![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Практическая работа. Дляотработки умений составления психологического диагноза и психологического прогноза можно использовать представленные ниже кейс-задачи.
Дляотработки умений составления психологического диагноза и психологического прогноза можно использовать представленные ниже кейс-задачи. Описание кейс-задачи 1. Определите психологический диагноз и прогноз развития личности описанной ситуации. Ко мне пришла учительница, работающая в первом классе, где учились дети-семилетки, и рассказала такую историю. В ее классе есть два друга, Миша и Коля. И вот недавно Миша потихоньку взял у Коли часы. Выяснилось это следующим образом. Дело было в пятницу, а в субботу родители Миши вместе с ним собирались идти в гости. Мишина мама взяла погладить его рубашку и с удивлением обнаружила в кармашке дорогие ручные часы. Она тут же показала часы мужу, и они вместе стали выяснять у сына, откуда это у него. Мальчик сначала сказал, что часы дал ему Коля. Тогда Мишины родители позвонили родителям Коли, и те очень обрадовались, узнав, что часы нашлись. Отец Миши сказал ему, что в его же интересах открыть сейчас же всю правду. Тогда Миша признался, что часы он увидел на парте и взял их, а потом забыл про это; родителям же солгал, потому что испугался. Учительницу волновало, имеем ли мы тут дело с воровством и как ей надо поступить в этой ситуации. После нее ко мне пришла мать Миши, которую беспокоило то же самое. Они с мужем никак не могли представить себе, что сын может украсть. Из разговора с матерью стало ясно, что фактически с раннего возраста мальчик не знал слова «нельзя». А потом вдруг разом многое стало нельзя, и все эти ситуации как-то были связаны с детским садом и школой. Отец, возмущаясь тем или иным поступком сына, как правило, прибегал к помощи ремня, и мальчик начал обманывать, чтобы избежать наказания. Кроме того, у Миши было довольно странное отношение к вещам: он мог отдать любому свою любимую игрушку, но так же спокойно мог взять чужую вещь и принести ее домой. Из рассказа матери у меня создалось впечатление, что у Миши отсутствуют понятия «мое» и «чужое». Источник этого, видимо, следовало искать в особенностях воспитания ребенка и жизненного уклада семьи. Возникшая гипотеза еще больше укрепилась после того, как учительница рассказала мне историю со значками. У Миши была большая коллекция значков, которую он давно собирал и которой очень гордился. Учительница предложила ему принести коллекцию в класс и показать всем детям. Миша принес значки в коробке, но учительница сказала ему, что так коллекцию очень трудно рассмотреть, пусть он возьмет ее домой, наколет на ткань и тогда принесет. Через некоторое время, разбирая учебные пособия в шкафу, учительница с удивлением обнаружила там коробку с Мишиными значками и убрала ее к себе в стол, а на следующий день отдала мальчику. Каково же было ее удивление, когда Миша стал тут же раздаривать ребятам те экземпляры, которые кому-то понравились. Скоро от коллекции ничего не осталось, а Миша побежал в коридор играть как ни в чем не бывало. Когда учительница рассказала эту историю Мишиной маме, та была поражена, так как коллекция была предметом гордости ее сына. Описание кейс-задачи 2. Определите психологический диагноз и прогноз развития личности описанной ситуации. Учителя математики поражала невнимательность ученицы 5 класса Оли П. Эта ее черта особенно бросалась в глаза в те моменты, когда учащиеся получали инструкцию для выполнения самостоятельной работы. Например: «Закройте тетради с домашними заданиями, откройте классные тетради, возьмите учебники, откройте их на странице 78-й. Здесь нужно прочесть параграф 3. Выучите как следует. Когда это сделаете, откройте задачники на странице 24-й…» и т.д. В такие моменты девочка начинала нервно ерзать на парте, оборачиваться, о чем-то расспрашивать товарищей, иногда просила учителя еще раз перечислить свои указания и, тем не менее, в дальнейшем оказывалось, что она не в состоянии учесть в ходе работы все, что было повторено специально для нее. В чем же причина этой невнимательности? Отсутствие интереса к учению? Безразличие к полученным оценкам? Описание кейс-задачи 3. Определите психологический диагноз и прогноз развития личности описанной ситуации. Мальчик М.К., в возрасте 14, 5 лет (во время первого посещения)... ученик 8-го класса. направлен школой на консультацию по причине слабой успеваемости и неприспособленного поведения в школе. Мать - тридцатитрехлетняя служащая со средним образованием, отец - тридцатипятилетний слесарь, также со средним образованием; двенадцатилетняя сестра учится со средней успеваемостью. В семье не было установлено наследственных аномалий. Из онтогенетического развития: ребенок родился как желанный родителями, без перинатальных осложнений, соматическое и психическое развитие в детстве было совершенно нормальным. Ребенок всегда отличался живым темпераментом, но был мало общительным, со склонностью к одиночеству; по сообщению матери, он с трудом находил друзей, но потом сильно к ним привязывался. Детский сад ребенок не посещал, обязательное посещение школы начал в возрасте семи лет. Его успеваемость в школе постепенно ухудшалась. В первом классе у него были еще единицы (лучшая отметка в чешской школе), во втором классе у него была двойка по чешскому языку, с третьего класса у него уже была тройка, в шестом классе он получил четверку по чешскому языку, в седьмом классе у него были четверки по чешскому и русскому языкам, по истории, географии, по математике и по физике; по биологии, музыкальному воспитанию и трудовому воспитанию у него были тройки, по рисованию двойка, по поведении) тоже. По русскому языку ему пришлось сделать переэкзаменовку, а теперь ему снова угрожает неудовлетворительная оценка. Мать ребенка находится будто бы в частом контакте со школой, отец бывает редко. В данной школе мальчик учится с шестого класса. Классная руководительница приводит причины неуспеваемости в школе: «недостаточность способностей и отсутствие интереса. У него нет определенных школьных интересов, пассивно принимает участие в учении, и то только потому, что нужно. По отношению к учителям ведет себя, в общем, прилично, иногда грубовато. Среди одноклассников он популярен, а может быть, его и боятся, потому что он выделяется своими гимнастическими достижениями, он силен, дружит со старшеклассниками, регулярно курит, у него много никем не проверяемого свободного времени, родители приходят с работы около 17-ти часов. Он любит играть в футбол, бродяжничает с друзьями по улицам или сидит дома, преобладающе бездельничает. В последнее время интересуется девушками, инициатива, однако, исходит не от него. В школе по большей части ведет себя спокойно, неразговорчив, часто как будто его мысли витают где-то далеко. Иногда покрикивает на соучеников, поворачивается, разговаривает с учениками, сидящими около него, и не обращает внимания на замечания. Других особых отклонений я не наблюдала. Может быть, это садизм, что он бросал в утку на озерце камнями (во время экскурсии). На перемене он иногда бегает, в коридоре чем-нибудь играет в футбол или развлекается в небольшой группе. Примечательные свойства: он неразговорчив, ограниченная способность высказываться, понимает с трудом, нечестолюбив, в общем правдив. Семейная среда: порядочная семья, родители отдают много времени работе и себе, меньше времени посвящают мальчику (у них еще дочь, которая на два года младше); возможно, что они надеются на бабушку, которая у них живет, или, может быть, им их усилия кажутся напрасными, и они потеряли надежду. Со школой они сотрудничают недостаточно, скорее, по инициативе школы (классной руководительницы). Родители очень щадили мальчика и всячески защищали после воспаления мозговых оболочек... " Мальчику нельзя учиться, напрягаться, достаточно, если он только перейдет в следующий класс (наше примечание: в шестом классе мальчик в течение двух месяцев был госпитализирован) в седьмом классе у него была переэкзаменовка по русскому языку, а в этом году у него опять будет единица». Предложение соответствующего мероприятия: после исследования принуждать ученика но его способностям интенсивно работать. Я не хотела бы, чтобы он провалился. Он физически развит, и класс уже знаком с его поведением: скорее с недостатками, чем с достоинствами. В низшем классе он был бы, наверное, агрессивным. Семейная среда (на основании собственного определения но анамнезу): пятичленная семья (отец, мать, двенадцатилетняя сестра и бабушка) живет в удовлетворительной квартире; отец спокойный, скорее малоразговорчивый, у матери легко возникает нервность, но семейные отношения в общем гармоничны. Мать рассказывает, что сын доверяется скорее ей, чем отцу, но к отцу он больше привязан, в частности он переживает, когда отец не бывает дома. К сестре у него дружеское отношение. Дома мальчик больше всего любит читать или смотрит программу телевидения, днем он играет на улице в футбол. Воспитательный режим дома сравнительно либеральный; уговоры будто бы более эффективны, чем телесные наказания за проступки, мальчика не бьют. Далее мать говорит, что мальчик робок в речи, довольно вдумчивый, обо всем раздумывает и после волнения с трудом засыпает. Перед переэкзаменовкой по русскому языку, в прошлом учебном году, он подумывал о самоубийстве газом. Мальчик будто бы легко из-за неудачи отказывается от дальнейших попыток.
Раздел ПI. «Психометрические аспекты психолого-педагогической диагностики»
Семинарское занятие 4 (круглый стол). Основные требования к психодиагностическим методикам как инструментам практической работы (4 часа (из них 2 часа ИМО). План 1. Надежность. Виды надежности 2. Проблемы точности измерения. Влияние неучитываемых факторов. 3. Ошибки измерения и доверительный интервал. Коэффициенты надежности. 4. Валидность. Виды валидности: диагностическая (конкурентная) валидность, критериальная валидность, текущая и прогностическая валидность, эмпирическая валидность, концептуальная валидность. 5. Репрезентативность тестовых норм. Виды диагностических норм: абсолютные, статистические, критериальные. 6. Стандартизация шкал. Критериальные нормы. Процентильная шкала, Социально-психологический норматив. Литература:
|