Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ассоциативные отношения






Образуемые в нашем сознании ассоциативные группы не огра­ничиваются сближением членов отношения, имеющих нечто общее, – ум схватывает и характер связывающих их в каждом случае от­ношений и тем самым создает столько ассоциативных рядов, сколь­ко есть различных отношений. Так, в enseignemen; «обучение», enseigner «обучать», enseignons «обучаем» и т. д. есть общий всем членам отношения элемент — корень; но то же слово enseignement может попасть в другой ряд, характеризуемый общностью друго­го элемента – суффикса: enseignement «обучение», armement «во­оружение», changement «из менение” и т. д.; ассоциация может так­же покоиться единственно на сходстве означаемых (enseignement «обучение», inslruction «инструктирование», apprentissage «учение», education «образование» и т. д.), или, наоборот, исключительно на общности акустических образов (например: enseignement «обучение» и justement «справедливо») *. Налицо, таким образом, либо общ­ность как по смыслу, так и по форме, либо только по форме, либо только по смыслу. Любое слово всегда может вызвать в памяти все, что способно тем или иным способом с ним ассоциироваться.

В то время как синтагма сразу же вызывает представление о по­следовательности и определенном числе сменяющих друг друга эле­ментов, члены, составляющие ассоциативную группу, не даны в соз­нании ни в определенном количестве, ни в определенном порядке. Если начать подбирать ассоциативный ряд к таким словам, как de-sir-aux «жаждущий», chaleur-eux «пылкий» и т. д., то нельзя наперед сказать, каково будет число подсказываемых памятью слов и в каком порядке они будут возникать. Любой член группы можно рас­сматривать как своего рода центр созвездия, как точку, где сходят­ся другие, координируемые с ним члены группы, число которых без­гранично.

 

Впрочем, из этих двух свойств ассоциативного ряда – неопределенности порядка и безграничности количества – лишь первое всегда налицо; второе может отсутствовать, как, например, в том характерном для этого ряда типе, каковым являются парадигма словоизменения. В таком ряду, как лат. dominus, dominī, dominō и т. д., мы имеем ассоциативную группу, образованную общим элементом – именной основой domin-, но ряд этот небезграничен, наподобие ряда enseignement, changement и т.д.: число падежей является строго определенным, но порядок их следования не фиксирован и та или другая группировка их зависит исключительно от произвола автора грамматики; в сознании говорящих именительный падеж – вовсе не первый падеж склонения; члены парадигмы могут возникать в том или ином порядке чисто случайно.

 

 
 
 


E n s e I g n e m e n t

       
   

 


enseigner     clement
enseignons     justement
и т. д. apprentissage changement и т. д.
и т. д. é dication armement и т. д.
  и т. д. и т. д.  
  и т. д. и т. д.  

 

^•

Стр. 163 – 166

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал