион­ной отметки будет приниматься только микрочип). В случае несо­ответствия микрочипа стандартам ISO 11784, ISO 11785 (А) владе­лец животного должен предоставить устройство, считывающее информацию (сканер).

Вакцинация против бешенства: животное должно быть привито от бешенства инактивированной вакциной, соответствующей международному стандарту ВОЗ (WHO), не позднее чем за 21 сут до ввоза в иностранные государства (карантин на срок 30 сут не требуется при наличии возобновленной прививки, если в доку­ментах на животное имеются отметки ветеринарного специалиста о наличии не менее двух прививок). Вакцина в обязательном по­рядке должна быть изготовлена фирмой, зарегистрированной и одобренной к применению на территории Евросоюза (например, «Рабизин», «Нобивак» и т. д.).

Профилактика эхинококкоза (ленточных червей): при ввозе со­бак или кошек требуется наличие ветеринарного свидетельства о получении животным надлежащей дозы препарата, утвержденно­го для данного вида животных против ленточных червей, вызыва­ющих эхинококкоз и содержащего празиквантел. Срок данного свидетельства не должен превышать 30 дней.

Ветеринарное свидетельство (или паспорт домашнего живот­ного): при вывозе животных из Российской Федерации требует­ся ветеринарное свидетельство формы № 1, полученное не ра­нее чем за 3 дня до отъезда и выдаваемое государственной вете­ринарной службой при предъявлении животного и его ветеринарного паспорта с указанием сделанных прививок. К свидетельству должны прилагаться оригиналы справок о при­вивках и лабораторного заключения (или их нотариально заве­ренные копии).

В свидетельстве должны быть указаны фамилия владельца или сопровождающего, вид животного, даты прививок, пункт назна­чения и маршрут следования. При пересечении государственной границы России представители пограничного государственного ветеринарного надзора ветеринарное свидетельство должны обме­нять на международный сертификат, оформленный на английс­ком языке или (если это требуется) на языке страны пункта назна­чения.

Разрешение из Российской кинологической ассоциации на вывоз со­баки: разрешение подписывается представителем Российской ки­нологической ассоциации и заверяется печатью этой организа­ции.

Отдельные страны Европы и мира при ввозе на их территорию домашних животных предъявляют дополнительные требования.

Болгария требует предоставления международного ветеринар­ного паспорта установленного образца, ветеринарного свидетель­ства, выданного не позднее чем за 14 дней до пересечения грани­цы. Кроме того, должна быть проведена вакцинация против бе­шенства, сделанная не ранее чем за 30 дней и не позднее чем за 12 мес до пересечения границы (для кошек за 6 мес).

В Великобританию ввоз животных и птиц без предварительно оформленной импортной лицензии запрещен. Все ввозимые в Ве­ликобританию животные должны пройти карантин в течение 6 мес в специализированных британских учреждениях.

Греция требует предоставления международного ветеринарно­го паспорта и ветеринарного свидетельства, выданного не позднее чем за 10 дней до пересечения границы, составленного на англий­ском или французском языке. Кроме того, должна быть проведена вакцинация против бешенства, сделанная не ранее чем за 15 дней и не позднее чем за 12 мес до пересечения границы.

Латвия требует предъявления паспорта о прививках против бе­шенства, чумы (Staupe), лептоспироза (Leptospirose), парвовироза (Parvovirose), а кошек против бешенства и панлейкопении.

Франция требует предъявления сведений о вакцинации, сде­ланной не ранее чем за 30 дней и не позднее чем за 12 мес до пере­сечения границы: от бешенства, чумы плотоядных (для собак), инфекционного гепатита, лептоспироза. Разрешается провозить максимально не более трех животных, из них одно животное — в возрасте от 3 до 6 мес. Ввоз животных моложе 3 мес во Францию запрещен. Ввоз собак семейства питбулей (американский стаффорд-ширский терьер, бультерьер) и пород мастиф и тоса запрещен. Для крупных пород собак необходимы поводок и намордник.

Государственными ветеринарными службами отдельных стран полностью или частично запрещен ввоз на их территорию домаш­них животных, например на Мальту запрещен ввоз кошек и собак, в Египет запрещен ввоз щенков и котят в возрасте до 3 мес.

 

8.8. ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ ЭКСПОРТА ЖИВОТНЫХ

И ПРОДУКЦИИ ЖИВОТНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ

И ДРУГИХ ГРУЗОВ

 

Для оформления разрешения на вывоз подконтрольных гру­зов за рубеж владельцу груза необходимо не менее чем за 30 дней письменно обратиться с заявлением к главному государствен­ному ветеринарному инспектору административной территории государства по месту нахождения груза. К заявлению прилагает­ся ветеринарное требование государства-импортера. В заявле­нии экспортера должны быть указаны следующие сведения: наименование, юридический адрес и ИНН экспортера; наиме­нование подконтрольного груза и его код; количество груза; на­значение продукции; ветеринарно-санитарная аттестация про­изводства; официальные требования ветслужбы страны-импор­тера; вид транспорта, пункты пропуска через государственную границу.

Главный государственный ветеринарный инспектор рассмат­ривает возможность экспорта груза. В случае невозможности вы­полнения ветеринарных требований государства-импортера он дает официальный обоснованный ответ владельцу груза о запре­щении вывоза.

При положительном решении главный государственный вете­ринарный инспектор административной территории направляет главному государственному ветеринарному инспектору страны-экспортера запрос для оформления разрешения на ввоз не менее чем за 15 дней до планируемого вывоза подконтрольного груза.

Необходимое условие — полное выполнение ветеринарных требо­ваний государства-импортера.

При экспорте готовых продуктов животного происхождения (консервы, сыры, яичный порошок, детское питание, колбасные и рыбные изделия, молочные продукты, морепродукты и т. д.), бульонные кубики, сухие супы быстрого приготовления, дегид­рированные супы; сухие детские каши, сухое детское питание; готовые изделия из сырья животного происхождения, обработан­ные заводским способом, добавки животного происхождения для использования в пищевой промышленности, изготовленных в со­ответствии с требованиями стандартов и нормативов, разрешения главного государственного ветеринарного инспектора государ­ства-экспортера не требуется.

При экспорте продуктов детского питания и топленых кули­нарных жиров ветеринарные сертификаты оформляют только по требованию ветеринарных служб государств-импортеров.

Не требуется разрешения главного государственного ветери­нарного инспектора государства-экспортера при вывозе не более 2 гол. мелких домашних животных, принадлежащих гражданам.

При отгрузке главный государственный ветеринарный инспек­тор страны-экспортера оформляет ветсвидетельство, в котором должны быть указаны сведения о выполнении ветеринарных тре­бований государства-импортера и номер разрешения на вывоз подконтрольного груза.

Подконтрольные грузы вывозят с территории государства толь­ко с ветеринарным сертификатом, который оформляет дежурный ветеринарный врач ПКВП.

При экспорте лекарственных средств требуются: разрешение главного государственного ветеринарного инспектора государ­ства-экспортера; лицензия на деятельность по распространению лекарственных средств; документы, подтверждающие право соб­ственности на лекарственные средства; наличие сведений об от­сутствии в составе вывозимых лекарственных средств наркотиче­ских веществ, психотропных веществ и их прекурсоров.

 

8.9. ПОРЯДОК ОБРАЩЕНИЯ

В ГОСУДАРСТВЕННУЮ СОБСТВЕННОСТЬ,

ВОЗВРАТА ИЛИ УНИЧТОЖЕНИЯ ЗАДЕРЖАННЫХ

ИЛИ КОНФИСКОВАННЫХ ГРУЗОВ

 

Все подконтрольные грузы, задержанные или конфискованные таможенными или другими уполномоченными органами, в обяза­тельном порядке подлежат ветеринарному контролю. Орган, за­державший или конфисковавший груз, обязан немедленно проинформировать учреждения госветнадзора, контролирующие ре­гион, не допускать каких-либо действий по отношению к задер­жанному или конфискованному подконтрольному грузу до про­ведения ветеринарного контроля дежурным ветеринарным вра­чом пквп.

Размещение задержанного подконтрольного груза на складе временного хранения или перемещение его в другие зоны тамо­женного обслуживания производят по согласованию с главным государственным ветеринарным инспектором учреждения госвет­надзора в присутствии дежурного ветеринарного врача ПКВП.

Окончательное решение о порядке выпуска конфискованного подконтрольного груза принимают только после рассмотрения документов, касающихся груза, а в случае необходимости и ре­зультатов лабораторной экспертизы проб, отобранных от каждой партии груза.

Выпуск или реализация конфискованного подконтрольного груза могут быть произведены только на основании официально­го разрешения главного государственного ветеринарного инс­пектора.

Если такое разрешение есть, дежурный ветеринарный врач ПКВП обязан:

сделать полный досмотр подконтрольного груза и проверить соответствие сопроводительных документов и самого груза;

оформить вместо ветеринарного сертификата государства-экс­портера ветеринарное свидетельство, в котором указать номер разрешительного документа, и произвести запись о порядке реа­лизации груза или об особых условиях его дальнейшей перевозки и хранения;

поставить во всех перевозочных документах штамп «Выпуск разрешен», заверив его личной номерной печатью и подписью, и указать дату.

В случае обнаружения и задержания подконтрольного груза, не соответствующего ветеринарно-санитарным требованиям, он под­лежит возврату или ветеринарно-санитарной экспертизе.

В случае принятия решения о запрещении использования за­держанной (запрещенной к ввозу) продукции в пищу людям или на корм животным по согласованию с владельцем груза определя­ют возможные способы и условия его утилизации, уничтожения или возврата за счет владельца или экспортера.

Подконтрольный груз, владелец которого не может подтвер­дить его происхождение, качество и ветеринарно-санитарную бе­зопасность документами, а также имеющий явные признаки недо­брокачественности, с разрешения главного государственного вете­ринарного инспектора подлежит уничтожению без проведения экспертизы или возвращается грузоотправителю.

Для оформления возврата подконтрольных грузов необходимы следующие документы:

акт о запрещении движения подконтрольного груза;

письменные заявления грузополучателя и отправителя груза в адрес таможни и учреждения госветнадзора о своем согласии на возврат груза;

заключение-предписание органа госветнадзора по результатам комплексных лабораторных исследований проб груза.

Окончательное решение о возврате задержанного груза, посту­пившего с нарушением ветеринарно-санитарных требований, принимает главный государственный ветеринарный инспектор соответствующего государства.

При возврате подконтрольных грузов, не соответствующих ветеринарно-санитарным требованиям, дежурный ветврач ПКВП на ветеринарном сертификате государства-экспортера и товаросоп­роводительных документах ставит штамп «Ввоз запрещен» или «Возврат», заверяет их подписью и личной номерной печатью и ставит дату.

 

Контрольные вопросы и задания

 

1. Дайте характеристику Всемирной ветеринарной ассоциации.

2. Расскажите о структуре и задачах Международного эпизоотического бюро.

3. Расскажите об Основах правового регулирования ветеринарной деятельно­сти в сфере международной торговли животными и продукцией животного проис­хождения.

4. Перечислите и дайте характеристику основным терминам, принятым в Международном ветеринарном кодексе.

5. Расскажите об обязательствах ветеринарных служб в сфере международной торговли животными и продуктами животноводства.

6. Как оценивают уровень работы ветеринарной службы по рекомендации Международного эпизоотического бюро?

7. Каковы особенности ветеринарной службы в зарубежных странах?

8. Охарактеризуйте Единые правила государственного ветеринарного надзора при международных и межгосударственных перевозках животноводческих грузов.

9. Как организован государственный ветеринарный надзор за импортом жи­вотных и продукции животного происхождения?

10. Расскажите о порядке оформления импорта подконтрольных госветнадзо­ру грузов.

11. Как организован государственный ветеринарный надзор за экспортом жи­вотных и продукции животного происхождения?

12. Расскажите о порядке оформления экспорта животных и продукции жи­вотного происхождения и других грузов.

13. Какие требования предъявляются при экспорте из Российской Федерации в страны Европы собак, кошек и других домашних животных?

14. Как осуществляется обращение в государственную собственность, возврат или уничтожение зараженных или конфискованных подконтрольных госветнад­зору грузов?

 

 

Глава 9. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ

ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

В ОБЛАСТИ ВЕТЕРИНАРИИ

 

9.1. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

ЗА НАРУШЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

В ОБЛАСТИ ВЕТЕРИНАРИИ

 

Административная ответственность за нарушение федерально­го законодательства в области ветеринарии регулируется Кодек­сом Российской Федерации об административных правонару­шениях, принятым 30 декабря 2001 г. и введенным в действие с 1 июля 2002 г. За период его применения в него внесены дополне­ния и изменения федеральными законами от 25 апреля, 25 июля, 30 и 31 октября, 31 декабря 2002 г.; 30 июня, 4 июля, 11 ноября,

8 и 23 декабря 2003 г.; 9 мая, 26 и 28 июля, 20 августа, 25 октября, 28 и 30 декабря 2004 г.; 7 и 21 марта, 22 апреля, 9 мая, 18 июня, 2, 21, 22 июля, 27 сентября, 5, 19, 26, 27, 31 декабря 2005 г.; 5 янва­ря, 2 февраля, 3, 16 марта, 15 и 29 апреля, 8 мая, 3 июня, 3, 18, 26, 27 июля, 16 октября, 3 и 5 ноября, 4, 18, 29, 30 декабря 2006 г.;

9 февраля, 23 марта, 9 и 20 апреля, 7, 10 мая, 22 июня, 19 и 24 июля, 2, 18 октября, 8, 27 ноября, 1, 6 декабря 2007 г.; 3 марта, 29 апреля, 13, 16, мая, 14, 22 июля, 8 ноября, 3 декабря 2008 г.

Главные задачи Кодекса РФ об административных правонару­шениях — защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья человека, защита собственности, за­конных экономических интересов юридических и физических лиц и т. д.

Административным правонарушением признано противоправ­ное, виновное действие (бездействие) физического и юридическо­го лица, за которое установлена административная ответствен­ность. Юридическое лицо признается виновным в совершении ад­министративного правонарушения, если установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за наруше­ние которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры но их соблюдению.

Кодексом РФ об административных правонарушениях установле­ны следующие виды административных наказаний:

предупреждение;

административный штраф;

возмездное изъятие орудия совершения или предмета админис­тративного правонарушения;

конфискация орудия совершения или предмета администра­тивного правонарушения;

лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

административный арест;

административное выдворение за пределы Российской Федера­ции иностранного гражданина или лица без гражданства;

дисквалификация;

административное приостановление деятельности (введено в 2005 г.).

Предупреждение — мера административного наказания, выра­женная в официальном порицании физического или юридическо­го лица.

Административный штраф — это денежное взыскание, выра­женное в рублях, устанавливается для граждан в размере, не пре­вышающем 5 тыс. руб., для должностных лиц — 50 тыс. руб., для юридических лиц — 1 млн руб., или может выражаться в величи­не, кратной:

стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правона­рушения (не более 3-кратного размера);

сумме неуплаченных и подлежащих уплате налогов (не более 3-кратного размера);

сумме выручки правонарушения от реализации товаров (рабо­ты, услуги) (не более 1/25 совокупной выручки).

Размер административного штрафа не может быть менее 100 руб.

Штраф подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в со­ответствии с законодательством Российской Федерации.

Представление по делу об административном правонарушении не может быть внесено по истечении 2 мес со дня совершения правонарушения.

Рассмотрим содержание основных статей Кодекса, касающихся ветеринарии.

Глава 10. Статья 10.6. 1. Нарушение правил карантина живот­ных или других ветеринарно-санитарных правил, за исключением случаев, предусмотренных второй частью настоящей статьи (в ред. Федерального закона от 03.12.2008 № 247-ФЗ), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1 тыс. руб.; на должностных лиц — от 3 тыс. до 5 тыс. руб.; на лиц, осу­ществляющих предпринимательскую деятельность без образова­ния юридического лица, — от 3 тыс. до 5 тыс. руб. или админист­ративное приостановление деятельности на срок до 90 сут; на юридических лиц — от 10 тыс. до 20 тыс. руб. или административ­ное приостановление деятельности на срок до 90 сут (в ред. феде­ральных законов от 09.05.2005 № 45-ФЗ, от 09.04 2007 № 44-ФЗ, от 22.06.2007 №П6-Ф3).

2. Нарушение правил борьбы с карантинными и особо опасны­ми болезнями животных — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 тыс. до 1 тыс. 500 руб.; на долж­ностных лиц — от 5 тыс. до 7 тыс. руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридичес­кого лица, — от 5 тыс. до 7 тыс. руб. или административное при­остановление деятельности на срок до 90 сут; на юридических лиц — от 90 тыс. до 100 тыс. руб. или административное приоста­новление деятельности на срок до 90 сут (вторая часть введена Фе­деральным законом от 03.12.2008 № 247-ФЗ).

Данной статьей регулируются полномочия органов государ­ственного ветеринарного надзора при следующих правонаруше­ниях в области ветеринарии:

нарушение правил карантина, вводимого при появлении угро­зы возникновения и распространения заразных и массовых неза­разных болезней животных Правительством Российской Федера­ции, органами исполнительной власти субъектов Российской Фе­дерации, органами местного самоуправления на основании представлений главных государственных ветеринарных инспекто­ров и их заместителей (статья 17 Закона РФ «О ветеринарии»);

нарушение общих требований по предупреждению и ликвида­ции болезней животных и обеспечению ветеринарной безопасно­сти продуктов животноводства (раздел 4 Закона РФ «О ветерина­рии»);

нарушение ветеринарных требований, предъявляемых к юри­дическим и физическим лицам по содержанию, кормлению и во­допою животных, их перевозке или перегону (статья 13 Закона РФ «О ветеринарии»);

непроведение профилактических обработок животных, несвое­временное принятие мер по ликвидации очагов заболевания;

нарушение ветеринарно-санитарных требований, установлен­ных постановлениями Правительства Российской Федерации, приказами Министерства сельского хозяйства Российской Феде­рации и т. д.

Статья 10.7. 1. Сокрытие от органов госветнадзора сведений о внезапном падеже или об одновременных массовых заболеваниях животных, либо несвоевременное извещение указанных органов, а также несвоевременное принятие либо непринятие мер по лока­лизации этих падежа или заболеваний влечет наложение админи­стративного штрафа:

на граждан — от 500 до 1 тыс. руб.;

должностных лиц — от 1 тыс. до 2 тыс. руб.;

юридических лиц — от 10 тыс. до 20 тыс. руб. (в ред. ФЗ от

22.06.2007 № 116-ФЗ).

2. Те же действия, совершенные в период проведения на соот­ветствующей территории ограничительных мероприятий (каран­тина), влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 тыс. до 1 тыс. 500 руб.; на должностных лиц — от 2 тыс. до 2 тыс. 500 руб.; на юридических лиц — от 90 тыс. до 100 тыс. руб. (часть вторая введена Федеральным законом от

03.12.2008 № 247-ФЗ).

Данная статья регулирует действия органов государственного ветеринарного надзора при следующих правонарушениях в обла­сти ветеринарии:

сокрытие сведений о внезапном падеже животных или об одно­временных массовых заболеваниях животных юридическими и физическими лицами от органов государственного ветеринарного надзора;

несвоевременное извещение органов государственного ветери­нарного надзора о внезапном падеже или одно


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.068 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал