Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Лекция 17
Вопросы темы: 1. Публицистический стиль и его подстили. 2. Понятие публичного выступления как разновидности речевой деятельности. Особенности устной публичной речи. Роды и виды публичной речи. 3. Этапы подготовки к публичному выступлению. 4. Приемы поиска нужного материала. Виды вспомогательных материалов. 5. Композиция публичного выступления. Основные принципы построения выступления. 6. Способы и приемы изложения и объяснения содержания речи. 7. Доказательность и убедительность речи. Структура доказательства. 8. Основные виды аргументов. 9. Словесное оформление публичного выступления. Средства выражения логических связей. Типичные ошибки и недочеты, методика их исправления. 10. Средства речевой выразительности в публичной речи. 11. Правила запоминания и произнесения публичной речи. Типичные недостатки публичной речи. 12. Оратор и аудитория. Приемы установления контакта с аудиторией и управления аудиторией. 13. Понятие спора как вида речевой коммуникации. Классификация споров. 14. Стратегия и тактика спора. Основные правила полемиста. 15. Логические и социально-психологические аспекты спора. 16. Невербальные средства общения в публичной речи и споре. Коммуникативная цель говорящего в аргументирующей речи - убедить собеседника в правильности какого-то положения, заставить его изменить свои взгляды, мнения, а также уговорить его на что-то, склонить к какому-либо действию. Аргументирующая речь отличается от других видов речи тем, что: - в ней всегда главная коммуникативная цель - убедить собеседника; - адресат в аргументирующей речи, как правило, не остается лишь объектом воздействия: он представляет собой субъекта с собственной позицией, которую активно отстаивает; - содержательной основой речи являются аргументы-доказательства, приводимые говорящим в защиту собственной позиции, - и контраргументы-доказательства в защиту противоположной позиции, приводимые адресатом. Основным средством убеждения в аргументативном тексте является логика доказательства, что, в свою очередь, требует строгой структуры аргументативного текста, в которую обязательно входит тезис, аргументы, иллюстрации (примеры) к ним и вывод. Тезис - основное положение, которое доказывается, поэтому в аргументирующей речи предъявляются повышенные требования к его формулировке и доказательству. Он представляет собой доказуемое логическое непротиворечивое спорное утверждение, одно и то же в ходе всего доказательства. Для доказательства используют аргументы - мысли, суждения, приводимые для подтверждения другого тезиса. Аргументы делятся на логические и психологические. Логические аргументы представляют собой ссылки на: - факты (на статистические сведения: случаи из повседневной жизни, из истории, из личного опыта, из литературы и т.д.); - ссылки на заведомо истинные суждения (аксиомы, правила и т.д.); - ссылки на авторитеты (цитаты из речи знатоков в этой области; пословицы, поговорки, крылатые слова и т.п.). К психологическим аргументам относят: - аргументы к авторитету; - аргументы к публике, включающие мнения других людей, присутствующих при разговоре или принимающих в нем непосредственное участие; - аргументы к эмоциям и чувствам - возбуждение в оппоненте чувства жалости и др. Аргументы по силе делятся на сильные и слабые. По направленности выделяются собственно аргументы и контраргументы. Иллюстрации подтверждают аргументы конкретными примерами. Вывод в доказательстве выполняет роль не только заключения в речи, но прежде всего усилителя тезиса на основе всего доказательного процесса.
|