Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Лекции 15-16
Вопросы темы: 1. Официально-деловой стиль и его подстили. 2. Понятие документирования, документа, реквизитов, формуляра документа. Типы документов. 3. Интернациональные свойства деловой письменной речи. Унификация языка служебных документов. 4. Язык и стиль личной документации. Правила оформления документов. 5. Язык и стиль распорядительных документов. Правила их оформления. 6. Язык и стиль инструктивно-методических документов. Правила оформления. 7. Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Правила оформления документов. 8. Рекламна в деловой речи. Виды рекламы. Язык и стиль. 9. Типичные ошибки в языке деловых бумаг и документов. Редактирование. 10. Устная деловая речь. Диалоговые формы общения. Деловой телефонный разговор. 11. Речевой этикет в деловой устной и письменной речи. Устная речь предполагает наличие реального собеседника. Поскольку говорящий создает свою речь в режиме on-line, для него оказывается важной реакция слушающего. Факторами, влияющими на изменение речевого поведения говорящего, могут быть недоуменные или вопросительные взгляды, перешептывания, шум в аудитории, кивки головой, улыбки. Существенным является и тот факт, что, независимо от наличия или отсутствия предварительной подготовки, говорящий создает свое речевое произведение начисто, не имея возможности начать заново, если что-то показалось неудачным. Единственное, что может говорящий, - подкорректировать свое выступление непосредственно во время говорения. Поэтому свойствами устной речи являются необратимость, поступательный и линейный характер развертывания во времени. Еще одно очень яркое отличие устной речи связано с тем, что поскольку ей свойственна словесная импровизация, устная речь характеризуется такими качествами, как прерывность, срывы конструкций, самоперебивы, лаконизм и избыточность. Письменная речь вторична по отношению к устной и характеризуется тем, что информация в ней передается при помощи графических знаков. Она, как правило, обращена к отсутствующему адресату (адресатам), его можно лишь мысленно представить. Следовательно, реакция собеседника не может непосредственно повлиять на создание письменного текста. Эту реакцию создающий текст прогнозирует, представляет, в зависимости от этой предполагаемой реакции выбирая языковые средства. Отсюда возможность исправления уже готовых фрагментов. Мало того, уже написанный текст можно полностью переписать заново, избрав другие речевые средства, другие смысловые подходы. Адресат при этом ничего не узнает о вносимых изменениях, но и автор письменного текста, создав окончательный вариант и передав его, уже ничего исправить не сможет, даже если реакция адресата окажется совсем не такой, как предполагалось. Письменная речь в основном использует книжную лексику, прямой порядок слов в предложениях, сложные стилистические конструкции, большое количество причастных и деепричастных оборотов. Поскольку письменная речь ориентирована на зрительное восприятие, она обладает четкой структурной организацией, куда можно отнести деление на разделы и параграфы, нумерацию страниц, абзацные отступы, систему ссылок и т.п.
|