Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальные услуги в области






План:

1. Понятие социальной инфраструктуры и виды социальных услуг.

  1. Развитие системы образования.
  2. Развитие системы здравоохранения.
  3. Сфера культуры, туризма и отдыха.

Инфраструктура —это многоотраслевой комплекс по предоставлению населению различных услуг. Обычно выделяют непроизводственную инфраструктуру — социальную, направленную на удовлетворение социально-культурных, духовных и интеллектуальных запросов человека, поддер­жание его нормальной жизнедеятельности (образование, здравоохране­ние, культура и др.); а также производственную инфраструктуру, кото­рая продолжает процесс производства в сфере обращения и создает новую стоимость. Она включает транспорт, связь, материально-техническое снаб­жение, жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание, об­щественное питание, розничную торговлю и др.

Деление это достаточно условно, поскольку первая создает условия для жизнедеятельности людей, а вторая в значительной степени влияет на удовлетворение духовных запросов, высвобождая время для досуга (например, бытовое обслуживание и др.).

Развитие социальной инфраструктуры ведет к ускорению темной общественного производства, помогает решать проблемы преодоления территориальной неравномерности экономического и социального развития, созданию комфортных условий проживания в городе и селе; влияет на расселение и характер миграции населения, занятость трудовых ресурсов и в целом способствует повышению уровня жизни людей.

В свою очередь, на развитие самой сферы обслуживания значительно влияют как экономические, так и местные, природные, демографиче­ские особенности отдельных территорий регионов. Развитие и размещение учреждений социальной инфраструктуры зависят от многих факторов: от потребности населения в услугах, доступности этих учреждений, от осо­бенностей расселения, половозрастной и образовательной структур населения, реальных доходов и т.д.

Крупные города, как областной центр Брянск, имеют все виды обслуживания и преимущества перед районными центрами, а любой райцентр — перед населенными пунктами данного района. Такое неравенство может усугубляться их разными финансовыми возможностями. В самом городе размещение учреждений социальной инфраструктуры увязано с плотностью населения, в районах новостроек обслуживание имеет более низкий уровень из-за разреженности этих учреждений. Различия между территориями по уровню доступности для населения отдельных видов услуг, их качества еще велики и часто локально ограничены.

Крупные объекты социальной инфраструктуры в том или ином поселении (городе) часто ориентируются на удовлетворение нужд не только " собственного" населения, но и на потребности также населения, тяготеющего к ним, проживающего в поселении более низкого ранга. Создание многофункциональных объектов культурного назначения, развитие гиб­ких и мобильных форм обслуживания (передвижные пункты обслужива­ния, автомагазины и др.) в какой-то мере помогают обеспечить сельское население услугами отдельных звеньев социальной инфраструктуры.

Социальная инфраструктура Брянщины имеет не только общие, характерные для всей экономики страны процессы и тенденции, но и свои специфические особенности, определяющие ее развитие в регионе. По развитию большинства отраслей социальной инфраструктуры Брянская область имеет среднероссийские показатели.

Важное место в инфраструктуре области занимает образование, начи­ная от дошкольного и кончая высшим, система переподготовки кадров.

Образование выполняет определенные функции: экономическую функцию, состоящую в подготовке специалистов и квалифицированных рабочих кадров; социальную, которая удовлетворяет потребности общества в соци­альном становлении личности; и культурную, направленную на повыше­ние общеобразовательного и культурного уровня человека, развитие его творческих способностей.

Таким образом, образование создает образовательный и интеллектуальный потенциал общества, способствует его экономическому, социаль­ному и культурному развитию.

В области на 2006/2007 учебный год работало 465 дошкольных учреждений с числом детей более 40 тысяч, 813 дневные общеобразовательные школы, в которых обучались 135 тыс. школьников. Более всего школ размещается в областном центре, где функционируют 76 школ раз­ных типов, в том числе инновационных (5 лицеев и 4 гимназии). Лицей № 1 входит в пятерку лучших лицеев России. В городе 109 дошкольных учреждений, 16 учреждений дополнительного образования, а также учеб­но-производственные комбинаты.

В административных районах более всего школ в Климовском — 33, Стародубском — 35, Почепском — 45, Погарском — 37, Суражском — 35, Брянском — 37, Унечском 36, Трубчевском — 29, Клинцовском — 25, Дятьковском ™ 24 и Карачевском — 25. Получили аттестат о среднем образовании 12, 5 тысяч школьников (на 2006-2007 учебный год).

Современный этап развития общества требует адекватной ее запросам системы образования, основанной на демократических и гуманистических началах, обеспечивающей высокое качество обучения, внедрение новых технологий обучения, компьютеризации, развития новых моделей и ти­пов школ.

В последние годы в Брянской области идет процесс формирования школ нового типа. Открываются гимназии, лицеи, колледжи, негосударственные учебные заведения, христианская воскресная школа в Брянске и др. Помимо общеобразовательных, в области функционируют школы искусств, музыкальные, спортивные и др.

С 2001/2002 учебного года в России проводится экспериментальная отработка содержания образования в 12-летней школе. Наша область включена в число " пилотных" регионов страны по апробации данной програм­мы. По инициативе губернатора создается региональный центр " Интер­нет-образование".

На ниве просвещения трудятся 16, 9 тыс. учителей. Сохраняется тенденция роста образовательного и профессионального уровня учителей. В сред­нем по области имеют высшее образование 79, 3% учителей. В Брянском районе -90, 8%, в Дубровском - 87%, Суземском" - 83% учителей.

Большую помощь педагогическим коллективам в работе с детьми оказывают центры технического творчества, детского и юношеского туризма и краеведения и др. Во Всероссийских конкурсах исследовательских работ в области эколого-биологического образования участвовали более 50 школь­ников, многие из них стали лауреатами.

В области получило развитие профессиональное образование, представленное профессиональными училищами, средними специальными и высшими учебными заведениями.

Современное производство требует более высокого уровня образования, культуры и профессионального мастерства, творческого и инициа­тивного подхода специалиста к делу, его мобильности. Подготовка такого специалиста зависит от системы профессионального образования, которое непосредственно влияет на качество трудовых ресурсов, на экономиче­ское и социальное развитие страны в целом и региона.

Профессиональные учебные заведения в своем размещении ориентируются, прежде всего, на отрасли хозяйства, доминирующие в данном регионе. Например, Брянский государственный технический университет (бывший институт транс­портного машиностроения) создавался на базе Брянского машинострои­тельного завода, а текстильный техникум и филиал текстильного инсти­тута — в Клинцах, где наибольшее развитие получило текстильное произ­водство. Одним из принципов размещения является также формирование отраслевых систем учебных заведений.

Система профессионального образования в области начала складываться в довоенные годы и сегодня представлена четырьмя государственными вузами, 28 средними специальными учебными заведениями и более 40 профтехучилищами. Высшее профессиональное образование можно получить в Брян­ске, Новозыбкове, Клинцах, Унече, поселке Кокино.

Большинство вузов разместилось в Брянске — это государственный университет им. Академика И.Г. Петровского, инженерно-технологическая академия, технический университет, Брянская государственная сельско­хозяйственная академия (п, Кокино) и многочисленные филиалы — Всесоюзного заочного финансово-экономического института, Московского юридического, Орловской академии государственной службы и др. За последние годы открылись филиалы негосударственных вузов: психолого -социальный, современный гуманитарный университет, академия права и управления, социальной защиты и др. Многие филиалы отраслевых и московских вузов находятся в Клинцах, Унече, Новозыбкове и др. городах. Числен­ность студентов вузов составила в 2007 году 44, 2 тысячи человек, а выпу­щено более 8 тысяч.

Среди центров подготовки специалистов среднего профессионального образования выделяется Брянск, в котором располагаются; автотранспортный, строительный, кооперативный и др. техникумы; колледжи железнодорожного транспорта, физической культуры, профессионально-педа­гогический; медицинское, художественное и музыкальное училища. Часть средних специальных учебных заведений находится в районных центрах — педучилище и текстильный техникум в Клинцах, профессионально-педа­гогический колледж в Новозыбкове, аграрный колледж и педучилище в Трубчевске, индустриальный техникум в Дятьково, педучилище в Сураже и т.д.

На начало 2007/2008 учебного года численность учащихся средних спе­циальных заведений составила 22, 7 тысяч, из них 76% учащиеся дневных отделений, в том числе выпущено 6, 5 тыс. специалистов.

Брянская область имеет широкую сеть профессиональных училищ и профессиональных лицеев. В областном центре функционируют 10 профессиональных училищ и 4 профессиональных лицея. Училища имеются в Клинцах (3), Новозыбкове (2), Дятьково (2), Унече (2), а также в Севске, Мглине, Навле, Стародубе, Сураже, Трубчевске и др. населенных пунктах, в которых обучается более 16 тыс. человек.

Одним из видов обслуживания населения является здравоохранение, которое призвано удовлетворить потребность людей в высококачествен­ной медицинской помощи, поднять уровень здоровья населения в целом.

В области насчитывалось в 2006году 67 больничных учреждений на 16, 6 тыс. больничных коек, 92 врачебных учреждения, оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь населению; 638 фельдшерско-акушерских пунктов; 127 женских консультаций, 56 детских поликлиник и амбулаторий. Численность врачей на 10000 человек населения составляет 36, 7, а среднего медицинского персонала — 114, 9. Эти показатели чуть ниже среднероссийских. Следует отметить резкое сокращение числа больничных учреждений в последние годы и появление дефицита врачей.

Еще пять лет назад здравоохранение было представлено исключительно государственными учреждениями. Сегодня ситуация изменилась и по­явились различные частные лечебные учреждения, оказывающие платные услуги населению.

Главной проблемой управления здравоохранения областной админист­рации является усиление финансирования и обеспечение кадрами регио­нальной сферы управления, улучшение качества и доступности медицин­ского обслуживания.

Характерной чертой территориальной организации учреждений здравоохранения является концентрация лечебных учреждений в областном Центре и городах областного подчинения — Клинцах, Новозыбкове, Дятьково, Сельцо.

В Брянске работает диагностический центр, оснащенный высокоэффективной медицинской техникой и оборудованием, что позволило скон­центрировать ресурсы здравоохранения, рационально их использовать.

В других городах, пгт, сельских населенных пунктах обеспеченность Учреждениями здравоохранения крайне недостаточно, складываются неодинаковые возможности в получении реальных медицинских услуг в городе и сельской местности.

В сельской местности расположены в основном маломощные, технически слабо оснащенные объекты здравоохранения, которые не в состоя­нии обеспечить высокое качество медицинского обслуживания. Использо­вание городских учреждений здравоохранения зачастую затруднено из-за неразвитости транспортной инфраструктуры. Передвижные формы обслу­живания сельского населения носят зачаточный характер.

Учитывая неблагоприятные последствия чернобыльской аварии для здоровья жителей области, неотложными задачами являются: повышение эффективности и качества медицинского обслуживания, развитие наибо­лее прогрессивных форм такого обслуживания, как профилактика, ран­няя диагностика заболеваний, диспансеризация, стационарно замещаю­щей помощи, внедрение новых малозатратных медицинских технологий, развитие специализированных центров реабилитации и др.

Важнейшими задачами учреждений здравоохранения являются обеспечение контроля над соблюдением норм и правил охраны труда на предприятиях, активное участие в улучшении и оздоровлении условий труда путем повседневного медицинского и санитарного контроля.

Взаимосвязанное функционирование учреждений медицинского обслуживания населения области при условии обеспечения их транспортной доступности позволит удовлетворять весь комплекс потребностей населе­ния в охране здоровья, независимо от места их проживания и приложе­ния труда.

Культура и средства массовой информации выполняют важную социальную функцию по организации культурного и информационного обслуживания и направлены на удовлетворение духовных потребностей людей, создание условий для всестороннего и гармоничного развития личности.

Составными частями комплекса культуры и информационного обслуживания являются объекты культуры и искусства, кинематографии, пе­чати, телевидения и радиовещания. Данный комплекс относится не толь­ко к сфере производства духовных благ, но и к сфере обращения (торгов­ля печатной продукцией, звукозаписями и др.) и производству матери­альных благ (издательское дело, кинопроизводство, полиграфическая промышленность).

В Брянской области сеть учреждений культуры представлена государственными и муниципальными объектами культуры, большая часть кото­рых сконцентрирована в областном центре — это три театра, филармония с концертным залом на 730 мест, цирк, 778 библиотек, областной мето­дический центр " Народное творчество", 776 культурно-досуговых учреж­дений, 10 парков культуры и отдыха, 22 музея, областная дирекция по охране, реставрации и использованию памятников истории и культуры, 3 средних специальных учебных заведения культуры, 49 детских школ искусств, планетарий. В области имеются 6 отделений творческих союзов: художников, писателей, театральных деятелей, журналистов, архитекто­ров и дизайнеров.

На 2007 год сеть учреждений культуры и искусства области насчитывала 1640 организаций, где трудились 7, 6 тыс. творческих работников и специалистов. Киносеть включает 177 киноустановок, из них 19 киноте­атров, а клубная сеть включает 740 домов, дворцов культуры, клубов и библиотек с общим книжным фондом 10, 5 млн. экземпляров.

Брянская область располагает значительными природно-рекреационными и историко-культурными ресурсами. В регионе 10 исторических го­родов: Брянск, Дятьково, Карачев, Клинцы, Мглин, Новозыбков, Почеп, Севск, Стародуб, Трубчевск и 3 исторические села: Овстуг, Вшиж, Красный Рог. Выявлено свыше 4000 памятников истории и культуры, 77 из них имеют статус федеральных.

Значимыми туристическими объектами области являются литературно-мемориальные музеи А.К. Толстого и Ф.И. Тютчева, Свенский монас­тырь, парк-музей им. А.К. Толстого, памятные места г. Брянска, музей историй партизанского движения на Брянщине " Партизанская поляна', музей палеолита, исторические поселения, многие музеи и памятники истории и культуры, ландшафтно - парковые и др.

Ежегодными культурными акциями в области являются: праздники поэзии Ф.И. Тютчева, А.К. Толстого, Н. Рыленкова; межгосударственный фестиваль " Славянское единство" у Монумента Дружбы на границе Рос­сии, Белоруссии и Украины; межгосударственный фестиваль " Славян­ские театральные встречи"; праздник народного творчества " На земле Бояна", межрегиональный праздник " Севская частушка", всероссийские кон­курсы вокалистов-любителей им. А.Д. Вяльцевой, народных хоров и ан­самблей " Поет село родное" и др.

Развитию данного направления инфраструктуры будет способствовать комплексная модернизация материально-технической базы сферы куль­туры, туризма и отдыха, эффективное освоение рекреационных зон обла­сти, а также формирование этических природоохранительных норм пове­дения людей в местах отдыха.

Важную роль в рыночной экономике играют финансовые учреждения. За короткое время во многих районах и городах области была создана сеть коммерческих банков и их филиалов. В настоящее время в области действуют как местные, так и филиалы банков Москвы, Санкт-Петербурга и других городов России. Подавляющая часть банков размещалась в Брян­ске: Сбербанк, " Менатеп", " Электроника", " Народный банк" и др. Из городов области по развитию банковской системы выделяются Клинцы и Новозыбков. Самыми большими объемами финансовых операций с населением выделяются Брянский банк Сбербанка России, имеющий свои филиалы во всех районах области, а также " Желдорбанк", " Импексбанк", " ККБ-АГРО", " Бежица -Банк", Брянский филиал " Газпромбанка" и другие. Внутрирегиональное размещение подобных учреждений характеризуется их тяготением к областному центру, где постепенно концентрируется де­ловая жизнь региона.

На территории Брянщины осуществляются все основные виды банковских операций. Лицензирование и контроль за деятельностью коммерческих банков осуществляет Главное управление Центрального Банка (ЦБ), взявшего курс на увеличение установленного капитала и повышение надежности коммерческих банков.

Вопросы для обсуждения:

1. Назовите основные виды социальных услуг населению?

2. Какие изменения произошли за последние годы в системе образования?

3. В чем состоят основные проблемы сферы здравоохранения?

4. Каковы перспективы развития сферы культуры и отдыха?

Литература

Грачев А.Б. Социально – экономическое развитие и управление городом/ А.Б.Грачёв. – Брянск.: Ладомир, 2006. – 208 с.

География Брянской обрасти. – Учебн. пособ. / Под ред. Л.М.Ахромеева. – Издат. Товарищество «Дебрянск», Брянск. Всероссийского ДО «Книга», 1995.

Крашенинников В.В. Из истории селений Брянского района. Издание 2-е, перераб. и дополненное. – Брянск: Издательство БГУ, 2004.

История Брянского края. Учеб. пособ. БИПКРО. Под ред. Лупоядова. Брянск – Курск, 2006.

История Брянского края./О.В.Горб., А.М.Дубр./ - 2001.

Инновационная деятельность образовательных учреждений региона: материалы межвузовской научно – практической конференции 20-21 декабря 2005 г.// под ред. В.Д.Симоненко. – Брянск.: РИО БГУ, 2006. – 163 с.

Устав Брянской области. Метод. пособ.- Брянск. ГУП. – 2004.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал