Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Главная часть в публичном выступлении
Пути раскрытия основного содержания могут быть различны. Они зависят, во-первых, от характера аудитории, во-вторых, от вида речи, поскольку логика изложения в информирующей речи отличается от логики рассуждения в аргументируемой речи. Это связано в первую очередь, с тем, что цель информирующей публичной речи - сообщение слушателям новой для них информации, а цель убеждающей речи - поиск новой истины, и логика выступает здесь как орудие познания. Какими же могут быть методы изложения материала? - Индуктивный способ - это способ, при котором изложение материала происходит от предъявления отдельных фактов к обобщению. - Дедуктивный способ - такой способ изложения материала, когда от общего идут к частному, от общих положений и знаков - к конкретным фактам и явлениям, их подтверждающим. - Способ аналогии. Под аналогией понимается сходство, тождество, подобие. Пользуясь методом аналогии в речи, мы не просто упоминаем о сходстве каких-либо явлений, а делаем умозаключение, что если два явления обладают двумя или несколькими сходными признаками, то они, вероятно, сходны и в других проявлениях. - Исторический (хронологический) и пространственные способы. Первый используется в тех случаях, когда нужно описать последовательность действий, событий, биографию какого-либо лица и т.д. Второй предполагает изложение материала с использованием особенностей развития, истории, культуры страны или какого-то района. Таким образом, выбор способа изложения материала зависти от типа речи (аргументирующая или информирующая), соответственно, от цели, которую ставит перед собой оратор (убедить или подвигнуть на какое-то действие; сообщить сведения, проинформировать), а также от характера материала (биография какого-либо деятеля, описание процесса, анализ возникшей проблемы, критика чего- или кого-либо и т.д.) и количественного и качественного состава аудитории, о чем необходимо говорить отдельно. Заключение в публичной речи Роль заключения очень велика - это то, с чем слушатель уйдет из аудитории, это логическое завершение речи. При этом неудачное вступление может прикрыть удачная основная часть, а неудачное заключение не спасет никто. Функции заключения: - подвести итог сказанному, суммировать, обобщить все мысли, высказанные в основной части; - кратко повторить основные тезисы речи, еще раз подчеркнуть основную мысль и важность ее для слушателей; - наметить пути развития идей, высказанных оратором; - на основе речи поставить задачи перед слушателями; - закрепить и усилить впечатление, произведенное содержанием речи. Продумывая заключение, надо помнить: - во-первых о том, какие цели реализуются в этом структурном элементе любой речи. Цели эти во многом определяются типом речи и жанровой принадлежностью ее. Особая концовка может быть у воодушевляющего выступления: это или пожелание, или выражение надежды на что-либо, или эмоциональный лозунг (Так пусть же…). В аргументирующей, информирующей и агитационной речи заключение, как правило, сводится к следующему: суммирование сказанного; закрепление и усиление впечатления, произведенного речью; призыв к действию; - во-вторых, необходимо, чтобы заключение было выдержано в том же стиле, в том же ключе, что и вступление, и основная часть. Хотя при этом заключение может быть более эмоциональным, более пафосным, более афористичным, поскольку предполагается, что эмоциональное воздействие этого структурного элемента на аудиторию гораздо сильнее; - кроме того, важно, чтобы заключение переходило в концовку речи: этикетные формулы благодарности за внимание и прощания, формулы призыва, пожелания и т.д. при этом нередко заключение и концовка бывают соединены в единое целое. Основные виды заключений: - подытоживающее повторение; - призыв, который может иллюстрироваться афоризмом, цитатой, поговоркой и т.д. - интригующая концовка, в которой не все договорено до конца, а слушателям самим предлагается сделать вывод; - обращение к аудитории; - тактический способ, намечающий выход из сложившейся ситуации с помощью называемых действий; - иллюстративная концовка, включающая развернутую метафору, притчу, аллегорию. Заключение должно соответствовать типу и жанру речи, стилистике предыдущей части, характеру аудитории и самого оратора, а самое главное, способствовать реализации цели, поставленной им.
|