![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Животных
Определение последствий риска заключается в описании связей между подверженностью возбудителя и последствиями. Последствия бывают: прямые (связанные с заболеванием животных; отражающиеся на здоровье человека); непрямые (затраты на наблюдение и профилактику, компенсацию; потенциальные торговые потери; пагубные последствия на окружающей среде). Оценка риска — обобщение результатов эмиссии, подверженности и последствий. Количественную оценку применяют при определении количества стад, животных, лиц, которые столкнулись с проблемами здоровья; распределении вероятности и интервалов доверия; анализе чувствительности, влияющей на оценку риска; анализе способа установления взаимосвязей параметров риска. Управление риском включает: подсчет риска, выбор мер для снижения риска, выполнение избранных мер, мониторинг и проверку эффективности проводимых мер. Извещение о риске — процесс разноплановый и непрерывный. Стратегия извещения о риске определяется немедленно. Извещение о риске должно быть всеобъемлющим, взаимным, непрерывным. Извещение направляется властям экспортирующей страны и другим заинтересованным сторонам. В извещение включаются результаты сбора мнений о риске. Оценка ветеринарных служб, рекомендуемая МЭБ. Качество работы ветеринарных служб любой страны зависит от соблюдения следующих основных принципов: компетентность — ветспециалисты должны обладать квалификацией, необходимой для исполнения профессиональных обязанностей; независимость от политических, торговых, финансовых и других вышестоящих работников; непредвзятость — беспристрастность всех партнеров; неподкупность — недопустимы мошенничество, коррупция и т. д.; объективность; общая организация — наличие ветеринарного законодательства, способность разрешать любые проблемы, наличие специальных структур для выполнения ветеринарных мер при осуществлении международной торговли, ответственность ветеринарной службы всех уровней; наличие нормативных документов по организации международной торговли, предупреждению и ликвидации вспышек болезней, эпизоотнаблюдению и зонированию, технике инспектирования, отбору проб, диагностике болезней животных, контролю биопродуктов, дезинфекции, дезинсекции, уничтожению патогенных возбудителей; бесперебойная внутренняя и внешняя связь; признание права других стран на оценку внутренних ветеринарных служб в соответствии с основными направлениями МЭБ. Страна, намеривающая провести оценку ветеринарной службы другой страны, обязана письменно оповестить об этом. После заключения договора необходимо предоставить соответствующие сведения для оценки ветеринарной службы. Критерии оценки структуры и организации ветслужб: политика, цели и обязательства на всех уровнях; четкое разграничение полномочий министерств, управлений и должностных лиц; установление ответственности за эпизоотологическое наблюдение, профилактику, контроль импорта; системы идентификации болезней (сеть ветеринарных лабораторий); объективная оценка качества; полномочия представлять страну на официальных международных встречах; оценка деятельности органов исполнительной власти в области ветеринарии субъектов страны; перечень международных соглашений. Критерии оценки систем контроля качества должны включать описание международной аккредитации ветеринарных учреждений, соблюдение норм МЭБ. Критерии оценки людских ресурсов: указание числа квалифицированных дипломированных ветеринарных врачей; функции различных категорий работников ветслужбы, способность получать достоверную информацию об эпизоотическом состоянии и т. д. Критерии оценки материального положения: реальный годовой бюджет, размер заработной платы, другие доходы ветеринарных специалистов; помещение, коммуникации (почта, факс, телефон, телекс, радиосвязь); транспортные средства; технические аспекты (холодильное оборудование, диагностические лаборатории, научные исследования). Способность к действию и регламентарная база: здоровье животных и ветеринарное обеспечение здравоохранения (способность контролировать здоровье скота и профилактировать болезни человека); инспектирование при экспорте/импорте. Контроль здоровья животных: зоосанитарная ситуация, профилактика болезней животных, национальная система декларации болезней животных. Программа ветеринарного обеспечения здравоохранения человека: гигиена пищевых продуктов, профилактика зоонозов, программа поиска химических остаточных веществ; контроль качества ветеринарных препаратов; взаимная интеграция программ здоровья животных и ветеринарного обеспечения здравоохранения человека. Соглашение о применении Международного ветеринарного кодекса. Цель такого соглашения — снижение до минимума отрицательного влияния существующих ветеринарно-санитарных барьеров на международную торговлю: максимальная координация ветеринарно-санитарных мер, принимаемых различными странами в целях охраны здоровья и жизни людей и животных. Мировое сообщество придает большое значение работе Международного эпизоотического бюро по охране здоровья людей и животных при международной торговле животными и продуктами животного происхождения. Международному ветеринарному кодексу следуют государственные и частные ветеринарные службы многих стран, а также граждане, деятельность которых затрагивает международную торговлю животными и продукцией животноводства. Они стараются быть информированными во всех решениях МЭБ по Кодексу.
8.3. ВЕТЕРИНАРНАЯ СЛУЖБА В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ
Ветеринарные службы мира не похожи одна на другую по научному уровню, организации, наличию кадров, диагностических, научно-исследовательских учреждений и учебных заведений, по финансированию и поддержке со стороны государства и т. д. Различны системы борьбы с болезнями в развивающихся и промышленно развитых странах одного и того же региона, а иногда и внутри одной страны. По официальным данным ФАО и ООН, 59 % всего поголовья животных на Земле находится в развивающихся странах, а 41 % — в промышленно развитых, в то же время 81 % квалифицированных ветеринарных специалистов сосредоточен в промышленно развитых странах, а на долю развивающихся приходится лишь 19 %. Следовательно, нагрузка на одного ветеринарного врача в развитых странах в 5, 2 раза меньше, чем в развивающихся. Различия в ветеринарном обслуживании объясняются не только политико-экономическим укладом, характером торговых и культурных взаимосвязей, но и природно-климатическими условиями. Так, для Африканского континента характерны многообразие дикой фауны, особый уклад жизни коренного населения, преимущественно экстенсивное ведение животноводства, неравномерность размещения животных. Эпизоотическое состояние этого региона характеризуется наличием большого числа карантинных и малоизвестных болезней животных, которые представляют значительную угрозу и являются причиной огромных ежегодных потерь животноводческой продукции. В странах Азии и Латинской Америки эпизоотическая обстановка также сложная и напряженная, поэтому страны этих регионов являются «горячими точками» в отношении многих инфекционных заболеваний животных. Во многих азиатских и латиноамериканских странах основным фактором недостаточно эффективной борьбы с болезнями скота является дефицит квалифицированных специалистов. Крайне недостаточное число ветеринарных школ в этих регионах не позволяет обеспечить подготовку необходимого числа специалистов. В тропических странах существует проблема нехватки и высокой стоимости фармацевтических средств, биологических препаратов, акарицидов, инсектицидов и т. д. Все лекарственные вещества, как и аппаратуру для их введения, обычно закупают в развитых государствах на иностранную валюту, что странам с недостаточно здоровой экономикой сделать непросто. Намного благополучнее эпизоотическая обстановка в странах Европы, Северной Америки и Океании. Они имеют хорошо организованную ветеринарную службу и обширную сеть научно-исследовательских учреждений. Животноводство ведется главным образом на интенсивной и полуинтенсивной основе. Осуществляется надежный контроль за состоянием животных, применяются современные методы и средства диагностики, профилактики и борьбы с болезнями. Все это определяет благополучие этих стран в отношении многих инфекционных заболеваний сельскохозяйственных животных. Так, в развитых странах Европы и Америки потери от болезней составляют лишь 10—20 % стоимости валовой продукции животноводства. Основные функции государственных ветеринарных служб в большинстве стран — контроль за эпизоотической обстановкой, здоровьем животных, импортно-экспортными перевозками, качеством биологических и других ветеринарных препаратов, мясных и других пищевых продуктов животного происхождения, а также лабораторными диагностическими исследованиями. Штаты служб различных стран отличаются в зависимости от структуры и системы животноводства, численности населения, площади, климата, политического и экономического устройства, уровня развития экономики. Примерно в половине стран ветеринарию финансируют из бюджетов территориальных образований и частично (25 %) — из национального бюджета. Численность ветеринарных специалистов в отдельных странах в основном зависит от количества животных, однако строгой зависимости не наблюдается. По общему числу ветеринарных врачей США занимают 1-е место, Индия — 2-е, Япония — 3-е, Бразилия — 4-е. Нагрузка ветеринарного врача колеблется от 300 усл. гол. в Японии до 19, 4 тыс. усл. гол. в Пакистане. Ветеринарные службы многих стран оказывают значительное влияние на эффективность производства продуктов животноводства. За счет проведения ветеринарных мероприятий национальный доход США возрастает на 10 млрд долл., а фермеры получают в среднем 3 долл. на каждый затраченный доллар. Вложение в ветеринарное образование в США (39 тыс. долл. в год на студента) приносит доход до 6 долл. на каждый затраченный доллар. На ветеринарное обеспечение существенное влияния оказывает структура ветеринарной службы. Доля ветеринарных врачей, занятых в органах государственного управления в отдельных странах, колеблется: 3, 3 % в США, 5, 7 — Великобритании, 44, 8 — Бразилии, 33 — Японии, 35, 3 % — Испании и т. д. Спрос на ветеринарные услуги определяет численность ветеринарных врачей, занятых частной практикой. В США частной практикой занимается 74, 4 % общего числа ветеринарных врачей, в Канаде — 81, Великобритании — 82, 6, Японии — 53, Франции — 80, 8, Испании — 12 % и т. д.
8.4. ЕДИНЫЕ ПРАВИЛА ГОСУДАРСТВЕННОГО ВЕТЕРИНАРНОГО НАДЗОРА ПРИ МЕЖДУНАРОДНЫХ И МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕРЕВОЗКАХ ЖИВОТНОВОДЧЕСКИХ ГРУЗОВ
Межправительственный совет по сотрудничеству в области ветеринарии Содружества Независимых Государств 5 ноября 2003 г. принял решение «О единых правилах государственного ветеринарного надзора при международных и межгосударственных перевозках животноводческих грузов». В процессе сотрудничества в области ветеринарии органы исполнительной власти государств СНГ руководствуются: Инструкцией о порядке выдачи ветеринарных сопроводительных документов на подконтрольные госветнадзору грузы, утвержденной Межправительственным советом 22 ноября 1998 г.; Ветеринарными требованиями при импорте подконтрольных грузов, утвержденными Межправительственным советом 4 апреля 2000 г.; Порядком оформления ввоза в государства СНГ и вывоза из них лекарственных средств, предназначенных для использования в ветеринарии и животноводстве, утвержденным Межправительственным советом 17 апреля 2002 г.; Международным ветеринарным кодексом (2002); Конвенцией о международной торговле видами дикой флоры и фауны, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС) (1973); правилами перевозки живых животных; техническими инструкциями по безопасной перевозке опасных грузов по воздуху; товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, утвержденной Правительствами государств СНГ. В Соглашении о сотрудничестве в области ветеринарии предусмотрены единые меры по предотвращению распространения инфекционных болезней животных и предохранению территорий от эпизоотии и благоприятному развитию хозяйственных и торговых связей между государствами. Основополагающими положениями Соглашения являются: осуществление мер по предотвращению распространения инфекционных болезней животных с территории одной страны на территории других стран при перевозках всех видов подконтрольных ветеринарному надзору грузов всеми видами транспорта; руководство в работе законодательством, инструкциями и другими нормативными документами в области ветеринарии; объектами взаимодействия ветеринарных служб сторон являются животные всех видов, продукты животного происхождения, сырье животного происхождения, корма для животных, ветеринарные препараты, биологические материалы и предметы коллекционирования животного происхождения; информирование о ситуации по инфекционным болезням животных списка А Международного эпизоотического бюро, массовым заболеваниям неизвестной этиологии и ранее не регистрированным болезням в государстве по запросу одной из сторон; постоянный официальный контроль государственной ветеринарной службы в хозяйствах, предприятиях по переработке, хранению, заготовке, экспортно-импортным операциям; обеспечение благополучия по инфекционным болезням животных на территориях стран, где осуществляется перевозка подконтрольных грузов; применение ветеринарных сопроводительных документов, заполненных на русском языке; немедленное информирование о случаях возникновения инфекционных болезней списка А МЭБ и прекращение вывоза животноводческих грузов; обеспечение ежегодной взаимной поставки лечебно-профилактических средств, инструментария и ветеринарного оборудования согласно договорам; совместная разработка научных проблем по совершенствованию мер борьбы с особо опасными болезнями животных и сотрудничеству в области контроля, апробации, стандартизации, сертификации новых биологических и химико-фармацевтических препаратов, применяемых в животноводстве и ветеринарии. Единые правила государственного надзора при международных и межгосударственных перевозках животноводческих грузов включают в себя Общие положения о перемещении подконтрольных грузов через государственную границу; Правила перевозки подконтрольных грузов в пределах государств—участников СНГ; порядок оформления экспорта подконтрольных грузов; порядок оформления импорта подконтрольных грузов; порядок обращения в государственную собственность, возврата или уничтожения задержанных или конфискованных подконтрольных грузов. Общие положения предусматривают: перемещение подконтрольных грузов через государственную границу допускается только в пунктах пропуска, а также на военно-морских базах, на военных аэродромах и в других пунктах пропуска, где осуществляется государственный пограничный ветконтроль; порядок осуществления государственного ветеринарного надзора в пунктах пропуска через государственную границу определяется законами и иными нормативными правовыми актами государств — участников СНГ; пограничные контрольные ветеринарные пункты (ПКВП), расположенные на внешних границах государств — участников Соглашения, осуществляют пограничный ветеринарный надзор за перевозками грузов этих государств; главный государственный ветеринарный инспектор государства может разрабатывать в соответствии с ветеринарно-санитарными требованиями и парафировать с руководителями государственных ветеринарных служб образцы ветеринарных сертификатов; при наличии согласованных парафированных форм сертификатов на конкретные виды грузов их вывоз и ввоз разрешается только по указанным документам. Ввоз подконтрольных грузов из государств, с которыми не имеется согласованных ветеринарных сертификатов, осуществляется по ветеринарным сертификатам, содержание которых гарантирует выполнение ветеринарных требований в полном объеме; международный транзит подконтрольных грузов (за исключением живых животных) через территории государств—участников СНГ осуществляется без специального разрешения. При этом дежурный ветврач ПКВП проводит досмотр груза, проверяет целостность упаковки, соответствие маркировки транспортным документам, наличие оригинала сертификата государства-экспортера и при ввозе на территорию государства ставится штамп «Транзит разрешен», а в пункте вывоза с территории государства (завершения транзита) — штамп «Выпуск разрешен». Во всех остальных случаях экспорт, импорт и транзит через территорию государства осуществляется при наличии письменного разрешения главного государственного ветеринарного инспектора государства; ввоз и вывоз животных, находящихся под угрозой исчезновения, а также их частей или дериватов, включая охотничьи трофейных грузов через государственную границу; Правила перевозки подконтрольных грузов в пределах государств—участников СНГ; порядок оформления экспорта подконтрольных грузов; порядок оформления импорта подконтрольных грузов; порядок обращения в государственную собственность, возврата или уничтожения задержанных или конфискованных подконтрольных грузов. Общие положения предусматривают: перемещение подконтрольных грузов через государственную границу допускается только в пунктах пропуска, а также на военно-морских базах, на военных аэродромах и в других пунктах пропуска, где осуществляется государственный пограничный ветконтроль; порядок осуществления государственного ветеринарного надзора в пунктах пропуска через государственную границу определяется законами и иными нормативными правовыми актами государств — участников СНГ; пограничные контрольные ветеринарные пункты (ПКВП), расположенные на внешних границах государств — участников Соглашения, осуществляют пограничный ветеринарный надзор за перевозками грузов этих государств; главный государственный ветеринарный инспектор государства может разрабатывать в соответствии с ветеринарно-санитарными требованиями и парафировать с руководителями государственных ветеринарных служб образцы ветеринарных сертификатов; при наличии согласованных парафированных форм сертификатов на конкретные виды грузов их вывоз и ввоз разрешается только по указанным документам. Ввоз подконтрольных грузов из государств, с которыми не имеется согласованных ветеринарных сертификатов, осуществляется по ветеринарным сертификатам, содержание которых гарантирует выполнение ветеринарных требований в полном объеме; международный транзит подконтрольных грузов (за исключением живых животных) через территории государств—участников СНГ осуществляется без специального разрешения. При этом дежурный ветврач ПКВП проводит досмотр груза, проверяет целостность упаковки, соответствие маркировки транспортным документам, наличие оригинала сертификата государства-экспортера и при ввозе на территорию государства ставится штамп «Транзит разрешен», а в пункте вывоза с территории государства (завершения транзита) — штамп «Выпуск разрешен». Во всех остальных случаях экспорт, импорт и транзит через территорию государства осуществляется при наличии письменного разрешения главного государственного ветеринарного инспектора государства; ввоз и вывоз животных, находящихся под угрозой исчезновения, а также их частей или дериватов, включая охотничьи трофеи, ночных и других гидробионтов, пчел, верблюдов, приматов, спермы, эмбрионов, мяса и мясопродуктов, мяса птицы, конины, консервов, колбас, мяса кроликов, молока и молочных продуктов, мяса диких животных, кожевенного и пушно-мехового сырья, шерсти, кормов для животных. Действующим федеральным законодательством в области ветеринарии предусмотрено, что «к ввозу в Российскую Федерацию допускаются здоровые животные, а также продукты животноводства, полученные от здоровых животных из благополучных по заразным болезням животных иностранных государств, с соблюдением требований ветеринарного законодательства Российской Федерации и условий, предусмотренных международными договорами с участием Российской Федерации». Правительством РФ в 1999 г. утвержден Протокол о едином порядке применения технических, медицинских, фармацевтических стандартов, норм, правил и требований в отношении товаров, ввозимых в государства — участники соглашений о Таможенном союзе (Российская Федерация, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Киргизская Республика). Департаментом ветеринарии Министерства сельского хозяйства РФ в этом же году составлено указание «О порядке ввоза и использования импортной продукции животного происхождения». В Указании предусмотрено: импорт продукции животного происхождения разрешается только при наличии оригинала ветеринарного сертификата, выданного представителем государственной ветеринарной службы страны ее происхождения; запрещается ввоз всех видов животноводческой продукции через третьи страны. Запрещается импорт говяжьего и рыбного фарша, говяжьего мяса технической обвалки, столового яйца, сырых полуфабрикатов из мяса всех видов животных; разрешения на ввоз продукции и условия реализации оформляются Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному ветеринарному надзору и Департаментом ветеринарии Министерства сельского хозяйства РФ. Разрешения действуют в пределах календарного года. Министерством сельского хозяйства РФ 23 декабря 1999 г. утверждены ветеринарно-санитарные требования при импорте в Российскую Федерацию мяса и мясопродуктов, молока и молочных продуктов, кожевенного, рогокопытного, кишечного, пушно-мехового и мерлушкового сырья, шерсти и козьего пуха, щетины, конского волоса, пера, пуха кур, уток, гусей и других птиц. Предусмотрено, что к ввозу в Российскую Федерацию допускается мясо и мясопродукты, полученные от убоя здоровых животных на мясоперерабатывающих предприятиях, имеющих разрешение центральной государственной ветеринарной службы страны-экспортера о поставке продукции на экспорт и находящихся под ее постоянным контролем. Животные подлежат предубойному ветеринарному осмотру, а туши и органы от них — послеубойной ветеринарно-санитарной экспертизе, проводимой государственной ветеринарной службой страны-экспортера. Мясо должно быть признано пригодным для употребления в пищу человеку. Мясо и мясопродукты должны происходить от убоя здоровых животных в хозяйствах и административных территориях, официально свободных от болезней животных: африканской чумы свиней (3 года, территория страны); ящура (12 мес, административная территория), губкообразной энцефалопатии крупного рогатого скота и скрепи овец (12 мес, территория всей страны); чумы рогатого скота, контагиозной плевропневмонии, везикулярного стоматита, чумы мелких животных (12 мес, территория страны); бруцеллеза, туберкулеза, лейкоза (6 мес), сибирской язвы и эмфизематозного карбункула (20 дней), блутанга (12 мес), аденома-тоза, висны-маеди, артрита-энцефалита (3 года), оспы овец и коз (12 мес), везикулярной болезни свиней (12 мес, территория страны), классической чумы свиней, болезни Ауески, энтеровирусного энцефаломиелита свиней (12 мес, административная территория), трихинеллеза (3 года), репродуктивно-респираторного синдрома свиней (12 мес), рожи свиней (20 дней). К ввозу в Российскую Федерацию не допускаются мясо и мясопродукты: имеющие при послеубойной ветсанэкспертизе изменения, характерные для ящура, чумы, анаэробных инфекций, туберкулеза, лейкоза и других заразных болезней, поражения гельминтами (цистицеркоз, трихинеллез, саркоспоридиоз, онхоцеркоз, эхинококкоз и др.), а также имеющие признаки отравления различными веществами; подвергнутые дефростации во время хранения; имеющие признаки порчи; содержащие средства консервации; обсемененные сальмонеллами или возбудителями других бактериальных болезней; обработанные красящими веществами, ионизирующим облучением или ультрафиолетовыми лучами. К ввозу в Российскую Федерацию не допускается мясо птицы: имеющее при послеубойной ветсанэкспертизе изменения, характерные для заразных болезней, поражения гельминтозами и признаки отравления; непотрошеной и полупотрошеной птицы; недоброкачественное по органолептическим показателям; содержащее средства консервации. К ввозу в Российскую Федерацию допускаются молоко и молочные продукты из хозяйств и административных территорий, свободных от заразных болезней животных: африканской чумы свиней (3 года, территория страны), яшура, чумы, контагиозной плевропневмонии и везикулярного стоматита крупного рогатого скота (12 мес, территория страны), бруцеллеза, лейкоза, туберкулеза и паратуберкулеза крупного рогатого скота (12 мес), бруцеллеза овец и коз (2 года), оспы овец и коз (6 мес). К ввозу в Российскую Федерацию допускается сырье из хозяйств и административных территорий, свободных от заразных болезней: губкообразной энцефалопатии крупного рогатого скота и скрепи овец, африканской чумы свиней, лошадей; чумы верблюдов, крупного рогатого скота (3 года, территория страны); ящура; оспы овец и коз (12 мес, административная территория); сибирская язва (3 мес). К ввозу в Российскую Федерацию допускается сперма: баранов, полученная на предприятиях искусственного осеменения, находящихся под постоянным контролем государственной ветеринарной службы стран-экспортеров, с территорий, официально свободных от заразных болезней губкообразной энцефалопатии крупного рогатого скота и скрепи овец (на территории страны), африканской чумы свиней, висны-маеди, аденоматоза, артрита-энцефалита коз, пограничной болезни (3 года, территория страны), кулихорадки, ящура и чумы мелких животных (12 мес, территория страны), блутанга (2 года, административная территория), туберкулеза, паратуберкулеза, бруцеллеза и эпидидими-та (3 года), листериоза, инфекционной агалактии, инфекционного мастита, кампилобактериоза, инфекционной плевропневмонии, оспы овец и коз (12 мес), лептоспироза (3 мес), сибирской язвы (20 дней); жеребцов, полученная из административных территорий, официально свободных от инфекционных энцефаломиелитов лошадей, вирусного энтерита, африканской чумы лошадей (3 года, территория страны), сапа (2 года, территория страны), гриппа лошадей (12 мес, территория страны), случной болезни, су-ауру, пироплазмоза, нутталиоза (12 мес, административная территория), инфекционного метрита лошадей (12 мес), лептоспироза, ринопневмонии, инфекционной анемии и оспы лошадей (3 мес); быков-производителей, полученная из территорий, свободных от губкообразной энцефалопатии крупного рогатого скота и скрепи овец, африканской чумы свиней, ящура, везикулярного стоматита, чумы рогатого скота, контагиозной плевропневмонии, чумы мелких животных, бруцеллеза, туберкулеза, лейкоза, паратуберкулеза (3 года, хозяйство), инфекционного ринотрахеита, лептоспироза, безноитиоза, инфекционного кератоконьюнктивита (12 мес, хозяйство); хряков-производителей из предприятий и административных территорий, официально свободных от африканской чумы свиней (3 года, страна), ящура, везикулярной болезни свиней (12 мес, страна), классической чумы свиней (12 мес, административная территория), туберкулеза, бруцеллеза, трихинеллеза, репродуктивного синдрома свиней (3 года, хозяйство), лептоспироза (3 мес). Подготовку животных, продукции, спермы к импорту в Российскую Федерацию осуществляют в соответствии с Международным ветеринарным кодексом, Едиными правилами государственного ветеринарного надзора при международных и межгосударственных перевозках животноводческих грузов (2003), федеральным законодательством в области ветеринарии. К ввозу в Российскую Федерацию допускается племенной крупный рогатый скот, рожденный и выращенный в стране-экспорте, с беременностью не более 5 мес, не вакцинированный против бруцеллеза, ящура, лептоспироза и происходящий из хозяйств и административных территорий, свободных от заразных болезней: губкообразной энцефалопатии крупного рогатого скота и скрепи овец (территория страны), африканской чумы свиней (3 года, страна), чумы рогатого скота, контагиозной плевропневмонии, ящура, везикулярного стоматита, чумы мелких животных (12 мес, страна), бруцеллеза, туберкулеза, лейкоза и паратуберкулеза (3 года, хозяйство), инфекционного кератоконъюнктивита, вирусной диареи, безноитиоза (12 мес, хозяйство), лептоспироза (3 мес, хозяйство). Племенных овец и коз завозят при соблюдении таких же требований, кроме того, дополнительно хозяйства и территории должны быть свободны от артрита-энцефалита, пограничной болезни, блутанга (2 года, административная территория), листериоза, инфекционной агалактии, инфекционного мастита, кампилобактериоза, инфекционной плевропневмонии, инфекционного эпидидимита и оспы овец и коз (12 мес, хозяйство). Племенных свиней завозят при соблюдении общих требований и дополнительно из хозяйств и территорий, свободных от ящура и везикулярной болезни свиней (12 мес, страна), классической чумы, болезни Ауески, энтеровирусного энцефаломиелита свиней (12 мес, административная территория), трихинеллеза, репродуктивнореспираторного синдрома свиней (3 года, хозяйство). Племенных лошадей завозят при соблюдении общих требований и дополнительно из хозяйств, свободных от инфекционных энцефаломиелитов лошадей всех типов, вирусного артрита, африканской чумы лошадей (3 года, страна), сапа (2 года, страна), инфекционного метрита лошадей (12 мес, хозяйство), ринопневмонии, инфекционной анемии, чесотки и оспы лошадей (3 мес, хозяйство). Департаментом ветеринарии Министерства сельского хозяйства РФ установлено, что ввоз в Россию подконтрольных госветнадзору грузов из-за рубежа осуществляется на основании письменных разрешений Главного государственного ветеринарного инспектора Российской Федерации и его заместителей. Подконтрольные грузы должны соответствовать ветеринарным требованиям, что подтверждается ветеринарным сертификатом обшей формы или согласованной между Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и государственной ветеринарной службой страны-экспортера, а также соглашением, заключенным в двустороннем порядке между государственными ветеринарными службами России и иностранными государствами
8.6. ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ ИМПОРТА ПОДКОНТРОЛЬНЫХ ГОСВЕТНАДЗОРУ ГРУЗОВ
При импорте подконтрольных грузов государства — участники СНГ подчиняются Единым ветеринарно-санитарным требованиям, утвержденным решением Межправительственного совета по сотрудничеству в области ветеринарии государств — участников СНГ от 4 апреля 2000 г. Для получения разрешения главного государственного ветеринарного инспектора государства СНГ на импорт подконтрольных грузов импортер продукции животного происхождения не позднее чем за 45 дней, а в случае импорт живых животных не менее чем за 60 дней до предполагаемого ввоза направляет в соответствующий орган госветслужбы территории, на которую планируется осуществить импорт, заявление с просьбой о выдаче такого разрешения. В заявлении импортера должны быть указаны: наименование, юридический адрес и ИНН импортера; наименование подконтрольного груза и его код; его количество; страна-экспортер и место происхождения подконтрольного груза; предполагаемый срок ввоза подконтрольного груза; вид транспорта; пункты пропуска через государственную границу; цель импорта; пункт назначения на территории государства СНГ; фирма-получатель, область, город; ИНН получателя груза; акты проверок животноводческих ферм; торговое название препарата. К заявлению импортера прилагаются: копия учетной карты участника внешнеэкономической деятельности; копия договора хранения (переработки) груза; гарантийное письмо о соблюдении требований ветеринарного законодательства. Главный госветинспектор административной территории в течение 15 дней рассматривает заявление импортера с прилагаемыми к нему материалами и направляет в министерство сельского хозяйства государства СНГ ходатайство о выдаче импортеру разрешения на импорт подконтрольных грузов либо направляет импортеру обоснованный отказ. В ходатайстве главного госветинспектора административной территории указываются те же сведения, что в заявлении импортера, к нему прилагаются: заявление импортера; акты ветеринарно-санитарной аттестации производства и уведомление о возможности утилизации подконтрольного груза при его несоответствии ветеринарным требованиям. Главный госветинспектор государства СНГ в течение 30 дней рассматривает ходатайство. По результатам рассмотрения принимается решение о выдаче разрешения на импорт подконтрольных грузов или об отказе в его выдаче. В выдаче разрешения на импорт может быть отказано в случаях: ухудшения эпизоотической обстановки в стране-экспортере по особо опасным болезням животных; выявления в грузе запрещенных химических или биологических веществ; предоставления импортером недостоверных данных; несоответствия ветеринарно-санитарного состояния предприятий по хранению (переработке) подконтрольных грузов, заявленных импортером, установленным ветеринарным правилам; отсутствия необходимых данных в заявлении импортера либо необходимых приложений к заявлению импортера; несоответствия заявленного к ввозу объема подконтрольных грузов производственным мощностям заявленных предприятий; если на одних и тех же предприятиях предполагается размещать однородные подконтрольные грузы для переработки и для реализации без переработки. Решение главного госветинспектора государства СНГ о выдаче разрешения на импорт подконтрольных грузов или об отказе в его выдаче оформляется в виде телефонограммы в адрес учреждения госветнадзора и в соответствующий орган управления госветслужбы административной территории, куда планируется осуществить импорт подконтрольных грузов. Выданное разрешение на импорт в государство СНГ подконтрольных грузов в течение срока его действия может быть отозвано по тем же причинам, по которым может быть отказано в его выдаче. Импортер, получивший разрешение на импорт подконтрольных грузов в государство СНГ, обязан: соблюдать требования ветеринарного законодательства при ввозе в государство СНГ подконтрольных грузов; довести до экспортера подконтрольных грузов ветеринарно-санитарные требования при ввозе в государство СНГ подконтрольных грузов и образец ветеринарного сертификата; исполнять указания должностных лиц госветслужбы; информировать соответствующий орган управления госветслужбы административной территории, на которую планируется осуществить импорт подконтрольных грузов, о намерении хранить (перерабатывать) подконтрольные грузы на предприятиях, не указанных в разрешении на их импорт; хранить (перерабатывать) ввезенные подконтрольные грузы только на предприятиях, прошедших ветеринарно-санитарную аттестацию производства; использовать ввезенные подконтрольные грузы на условиях, указанных в разрешении на импорт. При импорте готовых продуктов животного происхождения (консервы, сыры, сухое молоко, яичный порошок, детское питание, колбасные и рыбные изделия, молочные продукты, морепродукты, бульонные кубики и сухие супы быстрого приготовления, а также дегидрированные супы, сухие детские каши, сухое детское питание, готовые изделия из сырья животного происхождения, обработанные заводским способом, добавки животного происхождения для использования в пищевой промышленности) из государств, благополучных по карантинным болезням животных, в ненарушенной упаковке, изготовленных в соответствии с требованиями стандартов и нормативов на предприятиях государств-экспортеров и при выполнении действующих ветеринарных и санитарных правил и требований, разрешения главного госветинспектора государства СНГ не требуется. Не требуется разрешения главного госветинспектора государства СНГ при ввозе более 2 гол. мелких домашних животных, принадлежащих гражданам. При импорте подконтрольные грузы досматривают дежурные ветврачи ПКВП. Оформление ветеринарного сертификата взамен ветеринарного сертификата страны-экспортера производят только при условии полного ветеринарного досмотра груза и полного его таможенного оформления. В ветеринарном свидетельстве, выданном ветврачом ПКВП, должен быть указан номер разрешения главного госветинспектора государства СНГ на ввоз подконтрольного груза и записан предусмотренный в нем порядок его реализации или использования. После завершения контроля дежурный ветврач ПКВП на документах проставляет штамп «Выпуск разрешен», заверяет личной номерной печатью и подписью, которую расшифровывает именным штампом с указанием своей фамилии и инициалов При импорте лекарственных средств в государство—участник СНГ требуется: разрешение главного госветинспектора государства СНГ; лицензия на деятельность по распространению лекарственных средств; сведение об отсутствии в составе ввозимых лекарственных средств наркотических веществ, психотропных веществ и их прекурсоров; удостоверение качества предприятия-изготовителя; сертификат соответствия государства-экспортера; регистрационное удостоверение, выданное центральным органом ветеринарии соответствующего государства—участника СНГ; сертификат качества. Ветеринарных свидетельств или ветеринарных сертификатов не требуется. Порядок переадресовки импортных подконтрольных грузов, ввезенных на территорию государства СНГ для промышленной переработки, определяется главным госветинспектором государства СНГ. Перегрузка подконтрольных грузов или транзит через государства СНГ, перегрузка в морских портах иностранных государств на иные виды транспорта допускаются только по разрешениям главного госветинспектора соответствующего государства СНГ, который определяет порядок транзита и согласует это с центральной ветеринарной службой импортирующего государства и пограничным ветеринарным органом этого государства. При разделении общей партии подконтрольного груза, сопровождаемой одним ветеринарным сертификатом страны-экспортера, на каждую партию груза дежурным ветеринарным врачом ПКВП оформляется копия сертификата государства-экспортера, в которую на обороте листа вносят следующие данные: соответствие груза и нового транспортного средства требованиям общего ветсертификата; номер транспортного средства и конкретное количество перегруженного в него груза; название и адрес получателя груза в государстве—участнике СНГ и дата перегрузки. Копию ветсертификата государства перегрузки, подписанную и заверенную дежурным ветеринарным врачом ПКВП, прикладывают к перевозочным документам. При объединении мелких партий подконтрольного груза в иностранных портах или на станциях груз в дальнейшем сопровождается оригиналами всех ветеринарных сертификатов, оформленных на соответствующие мелкие партии, на обороте которых дежурный ветеринарный врач ПКВП государства перегрузки вносит данные о номере транспортного средства, в которое произведена перегрузка. На подконтрольные грузы, перегруженные в железнодорожные вагоны или универсальные контейнеры, сертификат переоформляют и выдают на каждый вагон, контейнер или мелкую партию. Этот же ветеринарный врач должен оформить общий сертификат страны-транзита на всю партию.
8.7. ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВЕТЕРИНАРНОГО НАДЗОРА ЗА ЭКСПОРТОМ ЖИВОТНЫХ И ПРОДУКЦИИ ЖИВОТНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ
Перемещение подконтрольных грузов через государственную границу Российской Федерации допускается только в пунктах пропуска на железнодорожных и автомобильных станциях, в морских и речных портах, аэропортах или иных специально оборудованных местах, открытых для международных сообщений, где осуществляется государственный пограничный ветеринарный контроль. В пунктах пропуска на военно-морских базах, военных аэродромах и в других пунктах пропуска через государственную границу России военных транспортных средств Министерством обороны РФ организуются ветеринарные контрольные пункты. Перевозка подконтрольных грузов при экспорте осуществляется при наличии письменных разрешений Главного государственного ветеринарного инспектора Российской Федерации. Подконтрольные грузы на протяжении всего времени транспортирования сопровождаются ветеринарными сертификатами, оформленными Государственной ветеринарной службой. При наличии согласованных парафированных форм ветеринарных сертификатов на конкретные виды подконтрольных грузов их вывоз разрешается только по указанным документам. Вывоз подконтрольных грузов в государства, с которыми не согласованы ветеринарные сертификаты, осуществляется по ветеринарным сертификатам, содержание которых гарантирует выполнение ветеринарных требований страны назначения в полном объеме. Государственная ветеринарная служба страны-импортера может потребовать предоставить ветеринарный сертификат по специальной форме. Перевозка предметов коллекционирования по зоологии, археологии и палеонтологии (чучела животных, останки вымерших животных и другие предметы коллекционирования) должна сопровождаться ветеринарными сопроводительными документами, подтверждающими благополучие местности по болезням списка А Международного эпизоотического бюро. Организации, граждане, в том числе индивидуальные предприниматели, занимающиеся заготовкой, хранением, переработкой, экспортно-импортными поставками животноводческой продукции, разведением, выращиванием, содержанием животных, в том числе племенные хозяйства, карантинные базы, зообазы, зоопарки, цирки, ипподромы, выставочные помещения для животных, должны иметь разрешение на осуществление перечисленных видов деятельности от главных государственных ветеринарных инспекторов соответствующих субъектов Российской Федерации и находиться под их постоянным контролем. Вывоз животных, находящихся под угрозой исчезновения, а также их частей или дериватов, включая охотничьи трофеи, допускается при наличии разрешения административного органа Российской Федерации в соответствии с Конвенцией о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС) — Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Расходы по оформлению всех видов ветеринарных документов, выполнению ветеринарных требований, в том числе проведению ветеринарных обработок и исследований, а также других видов работ и услуг, связанных с проведением ветеринарного досмотра при экспортных перевозках, несет владелец подконтрольного груза. Лица, виновные в нарушении ветеринарных правил при осуществлении экспортных перевозок подконтрольных грузов, несут ответственность в соответствии с международными договорами и законодательством Российской Федерации. При оформлении экспорта из Российской Федерации в страны Евросоюза домашних животных руководствуются Правилами ввоза домашних животных, унифицированными на территории ЕС с 3 июля 2004 г. При экспорте из России в страны Евросоюза кошек, собак и домашних хорьков должны соблюдаться изложенные ниже требования. Идентификация: животное, пересекающее границу страны Евросоюза, должно быть идентифицировано имплантированным микрочипом (носителем уникального цифрового кода) или отчетливой татуировкой (с июля 2011 года в качестве идентификационной отметки будет приниматься только микрочип). В случае несоответствия микрочипа стандартам ISO 11784, ISO 11785 (А) владелец животного должен предоставить устройство, считывающее информацию (сканер). Вакцинация против бешенства: животное должно быть привито от бешенства инактивированной вакциной, соответствующей международному стандарту ВОЗ (WHO), не позднее чем за 21 сут до ввоза в иностранные государства (карантин на срок 30 сут не требуется при наличии возобновленной прививки, если в документах на животное имеются отметки ветеринарного специалиста о наличии не менее двух прививок). Вакцина в обязательном порядке должна быть изготовлена фирмой, зарегистрированной и одобренной к применению на территории Евросоюза (например, «Рабизин», «Нобивак» и т. д.). Профилактика эхинококкоза (ленточных червей): при ввозе собак или кошек требуется наличие ветеринарного свидетельства о получении животным надлежащей дозы препарата, утвержденного для данного вида животных против ленточных червей, вызывающих эхинококкоз и содержащего празиквантел. Срок данного свидетельства не должен превышать 30 дней. Ветеринарное свидетельство (или паспорт домашнего животного): при вывозе животных из Российской Федерации требуется ветеринарное свидетельство формы № 1, полученное не ранее чем за 3 дня до отъезда и выдаваемое государственной ветеринарной службой при предъявлении животного и его ветеринарного паспорта с указанием сделанных прививок. К свидетельству должны прилагаться оригиналы справок о прививках и лабораторного заключения (или их нотариально заверенные копии). В свидетельстве должны быть указаны фамилия владельца или сопровождающего, вид животного, даты прививок, пункт назначения и маршрут следования. При пересечении государственной границы России представители пограничного государственного ветеринарного надзора ветеринарное свидетельство должны обменять на международный сертификат, оформленный на английском языке или (если это требуется) на языке страны пункта назначения. Разрешение из Российской кинологической ассоциации на вывоз собаки: разрешение подписывается представителем Российской кинологической ассоциации и заверяется печатью этой организации. Отдельные страны Европы и мира при ввозе на их территорию домашних животных предъявляют дополнительные требования. Болгария требует предоставления международного ветеринарного паспорта установленного образца, ветеринарного свидетельства, выданного не позднее чем за 14 дней до пересечения границы. Кроме того, должна быть проведена вакцинация против бешенства, сделанная не ранее чем за 30 дней и не позднее чем за 12 мес до пересечения границы (для кошек за 6 мес). В Великобританию ввоз животных и птиц без предварительно оформленной импортной лицензии запрещен. Все ввозимые в Великобританию животные должны пройти карантин в течение 6 мес в специализированных британских учреждениях. Греция требует предоставления международного ветеринарного паспорта и ветеринарного свидетельства, выданного не позднее чем за 10 дней до пересечения границы, составленного на английском или французском языке. Кроме того, должна быть проведена вакцинация против бешенства, сделанная не ранее чем за 15 дней и не позднее чем за 12 мес до пересечения границы. Латвия требует предъявления паспорта о прививках против бешенства, чумы (Staupe), лептоспироза (Leptospirose), парвовироза (Parvovirose), а кошек против бешенства и панлейкопении. Франция требует предъявления сведений о вакцинации, сделанной не ранее чем за 30 дней и не позднее чем за 12 мес до пересечения границы: от бешенства, чумы плотоядных (для собак), инфекционного гепатита, лептоспироза. Разрешается провозить максимально не более трех животных, из них одно животное — в возрасте от 3 до 6 мес. Ввоз животных моложе 3 мес во Францию запрещен. Ввоз собак семейства питбулей (американский стаффорд-ширский терьер, бультерьер) и пород мастиф и тоса запрещен. Для крупных пород собак необходимы поводок и намордник. Государственными ветеринарными службами отдельных стран полностью или частично запрещен ввоз на их территорию домашних животных, например на Мальту запрещен ввоз кошек и собак, в Египет запрещен ввоз щенков и котят в возрасте до 3 мес.
8.8. ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ ЭКСПОРТА ЖИВОТНЫХ И ПРОДУКЦИИ ЖИВОТНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ И ДРУГИХ ГРУЗОВ
Для оформления разрешения на вывоз подконтрольных грузов за рубеж владельцу груза необходимо не менее чем за 30 дней письменно обратиться с заявлением к главному государственному ветеринарному инспектору административной территории государства по месту нахождения груза. К заявлению прилагается ветеринарное требование государства-импортера. В заявлении экспортера должны быть указаны следующие сведения: наименование, юридический адрес и ИНН экспортера; наименование подконтрольного груза и его код; количество груза; назначение продукции; ветеринарно-санитарная аттестация производства; официальные требования ветслужбы страны-импортера; вид транспорта, пункты пропуска через государственную границу. Главный государственный ветеринарный инспектор рассматривает возможность экспорта груза. В случае невозможности выполнения ветеринарных требований государства-импортера он дает официальный обоснованный ответ владельцу груза о запрещении вывоза. При положительном решении главный государственный ветеринарный инспектор административной территории направляет главному государственному ветеринарному инспектору страны-экспортера запрос для оформления разрешения на ввоз не менее чем за 15 дней до планируемого вывоза подконтрольного груза. Необходимое условие — полное выполнение ветеринарных требований государства-импортера. При экспорте готовых продуктов животного происхождения (консервы, сыры, яичный порошок, детское питание, колбасные и рыбные изделия, молочные продукты, морепродукты и т. д.), бульонные кубики, сухие супы быстрого приготовления, дегидрированные супы; сухие детские каши, сухое детское питание; готовые изделия из сырья животного происхождения, обработанные заводским способом, добавки животного происхождения для использования в пищевой промышленности, изготовленных в соответствии с требованиями стандартов и нормативов, разрешения главного государственного ветеринарного инспектора государства-экспортера не требуется. При экспорте продуктов детского питания и топленых кулинарных жиров ветеринарные сертификаты оформляют только по требованию ветеринарных служб государств-импортеров. Не требуется разрешения главного государственного ветеринарного инспектора государства-экспортера при вывозе не более 2 гол. мелких домашних животных, принадлежащих гражданам. При отгрузке главный государственный ветеринарный инспектор страны-экспортера оформляет ветсвидетельство, в котором должны быть указаны сведения о выполнении ветеринарных требований государства-импортера и номер разрешения на вывоз подконтрольного груза. Подконтрольные грузы вывозят с территории государства только с ветеринарным сертификатом, который оформляет дежурный ветеринарный врач ПКВП. При экспорте лекарственных средств требуются: разрешение главного государственного ветеринарного инспектора государства-экспортера; лицензия на деятельность по распространению лекарственных средств; документы, подтверждающие право собственности на лекарственные средства; наличие сведений об отсутствии в составе вывозимых лекарственных средств наркотических веществ, психотропных веществ и их прекурсоров.
8.9. ПОРЯДОК ОБРАЩЕНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ СОБСТВЕННОСТЬ, ВОЗВРАТА ИЛИ УНИЧТОЖЕНИЯ ЗАДЕРЖАННЫХ ИЛИ КОНФИСКОВАННЫХ ГРУЗОВ
Все подконтрольные грузы, задержанные или конфискованные таможенными или другими уполномоченными органами, в обязательном порядке подлежат ветеринарному контролю. Орган, задержавший или конфисковавший груз, обязан немедленно проинформировать учреждения госветнадзора, контролирующие регион, не допускать каких-либо действий по отношению к задержанному или конфискованному подконтрольному грузу до проведения ветеринарного контроля дежурным ветеринарным врачом пквп. Размещение задержанного подконтрольного груза на складе временного хранения или перемещение его в другие зоны таможенного обслуживания производят по согласованию с главным государственным ветеринарным инспектором учреждения госветнадзора в присутствии дежурного ветеринарного врача ПКВП. Окончательное решение о порядке выпуска конфискованного подконтрольного груза принимают только после рассмотрения документов, касающихся груза, а в случае необходимости и результатов лабораторной экспертизы проб, отобранных от каждой партии груза. Выпуск или реализация конфискованного подконтрольного груза могут быть произведены только на основании официального разрешения главного государственного ветеринарного инспектора. Если такое разрешение есть, дежурный ветеринарный врач ПКВП обязан: сделать полный досмотр подконтрольного груза и проверить соответствие сопроводительных документов и самого груза; оформить вместо ветеринарного сертификата государства-экспортера ветеринарное свидетельство, в котором указать номер разрешительного документа, и произвести запись о порядке реализации груза или об особых условиях его дальнейшей перевозки и хранения; поставить во всех перевозочных документах штамп «Выпуск разрешен», заверив его личной номерной печатью и подписью, и указать дату. В случае обнаружения и задержания подконтрольного груза, не соответствующего ветеринарно-санитарным требованиям, он подлежит возврату или ветеринарно-санитарной экспертизе. В случае принятия решения о запрещении использования задержанной (запрещенной к ввозу) продукции в пищу людям или на корм животным по согласованию с владельцем груза определяют возможные способы и условия его утилизации, уничтожения или возврата за счет владельца или экспортера. Подконтрольный груз, владелец которого не может подтвердить его происхождение, качество и ветеринарно-санитарную безопасность документами, а также имеющий явные признаки недоброкачественности, с разрешения главного государственного ветеринарного инспектора подлежит уничтожению без проведения экспертизы или возвращается грузоотправителю. Для оформления возврата подконтрольных грузов необходимы следующие документы: акт о запрещении движения подконтрольного груза; письменные заявления грузополучателя и отправителя груза в адрес таможни и учреждения госветнадзора о своем согласии на возврат груза; заключение-предписание органа госветнадзора по результатам комплексных лабораторных исследований проб груза. Окончательное решение о возврате задержанного груза, поступившего с нарушением ветеринарно-санитарных требований, принимает главный государственный ветеринарный инспектор соответствующего государства. При возврате подконтрольных грузов, не соответствующих ветеринарно-санитарным требованиям, дежурный ветврач ПКВП на ветеринарном сертификате государства-экспортера и товаросопроводительных документах ставит штамп «Ввоз запрещен» или «Возврат», заверяет их подписью и личной номерной печатью и ставит дату.
Контрольные вопросы и задания
1. Дайте характеристику Всемирной ветеринарной ассоциации. 2. Расскажите о структуре и задачах Международного эпизоотического бюро. 3. Расскажите об Основах правового регулирования ветеринарной деятельности в сфере международной торговли животными и продукцией животного происхождения. 4. Перечислите и дайте характеристику основным терминам, принятым в Международном ветеринарном кодексе. 5. Расскажите об обязательствах ветеринарных служб в сфере международной торговли животными и продуктами животноводства. 6. Как оценивают уровень работы ветеринарной службы по рекомендации Международного эпизоотического бюро? 7. Каковы особенности ветеринарной службы в зарубежных странах? 8. Охарактеризуйте Единые правила государственного ветеринарного надзора при международных и межгосударственных перевозках животноводческих грузов. 9. Как организован государственный ветеринарный надзор за импортом животных и продукции животного происхождения? 10. Расскажите о порядке оформления импорта подконтрольных госветнадзору грузов. 11. Как организован государственный ветеринарный надзор за экспортом животных и продукции животного происхождения? 12. Расскажите о порядке оформления экспорта животных и продукции животного происхождения и других грузов. 13. Какие требования предъявляются при экспорте из Российской Федерации в страны Европы собак, кошек и других домашних животных? 14. Как осуществляется обращение в государственную собственность, возврат или уничтожение зараженных или конфискованных подконтрольных госветнадзору грузов?
Глава 9. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ВЕТЕРИНАРИИ
9.1. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ВЕТЕРИНАРИИ
Административная ответственность за нарушение федерального законодательства в области ветеринарии регулируется Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, принятым 30 декабря 2001 г. и введенным в действие с 1 июля 2002 г. За период его применения в него внесены дополнения и изменения федеральными законами от 25 апреля, 25 июля, 30 и 31 октября, 31 декабря 2002 г.; 30 июня, 4 июля, 11 ноября, 8 и 23 декабря 2003 г.; 9 мая, 26 и 28 июля, 20 августа, 25 октября, 28 и 30 декабря 2004 г.; 7 и 21 марта, 22 апреля, 9 мая, 18 июня, 2, 21, 22 июля, 27 сентября, 5, 19, 26, 27, 31 декабря 2005 г.; 5 января, 2 февраля, 3, 16 марта, 15 и 29 апреля, 8 мая, 3 июня, 3, 18, 26, 27 июля, 16 октября, 3 и 5 ноября, 4, 18, 29, 30 декабря 2006 г.; 9 февраля, 23 марта, 9 и 20 апреля, 7, 10 мая, 22 июня, 19 и 24 июля, 2, 18 октября, 8, 27 ноября, 1, 6 декабря 2007 г.; 3 марта, 29 апреля, 13, 16, мая, 14, 22 июля, 8 ноября, 3 декабря 2008 г. Главные задачи Кодекса РФ об административных правонарушениях — защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья человека, защита собственности, законных экономических интересов юридических и физических лиц и т. д. Административным правонарушением признано противоправное, виновное действие (бездействие) физического и юридического лица, за которое установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры но их соблюдению. Кодексом РФ об административных правонарушениях установлены следующие виды административных наказаний: предупреждение; административный штраф; возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения; конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного физическому лицу; административный арест; административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; дисквалификация; административное приостановление деятельности (введено в 2005 г.). Предупреждение — мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Административный штраф — это денежное взыскание, выраженное в рублях, устанавливается для граждан в размере, не превышающем 5 тыс. руб., для должностных лиц — 50 тыс. руб., для юридических лиц — 1 млн руб., или может выражаться в величине, кратной: стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения (не более 3-кратного размера); сумме неуплаченных и подлежащих уплате налогов (не более 3-кратного размера); сумме выручки правонарушения от реализации товаров (работы, услуги) (не более 1/25 совокупной выручки). Размер административного штрафа не может быть менее 100 руб. Штраф подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации. Представление по делу об административном правонарушении не может быть внесено по истечении 2 мес со дня совершения правонарушения. Рассмотрим содержание основных статей Кодекса, касающихся ветеринарии. Глава 10. Статья 10.6. 1. Нарушение правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил, за исключением случаев, предусмотренных второй частью настоящей статьи (в ред. Федерального закона от 03.12.2008 № 247-ФЗ), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1 тыс. руб.; на должностных лиц — от 3 тыс. до 5 тыс. руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 3 тыс. до 5 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 сут; на юридических лиц — от 10 тыс. до 20 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 сут (в ред. федеральных законов от 09.05.2005 № 45-ФЗ, от 09.04 2007 № 44-ФЗ, от 22.06.2007 №П6-Ф3). 2. Нарушение правил борьбы с карантинными и особо опасными болезнями животных — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 тыс. до 1 тыс. 500 руб.; на должностных лиц — от 5 тыс. до 7 тыс. руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 5 тыс. до 7 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 сут; на юридических лиц — от 90 тыс. до 100 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 сут (вторая часть введена Федеральным законом от 03.12.2008 № 247-ФЗ). Данной статьей регулируются полномочия органов государственного ветеринарного надзора при следующих правонарушениях в области ветеринарии: нарушение правил карантина, вводимого при появлении угрозы возникновения и распространения заразных и массовых незаразных болезней животных Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления на основании представлений главных государственных ветеринарных инспекторов и их заместителей (статья 17 Закона РФ «О ветеринарии»); нарушение общих требований по предупреждению и ликвидации болезней животных и обеспечению ветеринарной безопасности продуктов животноводства (раздел 4 Закона РФ «О ветеринарии»); нарушение ветеринарных требований, предъявляемых к юридическим и физическим лицам по содержанию, кормлению и водопою животных, их перевозке или перегону (статья 13 Закона РФ «О ветеринарии»); непроведение профилактических обработок животных, несвоевременное принятие мер по ликвидации очагов заболевания; нарушение ветеринарно-санитарных требований, установленных постановлениями Правительства Российской Федерации, приказами Министерства сельского хозяйства Российской Федерации и т. д. Статья 10.7. 1. Сокрытие от органов госветнадзора сведений о внезапном падеже или об одновременных массовых заболеваниях животных, либо несвоевременное извещение указанных органов, а также несвоевременное принятие либо непринятие мер по локализации этих падежа или заболеваний влечет наложение административного штрафа: на граждан — от 500 до 1 тыс. руб.; должностных лиц — от 1 тыс. до 2 тыс. руб.; юридических лиц — от 10 тыс. до 20 тыс. руб. (в ред. ФЗ от 22.06.2007 № 116-ФЗ). 2. Те же действия, совершенные в период проведения на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 тыс. до 1 тыс. 500 руб.; на должностных лиц — от 2 тыс. до 2 тыс. 500 руб.; на юридических лиц — от 90 тыс. до 100 тыс. руб. (часть вторая введена Федеральным законом от 03.12.2008 № 247-ФЗ). Данная статья регулирует действия органов государственного ветеринарного надзора при следующих правонарушениях в области ветеринарии: сокрытие сведений о внезапном падеже животных или об одновременных массовых заболеваниях животных юридическими и физическими лицами от органов государственного ветеринарного надзора; несвоевременное извещение органов государственного ветеринарного надзора о внезапном падеже или одно
|