![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Цели и задачи государственного управления охраной труда, государственная политика в области охраны труда.
Обеспечение охраны труда остается одним из приоритетных направлений государственной внутренней политики. За последние годы в республике создана и функционирует государственная система управления охраной труда, сформировано национальное законодательство в этой сфере: приняты Концепция государственного управления охраной труда в Республике Беларусь и Республиканская целевая программа по улучшению условий и охраны труда на 2006 - 2010 годы. Введено обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, направленное на обеспечение социальной защиты потерпевших вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Создана система экономической заинтересованности нанимателей в улучшении условий и охраны труда. Вопросы охраны труда включены в Генеральное соглашение, заключаемое между Правительством Республики Беларусь, объединениями нанимателей и профсоюзами. Подготовка проектов нормативных правовых актов, разработка и осуществление мероприятий по профилактике травматизма и профессиональных заболеваний, улучшению условий и охраны труда осуществляется с участием профсоюзов. Совершенствуется система образования в области охраны труда. Государственное управление охраной труда в Республике Беларусь осуществляется на принципах социального партнерства в рамках соглашений на республиканском, отраслевом и местном уровнях. Целью государственного управления охраной труда является создание условий, обеспечивающих сохранение жизни и здоровья граждан в процессе трудовой деятельности. Для достижения цели государственного управления охраной труда на современном этапе необходимо решение следующих задач: • уточнение функций и ответственности субъектов государственного управления охраной труда; • усиление профилактической направленности решений субъектов государственного управления охраной труда на всех уровнях; • совершенствование государственного управления охраной труда, внедрение экономических механизмов и методов прогнозирования в этой сфере; • сертификация систем управления охраной труда в организациях; • включение системы управления охраной труда в общую систему управления производством; • совершенствование нормативного правового обеспечения охраны труда. Направлениями государственного управления охраной труда являются: - разработка и принятие законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда, технических нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда; - разработка и реализация целевых программ по улучшению условий и охраны труда; - создание систем управления охраной труда на всех уровнях, обеспечивающих профилактическую направленность деятельности в этой сфере; - разработка научно обоснованных методов оценок и прогнозирования рисков гибели и травмирования работников по отраслям и сферам деятельности; - экономическое стимулирование создания безопасных условий труда, разработки и внедрения безопасных техники и технологий, производства средств индивидуальной и коллективной защиты работников; - упорядочение предоставления компенсаций по условиям труда; - организация научно-исследовательских работ по вопросам безопасности и гигиены труда; - обучение и повышение квалификации работников по вопросам охраны труда, - подготовка специалистов по охране труда; - повышение ответственности работников за соблюдение требований охраны труда; - обеспечение законных интересов потерпевших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; - финансовое обеспечение охраны труда; - создание условий для социального партнерства в сфере охраны труда, - содействие общественному контролю за соблюдением законодательства об охране труда; - распространение передового опыта работы по улучшению условий и охраны труда; - международное сотрудничество в области охраны труда. Субъектами государственного управления охраной труда являются: На республиканском уровне: Правительство Республики Беларусь; Уполномоченный им республиканский орган государственного управления в сфере труда – Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь; На отраслевом уровне - республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь; На территориальном уровне - местные исполнительные и распорядительные органы; Организации всех организационно-правовых форм как объекты государственного управления охраной труда. Правительство Республики Беларусь обеспечивает проведение единой государственной политики в области охраны труда, определяет полномочия в области охраны труда республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, обеспечивает принятие и реализацию республиканских целевых программ по улучшению условий и охраны труда. Анализ системы государственного управления охраной труда в республике указывает на необходимость более активного применения наряду с административными, правовыми, организационными подходами и формами экономических рычагов управления охраной труда, так как несмотря на тенденцию сокращения числа несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, социальные и экономические потери, обусловленные такими происшествиями, остаются значительными. В настоящее время над усилением профилактической направленности деятельности в области охраны труда на всех уровнях и, прежде всего, в отношении разработки и внедрения методов прогнозирования основных тенденций, отражающих состояние условий и охраны труда на производстве. Цель государственной политики в области охраны труда - сохранение жизни и здоровья граждан в процессе трудовой деятельности. Основными принципами государственной политики в области охраны труда являются: 1. Приоритет жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности. 2. Обеспечение гарантий прав работников по отношению к результатам производственной деятельности. 3. Установление обязанностей всех субъектов правоотношений в области охраны труда, полной ответственности нанимателей за обеспечение здоровых и безопасных условий труда. 4. Совершенствование правоотношений и управления в этой сфере, включая внедрение экономического механизма обеспечения охраны труда. 5. Реализация государственной политики в области охраны труда осуществляется практической деятельностью всех институтов государства. Основными направлениями деятельности по реализации государственной политики в области охраны труда являются: совершенствование нормативного правового обеспечения охраны труда; создание систем управления охраной труда на всех уровнях, обеспечивающих профилактическую направленность деятельности в этой сфере; сертификация систем управления охраной труда в организациях; разработка методов оценок и прогнозирования профессиональных рисков по отраслям и сферам деятельности; экономическое стимулирование создания безопасных условий труда, разработки и внедрения безопасных техники и технологий; упорядочение предоставления компенсаций по условиям труда; организация научно-исследовательских работ по вопросам безопасности и гигиены труда; повышение ответственности нанимателей и работников за соблюдение требований охраны труда; создание условий для социального партнерства в сфере охраны труда; распространение передового опыта работы по улучшению условий и охраны труда. Нормативно - правовая база охраны труда в Республике Беларусь. Правоотношения в сфере охраны труда регулируются в республике следующими нормативно-правовыми актами: Конституцией Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями); Трудовым кодексом Республики Беларусь; Законами Республики Беларусь «Об основах государственного социального страхования», «О санитарно-эпидемическом благополучии населения», «О сертификации продукции, работы услуг», «О стандартизации», «О единстве измерений», «О пожарной безопасности», «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», «О радиационной безопасности населения» и др. законодательными актами. Правовой основой организации работ по охране труда в республике является Конституция Республики Беларусь (ст. 41, 45), которая гарантирует право граждан на здоровые и безопасные условия труда, охрану их здоровья. В рамках действующей системы государственного управления охраной труда в Республике Беларусь осуществляется комплекс мер, направленных на обеспечение конституционных прав граждан на здоровые и безопасные условия труда. Основополагающим актом, регулирующим правоотношения в сфере охраны труда, является Трудовой кодекс Республики Беларусь. В целях реализации положений Трудового кодекса Республики Беларусь принят ряд нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области охраны труда в различных отраслях и видах производственной деятельности. Деятельность по охране труда регулируется также: Постановлениями Правительства Республики Беларусь; Нормативными правовыми актами специально уполномоченных государственных органов надзора и контроля; Нормативными правовыми актами республиканских органов государственного управления, и иных государственных организаций, подчиненных Правительству; Локальными нормативными правовыми актами нанимателей. Постановлением Министерства труда от 15.10.1996 № 76 утвержден перечень нормативных актов Республики Беларусь по охране труда, который включает: Межотраслевые правила по охране труда; Отраслевые правила по охране труда; Санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы; Строительные нормы и правила (СниП, СНБ); Правила безопасности; Правила устройства и безопасной эксплуатации; Правила охраны труда; Положения и типовые инструкции по охране труда; Государственные стандарты системы стандартов безопасности труда (ССБТ); Отраслевые нормативные акты (документы) ССБТ; Локальные нормативные акты, принятые в соответствии с законодательством с целью применения у конкретного нанимателя; Инструкции по охране труда на предприятии; Стандарты предприятия по охране труда и др. Система стандартов безопасности труда является комплексом стандартов, направленных на обеспечение безопасности труда, сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе труда. Система стандартов безопасности труда подразделяется на следующие основные группы: • основополагающие стандарты ССБТ раскрывают структуры системы, определяют ее основные положения, термины и определения, устанавливают перечень и характер основных видов опасностей; • стандарты на нормы и общие требования по видам опасностей. Эти стандарты определяют нормы и общие технические требования безопасности по видам опасностей: взрывы, пожары, шумы, вибрация и др.; • стандарты на общие требования безопасности к производственному оборудованию; • стандарты на общие требования безопасности к производственным процессам; • стандарты на общие требования безопасности к средствам обеспечения безопасности труда; • стандарты ССБТ в зависимости от принадлежности могут быть государственными; отраслевыми (ОСТ), стандартами предприятия (СТП). Для упорядочения работы по внедрению стандартов в министерствах на основании приказа назначают основные и базовые организации, которые осуществляют координацию внедрения ССБТ в прикрепленных к ним организациях. В установленные сроки разрабатывается план внедрения. В нормативно-технической документации воплощаются требования по охране труда при проектировании и строительстве производственных предприятий, зданий и сооружений; разработке конструкций производственного оборудования; организации производства и труда; создании и применении средств защиты работающих от опасных и вредных производственных факторов.
|