![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Хозяйственный комплекс области.
План: 1. История развития хозяйственного комплекса. 2. Основные проблемы хозяйственного комплекса. Хозяйственный комплекс Брянщинывходит в состав территориально-производственного комплекса Центрального экономического района и представляет совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых отраслей и предприятий, сформировавшихся в процессе длительного исторического развития. Хозяйственный комплекс включает ряд межотраслевых комплексов — машиностроительный, конструкционных материалов (чёрная металлургия, строительных материалов, лесная и деревообрабатывающая, химия и др.), топливно-энергетический, аграрно-промышленный, транспортный и военно-промышленный комплекс (ВПК). Основной контур территориально-отраслевой структуры хозяйства области сложился в конце XIX века. Первоначально на территории Брянщины возникают такие отдельные отрасли сельского хозяйства, как скотоводство, земледелие, пчеловодство и др., а также зачатки металлургии, кустарные промыслы и ремесла. Промышленный переворот в России, совершившийся в первой половине XIX века, начался на Брянщине лишь в середине века. Для региона, как и всей России, была характерна традиционная экономика, которой была присуща низкая эффективность и товарность. В связи со строительством железных дорог экономика региона вовлекается в единый российский рынок, что способствовало росту товарности, углублению специализации и увеличению концентрации производств. Появляется промышленность, банки, растёт значение транспорта и связи. В XX веке происходят существенные изменения в территориальной и отраслевой структуре. Помимо появления новых отраслей (электротехнической, электронной и др.) возникают и новые формы территориальной организации производительных сил как промышленные узлы (Брянский и Клинцовский). Современная Брянщина является индустриально-аграрным районом и производит 0, 4% промышленной продукции страны, 1, 2% сельскохозяйственной продукции, на её долю приходится 0, 2% капитальных вложений и 0, 4% розничного товарооборота страны при 1% населения России. Развитию регионального хозяйственного комплекса способствует выгодное экономико -географическое положение и трудовые ресурсы. В связи с распадом СССР область становится приграничной, и изменение экономико-географического положения также будет отражаться на уровне развития производительных сил Брянщины. Дальнейшее развитие региональной экономики обусловлено активизацией конкурентных преимуществ, главными факторами которых являются: природные ресурсы, емкий внутренний рынок, значительный научно-производственный потенциал, свободные трудовые ресурсы и производственные мощности, развитая территориальная инфраструктура и высокий уровень образования населения.
Валовый региональный продукт (0.5%) Инвестиции в основной капитал(0, 2%) Продукция сельского хозяйства (1.2%)
Рис. 5. Удельный вес области в общероссийских основных экономических показателях в 1999 году
Богатая традициями промышленного производства и имеющая значительный экономический потенциал Брянская область в перспективе может стать одним из привлекательных для иностранных инвесторов регионов Центральной России. В первую очередь это связано с наличием в области развитого машиностроения и металлообработки, электротехнической, химической, деревообрабатывающей, легкой и пищевой отраслей промышленности, а также агропромышленного комплекса. На территории области действуют свыше 300 крупных и средних промышленных предприятий (их удельный вес в структуре объема промышленного производства области составляет 88%) с численностью работников более 404 тыс. человек. Производимая на предприятиях Брянщины продукция: судовые дизели, дизель-генераторы, маневровые тепловозы, рефрижераторные секции и передвижные дизельэнергетические станции. Роторные экскаваторы и автокраны, дорожно-строительная, ирригационная, сельскохозяйственная, сложная радиоэлектронная и бытовая техника, станки и технологическое оборудование, стальное и чугунное литье, цемент и стекло, изделия из хрусталя и технического стекла, ткани и обувь — поставляется предприятиями в десятки регионов России и на экспорт. Продукция таких акционерных обществ, как " Брянский машиностроительный завод", " Дятьковский хрусталь", " Кольцо" пользуется широкой известностью, а сами предприятия за развитие производства, качество изделий и международное сотрудничество были в разные годы удостоены призов " Золотой Меркурий", " Бриллиантовая Звезда" (в Мехико) и " Золотая Звезда" (в Мадриде). Многие промышленные предприятия области оснащены современным оборудованием, обладают высококвалифицированными кадрами, научно-техническим потенциалом и способны в короткий срок увеличить объем промышленного производства в 2, 5—3 раза. Однако в силу происходящих в экономике России и Брянской области кризисных явлений, производственные мощности загружены только на 33%. Социально-экономическое положение Брянской области в конце 90-х годов отличалось созданием предпосылок к стабилизации в производстве и социальной сфере. На протяжении последних лет замедлился спад промышленного производства, сохранился низкий уровень инфляции, снижены процентные ставки по кредитам, повышались реальные денежные доходы населения, на уровне 20% сохранилась доля населения, имеющего доходы ниже величины прожиточного минимума. Положительная динамика промышленного производства продолжалась в последующие годы. Наблюдается оживление в большинстве отраслей: машиностроении, черной металлургии, химической, стройиндустрии, лесной и деревообрабатывающей, легкой, пищевой промышленности. В то же время на предприятиях электроэнергетики, мукомольно-крупяной и комбикормовой промышленности продолжался спад производства. Большая часть промышленной продукции, более 94% всей продукции области, производилась в ОАО (на негосударственных предприятиях), где наблюдался избыток рабочей силы. Поэтому продолжала сокращаться численность занятых в промышленном производстве (почти в 2 раза по сравнению с 1990 годом), её рост произошел в органах управления (на 12%), в торговле (11%) и финансовых организациях (20%). Аграрно-промышленный комплекс наряду с машиностроительным, конструкционных материалов, топливно-энергетическим и другими является важнейшей составной частью хозяйственного комплекса области. В нем занято около 20% трудовых ресурсов и производится 37% регионального продукта. Центральным звеном АПК. служит сельское хозяйство, которое, несмотря на дотацию сельскохозяйственным производителям, сократило выпуск своей продукции. Надо отметить, что благодаря регулированию цены на продукты питания были чуть ниже, чем по стране в целом. Изменилась отраслевая структура сельского хозяйства региона. Если в 1994 году продукция животноводства занимала 2/3 объема сельскохозяйственной продукции области, то в 2003 году — 44%. Работа транспортного комплекса на территории Брянской области характеризуется следующими изменениями: в структуре транспорта увеличилась доля автомобильных перевозок при уменьшении доли железнодорожных и воздушных, снизились объемы грузооборота, воздушный транспорт переориентировался с преимущественно пассажирских перевозок на грузовые. Объемы перевозок грузов всеми видами транспорта за 1990— 2000 гг. сократились в 4 раза, а грузооборот — в 3, 3 раза. Брянская область является одним из потенциально перспективных регионов России для развития международной торгово-экономической деятельности. Занимая промежуточное положение между столицами трех государств — Минском, Москвой и Киевом — область имеет развитую транспортную инфраструктуру, которая через железнодорожные и автомобильные магистрали связывает многие регионы европейской России между собой и странами зарубежной Европы. В области имеются три крупных железнодорожных узла: станция Брянск-1, Брянск-П (сортировочная) и участковая станция Унеча. Общая протяженность железных дорог Брянщины составляет около 1000 километров, автомобильных — более 10 тыс. км, в том числе 68% из них имеют твердое покрытие. В 1994 году в Брянске введен в действие новый, расположенный на международной трассе К.-22 аэропорт " Брянск", которому в 1995 г. присвоен статус международного. Начиная с 1992 г., потребительский рынок постоянно подвергался снижению общего объема розничного товарооборота (в среднем на 14%). В 1999 г. оборот розничной торговли составил 7765, 6 млн. рублей, что на 63, 8% больше, чем в 1998 году в фактических ценах и на 1.0, 5% меньше в сопоставимых ценах. В 1998—2003 гг. 74% продаваемых товаров было реализовано через торговые предприятия, 26% — за счет продажи на промышленных, смешанных и продовольственных рынках. За 2002 год в структуре товарооборота области произошло некоторое снижение доли продовольственных товаров (с 56, 0% до 52, 0%—6 млрд. руб.) и увеличение непродовольственных (с 44% до 47, 7%—13, 7 млрд. руб.). Роль крупных оптовых предприятий, которых в 1991 году насчитывалось 10, традиционно занимающихся ввозом товаров в область, перешла к малым оптовым, число которых сегодня составляет 921, из них торговых посредников — 41. Розничная торговая сеть прирастает преимущественно за счет малых предприятий, число которых увеличилось на 350 единиц. Увеличивается роль городских вещевых и продовольственных рынков. Удельный вес товаров, проданных на рынках, в общем объеме товарооборота возрос с 22% в 1996 г. до 56% в 2003 году. Активно формируются на Брянщине и элементы рыночной инфраструктуры: 72 организации области имеют информационно-вычислительные центры, 69 — маркетинговые службы. С 1995 года в области функционирует телекоммуникационная информационно-поисковая система «Рынок товаров и услуг региона», представляющая собой территориальный распределительный программно-технический комплекс, который позволяет на основе современных компьютерных технологий решать задачи по анализу экономического состояния рынка, выявлять тенденции и перспективы в производстве продукции и осуществлять поиск выгодных коммерческих партнеров. Система оперирует с продукцией, спрос и предложение которой сформированы экономическими службами администрации области по заявкам 330 предприятий области. В базу данных включена информация о продукции 34 субъектов Российской Федерации и 11 субъектов стран СНГ. Общее количество наименований товаров и услуг в базе Данных свыше 3, 5 тысяч. Внешнеторговый оборот области с положительного (до 1992 г.) сменился на отрицательный. Область в последние годы отличается устойчивым отрицательным сальдо внешнеторгового оборота. Внешнеторговый оборот составил в 2006 году 934 млн. долларов, из них: экспорт — 226 млн дол., а импорт — 757 млн. дол. и сальдо 530 млн. дол. По уровню приватизации предприятий торговли, общепита, бытового обслуживания Брянская область превосходит среднероссийские показатели. В экономической сфере, считая " либеральную" и " консервативную" модели региональной политики, местная власть в последние годы отдавала предпочтение последней чем объясняется медленное реформирование экономики, меньший уровень безработицы. По уровню развития банковской сферы Брянская область занимает среднее место, а по обеспеченности банковскими учреждениями даже превосходит средние показатели по стране. С момента становления современной банковской системы в области было зарегистрировано около 2 банков. Из современных банков, действующих на рынке банковских ус луг, четко определился лидер — Брянский банк Сбербанка России, почти монополизировавший рынок в результате масштабного перелива денежных ресурсов предприятий и организаций в период августовское кризиса 1998г. Доля этого банка на рынке кредитов - 40, 8%, на рынке вкладов- 93, 9%. В Брянской области в настоящее время работают 10 коммерческих банков. Из них один местный банк - КБ " Бежица -банк". Он ориентирован на самого крупного корпоративного клиента ОАО " БМЗ". Остальные кредитные организации являются региональными филиалами крупных коммерческих банков Москвы и Санкт-Петербурга. Подобно большинству регионов России Брянщине присущ бюджетный дефицит. Нехватка средств негативно отражается на развитии социальной сферы: образования, культуры, здравоохранения, муниципального транспорта. Особенно серьезные проблемы с поддержанием бюджетных отраслей в периферийных, преимущественно аграрных, районах: Стародубском, Климовском, Севском и других. Сегодня в Брянской области объем госдолга составляет 12% к дохода бюджета. По этому показателю область находится на 11 месте в Центральном Федеральном округе. Госдолг Тульской, Смоленской, Курской и других областей округа в несколько раз выше, чем в Брянской области. На 1 и 14 местах этого рейтинга стоят, соответственно, Московская область г. Москва. По росту бюджетных поступлений за три после кризисных (1998) года Брянская область занимает второе место после столицы в Центральном Федеральном округе. Сложной ситуацией сохранялось положение в инвестиционном секторе. Объем инвестиций в основной капитал практически ежегодно сокращался до 1998 года. Начиная с 1990 г. по 1993 г. наблюдалась тенденция снижения инвестиций в 2, 1 раза. В 1994-1995 гг. падение прекратилось, и впервые наметилась обнадеживающая тенденция к росту инвестиций за весь период рыночных преобразований. В 1995-1997 гг. наблюдается неустойчивое состояние инвестиционного процесса в области, и лишь с 1998 г. и в последующие годы происходит устойчивый рост инвестиционной активности. Структура инвестиций по формам собственности выглядела следующим образом (2000г.): на государственную собственность - 24, муниципальную - 8, частную - 41, смешанную - 24, иностранную - 5% от всех инвестиций в основной капитал. Только в течение 2000 года объем поступивших в область иностранных инвестиций составил 6 млн. долларов США, в 2003 г - 6 4 млн. долларов. Наиболее привлекательными областями приложения капитала для иностранных инвесторов являются лесная и деревообрабатывающая промышленность. Вопросы для обсуждения: 1. Покажите особенность развития сельскохозяйственного комплекса. Литература Грачев А.Б. Социально – экономическое развитие и управление городом/ А.Б.Грачёв. – Брянск.: Ладомир, 2006. – 208 с. География Брянской обрасти. – Учебн. пособ. / Под ред. Л.М.Ахромеева. – Издат. Товарищество «Дебрянск», Брянск. Всероссийского ДО «Книга», 1995. Крашенинников В.В. Из истории селений Брянского района. Издание 2-е, перераб. и дополненное. – Брянск: Издательство БГУ, 2004. История Брянского края. Учеб. пособ. БИПКРО. Под ред. Лупоядова. Брянск – Курск, 2006. История Брянского края./О.В.Горб., А.М.Дубр./ - 2001. Инновационная деятельность образовательных учреждений региона: материалы межвузовской научно – практической конференции 20-21 декабря 2005 г.// под ред. В.Д.Симоненко. – Брянск.: РИО БГУ, 2006. – 163 с. Петров В.М. Экономическая и социальная география Брянской области. Учебное пособие. Санкт – Петербург: Издательство «Папирус», 2005. – 260 с. Устав Брянской области. Метод. пособ.- Брянск. ГУП. – 2004.
|