![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Самоконтроль
Для более глубокой и полной оценки состояния сотрудников ОВД большое значение имеет самоконтроль, т.е. самостоятельное регулярное внимание к своему здоровью, физическому развитию, выявление влияния на организм сотрудника выполнения тактических действий в экстремальных условиях путем оценки субъективных данных. В конечном итоге самоконтроль служит каждому практикующему его сотруднику для преодоления различных препятствий, как в ходе учебных занятий, так и при выполнении оперативно-служебных задач. Лучше, используя самоконтроль, не поддаться стрессу, чем потом его преодолевать. В критической ситуации элементарные приемы психологического самоконтроля порой более значимы, чем приемы самообороны. Особую роль в психологической подготовке сотрудников ОВД играет выработка у личного состава такого психофизиологического качества, как устойчивость к экстремальным ситуациям. Оно достигается широким внедрением в учебный процесс анализа результатов оперативно-служебной деятельности ОВД в подобных ситуациях и основывается на жизненном личном опыте, знаниях инженерного и контртеррористического профиля. Главной задачей учебного процесса, направленного на реализацию вышеуказанного качества, является выработка у личного состава ОВД приемов быстрого распознавания (идентификация) сложных ситуаций, которые могут возникнуть у сотрудников при выполнении тактических действий по поиску ВОП при угрозе взрыва и его совершении, и построению четких схем действий по выходу из них. Результатом внедрения вышеуказанной методики может стать снижение до 45% расхода времени на принятие верного решения, и, соответственно, увеличение времени для принятия точных, взвешенных решений в сложившихся экстремальных ситуациях. Переход от ощущения беспомощности к эффективным действиям значительно быстрее у того, кто обладает профессиональной и общей физической подготовкой, а также специальной подготовкой к действиям в ситуациях повышенного риска. Практической реализацией задач учебного процесса может стать широкое применение аутогенной тренировки, развитие интуитивного мышления сотрудников, что наряду с изучением психологических портретов вероятного противника – преступников-подрывников приведет к снижению потерь среди личного состава ОВД и гражданских лиц, оказавшихся в зоне проведения ТА (или КТО в целом), а также способствует быстрому процессу выхода сотрудников ОВД из стрессовых ситуаций без ощутимого вреда как для здоровья личного состава, так и выполнения стоящих перед ОВД оперативно-служебных задач. Аутогенная тренировка направлена на выработку у сотрудников устойчивых навыков сознательного управления своей вегетативной нервной системой. В основе аутогенной тренировки лежит три способа воздействия на состояние нервной системы и физические функции организма. Первый способ связан с особенностями влияния тонуса скелетных мышц и дыхания на нервную деятельность (дыхательная гимнастика). Если волевым усилием затормозить двигательные реакции, которыми проявляются эмоции, то последние ослабевают или же совсем исчезают. И наоборот, если произвольными движениями внешне выражать характер того или иного эмоционального состояния (излишне жестикулировать, грызть ногти, покусывать губы и т.п.) то человека постепенно охватывает и соответствующее внутреннее переживание (нервозность, неуверенность в своих силах и т.п.). Так для стабилизации работы сердца и обретения внутреннего спокойствия рекомендуется ограничить волевым усилием моторику конечностей, принять положение, при котором позвоночник будет максимально распрямлен (присесть, прилечь), закрыть глаза и выполнить 7-10 медленных вдохов – выдохов, концентрируясь при этом на своем дыхании. При постоянной практике данного приема, развивается возможность обретения спокойствия без отвлечения внимания от окружающей обстановки (без закрывания глаз). В дальнейшем, при выполнении каких-либо работ (особенно при поиске ВОП) рекомендуется использовать дыхательный прием, известный в карате, как 2/3 дыхания. Выполняется прием в две фазы следующим образом: вначале первой фазы необходимо совершить полный вдох, затем выполнить выдох, при котором оставить в легких 1/3 воздуха, выждать паузу 2-3 секунды и в дальнейшем (вторая фаза) осуществить дыхание 2/3 объема легких. При выполнении любых тактических действий сотрудникам необходимо стремиться сохранять спокойствие, концентрируя на окружающей обстановке основные рецепторы (слух, обоняние, зрение). Необходимо запомнить: частое дыхание вызывает сильное сердцебиение, что затрудняет концентрацию внимания на выполнении поставленной оперативно-служебной задачи. В ситуациях, когда требуется мгновенная слаженная работа всего личного состава, задействованного на выполнении каких-либо тактических действий (а возможно и привлечение к их выполнению гражданских лиц – например, для эвакуации пострадавших), необходимо волевым усилием максимально сосредоточиться на выполнении поставленной задачи, придать голосу твердость, взгляду – уверенность и подать четкую команду (например: «Всем в укрытие», «Занять оборону», «Внимание, граната (мина, снаряд…)», «Оказать помощь пострадавшим» и т.д.) в зависимости от ситуации. Убедившись в выполнении команды, в дальнейшем действовать по обстановке. При этом от сотрудника требуется максимум внутреннего внимания уделить недопущению нервозности в голосе, взгляде, жестах, поступках, обращении с личным оружием и обнаруженным предметом, подозрительным в отношении взрывоопасности. При этом нормализации нервной деятельности будет способствовать дыхательная гимнастика наряду с двигательным торможением негативных реакций. Требуется запомнить – необходимо избегать в экстремальной ситуации пространственного положения, при котором глаза закрыты или смотрят вниз (в землю), особенно, если руки также находятся на земле, поскольку в этом случае потребуется проявить максимум самообладания, чтобы раскрыть их для осмотра окружающей обстановки. Эта пауза в осуществлении наблюдения может стоить слишком дорого… Этого, пусть даже самого небольшого, времени может как раз не хватить для того, чтобы правильно оценить ситуацию, сменить позицию, занять укрытие, открыть огонь, оказать пострадавшим помощь и т.д. – другими словами выполнить поставленные перед сотрудником или личным составом ОВД в целом оперативно-служебные задачи. Второй способ аутогенной тренировки связан с воспроизведением в нашей памяти каких либо представлений (образов, предметов, явлений и состояний), которые в прошлом воспринимались или переживались нами. Главной задачей второго способа является преодоление страха как главного деструктивного фактора выполнения личным составом поставленных оперативно-служебных задач, влияющим, в конечном счете, на весь морально-психологический климат в подразделении. Для преодоления страха каждому сотруднику необходимо усвоить, что страх преодолим и поговорка «ничего не боится или пьяный или дурак» не опровергает вышесказанного, а наоборот, уточняет, что страхом можно управлять – то есть, оставляя его в себе как проявление инстинкта самосохранения, отключаться от неприятных представлений (нежелательных развитий событий), используя усилие собственной воли. Методика преодоления страха будет описана ниже. В большинстве случаев страшит не сама смерть, а лишь боль, с которой смерть ассоциируется, поскольку боль – худшее из земных зол, испытывающихся человеком в период жизни, а смерть представляется еще большим злом, нежели сама боль. Но за боль в теле человека отвечают нервные окончания и, в конечном счете, мозг. При наступлении смерти мозг умирает, а соответственно и болевые ощущения мертвым неведомы. Люди, попадавшие в состояние клинической смерти[34], также обращали внимание на отсутствие боли после остановки сердца.
Террористы заложили СВУ в придорожный столб. Требуется серьезное волевое усилие, чтобы после увиденного спокойно проходить мимо других похожих столбов. ЧР. Грозный. Лето 2001 г. Воспроизводя в памяти с целью преодоления страха какие-либо представления (образы, предметы, явления и состояния), которые в прошлом воспринимались или переживались нами следует постоянно работать со своим воображением, а не давить на него, пытаться управлять им. Для этого требуется: – не давать усилиями воли разыгрываться негативному воображению; – заменять неприятные образы другими, более приятными и позитивными; – учиться (уметь) договариваться со своим воображением. Третий способ аутотренинга– способ прямого влияния на психофизические функции организма. Он обусловлен регулирующей и организующей ролью слова, произносимого как вслух, так и мысленно в виде формул самовнушения в сочетании с мысленными образами, созданными воображением. При использовании данного способа реализуется принцип «Куда пошла мысль – туда пошла энергия». Так, для защиты от негативных факторов окружающей обстановки сотрудник ОВД может представить себя полностью защищенным. Образ создается по мысленной команде «Защита». Цель –по заранее определенной команде сотрудник должен испытывать внутреннюю уверенность в том, что негативные факторы обстановки будут нейтрализованы как бы автоматически. Решив для себя проблему личной безопасности, сотрудник высвобождает время и силы для выполнения более значимых тактических действий. В ходе практических занятий психологической подготовки в подразделениях ОВД необходимо шире внедрять изучение сотрудниками техники медитации[35]. Для занятий медитацией необходимо: – относительно спокойная обстановка; – объект сосредоточения (повторяемое слово или звук, которые каждый сотрудник должен выбрать индивидуально); – удобная поза (сидя или лежа), при полном отсутствии мышечного напряжения; – освобождение «разума от мыслей», достижения состояния опустошенности. Схема медитации: 1. Настроиться на медитацию (мысленно пожелать себе достижения нужного результата). 2. Сесть (лечь) спокойно, в удобной позе. 3. Закрыть глаза. 4. Расслабить мышцы, начиная с мышц ног и кончая мышцами лица. 5. Дышать через нос. После каждой дыхательной фазы вслух или про себя произносить выбранное слово. Например, вдох-выдох – «Небо». Сосредоточиться на дыхании (плавности, легкости). 6. Сохранять принятую позу 10-20 минут. Затем посидеть несколько минут молча, с закрытыми глазами (2-3 минуты). 7. Открыть глаза, не вставать еще 2-3 минуты. 8. Не беспокоиться о том, насколько успешно достигнуто расслабление. Оно наступит, просто механизм начала действия разрядки несколько отсрочен во времени.
|