![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Ассоциативные отношения
Образуемые в нашем сознании ассоциативные группы не ограничиваются сближением членов отношения, имеющих нечто общее, – ум схватывает и характер связывающих их в каждом случае отношений и тем самым создает столько ассоциативных рядов, сколько есть различных отношений. Так, в enseignemen; «обучение», enseigner «обучать», enseignons «обучаем» и т. д. есть общий всем членам отношения элемент — корень; но то же слово enseignement может попасть в другой ряд, характеризуемый общностью другого элемента – суффикса: enseignement «обучение», armement «вооружение», changement «из менение” и т. д.; ассоциация может также покоиться единственно на сходстве означаемых (enseignement «обучение», inslruction «инструктирование», apprentissage «учение», education «образование» и т. д.), или, наоборот, исключительно на общности акустических образов (например: enseignement «обучение» и justement «справедливо») *. Налицо, таким образом, либо общность как по смыслу, так и по форме, либо только по форме, либо только по смыслу. Любое слово всегда может вызвать в памяти все, что способно тем или иным способом с ним ассоциироваться. В то время как синтагма сразу же вызывает представление о последовательности и определенном числе сменяющих друг друга элементов, члены, составляющие ассоциативную группу, не даны в сознании ни в определенном количестве, ни в определенном порядке. Если начать подбирать ассоциативный ряд к таким словам, как de-sir-aux «жаждущий», chaleur-eux «пылкий» и т. д., то нельзя наперед сказать, каково будет число подсказываемых памятью слов и в каком порядке они будут возникать. Любой член группы можно рассматривать как своего рода центр созвездия, как точку, где сходятся другие, координируемые с ним члены группы, число которых безгранично.
Впрочем, из этих двух свойств ассоциативного ряда – неопределенности порядка и безграничности количества – лишь первое всегда налицо; второе может отсутствовать, как, например, в том характерном для этого ряда типе, каковым являются парадигма словоизменения. В таком ряду, как лат. dominus, dominī, dominō и т. д., мы имеем ассоциативную группу, образованную общим элементом – именной основой domin-, но ряд этот небезграничен, наподобие ряда enseignement, changement и т.д.: число падежей является строго определенным, но порядок их следования не фиксирован и та или другая группировка их зависит исключительно от произвола автора грамматики; в сознании говорящих именительный падеж – вовсе не первый падеж склонения; члены парадигмы могут возникать в том или ином порядке чисто случайно.
E n s e I g n e m e n t
^• Стр. 163 – 166
|