Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Синтагматические отношения






Наши примеры на стр. 155 уже позволяли заключить, что понятие синтагмы относится не только к словам, но и к сочетаниям слов, к сложным единицам всякого рода и любой длины (сложные слова, производные слова, члены предложения, целые предло­жения).

Недостаточно рассмотреть отношения, объединяющие отдель­ные части синтагмы между собою (например, contre «против» и tous «всех» в синтагме contre tous «против всех» или centre и maî tre в синтагме contemaî tre «старший рабочий”, «мастер»); нужно также принимать во внимание то отношение, которое связывает целое с его частями (например, contre tous no отношению к contre, с одной сто­роны, и к tous, с другой стороны, или contemaî tre — по отношению к contre, с одной стороны, и maî tre. с другой стороны).

Здесь можно было бы возразить; поскольку типичным проявле­нием синтагмы является предложение, а оно принадлежит речи, а не языку, то не следует ли из этого, что и синтагма относится к области речи? Мы полагаем, что это не так. Характерным свойством речи является свобода комбинирования элементов; надо, следова­тельно, поставить вопрос: все ли синтагмы в одинаковой мере сво­бодны?

Прежде всего, мы встречаемся с огромным количеством выраже­ний, относящихся, безусловно, к языку: это те вполне готовые рече­ния, в которых обычаи воспрещает что-либо менять даже в том слу­чае, если по зрелом размышлении в них можно различить значимые части, например a quoi bon? «к чему?», allons donс! «да полноте же!» и т. д. Приблизительно то же, хотя в меньшей степени, относится к таким выражениям, как prendre la mouche «сердиться по пустякам», forcer la main a quelqu'un «принудить к чему-либо», rompre une lance «ломать копья», avoir mal a (la tê te …) «чувствовать боль (в голо­ве и т. д.)», pas n'est besoin de... «нет никакой необходимости...», que vous en semble? «что вы думаете об этом?» Узуальный характер этих выражений вытекает из особенностей их значения или их син­таксиса. Такие обороты не могут быть импровизированы; они пере­даются готовыми, по традиции. Можно сослаться еще и на те слова, которые, будучи вполне доступными анализу, характеризуются тем не менее какой-либо морфологической аномалией, сохраняемой лишь в силу обычая (ср. difficulte «трудность» при fасilite «легкость», mourrai «умру» при dormirai «буду спать»).

Но это не все. К языку, а не к речи надо отнести и все типы син­тагм, которые построены по определенным правилам. В самом деле, поскольку в языке нет ничего абстрактного, эти типы могут сущест­вовать лишь в том случае, если в языке зарегистрировано достаточ­ное количество их образцов. Когда в речи возникает такая импрови­зация, как indecorable (см. стр. 201), она предполагает определен­ный тип, каковой в свою очередь возможен лишь в силу наличия в памяти достаточного количества подобных слов, принадлежащих языку (impardonnable «непростительный”, intolerable «нетерпи­мый», infatigable «неутомимый» и т. д.). Точно то же можно сказать и о предложениях и словосочетаниях, составленных по определен­ному шаблону; такие сочетания, как la terre tourne «земля вращает­ся», que vous dit-it? «что он вам сказал?», отвечают общим типам, которые в свою очередь принадлежат языку, сохраняясь в памяти говорящих.

Но надо признать, что в области синтагм нет резкой границы между фактом языка, запечатленным коллективным обычаем, и фактом речи, зависящим от индивидуальной свободы. Во многих случаях представляется затруднительным отнести туда или сюда данную комбинацию единиц, потому что в создании ее участвова­ли оба фактора, и в таких пропорциях, определить которые невоз­можно.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал